Находим решения ваших
юридических вопросов

Ответственности за нарушения в области антимонопольного законодательства как раз и посвящена глава 8 № ФЗ-135 «О защите конкуренции». Дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, возбуждаются на основании определенного содержания и характерных признаков нарушений со стороны участников конкурентного рынка — субъектов хозяйствования. По этим признакам нарушения подразделяются на несколько видов. Рассмотрим их возможные варианты.

Понятие нарушений

Ответственности за нарушения в области антимонопольного законодательства как раз и посвящена глава 8 № ФЗ-135 «О защите конкуренции». Дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, возбуждаются на основании определенного содержания и характерных признаков нарушений со стороны участников конкурентного рынка — субъектов хозяйствования. По этим признакам нарушения подразделяются на несколько видов. Рассмотрим их возможные варианты.

2.Возложенные обязанности, которые не были исполнены участником-субъектом рынка. Это — нарушение должностными лицами всей вертикали власти их функциональных обязанностей.

3.Злоупотребления в области субъективного гражданского права: — это действия, которые возникают при заведомо недобросовестном применении гражданского права с намерением ограничения конкуренции и причинения вреда другим лицам. Данные действия могут выражаться, например, в создании искусственных условий, которые могут причинить ущерб конкуренту.

4.Превышения полномочий предоставленной компетенции. В эту группу входят те правонарушения, которые связаны с незаконным делегированием полномочий из центрального аппарата в территориальное отделение органа государственной власти.

5.Нарушение исключительного права. Пятая группа представляет собой нарушения, совершенные в области интеллектуальной собственности, предусмотренные ч 7, cт. 1252 ГК РФ: ущемление исключительного права путем недобросовестной конкуренции.

Обязательны ли к исполнению предписания ФАС

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства эссе

В первую очередь, следует понимать, что ФАС – это уполномоченный государственный орган, которые осуществляет надзор и контроль за монопольной деятельностью, для создания единых рыночных условий для всех представителей малого, среднего и крупного бизнеса. В нее обязанности входит выявление правонарушений и назначение наказаний. Важным нюансом является то, что речь идет не только о совершенных правонарушениях, но и о потенциальных.

Последнее входит в перечень обязательных задач государственного органа. Именно с этой целью хозяйственным субъектам и выдаются разного рода предписания, которые обязательны к исполнению.

Следует понимать, что в случае отказа от исполнения, государственная структура применит наказание, согласно законодательным нормам. При этом может наступить гражданская, административная и даже уголовная ответственность. Все зависит от ситуации. При этом назначенное наказание не отменяет того факта, что выданное ранее предписание должно быть исполнено.

Фактически, виды нарушений могут быть самыми разными. Контролирующий орган рассматривает каждую ситуацию в отдельности, исходя из конкретного случая. Однако к неправомерным действиям может быть причислено следующее:

  • Установление на товар или группу товаров завышенной или заниженной цены;
  • Изъятие товара с прилавков с целью создания искусственного дефицита;
  • При заключении сделки с контрагентами воспользоваться своим монопольным положением для создания заведомо невыгодных условий или заставить контрагента приобрести товар или услуги, которые не были ему нужны;
  • Сокращение количества изготавливаемого товара в период его повышенного спроса с целью увеличения цен на данный продукт;
  • Отказ от заключения соглашения с конкретными клиентами при наличии всех условий;
  • Установление разных цен на одни и те же услуги. Подобными действиями часто грешат компании, занимающие доминирующее положение;
  • Использование так называемых «заградительных» тарифов. Это когда финансовая структура устанавливает завышенные цены на выполнение каких либо операций;
  • Намеренное создание препятствий для других субъектов, которые только входят на рынок.

Это далеко не весь список нарушений, который может выявить при проверке ФАС. Что же касается видов нарушителей, то к ним могут относиться любые хозяйственные субъекты, работающие в экономической и финансовой сфере и осуществляющие монопольную деятельность. 

Следует понимать, что государственный надзорный орган осуществляет постоянный, буквально тотальный, контроль за экономической сферой. При этом он реагирует на любой вызов или информацию о недобросовестной деятельности или нарушении законодательных норм. Наличие сигнала провоцирует контрольный орган провести проверку. Для этого могут быть запрошены абсолютно любые документы.

Если ФАС обнаружит хоть какое-то нарушение, которое противоречит нормам антимонопольного законодательства, субъекту будет выписано соответствующее предписание для устранения недостатков. Данные предписания являются обязательными для исполнения:

  • Субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • Отдельными должностными лицами;
  • Некоммерческими предприятиями;
  • Органами исполнительной власти России;
  • Частными гражданами.

Как уже говорилось, в том случае, если лицо или организация отказались от исполнения выданного предписания, государственная структура будет уже рассматривать вопрос о привлечении к ответственности.

Виды ответственности, к которым может привлечь ФАС

О юридической ответственности за совершение всех вышеперечисленных видов нарушений и их классификации мы поговорим в этой части.

Итак, понятие ответственности, которое возникает при нарушении АЗ, включает в себя условно три вида ответственности и соответствующих санкций:

  1. Административная;
  2. Гражданско-правовая;
  3. Уголовная.

Это — наиболее распространённая форма наказания. Политика ФАС (Федеральной Антимонопольной Службы) исходит из принципа, что в этой сфере наказания должны быть ощутимыми, но щадящими. Административный характер ответственности имеет несколько параметров для классификации. С точки зрения содержания, подобные карательные меры разделяются на:

  • имущественные (штраф);
  • санкции организационного характера (выполнение каких-либо действий).

Юридическая же составляющая ответственности базируется на следующих функциях:

  • наказание, пресечение;
  • восстановление;
  • обеспечение.

Наложение административного штрафа на недобросовестного участника рынка является, как мы знаем, формой наказания. Согласно действующего законодательства (Кодекс об административных правонарушениях КоАП, ст. 14) вилка штрафов составляет от 12 тыс. руб. до одного миллиона. Кроме вышеуказанной карательной меры применяется и процедура конфискации объектов, содержащих незаконное использование товарных знаков.

Пресечение нарушениязаключается в выдаче предписания одному из участников рынка, согласно которому тот должен предоставить свободный доступ к реализации товаров и услуг без какой бы то ни было дискриминации другому участнику.

Возврат к положению дел, предшествующему нарушению АЗ, будет считаться санкцией восстановления.

Предписания, касающиеся нормализации здоровой конкуренции, относятся к функции обеспечения.

Административному наказанию может быть подвержено должностное лицо, ответственное за невыполнение предписаний антимонопольного органа. Так, основанием для административного наказания могут служить факты блокирования нужной информации, касающейся реализуемого товара, связанные например, с производителем или качественными характеристиками изделия.

Рассмотрим возможность применения гражданско-правовых санкций за нарушение АЗ. Они подразделяются на следующие категории:

  1. Меры по защите гражданских прав
  • Сюда относится признание документов, противоречащих антимонопольным нормам, недействительными.
  • Недействующими признаются договора, нарушающие АЗ.
  • Недействительными признаются состоявшиеся торги.
  1. Возмещение ущерба, как форма ответственности

Ответственность гражданско-правового характера обычно возникает на базе нарушений с причинением вреда предприятиями или органами власти. Она может выражаться как в активных противоправных действиях, так и в бездействии лиц, обязанных по долгу службы эти действия осуществлять.

Форма данной ответственности заключается в требованиях:

  • о возмещении ущерба;
  • о покрытии убытков;
  • о компенсации упущенных выгод.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства эссе

Все перечисленные действия исходят со стороны пострадавшего лица.

Основанием для применения гражданско-правовых санкций служат предписания антимонопольных органов и решения суда.

Уголовная ответственность, как наиболее суровая форма наказанная в России, введена с 1993 года. Она может наступить за грубые и систематические нарушения антимонопольных норм. Суть умысла виновного, в данном случае, заключается в ограничении доступа к рынку конкурентов, недопущение или устранение конкуренции, а также — в установлении неправомерных потребительских цен. Главным условием при этом является нанесение крупного финансового ущерба пострадавшим лицам.

Лишение свободы может возникать при следующих отягчающих обстоятельствах:

  • Применение насилия или его реальная угроза.
  • Уничтожение чужой собственности или нанесение ей значительного вреда.
  • Рецидивность, т.е. неоднократные злоупотребления доминирующим положением, а точнее, — нарушения, повторяющиеся два раза и более в течение 3 лет.

Следует знать, что крупным ущербом считается сумма ущерба, составляющая более 10 миллионов рублей, а особо крупным – более 30 млн. рублей.

Следует также знать, что уголовная ответственность за приготовление к преступлению или покушение на него в ч. 1 ст. 178 УК РФ по нормам ст. 30, ч. 2 того же кодекса, не может классифицироваться как тяжкое или особо тяжкое преступление.

Существенное наказание предусматривается только в тех случаях, когда субъект экономической деятельности, имеющий доминирующее положение, явно злоупотребляет своими возможностями для получения материальной выгоды. В определенных случаях наказание может носить коллективный характер, если имеет место быть явный сговор с целью получения финансовой выгоды.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства эссе
Соотношение уголовных и антимонопольных норм.

Законодательство предусматривает три основных вида ответственности:

  1. Гражданско-правовая;
  2. Административная;
  3. Уголовная.

Данный вид ответственности наступает в том случае, если одним субъектом причинен вред другим участникам гражданского оборота, в результате того, что нарушены нормы антимонопольного законодательства.

Отличительной чертой подобной меры воздействия является установление определенной компенсационной выплаты пострадавшему лицу. При этом личность виновного лица в данном случае не рассматривается. Вопрос касается только ответственности одного участника гражданского оборота перед другим. При этом она может быть двух типов, договорная или внедоговорная.

При этом, в первом случае необходим явный момент нарушения заключенного соглашения. При внедоговорной, компенсация выплачивается третьим лицам, которые не были непосредственными участниками заключенного соглашения, но пострадали в результате нарушения законодательных норм.

Виновными могут быть признаны только одна сторона или конкретное лицо, например, индивидуальный предприниматель. Может быть и групповая ответственность, примененная к нескольким субъектам, действующим по предварительной договоренности.

Чаще всего в данном случае наказание предусматривается в виде штрафных санкций в пользу государства, выплате компенсации и передачи прибыли, полученной незаконными действиями, в пользу казны страны.

Можно ли обжаловать решение ФАС

Контрольный орган проводит свою деятельность, выявляет нарушения и выписывает соответствующее наказание, в зависимости от степени вины. Если субъект согласен с решением, ему остается только заплатить штраф и работать дальше, стараясь больше не нарушать закон.

Однако виновное лицо может иметь собственное мнение по данному вопросу и не согласиться с решением государственной структуры. В таком случае пишется возражение по фактам, изложенным в решении ФАС. Также вынесенное решение может быть обжаловано в рамках судебного Арбитражного разбирательства.

При этом, если субъект направляет заявление на обжалование решения ФАС, ему следует учитывать определенные обстоятельства, которые могут принести положительный результат. К ним относятся:

  • Ранее вынесенное контрольным огранном предписание должно быть исполнено точно и в срок, при этом фактического нарушения не последовало;
  • Выявленное ФАС нарушение должно носить формальный характер и никак не влиять на положение равновесия рынка;
  • Отсутствует вред, причиненный третьим лицам;
  • Размер штрафа не соответствует степени вины;
  • Нарушение произошло в первый раз.

Порядок рассмотрения дел

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства эссе

Законодательством РФ предусмотрен досудебный порядок урегулирования антимонопольных споров. Любое дело, характеризующееся нарушением норм антимонопольного права, рассматривается специальной комиссией в трехмесячный срок. Точкой отсчета в этом случае является дата принятия дела к производству. Все лица-участники, задействованные в процессе, заранее извещаются о дате и месте проведения процедуры.

Существует строгий порядок по рассмотрению дел, связанных с нарушением антимонопольных законов. Что касается алгоритма заседания, то он выглядит таким образом:

  1. Заслушиваются участники процесса.
  2. Происходит заслушивание ходатайств с принятием решений.
  3. Оцениваются доказательства.
  4. Эксперты дают свои заключения.
  5. Происходит опрос свидетелей.
  6. Проводится анализ конкурентной среды, необходимый для вынесения решения по факту нарушения АЗ.
  7. Комиссия удаляется, чтобы принять решение.

Заявление, направляемое в антимонопольный орган, подается в письменном виде на бланке установленного образца. В этом документе содержатся строго определенные данные, служащие основой для начала процедуры рассмотрения дела:

  1. Сведения о лице, которое составляет заявление.
  2. Сведения о лице, на которое составляется документ.
  3. Краткое описание характера правонарушения в отношении АЗ.
  4. Изложение требований.
  5. Список прилагаемых документов.

Заявление, касающееся нарушений в области антимонопольных законов, должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня регистрации. Такое обращение должно, в первую очередь, содержать вышеуказанные признаки нарушения антимонопольных норм.

Законом предусмотрена также вероятность оставления дела без рассмотрения в ситуации, когда материалы о нарушении неправдивы или отсутствуют. Уведомление отправляется заявителю в течение десяти суток с момента получения их антимонопольными органами.

Процесс рассмотрения судебного дела по антимонопольному нарушению может растянуться на срок до двух месяцев. Это происходит, если государственному органу нужно дополнительное время на сбор необходимой информации по данному обращению. Об этом обязательно нужно поставить в известность заявителя. В уведомлении будет обозначен или отказ, или сроки продления дела.

Физические или юридические лица, которые участвуют в процессе, связанном с нарушением антимонопольных законов, должны быть извещены под роспись о времени рассмотрения дела. В извещении также должно быть указано и место его проведения.

Основным документом, фиксирующим ход заседания, будет протокол, подписываемый председателем комиссии. Проведение аудиозаписи заседания не запрещается законом, но должно быть отмечено в протоколе.

Какие существуют мотивы для того, чтобы отказать заявителю в его требовании Это может произойти в следующих ситуациях:

  • документ получен по почте, но в нем отсутствуют паспортные данные.
  • заявление содержит требование об обжаловании судебного решения. В этом случае оно отправляется по обратному адресу с описанием надлежащей процедуры такого обжалования.
  • документ содержит ненормативную лексику, оскорбления, а также — угрозу жизни должностных лиц и обещания нанесения вреда их имуществу.
  • в случае невозможности прочтения почерка заявителя.
  • Если в обращении поднимается проблема, на которую уже заявитель получил неоднократные ответы.
  • В ситуации, когда ответ на обращение подразумевает раскрытие государственной тайны.
  • Текст заявления набран с использованием латинского алфавита или заглавными буквами.

Примеры из практики

Чтобы все, о чем мы рассказали вам в этой статье, стало более понятным и наглядным, приведем несколько примеров из жизненной практики.

Так в одной из областей России региональное отделение Роспотребнадзора письмом обязал руководство области провести дезинфекцию и дератизацию (меры по уничтожению грызунов) всех дошкольных и детских, а также оздоровительных и общеобразовательных учреждений с привлечением только тех компаний, которые обладают медицинской лицензией.

Местное управление ФАС усмотрело в этом нарушение антимонопольного законодательства. Ведь для оказания подобного вида сервиса вовсе не обязательно обладание лицензией, так как это не является медицинской услугой и не предусматривают проведение мероприятий для оказания медпомощи. Тем самым, указанным требованием Роспотребнадзор ограничил конкуренцию, сузив количество ее участников.

В результате УФАС выдало предупреждение и отозвало вышеназванное требование, восстановив равноправное участиев мероприятии для всех компетентных в этом вопросе организаций.

И еще один пример из практики ФАС. По закону заключение договоров аренды и иных договоров, по которым происходит переход прав владения, пользования имущества государства и муниципальных образований, осуществляется только по результатам конкурсов или аукционов. Исключение составляет то имущество, которое находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении.

УФАС одной из областей России выявил признаки нарушения при выдаче разрешения на передачу объектов теплоснабжения коммунальной инфраструктуры администрацией города и местного унитарного предприятия ЖКХ третьему лицу на срок более одного месяца без процедуры проведения публичных торгов.

В результате было вынесено предупреждение с последующим возбуждением административного дела, так как предписания не были исполнены в срок.