Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Порядок и методы формирования оценочного значения.
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.
Исходя из определения счета, а также перечня предлагаемых проводок в корреспонденции со счетом 040160000 Инструкций № 174н и 183н (см. проекты приказов на сайте Минфина РФ), можно перечислить хозяйственные операции, которые необходимо описать в Учетной политике учреждения и применять в своей жизнедеятельности.
В соответствии с рекомендациями Минфина, приведенными в Письме № 02-07-07/28998, оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года). При этом учитываются данные о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленные кадровой службой.
Резерв расходов рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма:
- оплаты отпусков работников за фактически отработанное ими время на дату расчета;
- страховых взносов во внебюджетные фонды (в ПФР, ФСС, ФФОМС).
Далее чиновники предлагают использовать одну из трех методик, которые приведены в приложении 3 к данному письму.
К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего за-работка для оплаты отпусков на дату расчета резерва.
К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы по дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);
ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.
К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работни-ков (группы персонала);
ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории ра-ботников (группе персонала).
Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики, выбранной учреждением для расчета резерва расходов на оплату отпусков. Таким образом, сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана:
- по каждому работнику индивидуально;
- в среднем по учреждению;
- по каждой категории работников (группе персонала).
Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗП x С.
Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗПср x С.
Резерв расходов на уплату страховых взносов = (К1 x ЗПср1 К2 x ЗПср2 К3 x ЗПср3) x С.
Отметим, что показатель С в вышеприведенных формулах обозначает ставку страховых взносов.
Также финансисты в Письме № 02-07-07/28998 допускают, что сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на основании информации за предшествующий период, а также применяемого повышающего коэффициента.
Какую из рекомендованных Минфином методик выбрать, учреждение решает самостоятельно. При этом следует учитывать численность персонала организации, трудоемкость процедуры, наличие компьютерных программ, в которых можно произвести необходимые расчеты.
Ниже предлагаем рассмотреть пример по отражению в учете операций, связанных с формированием резервов расходов на оплату отпусков.
Как видим, процедура формирования резервов расходов – достаточно трудоемкая операция, которая требует значительных временных затрат. Поэтому бухгалтеру государственно-го (муниципального) учреждения необходимо проанализировать целесообразность приме-нения счета 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и отразить принятое решение в учетной политике организации.
Кратко сформулируем основные выводы.
В соответствии с разъяснениями Минфина, перечисление заработной платы на банковские карты сотрудников следует отражать без применения транзитного счета 304 03.
При формировании резерва расходов на оплату отпусков учреждению необходимо отразить в учетной политике виды резервов с приведенной детализацией на счетах бухгалтерского учета, корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов, порядок и методы формирования оценочного значения.
Налог на прибыль
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).
Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).
Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Хозяйственные операции для учетной политики учреждения
- Формирование резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) – КОСГУ 211.
- Формирование резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) – КОСГУ 213.
- Формирование резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения) – КОСГУ 225.
- Формирование резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) – КОСГУ группы 200.
- Формирование резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам) – КОСГУ 290.
- Формирование резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль. По этому пункту есть масса вопросов, т.к. Инструкции №174н и №183н не поясняют, какой КОСГУ будет у счета 240160000, исходя из определения счета резервов должен быть расходный КОСГУ 200 (например, КОСГУ 290), но налог на прибыль платится из доходов, т.е. КОСГУ 100 (например, КОСГУ 130). Получается довольно странная корреспонденция Дт 240110130 Кт 240160290. И скорее всего при автоматизированном формировании балансовой формы 0503721 могут возникнуть проблемы.
В НК РФ резервы предстоящих расходов описаны в Главе 25 статьях 266, 267.
Хозяйственные операции по формированию резервов проводятся последним днем 31.12 текущего года для отражения резервов следующего финансового года. В течение финансового года сформированные резервы списываются по мере подтверждения обязательств. В конце года может остаться некое сальдо на счете 040160000.
На 2015г. Министерство финансов РФ в своих Методических рекомендациях от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918 об отчетности за 2014г. «позволило» не формировать резервов (т.к. большинство учреждений не подготовили свою Учетную политику и не принимали решений о формировании резервов соответственно), поэтому в этом 2015 году большинство учреждений не ведут данный учет, но 31.12.2015г. уже необходимо быть готовыми сформировать резервы предстоящий расходов 2016 финансового года.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
-
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
-
сумма расхода может быть определена;
-
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.
Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.
Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 76, субсчет “Расчеты по претензиям”- отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.
Дебет 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами” Кредит 51- взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание – банковская выписка);
Дебет 76, субсчет “Расчеты по претензиям” Кредит 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами”- погашена сумма присужденных судебных расходов;
Дебет 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами” Кредит 51- взыскан исполнительный сбор (основание – банковская выписка);
Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами”- отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.
Проводки по учету резервов предстоящих расходов
Наименование операции | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Первичный документ |
---|---|---|---|
Начисление резервов предстоящих расходов | 0.106.00.000 0.109.60.200 2.401.10.130 0.401.20.200 | 0.401.60.000 | Бухгалтерская справка с приложением-расчетом |
Начисление расходов за счет сформированных резервов | 0.401.60.000 | 0.302.00.730 0.303.00.730 | Расчетная ведомость по оплате труда, Акт сверки взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками, и пр. |
Уточним эти проводки согласно Методических рекомендаций Минфина РФ от 19.12.2014г. № 02-07-07/66918.
Наименование операции | ДЕБЕТ | КРЕДИТ | Первичный документ |
---|---|---|---|
Начисление резервов на оплату отпусков | 0.109.60.211 | 0.401.60.211 | Бухгалтерская справка с приложением-расчетом |
Начисление резервов на оплату отпусков в части страховых взносов | 0.109.60.213 | 0.401.60.213 | Бухгалтерская справка с приложением-расчетом |
Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы | 0.109.60.200 0.401.20.200 | 0.401.60.200 | Бухгалтерская справка с приложением-расчетом |
Начисление резервов для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке | 0.401.20.200 | 0.401.60.200 | Бухгалтерская справка с приложением-расчетом |
Начисление отпускных за счет сформированных резервов | 0.401.60.211 | 0.302.11.730 | Расчетная ведомость по оплате труда |
Начисление отпускных в части страховых взносов за счет сформированных резервов | 0.401.60.213 | 0.303.00.730 | Расчетная ведомость по оплате труда |
Начисление расходов, по которым поступили расчетные документы, за счет сформированных ранее резервов | 0.401.60.200 | 0.302.00.000 0.303.00.000 | Акт/ Накладная/Акт сверки взаиморасчетов |
Начисление расходов признанных в судебном порядке за счет сформированных резервов | 0.401.60.200 | 0.302.00.730 0.303.00.730 | Решение суда/ Акт |