Отличия транспортной экспедиции от перевозки грузов

Перевозка и транспортная экспедиция. Ключевые особенности и отличия

Зная отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки в 2019 году можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания с юридической точки зрения.

Перевозка грузов может происходить на базе различных типов соглашений, которые заключаются между компанией-отправителем и фирмой, предоставляющей услуги по транспортировки.

https://www.youtube.com/watch?v=CqRvsysktYI

К основной документации относят договор транспортной экспедиции и договор перевозки. Рассмотрим отличия таких соглашений подробней.

Общие аспекты

Каждый из рассматриваемых типов соглашений содержит в себе различные особенности, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется изучить нормы российского законодательства.

Что нужно знать

Отличия транспортной экспедиции от перевозки грузов

Соглашение о перевозки подписывается между владельцем груза и транспортной компанией (частным предпринимателем либо иным лицом), которая возьмет на себя обязанность по транспортировке в указанное место.

За предоставление услуг по транспортировке отправитель либо получатель груза вносит установленный договором платеж.

Товарно-транспортной накладной Либо иной документации согласно российскому законодательству
Билетом в случае транспортировки пассажиров Либо письменам соглашением по вопросу предоставления услуг не конкретным лицам, а компании

Перевозчик обязан доставить груз в указанное место и период, причем именно он несет ответственность за возможную порчу.

Отправитель берет на себя обязанность подготовить всю необходимую сопроводительную документацию.

При подписании соглашения транспорта одна сторона, именуемая как фрахтовщик, должна представить противоположной стороне (фрахтователю) ТС с экипажем с целью дальнейшей транспортировки.

Соглашение о транспортной экспедиции подлежит заключению между частными лицами либо компаниями, которые за определенную сумму берет на себя обязательство по транспортировке груза, право собственности на которое есть у отправителя/получателя.

За установленную плату дополнительно может быть предоставлено:

  • сбор необходимой сопроводительной документации;
  • контроль погрузки и отгрузки.

Договор экспедиции может подразделяться на несколько подвидов:

  • поручения;
  • комиссии;
  • агентский.

По результатам свое деятельности экспедитор берет на себя обязательства по предоставлению отчетов о выполненной работе, приложив дополнительно копию соглашения и подтверждения понесенных финансовых затрат.

Поручение Оформляется заказчиком услуг экспедитору
Экспедиторскую расписку Подтверждает факт предоставления посреднических услуг
Складскую расписку Подтверждает факт сохранности груза до периода отправки

О данных нюансах нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Стороны соглашений

Для договора перевозки предусмотрено только несколько сторон:

  • заказчик — клиент;
  • и исполнитель – транспортная компания.

Для договора экспедиции предусмотрено 3 стороны:

  • заказчик;
  • посредник;
  • и исполнитель.

Участниками сделки могут быть любые лица, у которых есть все необходимые документы для предоставления рассматриваемых услуг.

Необходимо помнить — от имени заказчика либо исполнителя могут действовать доверенные лица при наличии соответствующей нотариальной доверенности.

Подробно о подписании и исполнении соглашения перевозки регулируется 40 главой Гражданского Кодекса России, 41 главой ГК РФ – договор транспортной экспедиции.

Указанные нормы Гражданского Кодекса России предоставляют возможность:

  • подробно разъяснить понятия обоих видов соглашения;
  • разъяснить подробно права и обязанность каждого участника сделки;
  • дать подробное объяснение иным немаловажным моментам.

Рекомендуется ознакомиться с указанными главами Гражданского Кодекса для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ об договора различаются между собой, поэтому крайне важно знать о них.

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

Отличия транспортной экспедиции от перевозки грузов

Любой объект считается грузом с момента, когда возникла необходимость его доставки из одного пункта в другой каким-либо транспортом. В процедуре доставки участвуют, по меньшей мере, три стороны: грузоотправитель – тот, кто отправляет груз, грузополучатель – тот, кто его получает, перевозчик – тот, кто его доставляет.

https://www.youtube.com/watch?v=P1AtpYAXvlk

Зачастую роль грузоотправителя и роль грузополучателя выполняет одно лицо. В тривиальном случае это лицо может быть вдобавок перевозчиком, но такой вариант в дальнейшем рассматриваться не будет, ибо при таком стечении обстоятельств не возникает отношений между сторонами, которые регулируются определенным соглашением.

Если объект перевозки – человек, то он считается пассажиром и, как правило, является стороной, самостоятельно участвующей в транспортных отношениях.

Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара.

От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности.

С юридической точки зрения, это называется “перевозкой“, которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон.

Отличия транспортной экспедиции от грузоперевозки

Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги.

Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.

К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.

Фиксация факта совершения перевозки производится на основании: ТН, акта выполненных работ и счет-фактуры.

На сегодняшний день многие коммерческие организации предлагают сопутствующие услуги, связанные с доставкой груза. При таком раскладе клиенту не приходиться думать, как будет происходить транспортировка.

Проблемы, связанные с выбором маршрута, типа транспортного средства (ТС), погрузкой-разгрузкой, общением с водителем, страхованием и многими другими вопросами берет на себя транспортная компания. Такая организация процесса называется транспортной экспедицией, которая регулируется главой 41 ГК РФ.

Клиент заключает договор транспортной экспедиции с компанией-экспедитором, в котором прописываются условия доставки товара. В общем случае в задачи экспедитора входит:

  • Выбор подходящего маршрута, предварительно согласованного с контрагентом, а также типа ТС, соответствующего характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров перевозки груза.
  • Осуществление отправки (получения) товара, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, временное хранение груза на складе в случае необходимости.
  • Выполнение дополнительных работ, связанных с транспортировкой: таможенное и страховое оформление, уплата пошлин и др.

https://www.youtube.com/watch?v=aNCxkdjS5BU

Дабы не тормошить клиента по каждому поводу компания зачастую предлагает оформить доверенность, дающую ей право действовать от его имени.

Это является достаточно частой практикой, когда, например, заказчик не имеет возможности ехать за много сотен километров для получения того или иного документа.

В данной ситуации перевозчик выступает в качестве агента, действующего от лица заказчика. А договор транспортной экспедиции считается посредническим.

Во втором – это предоставление услуг, связанных с перевозкой, в число которых входит заключение экспедитором (от себя или от клиента) соглашений с перевозчиком. Другими словами, к экспедиции можно отнести все, что прямо или косвенно связано с перевозкой, исключая саму перевозку.

Если экспедитор, помимо экспедирования, осуществляет и саму перевозку, то договор считается смешанным.

Следует заметить, что перевозчик может вдобавок оказывать экспедиционные услуги на основании договора перевозки, но это должно быть в явном виде прописано.

Компания-экспедитор вправе привлекать третьих лиц для исполнения взятых на себя обязательств, а именно: договариваться с другими компаниями, которые могут предоставлять требуемые для перевозки ресурсы, отсутствующие у экспедитора. Например, нанимать сторонних водителей и автотранспорт, грузчиков и др.

К договору экспедиции прилагаются следующие документы:

  • Поручение экспедитору. Определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг.
  • Экспедиторская расписка. Подтверждает факт получения экспедитором груза для транспортировки.
  • Складская расписка. Требуется при необходимости временного хранения груза на складе. Данная расписка выдается экспедитором клиенту о том, что груз принят на хранение.

Чтобы зафиксировать факт выполнения экспедиционных обязательств по договору стороны могут составить акт оказанных услуг, а исполнитель предоставить отчет экспедитора. Ключевое слово “могут”, говорит, что законодательством не предусмотрено подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, однако, для избежания проблем с налоговыми органами это настоятельно рекомендуется делать.

  • Отчет экспедитора – это документ, подтверждающий выполнение экспедиционных услуг посреднического характера, в котором прописаны суммы полученных и израсходованных денежных средств, а также сумма вознаграждения экспедитора. К отчету прилагаются: транспортная накладная, копии договоров с перевозчиками (или оригиналы, если они заключались от имени заказчика), счета-фактуры и другие первичные документы.

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

С целью официального оформления правоотношений, направленных на транспортировку грузов ее стороны – участники могут заключить соглашение об оказании транспортных услуг.

 По указанному соглашению одна сторона – грузовладелец предоставляет второй стороне – перевозчику, груз, а последний обязуется его принять и перевезти в оговоренный пункт назначения.

 В конечном пункте назначения доставленный груз обязан принять грузополучатель. Однако, перевозка грузов является не единственным видом транспортных услуг.

Перевозчик может осуществлять свою деятельность по оказанию транспортных услуг по следующим направлениям:

  • перевозка грузов;
  • перевозка пассажиров;
  • перевоз багажа.

В зависимости от способа перевозки, перевозчик может предоставлять свои услуги следующими видами транспорта:

  • воздушным;
  • автомобильным;
  • железнодорожным;
  • морским.

Каждый из способов перевозки и транспортировки регулируется соответствующим законодательством РФ.

Предметом соглашения выступает груз, который перевозчик обязан доставить в оговоренный пункт назначения по основному договору. Помимо характеристик, количества и объема груза, в договоре отображаются:

  • каким образом будет перевозиться предмет соглашения;
  • какой тип транспорта будет задействован;
  • сроки доставки;
  • срок, предоставленные грузоотправителю для его предоставления перевозчику;
  • порядок оплаты и окончательных расчетов;
  • иные условия по согласованию сторон.

Учитывая, что такие соглашения заключаются, как правило, между хозяйствующими субъектами, они носят систематический характер и охватывают перевозки на протяжении определенного периода времени – месяц, квартал или год. При этом не исключены и разовые соглашения на перевозку груза.

По своей правовой природе соглашение о перевозке можно сравнить с предварительным договором, регламентированным ст.

429 ГК РФ, потому как порождает обязанности сторон заключать отдельные соглашения по каждому конкретному факту перевозки груза.

Гражданский кодекс РФ в ст. 791 закрепляет, что перевозчик берет на себя обязательство по предоставлению транспортного средства для транспортировки груза в срок, указанного в соглашении об организации перевозок.

 В случае нарушения взятого на себя обязательства, перевозчик несет ответственность в порядке ст. 794 ГК РФ.

Среди таких обстоятельств выделяются:

  • действие непреодолимой силы;
  • возникшие препятствия в результате возникновения стихийного бедствия;
  • начало военных действий;
  • введение ограничений или полное прекращение транспортного сообщения в оговоренных направлениях в результате блокады, эпидемии или иных обстоятельств, делающих невозможным осуществить перевозку.

Согласно статьи 785 ГК РФ по соглашению перевозки груза перевозчик обязан доставить переданный ему отправителем груз и доставить его в оговоренный пункт назначения с последующей выдачей грузополучателю, а отправитель обязан оплатить предоставленные услуги оговоренную в договоре сумму.

Законодательство регламентирует обязательность заключения договора перевозки груза в письменной форме. Указанное требование содержится в п.2 ст. 785 ГК РФ. В качестве письменной формы соглашения может быть:

  • составленная и выданная отправителю транспортная накладная;
  • коносамент;
  • иной документ на перевозимый груз, предусмотренный транспортным уставом или кодексом.

Учитывая, что документы выдаются в момент передачи отправителем груза перевозчику, то такое соглашение является реальным и считается заключенным в этот момент.

Важно знать, что деятельность, направленная на транспортировку грузов, общий вес которого превышает 3,5 т., подлежит лицензированию. Пренебрежение этой обязанностью может привести к наложению штрафных санкций на грузоперевозчика и признания соглашения недействительным.

Соглашение является срочным, учитывая, что стороны указывают конкретный срок для исполнения обязательства по сделке – доставке груза.

Сроки доставки могут быть согласованы сторонами в самостоятельном порядке, либо посредством нормативного регулирования.

 Если стороны решили не ограничивать конкретными сроками время доставки груза, то переданное имущество должно быть доставлено в разумный срок.

https://www.youtube.com/watch?v=7w1UB4pZGVY

Соглашение о перевозке грузов относится к возмездным договорам. Стоимость услуг за транспортировку груза определяется и устанавливается согласно действующим транспортным уставам и кодексам.

 Коммерческие организации, занимающиеся грузоперевозками не вправе отказать в услуге любому обратившемуся исходя из публичности такого рода правоотношений.

Заключая соглашение, отправитель предоставляет перевозчику заполненный и подписанный документ перевозки – транспортную накладную.

В соглашении о перевозке грузов с одной стороны выступает перевозчик, а с другой грузоотправитель – собственник груза, или иное лицо, действующее в интересах отправителя. Договор является двусторонним, потому как у каждого из участников правоотношения возникают взаимные права и обязанности.

Важно понимать, что указанное соглашение, по сути, заключается в интересах третьего лица – грузополучателя, который хоть и не является стороной по договору, но также приобретает права и обязанности. Не подписывая соглашение, грузополучатель наделен правом требования выдачи отправленного груза в оговоренном пункте назначения.

При нарушении перевозчиком обязательства по доставке и выдаче груза в конечном пункте назначения, грузополучатель имеет право направить требование, относительно утраты груза, а при ненадлежащем исполнении перевозчиком обязательства – выставить требование относительно нарушения договоренностей по количеству и качеству выданного груза.

Если говорить об обязанностях грузополучателя, то к ним относятся:

  • получение груза;
  • вывоз с территории пункта назначения;
  • окончательный расчет с перевозчиком, если такая обязанность предусмотрена соглашением.

Срок доставки груза является одним из существенных условий соглашения о перевозке. Если стороны по каким-либо причинам не указали в тексте договора сроки доставки, то она должна быть осуществлена в разумные сроки.

Стороны могут согласовать порядок и сроки направления претензий и требований в случае возникновения нарушения обязательств. Если в досудебном порядке сторонам урегулировать спор не удалось- конечной инстанцией будет обращение в суд.

Так, экспедитору поручают организовать перевозку груза определенным транспортом и по конкретному маршруту, обеспечить его погрузку, отправку, получение, заключить договор перевозки, выполнить таможенные формальности, уплатить пошлины и др. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:

  • при транспортной экспедиции — поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);
  • при перевозке груза — транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности — один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство в аренду и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель:

  • для перевозки — это транспортировка груза из точки А в точку Б;
  • для аренды транспортного средства с экипажем — получение арендатором возможности владеть и пользоваться транспортным средством в течение определенного времени, согласованного сторонами.

Этим обусловлены и другие отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем, в том числе обязательства и ответственность сторон:

  • перевозчик, к примеру, по договору перевозки груза обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. Поэтому предполагается его ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ);
  • при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.

К искам по таким договорам применяется, в отличие от перевозки, общий срок исковой давности в три года.

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки (ст. 787 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель: предоставление вместимости транспортного средства. Его предмет уточняется в транспортном законодательстве, например в нормах о фрахтовании морского судна без экипажа указано, что судно передается в пользование и во владение на определенный срок для перевозок и иных целей (ст. 211 КТМ РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=jf5hnVaMlFI

Обратите внимание, что стороны могут заключить договор перевозки, содержащий элементы фрахтования. Тогда фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные для грузоотправителей (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector