Если установлена обоюдная вина страховка будет дороже

Нормативная база

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП

Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.

Но выплатит ли возмещение страховая компания, если виновниками аварии будут признаны оба водителя? И как будут распределены выплаты между ними?

Вопрос степени вины не рассматривает страховая компания. Степень вины каждого водителя определяет только суд. На основании решения суда страховщик осуществляет выплаты.

Чтобы избежать различных сложностей в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно вести себя при ДТП и грамотно оформить все необходимые документы.

Также стоит учитывать, что не все нарушения ПДД служат основанием для признания судом обоюдной вины.

К примеру, если один из участников выехал на встречную полосу, а второй – был не пристёгнут, виновным будет признан только первый из них. Суд всегда руководствуется принципом разумности.

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Согласно п. 22 ст. ФЗ-№12, страховые компании должны выплачивать сумму ущерба пропорционально степени вины водителя.

К примеру, если водитель признан судом виновным на 60%, то ему выплатят только 40% от суммы понесённого им ущерба, а второму участнику выплатят 60% от суммы, требующейся на ремонт его авто.

Однако судебная практика показывает, что выплаты по ОСАГО при «обоюдке» чаще всего распределяется в одинаковых долях между обоими виновниками аварии.

Суды опираются на п. 2 ст. 1083 Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной.

Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.

Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет.

Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.

Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.

Если обоих участников аварии устраивает получение 50% возмещения, то в суд можно не обращаться.

В этом случае отправляйтесь в страховую компанию сразу, как получите из ГИБДД документы с указанными нарушениями со стороны каждого из участников ДТП.

Если вас не устраивает половинчатое возмещение, то необходимо:

  1. Уведомить страховщика о ДТП.
  2. Дождаться решения суда с установленной мерой виновности каждого участника.
  3. Получить компенсацию по постановлению в размере, пропорциональном вине.

Судебный процесс занимает обычно несколько месяцев, поэтому в суд стоит обращаться, если:

  1. По мнению автоинспекции, нет ни одного виновника.
  2. Большая степень вины одного из участников очевидна.
  3. Ущерб серьёзный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.

Страховщик может вынести мотивированный отказ в выплате возмещения.

Наиболее частые причины отказа:

  1. Один из участников не был вписан в страховку ОСАГО.
  2. Участник ДТП управлял автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Один из виновных обжаловал вынесенное судом решение.
  4. Виновный сбежал с места ДТП.

Но это не значит, что всё потеряно и вы не получите возмещения. Добивайтесь своих прав, поскольку страховым компаниям выгодно зацепиться за любую причину, чтобы не выплачивать компенсацию.

Так, если в ваше авто въехал сын собственника другой машины и он не вписан в полис, страховщик может отказать в рассмотрении документов. В этом случае напомните сотруднику компании о п. 1 ст. ФЗ — №14.

Согласно закону, право требования переходит к причинившему вред лицу. На основании данного положения страховщик обязан выплатить возмещение.

Во втором случае, когда один из участников был под воздействием алкоголя, действует то же правило. Аналогичным образом поступайте, если виновник покинул место ДТП.

Если ваш оппонент обжаловал решение суда, то страховая компания вправе приостановить процедуру выплаты, но ни в коем случае не отказать.

Обоюдная вина в аварии – непростая ситуация, поскольку каждый из участников становится и потерпевшим, и виновным одновременно. Следовательно, каждый сам несёт ущерб и в то же время должен отвечать за ущерб, причинённый другому.

Поэтому хочется порекомендовать всем водителям быть аккуратнее на дороге и всеми силами стараться не нарушать ПДД.

Вас заинтересует:

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

офис осаго

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2019 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей. Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, т.е. 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, т.е. 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  1. Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

Как доказать обоюдную вину в суде

Каждый судебный процесс индивидуален, его ход зависит от конкретных обстоятельств дела. Но в случае с ДТП по обоюдной вине можно дать общие рекомендации водителям.

Самое важное – доказать, что нарушения правил были допущены обоими участниками. В качестве доказательств нужно использовать справки, протоколы и постановления ГИБДД, вынесенные по результатам дела.

Могут привлекаться и показания свидетелей, сделанные вами фото и видеозаписи с места аварии, указывающие на расположение машин после ДТП, степень повреждения и пр.

Если установлена обоюдная вина страховка будет дороже

Помните, что суд учитывает не только действия участников ДТП, но и другие обстоятельства дела. К примеру, участник процесса в ходе доказательств своей позиции может сослаться на погодные условия в момент аварии и состояние дорожного полотна.

Правда, этот факт должен быть подкреплён справкой из местного центра гидрометеорологии.

Важны также и профессиональные знания, поэтому стоит получить экспертное заключение: оценочное, автотехническое, и т.д. Можно даже вызвать экспертов в суд, особенно в том случае, если у вашего оппонента есть возражения.

Так, даже документы из Госавтоинспекции могут быть проигнорированы судом, если другие доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в них.

Каждая отдельная ситуация на дороге – это индивидуальное событие, требующее внимательного рассмотрения и учета всех фактов, событий, мелочей, которые также являются ценными. Рассмотрим общие рекомендации, которые могут помочь водителям при судебном разбирательстве:

  1. Собрать доказательства. Чтобы признали вину двух сторон, следует указать на ошибки, которые были совершены двумя сторонами конфликта. Для этого подойдут справки, протоколы, постановления, которые были выписаны в результате рассмотрения ДТП специалистами
  2. Предоставить показания свидетелей, фото, видеоинформацию, которые помогут восстановить ситуацию на дороге, укажут на повреждения, другое
  3. Не лишним будет сослаться на погодные условия, которые также бывают причиной происшествий. В таком случае требуется запросить подтверждение из центра гидрометеорологии.
  4. Суд учитывает экспертную оценку оценщиков автоповреждений, автотехнические заключения. Их можно пригласить на слушание дела

Важно! Суд учитывает совокупность доказательств, разные факты, свидетельства, которые могут повлиять на степень вины. В таком случае даже заключения ГИБДД могут перекрыть более весомые факты, раскрытые в ходе разбирательства.

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Юридическая консультация онлайн

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Действующее законодательство предусматривает различные формы вины в совершении действия или бездействия: с умыслом или по неосторожности. Случайное причинение ущерба, которое сопровождалось неосторожностью, также порождает отрицательные правовые последствия для виновника.

Если при совершении дорожно-транспортного происшествия будет установлена любая форма вины в действиях только одного водителя, то условия оформления страхового случая и возмещение ущерба не будет составлять особой сложности (кроме случаев возникновения спора относительно суммы такого ущерба). Если же материалами о ДТП будет установлена вина обоих водителей, то, формально, рассчитывать на получение страхового возмещения не получит права ни один из участников аварии, даже при условии действующего полиса ОСАГО.

Однако возможность добиться получения страхового возмещения в этом случае регламентирована ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. При определении такого права существенное значение приобретает степень вины каждого из участников ДТП. Существует две возможных степени вины:

  • равная для обоих участников конфликта;
  • большая или меньшая степень вины для каждого из водителей.

Определить конкретную степень виновности страховая компания не в состоянии, такая процедура законодательством не детализирована. Поэтому единственным возможным вариантом действий является обращение в судебные органы.

Далеко не всегда ДТП происходит по обоюдной вине, даже если оба водителя формально нарушили Правила дорожного движения. В этом случае суд обязан будет применять принципы разумности и объективности при рассмотрении дела, поэтому будет оценивать вину каждого из участников конфликта исходя из совокупности представленных доказательств.

  • в происшествии отсутствует вина обоих водителей;
  • каждый из участников аварии признается виновным.

Действия сотрудников ГИБДД

По приезде сотрудников ГИБДД на место происшествия, они осматривают место события, делают нужные замеры, направляют водителей для экспертизы на наличие в крови алкоголя, наркотических веществ. При оформлении ДТП составляются такие документы:

  1. Справка о происшествии для каждого участника. Она выдается каждому водителю.
  2. Постановление о нарушении в соответствии с КоАП РФ и форма возможной ответственности, нарушенное правило ПДД.
  3. Протокол. В нем фиксируется следующая информация:
  • схема и описание о размещении автомобилей после аварии
  • данные замеров между машинами от контрольных точек
  • описание предварительно зафиксированных повреждений транспортных средств
  • пояснение ситуации участниками ДТП

Инспекторы ГИБДД, которые прибудут на место аварии, должны составить такие  документы:

  • схему происшествия;
  • два протокола об административном правонарушении (на каждого автолюбителя);
  • справку о ДТП.

Для составления схемы ДТП сотрудники полиции начнут измерение проезжей части и расстановки машин участников столкновения. Водителю нужно принимать в этом участие. Вежливо обращать их внимание на все нюансы, которые могли быть незамеченными. Также следует указать на полученные в результате столкновения повреждения машин.

Такие действия помогут более точно отобразить схему ДТП, которая в суде будет выступать главным документом доказательной базы. Прежде чем подписывать схему, необходимо с ней внимательно ознакомиться, проверить, правильно ли указана вся информация, особенно повреждения авто.

Если вы не согласны со схемой, то не стесняйтесь, попросить ее переделать. В случае отказа обязательно сначала впишите в документ все свои замечания, а потом подписывайте.

шапка постановления пленума верховного суда
“Шапка” постановления пленума верховного суда.

При составлении справки о ДТП и протокола нужно следить, чтобы были указаны все повреждения, полученные автомобилем в результате столкновения. Желательно чтобы было записано, что машина может иметь скрытые повреждения. Каждому участнику ДТП выдается на руки заверенная копия справки.

Протокол должен содержать информацию о нарушении вами конкретного пункта ПДД и статью КоАП. Инспектор должен разъяснить ваше нарушение и предусмотренные статьей меры наказания. Прежде чем подписать протокол внимательно его прочитаете, напишите с чем вы не согласны, а только после этого его подписывайте.

Инспектор выдаст вам на руки заверенную копию протокола об административном правонарушении. Там будет указана дата, время и название отделения ГИБДД, в котором на группе разбора будет рассмотрена автоавария.

Автолюбителю следует явиться на группу разбора написать объяснительную и получить заверенную копию постановления об административном правонарушении. Если автовладелец не явится на разбор происшествия, то постановление будет выписано без его участия!

С пакетом документов необходимо явиться в свою страховую компанию на протяжении 15 рабочих дней с момента автоаварии. Не спешите отдавать все документы страховщику, сделайте себе нотариально заверенные копии в двух экземплярах.

Если есть возможность, то сделайте цветные сканы документов. Копии вам пригодятся, если ваши документы потеряет  некая «Маша-растеряша», которая работает в страховой компании. А также при обращении в суд.

Как оформлять ДТП при обоюдке

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия важно выполнить следующее:

  1. Остановить автомобили, не оставлять место происшествия.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД, аварийных комиссаров от страховых компаний.
  3. Записать данные свидетелей, включая контактную информацию.
  4. Зафиксировать максимальное количество доказательств вины второй стороны. Для этого подойдет видеоматериал с видеорегистратора, фото на телефон.
  5. При записи информации сотрудником госавтоинспекции в протокол, важно проследить за ее правильностью.
  6. Не нужно сразу брать вину на себя.

При составлении протокола следует успокоиться, уяснить сложившуюся ситуацию, четко проговаривать свою позицию, давая объяснения, которые должны быть отражены в протоколе. Следует обратить внимание инспектора на факты, которые подтверждают вину второй стороны. Это поможет прояснить ситуацию, в которой вину с одного человека полностью снимут. В том случае, если есть уверенность в невиновности, следует обязательно добиваться правоты, собрав доказательства, обращаться в суд.

В другом случае возможно возмещение от страховщиков только половины необходимой суммы от возможной по страховому покрытию. Если же повреждения автомобиля незначительны, никто не пострадал, тогда можно вызвать только специалиста от страховой компании и составить «Европротокол», документы для страховщика.

Рассчитать стоимость онлайн на сайте ИнгосстрахРассчитать стоимость онлайн на сайте Росгосстрах

Оформлять автоаварию, в которой виновны сразу оба водителя необходимо стандартным образом с участием  сотрудников ГИБДД!

Автолюбителям нужно успокоиться и приступить к выполнению обязательных действий предусмотренных ПДД:

  1. Остановить машину и не двигаться с места.
  2. Сразу включить аварийную сигнализацию. Обязательно выставить знак аварийной остановки. В пределах населенного пункта авариный треугольник выставляется не ближе чем за 15 м от автомобиля, а за его пределами – 30 м. Знак предназначен для предупреждения других автовладельцев о неподвижной преграде у них на пути. За невыполнение этого пункта на водителя будет выписано постановление об административном нарушении (п. 1 ст. 12.27 КоАП РФ). Мера наказания: 1 тыс. рублей административного штрафа.
  3. Не поднимать предметы, которые  имеющие отношение к дорожному происшествию (детали, обломки, осколки).
  4. Если пострадали люди, то первостепенной задачей является оказание им первой медицинской помощи. При необходимости следует вызвать скорую помощь.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  6. Записать личные данные второго участника столкновения или лучше сфотографировать: водительские права, техпаспорт, страховой полис ОСАГО.
  7. Известить свою страховую компанию об автоаварии с виной обоих водителей. Для регистрации ДТП нужно указать: время, место и обстоятельства столкновения. Узнать у страхового агента последовательность своих действий. Агент может принять решение направить на место происшествия представителя компании.
  8. Сфотографировать все подробности столкновения на мобильный телефон или другой гаджет. Не помешает видеозапись. Нужны следующие фотографии:
  • обеих машин со всех сторон так, чтобы было видно их положение относительно друг друга на фоне дорожной инфраструктуры (разметка, дорожные знаки, светофоры, указатели), а также конкретной местности (вывески магазинов, таблички с названием улиц и номеров домов);
  • на фотографиях должны быть видны государственные номера обоих автомобилей;
  • лежавших на дороге, оторвавшихся деталей и других предметов;
  • тормозных путей обоих авто;
  • общего плана места дорожно-транспортного происшествия.
  1. Совместно с другим водителем составить схему ДТП, которую заверить подписями.
  2. Если невозможно организовать объезд, с целью оставить все на своих местах, до приезда полицейских, то освободить проезжую часть. Но только после составления схемы происшествия, а также проведения детальной фотосъёмки и видеозаписи места аварии.
  3. Искать свидетелей столкновения. Взять у них личные и контактные данные. Попросить дождаться сотрудников дорожной полиции для дачи показаний. Заручится обещанием прийти на судебное разбирательство дела. Делать это надо очень оперативно, пока очевидцы не отправились по своим делам.
  4. Дождаться сотрудников ГИБДД и принимать активное участие в оформлении автоаварии.

При таком алгоритме действий водитель выполнит все обязательные действия и не будет оштрафован инспектором дорожной полиции за нарушение ПДД. Кроме того, он выполнит свои обязанности указанные в договоре страхования по ОСАГО.

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2019 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так. Поскольку после, в момент административного разбора, получится что не оба виноваты, а только один.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение. Пункт 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Иномарка

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, т.е. 50 на 50.

При рассмотрении представленных материалов на страховое возмещение по условиям ОСАГО у страховой компании есть право вынести мотивированный отказ в выплате, который также может быть оспорен путем подачи искового заявления.

В ходе судебного заседания суд установит пропорциональную степень вины каждого из водителей, которая будет являться основанием для страховых компаний по возмещению суммы ущерба исходя из установленного соотношения.

Особенности распределения вины различных участников дорожно-транспортного происшествия следуют из ст. 12 Федерального закона № 40-ФЗ. С учетом изложенных выше обстоятельств конфликта, у страховых компаний возникают разные основания для осуществления выплат заявителям:

  • если в дорожно-транспортном происшествии установлена одна из возможных форм виновности каждого лица – выплата будет осуществляться исходя из установленного судом пропорционального соотношения вины каждого из них;
  • если транспортному средству гражданина причинен ущерб сразу от нескольких субъектов ДТП, каждый из которых виновен в аварии – выплаты подлежат пропорциональному распределению между страховыми компаниями таких лиц;
  • если при расследовании дорожно-транспортного происшествия не была установлена вина ни одного из водителей – выплата осуществляется в равных пропорциях каждой страховой компанией данных лиц.

При рассмотрении спора суд установил, что степень вины водителя машины УАЗ составила 80%, тогда как аналогичное значения для водителя КИА составило 20%. В результате такого пропорционального соотношения степени виновности, водитель УАЗ будет обязан возместить ущерб второй стороне ДТП на сумму 80 000 рублей, а водитель КИА – 4 000 рублей. Именно указанное соотношение вины и размера ущерба будет использовано для определения размера страховых выплат по действующим полисам ОСАГО.

Требования страховой при обоюдной вине

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено  50% причиненного ущерба.

Рассмотрим на конкретном примере: водитель №1 получил ущерб на 40 тыс. рублей, а водитель № 2 – на 68 тыс. рублей. Если будет признана обоюдная вина, то страховщик водителю №1 выплатит 20 тыс. рублей, а водителю №2 соответственно 34 тыс. рублей.

Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.

На основании решения суда составляется исполнительный лист. Страховщики производят компенсационные выплаты в соответствии с полученным исполнительным листом.

П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.

К сожалению, суды идут по пути наименьшего сопротивления и присуждают, чаще всего, выплаты в равных долях. При участии в судебном процессе опытных адвокатов соотношение может быть принятым на уровне 70/30 или даже 90/10. Но не все водители могут позволить себе нанять «сильного» адвоката.

Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.

Судья примет решение, что он не может установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину. На основании такого решения суда страховые компании откажут в компенсационных выплатах  обоим автовладельцам.

Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.

Если установлена обоюдная вина страховка будет дороже

Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам  ДТП необходимо обратиться в суд.

Многих водителей интересует вопрос, как же оплачивается ущерб, если была установлена обоюдная вина при ДТП? Выплаты страховой компании зависят от некоторых требований, которые тоже необходимо знать, когда была признана “обоюдка”:

  • чтобы оформить аварию по правилам необходимо, чтобы все участники происшествия были вписаны в действующий полис ОСАГО;
  • также при обоюдной вине необходимо пройти экспертизу на отсутствие или наличие алкоголя в крови всех водителей;
  • выплаты могут быть приостановлены в случае, если одна из сторон подала на другую в суд или решила обжаловать уже принятое решение;
  • выплата по “обоюдке” пройдет только в том случае, если все участники ДТП оставались строго на своих местах, а также никто из водителей не покинул место происшествия.

Все 4 требования необходимо выполнять обязательно. Если хотя бы одно из них будет нарушено, то компенсации ущерба можно так и не дождаться.

Вас заинтересует:

Страховщики в своей деятельности по поводу выплат по страховым случаям опираются на ФЗ «Об ОСАГО». Согласно ему третье лицо в ДТП может рассчитывать на покрытие расходов не только по восстановлению автомобиля, но и по лечению в пределах страховой суммы, на которую заключен договор у виновника ситуации. Также учитывается соблюдение условий договора, ведь есть пункты, которые не предусматривают выплату:

  1. Водитель, находившийся за рулем, не вписан в полис
  2. На момент ДТП виновник находился в состоянии алкогольного опьянения, под действием запрещенных веществ
  3. Один из водителей обжаловал судебное решение
  4. Виновник скрылся с места происшествия, его личность нельзя установить

Чтобы решение было положительным, следует:

  1. При возникновении аварии сообщить о случившемся в страховую компанию
  2. Действовать в рамках закона
  3. В течение 10 дней подать документы о происшествии, написать заявление

Важно! Если вторая сторона обратилась в суд с претензией, это не является поводом в отказе выплаты, а лишь в паузе по решению.

  • Cтраховая компания обанкротиласьCтраховая компания обанкротилась
  • Неустойка по ОСАГО — как рассчитывается размер и взысканиеНеустойка по ОСАГО — как рассчитывается размер и взыскание
  • Возмещение ущерба по ОСАГОВозмещение ущерба по ОСАГО
  • Отказ в выплате по ОСАГО — что законно, а что нет?Отказ в выплате по ОСАГО — что законно, а что нет?
  • Выплаты по ОСАГО за вред здоровьюВыплаты по ОСАГО за вред здоровью
  • Выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиляВыплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Обоюдная вина при ДТП если нет страховки

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд. Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Подводные камни. Пример 1

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Юристы настоятельно рекомендуют при обоюдной вине в дорожно-транспортном происшествии внимательно проверять все данные, которые заполняет инспектор ДПС. Очень часто случается такая ситуация, что один из участников признает свою вину полностью. Однако позже выясняется, что окончательной суммы не хватает для покрытия ущерба, и человеку приходится выплачивать “остаток” из собственного кармана.

Самое время пойти на хитрость. Необходимо обратиться в страховую компанию и признать обоюдную вину при ДТП. Выплаты страховой должны делятся поровну между двумя участниками, но если только это будет доказано в суде (так как акт уже был составлен). Далее необходимо обратиться за помощью к автоюристу, который и будет защищать “виновника”.

обоюдная вина в дтп

Также случается и так, что обоюдная вина в ДТП может быть “кажущейся”. Такая ошибка может случиться в том случае, если оба участника действительно нарушили правила дорожного движения, но “ошибка” одного не имеет причинно-следственной связи с происшествием. В подобных ситуациях юристы настаивают на полной выплате страховки пострадавшему лицу, несмотря на то, что в протоколе записано совсем другое.

Самый яркий пример такой ситуации, когда один водитель ехал на перекрестке на запрещающий сигнал светофора, а второй на разрешающий, но с превышением скорости. Они столкнулись. Казалось бы, что виноваты оба. Но на самом деле виновником должен быть признан тот участник ДТП, который проезжал перекресток на красный сигнал светофора.

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector