Об этом, в частности, свидетельствуют опубликованные на прошлой неделе результаты исследования Copley Fund Research, согласно которым управляющие фондами на развивающихся рынках в последние 10 лет постоянно обыгрывали индекс MSCI Emerging Markets, тогда как на развитых рынках подобная ситуация наблюдается крайне редко.
Неэффективный собственник
Об этом, в частности, свидетельствуют опубликованные на прошлой неделе результаты исследования Copley Fund Research, согласно которым управляющие фондами на развивающихся рынках в последние 10 лет постоянно обыгрывали индекс MSCI Emerging Markets, тогда как на развитых рынках подобная ситуация наблюдается крайне редко.
«Государственный контроль, несомненно, – худшая форма собственности. Нет никаких сомнений, что акции госкомпаний очень серьезно отставали от рынка», – говорит Джон-Пол Смит, партнер занимающейся инвестиционным консультированием фирмы Ecstrat, которая по заказу Copley Fund Research проводила исследование.
Ecstrat проанализировала все компании мира, акции которых находятся в свободном обращении, с рыночной капитализацией не менее $500 млн и средним дневным объемом торгов не менее $1 млн. Все они были разделены на группы в зависимости от основных собственников: государство, семья, один предприниматель или множество разрозненных акционеров.
На компании под госконтролем приходится всего 4% рыночной капитализации в развитых странах, но 35% – на развивающихся и 43% – на пограничных рынках.
Госкомпании преобладают на рынках стран Персидского залива – Катара и ОАЭ, здесь на них приходится более 80% всей рыночной капитализации, а также во Вьетнаме, Саудовской Аравии, Малайзии и Китае. В России этот показатель близок к 50%. Единственной развитой страной, попавшей по нему в первую десятку, стала Норвегия, где две крупнейшие компании, нефтяная Statoil и телекоммуникационная Telenor, находятся под контролем государства.
Наибольшее участие государства
Условный рейтинг государственных компаний, на которые приходится наибольшая доля влияния государства, будет иметь следующий вид:
- Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Государственная компания входит в сектор машиностроения. Государство владеет 93,4% акций. Корпорация появилась на свет в 2006 году. Изначально все 100% акций были во владении госструктур, однако в 2009-м часть акций была распродана частным лицам.
- «Алроса» – самый крупный производитель алмазов в стране. Государству принадлежит 90,9% акций.
- «Таттелеком». Власть не владеет компанией напрямую, а благодаря холдингу “Связьинвестнефтехим”. При этом в управлении государства находится 87,2% акций.
- «Роснефть» находится под пристальным вниманием правительства. Государство удерживает 82% акций.
- Энергетическая компания «ЕЭС» находится по большей части в ведении Росимущества (79,55%).
- «Транснефть». 78,11% имеющегося уставного капитала – собственность государства.
- Банк “ВТБ”. “Росимущество” выкупило 75,5% акций.
- «Кубаньэнерго» Энергетическое предприятие, отвечавшее за обеспечение электроэнергией олимпийских объектов Сочи, принадлежит государству на 70%.
- «Русгидро». Доля Росимущества в компании составляет 60,5%.
- «Интер РАО». Страна владеет почти 60% акций.
- «Аэрофлот» – полноправный член авиационного альянса SkyTeam, 51,17% акций которого принадлежат государству.
В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.
К несчастью для миноритарных акционеров доходность акций госкомпаний в целом оказалась ниже, чем у других торгующихся на рынке: 8,1% против среднерыночного показателя 9,7% на развитых рынках, 9,6% против 11,2% на развивающихся и 11,2% против 13% на пограничных.
В период между 2005 (первый год в анализе Ecstrat) и 2008 гг. акции госкомпаний показывали очень хорошие результаты – в основном за счет нефтяных и газовых компаний, росших на волне сырьевого суперцикла.
Однако, несмотря на столь значительное первоначальное преимущество, в целом за 11 лет акции госкомпаний принесли очень невысокий совокупный доход – менее 10%. Акции компаний, имеющих широкую структуру собственников, напротив, принесли инвесторам почти 50%. Семейные же компании и компании, подконтрольные предпринимателю, за тот же срок более чем в два раза увеличили средства акционеров.
«Нет сомнений, что вложения в эти подконтрольные государствам компании можно считать нерациональным распределением ресурсов в глобальном масштабе», – говорит Смит.
Плохие рыночные результаты госкомпаний – не просто следствие того, что они преобладают в секторах, добывающих различные виды сырья, цены на которые сильно упали в последние годы. Разница с компаниями, подконтрольными частным собственникам, значительна даже с поправкой на сектор. Как выяснила Ecstrat, в таких секторах, как энергоресурсы, финансы, сырье и коммунальные услуги, акции компаний, подконтрольных государству, демонстрировали гораздо более низкие темпы роста, чем компаний с другими формами собственности.
Ситуация менее однозначна в промышленности и телекоммуникациях, последнее, уверен Смит, объясняется тем, что телекоммуникационная отрасль в принципе достаточно сильно регулируется государством. «Даже с поправкой на отрасль госкомпании дают самую низкую доходность и имеют самые низкие мультипликаторы стоимости. Они служат государственным интересам и не слишком заботятся о повышении стоимости для акционеров», – говорит он.
Госкомпании в экономике страны
Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, угольная промышленность, легкая и пищевая промышленность).
Всего лишь 9% принадлежит госструктурам в производстве алкогольных товаров. Это стало возможным лишь благодаря «Татспиртпрому» и «Башспирту».
Такой же достаточно невысокий показатель – 9% – характерен для госкомпаний и в строительстве.
Степень проникновения государственного влияния в целлюлозно-бумажную отрасль составляет порядка 12%. Доходы в казну отчисляет лишь одно государственное предприятие – ФГУП «Госзнак». Основные же активы в данной сфере уже много лет принадлежат частным предприятиям и фирмам.
Телекоммуникационная сфера подвержена влиянию государства всего лишь на 14%. Основной государственной организацией здесь является «Ростелеком». 1 апреля 2011 года к нему были присоединены восемь региональных компаний «Связьинвеста» и ряд ФГУПов.
Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов – 15%.
Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.
Добыча нефти. Страна контролирует 23% отрасли. Государственный контроль происходит благодаря активам «Роснефти» и «Газпромнефти».
Электроэнергетика принадлежит государственным структурам на 35%. Основная доля приходится на Московский регион («Мосэнерго», МОЭСК) и структуры федерального значения.
Учитывая, что государство владеет более чем половиной акций «Газпрома», контроль газодобывающей отрасли страной составляет 48%.
57% – именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном заводе, авиационном заводе города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.
Самое сильное влияние крупные государственные компании имеют в транспортной отрасли – 73%. Здесь на первый план выходят железные дороги, нефте- и газопроводы. Железнодорожный транспорт находится в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое полностью принадлежит государству. Нефтепроводы находятся под контролем «Транснефти», а газопроводы – «Газпрома».
Более того, полагает Смит, госкомпании не только приносят инвесторам низкий доход, они еще и ослабляют свои экономики. В пример он приводит бразильскую нефтяную компанию Petrobras, масштабный коррупционный скандал в которой затронул целые секторы, десятки политиков, подорвал деловой климат и темпы экономического роста. А также индийские госбанки, отягощенные проблемными кредитами, которые нередко выдавались «нужным людям».
«Существует значительное количество научных исследований, показывающих, что государственная политика может способствовать мобилизации ресурсов на ранних стадиях развития, но затем она начинает тормозить рост производительности и переход через так называемую ловушку среднего дохода», – говорит Смит. Чрезмерный государственный контроль и вмешательство в дела корпоративного сектора и в экономику в целом подрывают развитие стран, добавляет он, приводя в пример Россию, Бразилию и Аргентину.
Управляющие активами в целом разделяют выводы Смита. Правительства слишком часто используют подконтрольные компании для реализации «различного рода программ государственного финансирования», что делает их «великолепным инструментом для сокрытия бюджетного дефицита», считает Джон Ден, начальник аналитического отдела Ashmore Investment Management.
Многие госкомпании могут оказаться проблемным активом для инвесторов в акции, поскольку государство в любой момент может потребовать от них «оказать услугу того или иного рода, что приведет к столкновению интересов государственного и частных акционеров», указывает Дэвид Смит, директор по оценке качества корпоративного управления в азиатских компаниях Aberdeen Asset Management.
Он, однако, не готов мазать все госкомпании одной краской. По его словам, Aberdeen с удовольствием инвестирует в компании, подконтрольные сингапурскому государственному инвестфонду Temasek (по методолгии Ecstrat они считаются государственными). Например, Смит выделяет Singapore Telecommunications, на 51% принадлежащую Temasek, которой «управляет команда профессиональных менеджеров и у которой среднегодовой совокупный доход акционеров составил 10% за последние пять лет».
Избегайте госкомпаний
Исследование Ecstrat дает все основания полагать, что, сократив долю госкомпаний в своем портфеле, управляющие фондами на развивающихся рынках имеют хорошие шансы обыграть соответствующий индекс MSCI. «Совершенно очевидно, что управляющие некоторыми фондами, показавшими наилучшую доходность, абсолютно сознательно в течение значительного периода времени ограничивали вложения в госкомпании.
В Бразилии, например, наиболее активные фонды имеют бóльшую [чем в индексе] долю вложений в акции [частного банка] Itaú и меньшую – в акции Banco do Brasil. В Индии управляющие уже давно предпочитают частные банки государственным. «Газпром» и ВТБ – самые презираемые акции на всех мировых развивающихся рынках, а вложения в китайские госбанки тоже в целом занижены», – говорит Смит.
Малая доля вложений в госкомпании – основная причина успеха многих фондов развивающихся рынков, которые в последние 5-7 лет обыгрывали соответствующие индексы, утверждает он.
Перевели Михаил Оверченко и Надежда Беличенко
Госкомпании в экономике страны
Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания – организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет.
Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по контракту) государственными органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.
Главные положения
Любая государственная компания:
- Обязана иметь печать, на который будет изображен Государственный герб Российской Федерации. Также на печати должно быть выгравировано полное название организации.
- Имеет открытые лицевые счета в Федеральном казначействе и право открыть расчётные счета в банковских учреждениях или прочих кредитных организациях для проведения различных финансовых операций.
- Не имеет каких-либо ограничений по сроку своей деятельности.
- Обязана публиковать подробные отчеты о своей деятельности, предусмотренные законом.
- Имеет право функционировать с целью получения доходов от своей деятельности, ради которой она и была создана. После выплаты всех сборов и налогов, предусмотренных действующим законодательством, компания может использовать оставшиеся материальные средства для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом.
- Не обязана отвечать по обязательствам, взятым Российской Федерацией. В свою очередь, Российская Федерация не отвечает за обязательства компании.
Основные достоинства для работника
Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:
- Он гарантированно получит запись в своей трудовой книжке. Также с ним непременно будет заключен трудовой договор.
- С зарплаты регулярно будут удерживаться все требуемые налоги и обязательные отчисления в государственный бюджет, а это означает, что не будет никаких претензий со стороны налоговой инспекции.
- Он будет иметь право на обязательный оплачиваемый ежегодный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, больничный.
- Его не уволят без соблюдения всех предписанных законодательством норм и требований (заблаговременно предупредят, выплатят выходное пособие и прочее).
- Рабочий день будет нормированный, будет предусмотрена оплата за переработку и работу в выходные дни в соответствии с законодательством.
Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.
Западные тенденции
Во многих капиталистических странах западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни.
Правила создания
Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое – высший орган правления).
Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:
- Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
- Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
- Определять порядок использования прибыли компании.
- Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.
Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.
Дорожный монополист
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана и действует исключительно с целью выполнения функций заказчика в процессе проектирования, строительства, реконструкции, проведения капитального ремонта и содержания автомобильных дорог. Также компания занимается организацией дорожного движения (в том числе и управлением потоками транспорта), обеспечением необходимого уровня услуг (скорость, комфортабельность, безопасность), взиманием платы за проезд по платным дорогам, осуществляет контроль за обеспечением сохранности дорог, проводит оценку транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.
Помимо этого, государственная структура предоставляет консультационные, инжиниринговые и прочие услуги в своей установленной сфере деятельности. К ее обязанностям относится и полиграфическая деятельность, направленная на создание атласа автодорог Российской Федерации. Компания также создаёт, внедряет и применяет инновационные механизмы регулирования транспортными потоками, ведет учет показателей аварийности на трассах.
Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.
В 2014 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» достигла соглашения с Российским фондом прямых инвестиций по поводу совместного привлечения инвесторов в различные проекты сферы транспортной инфраструктуры. Данный договор позволил повысить объемы постройки новых автодорог в стране под контролем государства. Контракт позволил привлечь от ведущих иностранных инвесторов не менее 25% финансирования проектов.
24 июня 2016 года в Пекине прошли переговоры Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, в которой принимал участие председатель «Автодора» Сергей Кельбах. Результатом заседания было утверждение перечня приоритетных проектов развития автомобильной инфраструктуры.
Так, в частности, было уделено особое внимание строительству маршрута «Европа – Западный Китай». Проект является частью опорной сети скоростных автодорог. В данной глобальной стройке российская государственная компания является исполнителем, который должен будет построить порядка 2,3 тысячи километров дорог.
Гиганты российских просторов
Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:
- “Ростехнологии”.
- “Росатом”.
- “РусГидро”.
- Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
- “Роснефть”.
- “Газпром”.
- “Транснефть”.
- РАО “Энергетические системы Востока”.
- “Аэрофлот”.
- “Объединенная авиастроительная корпорация”.
- “Российские железные дороги”.
- “Алмаз-Антей”.
- “Объединенная судостроительная корпорация”.
- Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”.
- “АвтоВаз”.
- Военно-промышленная корпорация “Научно-производственное объединение машиностроения”.
- Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С. П. Королева.
- Акционерная компания “Алроса”.
- “Вега”.
- Концерн “Морское подводное оружие – Гидроприбор”.
- Центр технологии судостроения и судоремонта.
- “Росхимзащита”.
- “Научно-производственная корпорация “Уралвагонзавод” имени Ф. Э. Дзержинского”.
- Концерн “Океанприбор”.
- “Информационные спутниковые системы” имени академика М. Ф. Решетнева.
- Объединенная промышленная корпорация “Оборонпром”.
- “Микроген”.
- ФГУП “Космическая связь”.
- ФГУП “Почта России”.
- ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть”.
- Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
- Системный оператор Единой энергетической системы.
- Международный аэропорт Шереметьево.
- Аэропорт Кольцово.
Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.