При обоюдной вине в дтп возмещение ущерба

В каких случаях признаётся{q}

Обоюдная вина признается, если правила нарушили минимум несколько участников и это было зафиксировано инспекторами ДПС или участники аварии признали вину добровольно и заполнили и подписали извещение.

Нарушение ПДД могло произойти по самым разным причинам, но результат один: повреждения были получены несколькими машинами одновременно.

https://www.youtube.com/watch?v=5AlS8sIOtWI

Определить насколько каждый из участников ДТП виновен может только суд на основании изучения:

  • схемы ДТП;
  • справки;
  • извещения;
  • фотографий;
  • видеосъемки;
  • технической экспертизы.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

При обоюдной вине в дтп возмещение ущерба

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

Положение, закрепленное в п. 22 ст.12 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает возможность аварии с виной нескольких лиц. Если в ДТП виновны все участники, возмещение должно происходить на основании установленного размера ответственности.

Под «обоюдкой» принято понимать ситуацию, при которой ДТП произошло с участием как минимум двух водителей, нарушивших ПДД. При этом наличие вины у обоих не обязательно делают вину совместной. Необходимо учитывать, что между виновным деянием и наступлением ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, при движении на перекрестке налево водитель не включил сигнал поворота – это нарушение. Однако в этот момент в него врезался другой автомобиль, который проехал на красный сигнал светофора, а человек внутри был пьяным. Если по результатам рассмотрения окажется, что сигнал поворота в этом случае никак не повлиял на факт возникновения аварии, то виновником ДТП будет признан пьяный водитель.

Выплачивается ли страховка при обоюдной вине: особенности возмещения ущерба

Пунктом 22 статьи 12 закона «Об ОСАГО» четко установлено, что если все участники ДТП виновны в аварии, то возмещение выплачивается с учетом установленной судом степени вины страхователей. Иными словами для того чтобы выплата была произведена все участники должны быть застрахованы и в отношении них должен быть составлен протокол об административном правонарушении (нарушении ПДД).

Если машина пострадала в аварии и потребуется, допустим, ремонт на 50 тыс. рублей, то страховщик заплатит с учетом процента вины своего клиента. Если он виновен наполовину, то и выплата составит 25 тыс. рублей.

Пострадавший в ДТП вправе писать заявление в любую страховую компанию из числа тех, кто выписал полисы для участников аварии (подробнее о том, как составить заявление в страховую компанию о возмещении по ОСАГО, можно узнать тут). Учтите, что СК имеет право по ст.14 ФЗ-40 обратиться к виновникам с регрессным иском, чтобы компенсировать свои затраты.

Если виновники аварии решили не идти в суд для определения степени вины, то страховщики должны возместить ущерб в равных долях.

Подробнее о возмещении убытков после аварии и взыскание морального и материального ущерба с виновника ДТП можно узнать тут, а более детально о том, выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО, можно прочитать в этом материале.

Размер ущерба по ОСАГО определяется исходя из:

  • При обоюдной вине в дтп возмещение ущербахарактера повреждений;
  • размера лимита;
  • выбора процедуры урегулирования убытков (упрощенной или обычной);
  • а также степени вины каждого из участников ДТП.

К примеру, при причинении вреда здоровью будет применяться специальная таблица, где будет указано какой процент от лимита выплачивается в случае того или иного заболевания (подробнее об оценке причиненного легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью вовремя возмещения морального ущерба при ДТП можно узнать тут, а более детально о том, как получить возмещение вредя здоровью по ОСАГО можно прочитать в этом материале).

Сумма на восстановительный ремонт автомобиля рассчитывается без учета износа. Все комплектующие требующие замены меняются только на новые, предусмотренные заводом-изготовителем или их достойные аналоги. Только денежные выплаты возможны с учетом устаревания деталей, узлов и агрегатов. Определяет сумму выплат технический эксперт на основании формул Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт. Он же рассчитывает и показатель износа, который не может быть более 50%.

Степень вины участников определяется судом в процентном выражении. Если в повреждении машины виновны, допустим, несколько автомобилистов, то их потерпевшему будет выплачена полная сумма ущерба, но с учетом вины каждого из них (например, одна компания выплатит 75% ущерба, а другая 25%).

Подробнее о том, каков размер максимальной выплаты по ОСАГО, можно узнать тут.

Кто платит{q}

Особенность выплат по ОСАГО в том случае, если вина обоюдна в том, что виновники ДТП одновременно являются и потерпевшими, то есть имеющими право на компенсацию своих убытков. Им необходимо будет обратиться в ту компанию, где они были застрахованы или компанию другого виновника с заявлением на выплату.

ВАЖНО! Если у водителей не оказалось вдруг ОСАГО, то платить виновникам друг другу придется из своего кармана.

Право выбора

С апреля 2017 года признание общей вины участников ДТП дает право на получение денежной вместо натуральной выплаты (оплаты ремонта на СТО). Правда выплачивается она с учетом износа деталей, что в случае с поддержанным автомобилем может стать серьезной проблемой.

Как и в случае с натуральным возмещением, деньги поступают на счет в течение 20 дней после подачи заявления на выплату. В заявлении нужно будет указать свои банковские реквизиты, а также тот вид выплаты, который для вас предпочтителен.

Для этого необходимо определиться: будете ли вы обращаться в суд для определения степени вины или нет{q} Если вы готовы судиться, то страховое возмещение по ОСАГО выплачивается только после рассмотрения дела и вынесения решения суда.

Если нет, то приготовьтесь к тому, что какова бы не была степень вины, компания заплатит пострадавшему только половину. И это в лучшем случае. В худшем она просто выпишет отказ в выплате в связи с тем, например, что невозможно установить виновность участников в ДТП.

Инструкция по получению выплаты ОСАГО:

  1. Пишем заявление на выплату в течение 5 дней после аварии и прилагаем к нему собранные документы (справки о ДТП, протоколы, постановления и пр.).
  2. Обращаемся в районный суд и получаем решение о признании вины (в течение 2-3 месяцев).
  3. Отдаем копию решения суда страховщику и ожидаем решения о выплате (в течение 20 дней).
  4. Получаем деньги на руки, счет или в виде оплаты восстановительного ремонта (подробнее о том, что сейчас предлагается водителям — выплаты по ОСАГО или ремонт автомобиля, можно узнать тут).

Вышеописанная схема получения выплаты желательна при серьезном ущербе, когда очень важно определить степень вины. Не забывайте, что компания в некоторых случаях имеет право на регрессный иск.

Но судебная процедура устраивает далеко не всех участников аварий. Ждать решения суда не всегда удобно (кстати, все это время машину нельзя будет ремонтировать) и поэтому чаще всего выбирают схему, по которой оплачивается половина ремонта. Это не противоречит ст. 1083 ГК РФ, по которой при невозможности установления вины она автоматически признается равной.

Если устраивает 50% выплаты, то просто подаются документы страховщику (заявление, копия паспорта, полис, справка о ДТП и пр.), и в течение нескольких недель вы уже сможете получить направление на ремонт. От потерпевшего требуется только собрать пакет бумаг и предоставить автомобиль для осмотра. 50% выплаты очень выгодна страховщикам и поэтому они часто уговаривают клиентов согласиться на подобную схему расчетов под угрозой отказа в выплате возмещения.

Если не устраивает 50%, то без получения решения суда, увы, не обойтись. Выгодней всего решать дело через судебный процесс, если вина одного из участников значительней другого либо вина вовсе не установлена. В последнем случае страховая компания, как правило, отказывает в выплате и обращение в суд способно исправить ситуацию. Для суда нужно составить иск об установлении степени вины в ДТП. Это можно сделать самостоятельно либо обратившись за помощью к юристам.

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12  ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания{q} Каждая ситуация, в результате которой гражданину или ему имуществу нанесен ущерб регулируется соответствующими правовыми нормами.

Рассматриваемое правоотношение не исключение. Условия компенсации регламентируются п. 3 ст. 1079 ГК РФ.

Их можно разделить по двум категориям:

  1. Возмещается третьим лицам владельцами столкнувшихся автомобилей.
  2. Непосредственным участникам происшествия возмещается на общих основаниях.

Если при столкновении автотранспорта вина признана общей, все выплаты должны осуществлять оба гражданина. При обоюдной вине по ОСАГО страховая выплата выплачивается пропорционально степени застрахованного лица (обычно 50%).

Лица, оформляющие ДТП по европротоколу должны согласиться с тем, что они оба виновны в столкновении, и указать нарушения ПДД в Извещении, которое составляется в 2-х экземплярах.

Каждое лицо, причастное к сложившейся ситуации должно направить принадлежащий ему экземпляр в течение 5 (пяти) рабочих дней в страховые компании, с момента возникновения дорожного происшествия. К нему следует приложить заявление о необходимости возмещения понесенных убытков.

При таком раскладе производится выплата на основании имеющейся вины обоих лиц в объеме 50% от величины ущерба, но не больше предусмотренного лимита по европротоколу.

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Как оформляется ДТП с обоюдной виной

Дадим определение – это происшествие с участием передвигающегося по автотрассе транспорта, в результате которого причинен ущерб здоровью людей, а также их имуществу.

Специального определения описываемой темы в ПДД, которой посвящена статья нет. Она больше имеет практически характер и отражается в различных документах, составляемых при возникновении этого вида правонарушения на трассе или в городских условиях.

Обоюдная вина при совершении ДТП характеризуется тем, что в столкновении автомобилей виноваты оба гражданина. Объем правонарушения совершенного каждым обычно определяют судебные органы и сотрудники ГАИ.

Она возникает, когда виноваты оба. Законодательство объясняет, при каких условиях это может произойти.

авто-юрист

Для этого необходимо, чтобы:

  • одним из водителей нарушил требование дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу»;
  • другой водитель, в это время движущийся по главной дороге, нарушил скоростной режим.

Общая вина устанавливается посредством результатов расследования в суде гражданского дела с учетом выявленных обстоятельств.

Понять степень нарушения каждого можно исходя из составления общей картины произошедшего.

Бывает, что один из водителей указывает, что все произошло из-за действий второго, целенаправленно умалчивает факты, снимая себя ответственность, либо пытаясь разделить ее с другим лицом.

На недобросовестные действия указывает несколько признаков:

  • когда столкновение очевидно, но одно из лиц может настаивать на общей ответственности, чтобы разделить компенсацию вреда с другим гражданином и возместить 50% от объема нанесенных повреждений;
  • если видны явные нарушения только второго автолюбителя, то первый может скрыть свои «косяки» (превышение скорости, проезд перекрестка на «красный», выезд на чужую полосу и т. п.), чтобы возместить все.

Поэтому, нередко одному человеку, попавшему в аварию, приходиться выявлять попытки второго участника правонарушения разделить с ним ответственность или выставить его единственно виноватым.

Первым дело необходимо вызвать инспекторов ГАИ. Они осмотрят место происшествия и составят схематичный план-схему. Затем начнутся процессуальные мероприятия.

Существует несколько вариантов фиксации:

  • заполнение бланков протоколов представителями правоохранительных органов;
  • непосредственно на стационарном посту ГАИ, или в городском, районном отделении МВД РФ;
  • оформление по европротоколу (причинен ущерб только ТС, у обоих автолюбителей есть полисы ОСАГО, размер его не превышает установленного лимита, споров между людьми нет).
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.

Задайте вопрос

Факты и доказательства субъектов пришествия должны быть немедленно оформлены и отражены в документах. К ним должны быть приложены фото и видеоматериалы, чтобы максимально воспроизвести события случившегося.

При оформлении столкновения, действия сотрудников ГИБДД должны происходить в соответствии с нормами Административного Кодекса РФ и Приказа МВД России от 23.08.2017 № 664.

Участник ДТП, считающий вину общей, имеет право настаивать на письменном отражении в документах, оформляемых полицией, доказательств, указывающих на нарушение ПДД со стороны второго водителя.

Это могут быть:

  • объяснительные;
  • схемы;
  • протоколы;
  • определения;
  • постановления.

Действующий Административный регламент, упразднил Справку о дорожном происшествии, которая была длительное время основным документальным доказательством, указывающим на обстоятельства произошедшего. С 20 октября 2017 г. эти справки уже не выдаются.

Непосредственные участники столкновения могут произвести оформление «неприятного случая» на стационарном посту ДПС или в территориальном подразделении МВД.

Перед началом процедуры фиксации, предполагающей сдвиг автомобилей с места, лица, в присутствии сотрудников МВД РФ обязаны зафиксировать посредством фото, видеосъемки все обстоятельства произошедшего, а именно:

  • конкретное положение автомобилей относительно объектов дорожной инфраструктуры;
  • следы, все предметы, возникшие при столкновении (отметины на окружающих объектах, зона разброса обломков, деталей, все следы на покрытии дороги );
  • все видимые, и возможно имеющие скрытые повреждения ТС.

По согласованию с сотрудниками ГАИ составить схему места совершения правонарушения можно самостоятельно.

При заполнении бланков документов уже сотрудниками полиции, в процессе получения объяснений, водитель может сконцентрировать внимание инспектора на нарушении ПДД со стороны другого участника. При этом желательно обосновать свое мнение доказательствами.

обоюдная вбина при дтп по осаго

Федеральный закон «О страховании гражданской ответственности» (ст. 11) гласит, что на основании Извещений о дорожном происшествии это возможно сделать.

Чтобы заполнить европротокол можно руководствоваться нормативной базой МВД РФ, а именно «Методическими рекомендациями по оформлению соответствующей документации дорожно-транспортном происшествии» при условии, что нет разногласий между сторонами.

Если один из граждан отказывается подписать Извещение, оформление не допускается без присутствия сотрудников МВД РФ.

Ни один из законов не содержит такого понятия, как «обоюдная вина в ДТП». Однако в ФЗ № 40-ФЗ содержатся косвенные нормы, указывающие на порядок действий в аналогичных ситуациях. Поскольку происшествия с обоюдной формой вины встречаются не так редко, у сотрудников ГИБДД и работников страховых компаний выработана своя правоприменительная практика.

Обоюдная вина при ДТП – это ситуация, которая стала причиной аварии 2 и более ТС, но с обязательным условием виновности обоих водителей. Получается, что каждый участник является одновременно пострадавшим и виновным.

Важно отметить, что действия каждого участника должны быть одной из причин происшествия. Для установления истины требуется множество доказательств, которые рассматриваются в судебном порядке.

Определение формы и степени вины имеет важное значение при привлечении к ГПО. От этого зависит размер возможной компенсации. Согласно ст. 1083 ГК РФ, суд также должен учитывать вину потерпевшего.

Положениями ФЗ № 40-ФЗ предусмотрено, вина каждого участника влияет на определение размера компенсации. На этом основании суд вправе увеличить или уменьшить изначальный размер компенсации.

Если к наступлению аварии привели совместные нарушения обеих сторон, необходимо установить степень их вины. Для этого определяются конкретные пункты ПДД, которые не были соблюдены каждым водителем.

В законе не содержится четкого разграничения степени вины по категориям или процентам. Нельзя говорить, что один участник был виновен на 75%, а другой на 25%. Это субъективная категория, которая устанавливается исходя из имеющихся материалов. Ключевым элементом будет причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и наступлением аварии.

Автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому собственник всегда несет ответственность за причиненный другим лицам вред. Исключение – ситуации, в которых он не мог повлиять на ситуацию, и она произошла без его ведома.

В качестве примера можно разобрать следующую ситуацию. Один собственник припарковал автомобиль в запрещенном месте и нарушил ПДД касаемо стоянки и остановки ТС. Другой водитель ехал на высокой скорости, не смог справиться с управлением и столкнулся с автомобилем первого нарушителя. В этом случае рассматриваемая форма вины отсутствует.

Несмотря на то, что неправильная парковка является нарушением, она не была ключевой причиной возникновения аварии. Столкновение произошло из-за несоблюдения вторым участником скоростного режима. Исходя из этого, вся ответственность ложится на него.

За неправильную парковку водителю грозит только АО. На него может быть наложен штраф, а автомобиль эвакуирован на специализированную стоянку.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Равная.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила{q} Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией{q} Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего!

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Юридические «подводные камни»

  • Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
  • «Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связи с произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
  • Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.

Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере. В судебной практике имеются и такие прецеденты.

Что это значит{q}

ОСАГО подразумевает выплату пострадавшим только в том случае, если страхователь сам стал виновником ДТП. Если виновны два и более водителя, то такая вина называется обоюдной. Косвенным её подтверждением служит протокол об административном правонарушении, выписанный каждому из участников. В протоколе отражаются, какие пункты ПДД были нарушены и они вполне могут быть разными у разных участников происшествия.

степень вины при обоюдном дтп по осаго

Однако установить степень вины в ДТП может только суд. А ДПС только фиксирует факт нарушения правил поведения на дорогах. Не является доказательством вины и извещение о ДТП, если оно заполнялось водителями, хотя отметка о виновности конкретных лиц в нем, как правило, присутствует.

Что делать, если страховая компания отказывает{q}

Если страховщик отказал в выплате ущерба при ДТП, то вы вправе обжаловать его действия. Закон «Об ОСАГО» не освобождает компании от ответственности в случае обоюдной вины водителей. Это возможно только если вина вообще не установлена и не понятно, кто стал причиной ДТП.

Основанием для отказа не может быть:

  • состояние алкогольного опьянения одного из участников;
  • бегство с место ДТП страхователя (подробнее о том, что делать если виновник ДТП скрылся с места происшествия, как оформить аварию и получить выплаты по ОСАГО, можно узнать тут);
  • техническая неисправность автомобиля.

Если вы считаете, что получили неправомерный отказ, то можете составить претензию на имя руководства компании, в которой указать дату, место, обстоятельства ДТП, номер полиса и имя страхователя, а также перечислить все полученные повреждения. Ссылаясь на нормы законодательства, можно потребовать произвести выплату по ОСАГО в размере 50%, если вы не обращались в суд. После принятия решения судом о степени вины участников страховщики обычно не отказывают.

Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

выплачивается ли компенсация по ОСАГО при обоюдной вине

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае{q} Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.

В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб. Единственным последствием будет то, что следующее страхование станет дороже – не будет скидки за безаварийную езду.

Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.

Законом не ограничивается право на получение возмещения по ОСАГО на этот случай. Пострадавшие водители готовят документы, обращаются в СК, после чего происходит рассмотрение случая. Однако из-за высокой сложности дел данной категории зачастую разбирательство переходит в суд, где учитываются все обстоятельства произошедшего.

Первое существенное отличие заключается в отсутствии возможности прямого возмещения убытков. ПВУ означает, что пострадавший участник вправе обратиться с заявлением в свою страховую компанию, которая выдавала полис ОСАГО.  Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в таком порядке не применяются.

Получение компенсации происходит на общих основаниях Правом обладают все пострадавшие в аварии участники.

Таким образом, выплата происходит по общему правилу – через страховую компанию виновника. При отсутствии полиса ОСАГО – путем подачи иска с предъявлением требований.

О своем решении страховщик должен сообщить заявителю в письменной форме.

В чью СК обращаться

Рассмотрим, кто производит возмещение вреда ущерба по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.

Если установлена вина обоих участников ДТП, необходимо обращаться только к страховщику виновника (для каждого водителя она своя). Исключение – у обеих сторон один страховщик.

При отсутствии полиса ОСАГО возмещение происходит путем предъявления иска.

Перечисленный перечень документов общий – страховая компания может потребовать иные бумаги, которые важно предоставить как можно быстрее.

как оформить дтп при обоюдной вине по ОСАГО

Разберем, как оплачивается страховка, если в ДТП виновны оба водителя.

После недавних изменений страхового законодательства изменился и порядок, и форма предоставлении компенсации. Из-за участившихся случаев мошенничества недобросовестных водителей, страховые компании теперь самостоятельно определяют, как возместить ущерб.

Существует 2 варианта: выплата денежной компенсации или ремонт автомобиля. По общему правилу автомобиль направляется на восстановление в сервис, с которым у СК заключен договор. Там его обслуживают на установленную сумму и возвращают автовладельцу.

Получить финансовое возмещение можно, но не во всех случаях. Обычно это происходит, если автомобиль нельзя починить, либо на это не хватает средств. Также страховщик может пойти на встречу и выплатить компенсацию денежными средствами.

Размер возмещения определяется пропорционально вине каждого участника. Для этого назначается экспертиза. В заключении указывается примерная сумма, которую необходимо потратить для восстановления ТС.

СК должна рассмотреть заявление и сообщить о решение в течение 20 календарных дней. Отказ составляется в письменной форме и с обязательной обоснованной мотивировкой.

При несогласии с решением водитель вправе обжаловать его – сначала через руководство компании, а затем в суде.

СК могут отказывать и на других основаниях. Водителю стоит добиваться законного решения и обращаться в суд.

Как оформлять{q}

Действующее законодательство не предусматривает специальных правил по оформлению аналогичных происшествий. Сделать это можно в общем порядке – с помощью сотрудников ГИБДД или через европротокол.

Из-за особой сложности рассмотрения таких дел рекомендуется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Они самостоятельно зафиксируют последствия аварии и составят необходимые документы.

Оформление в упрощенном порядке возможно, если в результате дорожно-транспортного происшествия не пострадали люди, а размер вреда имуществу не превышает 100 тысяч рублей (иногда это сумма до 400 тысяч рублей).  Для этого используется специальный бланк, в который вносится вся информация об аварии, а также делаются фотографии и составляется схема происшествия самими участниками ДТП.

Нежелательно использовать европротокол, если между водителями имеются противоречия. Также на месте может быть сложно определить размер причиненного вреда. В этом случае лучше вызвать сотрудников ГИБДД.

Важно отметить, что нарушение порядка составления европротокола считается основанием для отказа в предоставлении выплаты по ОСАГО в 2019 году.

Любое ДТП может быть оформлено по традиционной и упрощенной схеме – Европротоколу.

По Европротоколу

Если вы видите, что задета только машина, а пострадавших в аварии нет, то вы можете предложить другим участникам заполнить извещение о ДТП, которое выдается всем страхователям. Это считается упрощенной процедурой, поскольку вызывать ДПС уже не нужно и получать справку о ДТП также.

Упрощенная процедура возможна только, если ущерб незначителен – до 100 тыс. рублей, а у других участников аварии есть полисы ОСАГО. Если дело было в столице, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, выплата в рамках Европротокола может быть и в пределах обычной, а не уменьшенной страховой суммы по ст. 7 ФЗ-40 (до 400-500 тыс. рублей), но только если есть записи с камер с датчиком GPS/ГЛОНАСС.

7 статья ФЗ № 40. Страховая сумма

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Подробнее о том, что является страховым случаем по ОСАГО, каков порядок действий участников и когда получать выплаты, можно узнать тут.

В извещении всегда указывается характер повреждений, все обстоятельства и схема ДТП, результаты освидетельствования на предмет опьянения, а также сведения обо всех участниках. В разделе «Примечания» обычно делается отметка о том, кто были виновником аварии. Извещение это очень подробный документ, который заполняется в двух экземплярах.

Оборотный лист подписывается тем водителем, который его заполнял. Если участников аварии было много и места для информации о них не хватило, то к извещению добавляется еще один лист. Если вина обоюдная, то на лицевой стороне фиксируется и эта важная деталь.

ВНИМАНИЕ! Если достигнуть договоренности о том, кто именно виновен не удалось, то оформление по упрощенной схеме невозможно. В этом случае участники аварии должны вызвать сотрудников ГИБДД.

С инспектором ГИБДД

Происходит по более сложной схеме. Оно требуется не только тогда, когда участники аварии вступили в спор по поводу вины, но и если в ДТП есть получившие травмы, ожоги или даже погибшие.

  1. При обоюдной вине в дтп возмещение ущербаСразу после аварии нужно дождаться приезда сотрудника ГИБДД и оформления им факта ДТП.
  2. Составляется протокол осмотра места происшествия и постановление об административном правонарушении. Инспектор следит за тем, чтобы все следы ДТП сохранялись, и чтобы была обеспечена помощь пострадавшим.
  3. Переписываются данные и контакты участников аварии, а также берутся письменные объяснения.
  4. Обязательно составляется схема ДТП (это очень важно для определения степени вины). Аварии без жертв оформляются ДПС, а с жертвами – оперативно-следственной группой, которая всегда в этих случаях выезжает на место происшествия.
  5. В любом случае составляется справка о ДТП, которая понадобится потом для урегулирования убытков. Обычно это делается прямо на месте аварии, но по закону её можно забрать и в течение суток. Документ оформляется в соответствии с приказом МВД РФ № 154. Без предъявления справки, вы не сможете претендовать на выплату ущерба при ДТП, поэтому не стоит уезжать с места аварии не получив этот важный документ.

Стоит проконтролировать точность описания сложившейся ситуации, так как все это будет учитываться в суде и в случае ошибки возможно и ошибочное определение степени вины.

как получить страховые выплаты при обоюдной вине по ОСАГО

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано.

○ Действия сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

Обоюдная вина в ДТП судебная практика

Лучшим примером при осмыслении любого вопроса, для человека – это уже вынесенные судебные акты по той или иной проблеме. Рассматриваемая ситуация не исключение.

Чтобы читателю было ясно, что изложено в статье, предлагаем ознакомиться с наиболее часто встречающимися ситуациями в судебной практике. Это даст представление о том, как действовать в сложившихся обстоятельствах.

Ведь именно в судах апелляционной и кассационной инстанции дела рассматриваются очень скрупулезно. Выявляются все тонкости споров о вине в ДТП.

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков.

Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил.

Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

Во избежание неправильного правоприменения судами, ВС РФ дал разъяснения по рассмотрению аналогичных дел.

Практика показывает, что суды часто встают на сторону пострадавших и увеличивают назначенный СК размер компенсации.

Как можно видеть из представленной статьи, обоюдная вина водителей при ДТП может повлечь за собой массу проблем для них. Поэтому стоит быть аккуратным на дороге и не допускать возникновения аварийных ситуаций.

Заключение: обоюдка при ДТП, кто платит

Не лишними будут советы. Если попали в ДТП, первое что нужно сделать, это не паниковать.

При совершении столкновения, где просматривается вышеуказанная ситуация рекомендуется:

  1. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  2. Немедленно начать сбор доказательств своей невиновности и соответственно виновности второго участника движения.
  3. Следить за тем, чтобы инспектор все зафиксировали по совершенной аварии, и ничего не упустили в схемах, протоколах, определениях.
  4. При несогласии с оценкой обстоятельств произошедшего, которая вынесена сотрудниками МВД или судом, немедленно обжаловать ее посредством обращения в вышестоящую судебную инстанцию или орган.
  5. При рассмотрении гражданских исков, активно участвовать в совещании, представлять судье письменные и устные пояснения, доказательства своей позиции.

В любом случае, действуя законными методами можно добиться нужного результата. Если со стороны представителей компетентных органов или граждан просматривается недопонимание или нежелание решить тот или иной вопрос, без которого невозможно объективное разрешение проблемы, ни в коем случае не следует опускать руки.

Лицам, участвующим в процессе можно всегда отстоять свои права до конца, обозначить несогласие и потребовать пересмотра дела, если просматриваются существенные нарушения закона.

Обоюдная вина в ДТП приводит к иной процедуре урегулирования убытков по ОСАГО, чем мы привыкли. Потребуется установить степень вины каждого из участников аварии через суд, а это займет минимум несколько месяцев. В этом случае возможны споры между водителями и оспаривание результатов судебного процесса.

Без обращения в суд страховщик заплатит только половину суммы и её может не хватить для оплаты ремонта. Если вина в ДТП вообще не будет установлена, то получить возмещение по ОСАГО не удастся. Такие случаи хоть и редко, но все же случаются, например, если суд не смог принять решение о том, какова степень вины каждого из-за отсутствия справок и схем аварии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

https://www.youtube.com/watch?v=fS1_-siZu_A

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector