Пенсии работникам творческих профессий в России

Понятие работников творческих профессий

В начале диссертации, как представляется, необходимо четко определиться относительно содержания категории «работники творческих профессий».

В юридических и близких к ним иных гуманитарных науках издавна ведется дискуссия о том, свойственно, в принципе, творчество любому труду, либо это качество лишь некоторых классов труда. Так, Р.Редлих, оценивая созданное С.А.Левицким, пишет, что он «очень ясно сознает, что человеческое творчество проявляется отнюдь не только в науке и искусстве, но и в технике, в хозяйствовании, в строительстве личной и общественной жизни, в сущности, во всякой целеустремленной деятельности…»1.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Эта позиция в юридической науке получила поддержку и развитие в исследованиях, выполняемых на кафедре трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета. В данных работах доказывается, что творчество может характеризовать качество труда любого класса2. Но есть и другая точка зрения. В частности, высказано мнение о том, что не все виды труда можно отнести к труду творческому”.

Используя метод доказательства «от противного», в изложенной научной дискуссии надлежит согласиться с первой из приведенных позиций. Дело в том, что, признавая какие- то виды труда нетворческими, надо признавать и невозможность создания нового применительно к таким видам труда. Вместе с тем вряд ли можно абсолютно отрицать возможность, например, прогрессивной новизны подходов к выполнению даже монотонных функциональных обязанностей.

Кроме того, в границах общественных отношений по поводу труда и уборщица, и вахтер, и сборщик на конвейере могут быть наделены правом вносить предложения по совершенствованию организации своего труда на общем собрании или конференции трудового коллектива и т. п. При таких взглядах на творчество нужно констатировать, что нет нетворческих видов труда .

И тем не менее нельзя отрицать, что есть работники, специально принимаемые на работу для выполнения творческих задач. Их часто называют «творческие работники».

Международное нормативное регулирование касалось, в частности, в Рекомендации о положении творческих работников, принятой на XXI сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО в 1980 г., данного понятия. Под творческим работником в данном акте международного права подразумевается любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства (участвуя, таким образом, в их воссоздании), которое считает творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации5.

В России есть практически воспроизведение приведенной дефиниции в ст. 3 Основ законодательства о культуре, принятых 9 октября 1992 г.: «Творческий работник -физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников, органов радиовещания)». Однако, думается, что соответствующая регламентация требует изменений по двум направлениям6.

Во-первых, категория «работник» обязательно предполагает отношения, регулируемые трудовым правом, а в критикуемом определении отмечается факт признания физического лица творческим работником независимо от того связано соответствующее лицо трудовыми соглашениями или нет. Видимо, при переводе на русский язык Всемирной конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников радиовещания был неточно интерпретирован термин «работник», который употреблен в значении «трудящийся», «труженик», «деятель». В России такая неточность может спровоцировать юридическую ошибку в результате смешения сфер действия норм гражданского и трудового права.

В источниках российского права социального обеспечения работниками называются и некоторые категории пенсионеров. Отчасти это объяснимо тем обстоятельством, что процедурные правоотношения по поводу установления юридических фактов и в связи с назначением пенсии чаще всего совпадают во времени с окончанием трудовых отношений.

Но представляется, что здесь сказалась и еще сказывается сейчас общая идеологическая установка в СССР о том, что советское государство есть государство рабочих и служащих. В науке права социального обеспечения неестественность применения категории «работник 13 относительно получателя пенсии замечена давно.

Некоторые авторы предприняли попытку перейти к термину «ветеран». Например, у В.А.Ачаркана есть монография «Обеспечение ветеранов труда в СССР», но центральная ее глава называется все-таки «Обеспечение старости рабочих и служащих»7. Категория «ветеран» ныне имеет легальную дефиницию в ст.1 Федерального закона «О ветеранах» от 16 декабря 1994г.

Эта дефиниция практически воспроизведена в законах субъектов РФ, например, в ст.4 и ст.5 Областного закона «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Свердловской области», принятого 20 января 1995г. Свердловской областной Думой. Содержание таких определений не позволяет использовать в пенсионных отношениях понятие «ветеран» как более точное по сравнению с понятием «работник»

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

В самом Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990г. (далее-Закон о пенсиях от 20 ноября 1990г.) чаще всего используются слова «гражданин» или «лицо без гражданства», «мужчина» или «женщина», иногда – «пенсионер» (см., например, ст.5). все эти слова либо не дают искомой степени точности при обозначении соответствующих субъектов, либо ведут к тавтологии.

Постановка проблемы унификации и дифференциации в науке о праве социального обеспечения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 1991 года N 447

Об утверждении Списка профессий и должностей работников театрови других театрально-зрелищных предприятий и коллективов,творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет

(с изменениями на 11 сентября 2007 года)

постановление Минтруда России от 10 сентября 2001 года N 66 (Российская газета, N 192, 03.10.2001);постановление Минтруда России от 1 марта 2004 года N 23 (Российская газета, N 71, 07.04.2004); приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 года N 280 (Российская газета, N 115, 01.06.2005);приказом Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2006 года N 255 (Российская газета, N 121, 08.06.2006);

1. Утвердить прилагаемый Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”.

____________________________________________________________________ Постановлением Минтруда России от 1 марта 2004 года N 23 с 18 апреля 2004 года установлено тождество наименования должности “артист театра кукол” наименованию должности “артист-кукловод в театре кукол”, предусмотренному Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденным настоящим постановлением.

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Постановлением Минтруда России от 10 сентября 2001 года N 66 установлено, что работа в должности актер (актриса) в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах, предусмотренных Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденным настоящим постановлением, засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах наравне с работой в должности артист.____________________________________________________________________

____________________________________________________________________Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 года N 280 с 12 июня 2005 года установлено тождество наименования должности “танцовщик (танцовщица)” наименованию должности “артист – исполнитель танцевальных номеров в профессиональном художественном коллективе”, предусмотренному Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденным настоящим постановлением.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________Приказом Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2006 года N 255 с 19 июня 2006 года установлено тождество наименований должностей “солист-вокалист” и “солистка-вокалистка” наименованиям должностей “артист-вокалист (солист)” и “артистка-вокалистка (солистка)”, предусмотренному Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденным настоящим постановлением.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________Приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2007 года N 586 с 6 ноября 2007 года установлено тождество наименования “балетная труппа” наименованию “театр балета”, предусмотренному Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых.

2. Установить, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.

В стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.

3. Пункт утратил силу с 1 октября 1993 года – постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953..

УТВЕРЖДЕНпостановлением Совета Министров РСФСРот 28 августа 1991 года N 447

____________________________________________________________________ Постановлением Минтруда России от 10 сентября 2001 года N 66 установлено, что работа в должности актер (актриса) в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах, предусмотренных настоящим Списком, засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах наравне с работой в должности артист.____________________________________________________________________

1. При стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет:артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; *1.2)____________________________________________________________________Приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2007 года N 586 с 6 ноября 2007 года установлено тождество наименования “балетная труппа” наименованию “театр балета”, предусмотренному настоящим Списком.

____________________________________________________________________ артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций (абзац дополнен с 1 октября 1993 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.

2. При стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пункте 1 настоящего Списка):артисты балета (в том числе балета на льду);артисты-исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах;

____________________________________________________________________Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 года N 280 с 12 июня 2005 года установлено тождество наименования должности “танцовщик (танцовщица)” наименованию должности “артист – исполнитель танцевальных номеров в профессиональном художественном коллективе”, предусмотренному настоящим Списком.

____________________________________________________________________артисты театров мимики и жеста;травести (артисты, исполняющие роли мальчиков, подростков, девочек);артисты цирков и концертных организаций: акробаты-эксцентрики, мотовелофигуристы, балансеры, наездники, дрессировщики диких зверей, клоуны (коверные), исполняющие номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию за выслугу лет, силовые жонглеры, жонглеры, лилипуты-артисты всех наименований, а также борцы, достигшие 50-летнего возраста (абзац дополнен с 1 октября 1993 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953;

____________________________________________________________________Приказом Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2006 года N 255 с 19 июня 2006 года установлено тождество наименования должности “солистка-вокалистка” наименованию должности “артистка-вокалистка (солистка)”, предусмотренному настоящим Списком.

3. При стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка):артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, кроме артисток-вокалисток (солисток), указанных в пункте 2 настоящего Списка;

____________________________________________________________________Приказом Минздравсоцразвития России от 4 апреля 2006 года N 255 с 19 июня 2006 года установлено тождество наименованя должности “солист-вокалист” наименованию должности “артист-вокалист (солист)”, предусмотренному настоящим Списком.

артисты профессиональных хоровых коллективов, исполняющие сольные партии;

артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах;артисты-кукловоды в театрах кукол;

____________________________________________________________________ Постановлением Минтруда России от 1 марта 2004 года N 23 с 18 апреля 2004 года установлено тождество наименования должности “артист театра кукол” наименованию должности “артист-кукловод в театре кукол”, предусмотренному настоящим Списком.

Постановка проблемы унификации и дифференциации в науке о праве социального обеспечения

На стыке теории права и формальной логики действует логика классов1. Но российский законодатель применительно к классам понятий (отношений и т.д.), как правило, использует термин «виды» или «формы». При выделении видов в юриспруденции России не принято использовать категорию «род». Однако выделение видов (форм) называется все-таки «классификацией». Оно основывается на операциях с классами2. Вот почему в диссертации использован термин «класс творчества».

Выше неоднократно подчеркивалась современная тенденция российского пенсионного права к усилению значения прошлой общественно-полезной деятельности. По идее, пенсионные нормы и правоотношения призваны в своей сути учитывать сущность того труда, длительность которого выступила правообразующим юридическим фактом для наступления пенсионных правоотношений.

Так, относительно лиц творческих профессий надо учитывать то основное, что характеризует данный класс творчества. Поэтому исследованию по соответствующему вопросу в области пенсионного права должно предшествовать установление наиболее важных характеристик того или иного класса творчества. После этого необходимо установить (и это главное для данной части диссертации), а отвечают ли подобным характеристикам нормы российского пенсионного права: бывшие когда-то, имеющиеся ныне, предполагаемые в будущем.

Из указанной группы работников творческих профессий, пожалуй, наиболее нуждаются во внимании российского законодателя граждане, занимавшиеся профессиональной спортивной деятельностью. Думается, нет необходимости доказывать творческий характер такой работы. Каждый, кто хотя бы просто наблюдал за баталиями на футбольных полях, хоккейных площадках, в бассейнах и т.д.

, не может усомниться в этом. Но рассматриваемый класс творчества характеризуется, в частности, тем, что чем выше степень творчества, тем выше физические и психологические нагрузки, выше «износ» организма человека, выше риск утраты трудоспособности. Напомню, например, о знаменитой гимнастке Елене Мухиной, в значительной мере утратившей способность двигаться.

Данный класс творчества пока практически не изучен в трудовом праве3. Некоторое исключение составляет коллективная монография «Творчество и трудовое право», в которой поставленная проблема затрагивается, во-первых, в плане постановки вопроса о специфике юридической ответственности, во-вторых, сделан вывод о крайней необходимости в Федеральном законе РФ «О профессиональном спорте»4.

Специфика труда спортсменов применительно к пенсионному обеспечению российским государством почти всегда игнорировалась. Это было связано с позицией официальных властей, долгие годы не признававших существования профессионального спорта в СССР. Только с 1987г. наше государство стало «отдавать долги» тем людям, которые защищали его честь на крупнейших международных соревнованиях.

Это произошло после выхода постановления Совета Министров СССР «О персональных пенсиях выдающимся спортсменам» от Навгуста 1987г. Этим документом устанавливалось, что выдающимся, имеющим особые заслуги перед советским физкультурным движением, победителям и призерам Олимпийских игр, чемпионам мира и Европы, победителям европейских кубков по футболу – заслуженным мастерам спорта СССР назначаются персональные пенсии. Вносились соответствующие дополнения и в Положение о персональных пенсиях, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 19 декабря 1977г.

Затем, с 1989г. некоторые категории спортсменов (заслуженные мастера спорта СССР, мастера спорта международного класса – члены сборных команд СССР) были наделены правом получать пенсии за выслугу лет. Нормативной базой для признания и реализации указанного права послужило постановление Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ «О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта» от 2 августа 1988г.

В связи с этим актом чуть позднее появился Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет заслуженным мастерам спорта СССР, мастерам спорта международного класса – членам сборных команд СССР. Он был утвержден Госкомтрудом СССР, Секретариатом ВЦСПС и Госкомспортом СССР от 1-13 февраля 1989г. В соответствии с названным правовым нормативным актом пенсия спортсменам назначалась при общем трудовом стаже не менее 20 лет и специальном трудовом стаже от 6 до 10 лет в зависимости от класса сборной команды.

Ситуация по-прежнему ухудшается, более того, она катализирует негативные процессы в тех сферах, где должны действовать результаты научного творчества. Из множества возможных примеров приведу лишь один. По сведениям Российского фонда фундаментальных исследований отсутствие внимания к развитию фундаментальной медицины, экологии, социальным проблемам привело к тому, что средняя продолжительность жизни в России за последние годы снизилась для мужчин до 59 и женщин до 72 лет (в экономически развитых странах соответственно 76 и 81 год) .

Возникает вопрос о том, а как предложения о специальных правилах пенсионирования деятелей науки соотносятся с идеей социальной справедливости.

На протяжении длительного периода существования нашего государства социальная справедливость толковалась достаточно однозначно: как равная оплата за равный по количеству и качеству труд, равное обеспечение нетрудоспособных с равным прошлым трудовым вкладом и равными потребностями31. Эти же принципы воплощались в реальной жизни.

В то же время мировая история доказала нежизнеспособность общественного строя, основанного на идеях равенства: не нашли себе применения труды социалистов-утопистов, потерпела поражение Парижская Коммуна, развалился социалистический строй. Видимо, равенство противоречит природе государства и природе самого человека.

Поэтому сущность социальной справедливости видится не в равном обеспечении всех членов сообщества, а в строгой социальной иерархии, когда каждый может претендовать лишь на ту степень общественного блага, которую общество сочтет для него заслуженной. Возможно, у многих такой подход к решению проблемы вызовет возражения. Однако неравенство существует объективно, отрицать этот факт – значит отрицать естественные законы, определяющие развитие природы и общества.

Думается, что обоснованно в Концепции защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми, одобренную постановлением коллегии Минсоцзащиты РФ от 26 августа 1992г„ включено положение о понимании социальной справедливости и как наилучшего учета реального трудового (страхового) вклада при обеспечении сверх гарантированного социального минимума за счет средств социального страхования, а также доплат из децентрализованных государственных и негосударственных фондов. Реальный трудовой вклад не может не охватывать значимость труда для общества.

Пока пагубные процессы в науке еще обратимы, необходимо, чтобы российское государство незамедлительно возложило на себя заботу о научных кадрах, подняло престиж научного труда, дабы он занял то высокое место в иерархии общественных и государственных приоритетов, которое отведено ему изначально.

Нелишне вспомнить, что в послевоенную эпоху в мире было только две национальные науки, сравнимые по мощи и способные вести исследования по всему научно-техническому фронту – советская и американская. В СССР наука финансировалась тогда централизованно и считалась государственным приоритетом. В настоящее же время на науку в США тратится в 37 раз больше, чем в России, тогда как в послевоенный период этот разрыв составлял 5-6 раз . Эти цифры интересно сравнить с другими, показывающими число научных работников (см. схему 7)”.

Похожие диссертации на Пенсии работникам творческих профессий в России

Процедурные правоотношения, возникающие в России в связи с действием Закона о государственных пенсиях Маматказин Илья Робертович

Клинико-эпидемиологическая характеристика состояния здоровья специалистов опасных профессий МЧС РоссииСанников Максим Валерьевич

Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий в контексте культур России и ЗападаЛобова, Анна Анатольевна

Формирование представлений о сущности профессии учителя и его подготовке в педагогической теории и практике в России : 20-50 годы XX векаПечерикина Людмила Николаевна

Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении (опыт социально-философского анализа)Боженькина Светлана Александровна

Улучшение условий и охраны труда опасных профессий работников животноводства путем разработки и внедрения инженерно-технических мероприятийЛапин Павел Алексеевич

Профилактика производственно-обусловленных изменений в органах, тканях и средах полости рта у работников основных профессий промышленно-отопительных котельныхЕгий, Виктор Всеволодович

Похожие диссертации на Пенсии работникам творческих профессий в России

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4. При стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 30 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1-3 настоящего Списка):артисты хора профессиональных художественных коллективов; артисты драматических театров, достигшие 55-летнего возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCN_QPn_zBKR6ofISnBZFsaw

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО “Кодекс”

Процедурные правоотношения, возникающие в России в связи с действием Закона о государственных пенсиях Маматказин Илья Робертович

Клинико-эпидемиологическая характеристика состояния здоровья специалистов опасных профессий МЧС РоссииСанников Максим Валерьевич

Традиционные женские образы и феминизация маскулинных профессий в контексте культур России и ЗападаЛобова, Анна Анатольевна

Формирование представлений о сущности профессии учителя и его подготовке в педагогической теории и практике в России : 20-50 годы XX векаПечерикина Людмила Николаевна

Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении (опыт социально-философского анализа)Боженькина Светлана Александровна

Улучшение условий и охраны труда опасных профессий работников животноводства путем разработки и внедрения инженерно-технических мероприятийЛапин Павел Алексеевич

Профилактика производственно-обусловленных изменений в органах, тканях и средах полости рта у работников основных профессий промышленно-отопительных котельныхЕгий, Виктор Всеволодович

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector