Находим решения ваших
юридических вопросов

Подрядчик обязан осуществлять работы по строительству объекта в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работы, и сметой, являющейся важным экономическим документом строительства, который определяет цену объекта, поскольку смета учитывает не только стоимость работ, но и стоимость приобретаемого оборудования, материалов, энергоисточников, других затрат.

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Подрядчик обязан осуществлять работы по строительству объекта в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работы, и сметой, являющейся важным экономическим документом строительства, который определяет цену объекта, поскольку смета учитывает не только стоимость работ, но и стоимость приобретаемого оборудования, материалов, энергоисточников, других затрат.

Техническая документация и смета должны соответствовать требованиям нормативных документов, регулирующих строительство, и заключаемому договору строительного подряда. В систему нормативных документов входят Строительные нормы и правила (СНиП) – федеральный документ; ГОСТы в области строительства, своды правил по проектированию, некоторые нормативные документы субъектов РФ.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 17.11.2009 N 38285-ИП/08 при определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

В соответствии с пунктом 3.27 МДС 81-35.2004 при составлении сметной документации могут применяться различные методы определения стоимости: ресурсный, базисно-индексный, ресурсно-индексный, на основе объектов-аналогов. Одновременное использование нескольких методов при составлении сметной документации на один и тот же объект не рекомендуется.

Договор строительного подряда должен определять состав и содержание технической документации, а также предусматривать, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.

Смета вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемой частью договора строительного подряда. При этом предполагается, что технической документацией учтен весь комплекс работ, а в согласованной сторонами смете учтены все затраты по предстоящим работам.

Однако в ходе строительства могут быть выявлены не учтенные в технической документации работы и, как следствие этого, необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости.

Подрядчик обязан осуществлять строительные работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем и содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ (абзац первый пункта 1 статьи 743 ГК РФ). Как следует из пункта 3 статьи 743 ГК РФ, в случае обнаружения в ходе строительства необходимости осуществления дополнительных работ, не учтенных в технической документации, проведение которых требует увеличения сметы, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику.

Дополнительные работы по договору строительного подряда

В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные выше обязанности по уведомлению заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).

Порядок оформления подрядных отношений обусловливает следующую специфику получения подрядчиком согласия заказчика на осуществление дополнительных работ, не учтенных в смете. Подрядчик обязан осуществить только те работы, которые отражены в технической документации и, как следствие, в смете, являющихся неотъемлемой частью договора.

Следовательно, формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо как минимум внесения дополнений в соответствующие приложения к договору, уточняющие техническую документацию и смету.

Например, судом кассационной инстанции удовлетворено требование об оплате дополнительных работ, поскольку, несмотря на отсутствие дополнительного соглашения, работы сторонами согласованы в уточненной редакции приложения к контракту, а их стоимость – в сводном сметном расчете (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.

2011 по делу N А56-85961/2009). Таким образом, принимая во внимание требования разумности и добросовестности, а также важность обеспечения баланса интересов сторон в рамках договорного процесса, с процедурной точки зрения для оформления соответствующих изменений целесообразно как минимум в уведомлении о необходимости проведения работ указать перечень таких работ, их объем и цену.

В противном случае уведомление становится беспредметным и не может иметь юридического значения в принципе. Кроме того, в письменном согласии заказчик должен конкретно и недвусмысленно выразить волю на готовность принять и оплатить определенные виды дополнительных работ по указанной цене, а равно волю на готовность внести соответствующие изменения в договор непосредственно либо в приложения к нему, то есть уточнить техническое задание.

Без внесения на основе подобного письменного согласия соответствующих изменений в проектно-сметную документацию существует риск признания того, что заказчик не выразил своего согласия на проведение дополнительных работ, а подрядчик, приступивший к их выполнению ранее внесения изменений в проектно-сметную документацию, действовал на свой собственный риск.

(Правда, анализ судебной практики Северо-Западного округа позволяет сделать вывод, что в настоящее время такие риски по крайней мере не являются существенными. Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2011 по делу N А05-14502/2010 требование о взыскании оплаты за дополнительные работы удовлетворено, поскольку, несмотря на отсутствие подписанного сторонами дополнительного соглашения по дополнительным работам, последние выполнены подрядчиком с согласия заказчика. – Прим. авт.

) Чтобы исключить подобный риск и для целей поддержания договорной дисциплины желательно изначально указывать в договоре, с какого момента согласие заказчика на принятие и оплату работ считается выраженным и имеющим юридическое значение, а также до конца доводить процесс оформления достигнутых договоренностей.

Единственное исключение из приведенных выше правил статьи 743 ГК РФ образует случай, когда проведение дополнительных работ вызывается экстренной необходимостью, то есть ситуацией, при которой приостановление работ привело бы к гибели или повреждению уже полученных результатов. Вопрос о том, имела ли место подобная экстренная ситуация, является вопросом факта, решать который может лишь суд, оценив все обстоятельства конкретного дела.

При этом бремя доказывания наличия данной ситуации в соответствии с пунктом 4 статьи 743 ГК РФ возлагается на подрядчика. И здесь важно учитывать то, что подрядчик является профессионалом, который должен заранее прогнозировать характер и объем подлежащих выполнению работ. По нашему мнению, это означает следующее.

Даже если подрядчик сможет доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности гибели и повреждения результата в случае приостановления работ, заказчик может нейтрализовать действие данного правила, если обоснует, что подобная опасность возникла ввиду профессиональной небрежности подрядчика, который должен был и мог выявить необходимость проведения дополнительных работ на той стадии, когда приостановление всего цикла подрядной деятельности не могло создать подобную угрозу.

Общий подход к применению положений статьи 743 ГК РФ не изменится, даже если фактически выполненные дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации, были включены в акт приемки, то есть когда заказчик, не выразивший согласия на дополнительные работы, все-таки их принял. Из смысла пункта 1

Когда нужны дополнительные работы подряда, не предусмотренные договором

. В частности, согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе соответствующего государственного контракта. К отношениям по данным контрактам в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, порядок осуществления подрядных строительных работ для государственных нужд регулируется в первую очередь положениями ГК РФ и может быть уточнен специальным законодательством. Иными словами, характер и содержание возложенных на подрядчика обязанностей, а также порядок их осуществления и последствия невыполнения определяются с учетом положений параграфов 5 и 3 главы 37 ГК РФ, а равно Федерального закона от 21.07.

2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ). Последний в отсутствие специального закона о подрядах для государственных нужд подлежит применению ко всем государственным контрактам (вывод подтверждается также частью 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).

На основе сказанного к числу особенностей правового регулирования государственного контракта на выполнение строительных работ, затрагивающих вопросы выполнения подрядчиком работ, можно отнести следующее. Во-первых, общим образом обязанность подрядчика, связанная с обнаружением необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, регулируется положениями

Дополнительные работы по договору строительного подряда

. Во-вторых, любое изменение условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом (пункт 2

). В-третьих, согласно части 4.1 (а равно части 7.2) статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.4 статьи 9 указанного закона (в частности, речь идет о государственных контрактах стоимостью от 500 миллионов рублей и выше, о случаях изменения цен на услуги субъектов естественных монополий).

Иными словами, закон ограничивает свободу волеизъявления сторон относительно изменения цены государственного контракта (и, как следствие, его предмета), значительно сужая правовые возможности подрядчика на получение оплаты дополнительных работ. Подытоживая сказанное, можно отметить, что отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ.

Это означает, что вопрос о действиях подрядчика в случаях обнаружения необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в смете, должен определяться на основании положений статьи 743 ГК РФ, но с поправкой на специфику формирования цены в государственном контракте. Эта специфика выражается в том, что смета признается твердой и может быть изменена только в случаях, прямо указанных в Законе N 94-ФЗ.

Фактически это означает, что подрядчик может рассчитывать на получение согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, в крайне ограниченных случаях. Не вдаваясь в вопрос о том, насколько обоснован такой подход к регулированию государственных контрактов, следует признать, что зачастую изменение государственного контракта даже по соглашению сторон в виде включения дополнительных работ и, как следствие, увеличения стоимости сметы будет юридически невозможно.

Теоретически такую ситуацию можно рассматривать как особый риск подрядчика при осуществлении предпринимательской деятельности в случае, если он выступает стороной государственного контракта. Специальным правовым средством, позволяющим минимизировать данный риск, является возможность приостановки работ.

Правда, нельзя не отметить, что в условиях невозможности изменения цены государственного контракта ситуация становится тупиковой, так как подрядчик все равно не сможет рассчитывать на оплату дополнительных работ, если только стороны не заключат новый контракт (с учетом специфики заключения государственных контрактов это представляется маловероятным или по крайней мере требующим значительного времени. – Прим. авт.

) либо не пересмотрят объем заказанных работ на предмет выявления ненужных работ, которые могут быть заменены дополнительными. В целом анализ судебной практики позволяет подтвердить сделанные выводы. Например, судом кассационной инстанции было отказано в иске о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение ремонтных работ, поскольку дополнительные работы не предусмотрены локальными сметами и не согласованы с администрацией.

В обоснование сделанных выводов суд особо отметил следующее. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1

). Как установлено пунктом 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Статьей 9 (часть 4.1) Закона N 94-ФЗ определено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного Закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.

4 названной статьи. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта. Как усматривается из материалов дела, истцом без согласования с ответчиком был изменен перечень работ по контракту.

Из представленной в материалы дела переписки сторон следует, что выполненные работы по ремонту системы отопления и монтажу системы вентиляции не соответствуют локальным сметам N 1 и 4. Уменьшение стоимости работ с одновременным изменением их вида, направленное, по мнению общества, на экономию, противоречит требованиям действующего законодательства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2010 по делу N А56-76086/2009).

Согласно условиям любого договора подряда, все работы должны выполняться в строгом соответствии с утвержденной сметой работ. В большинстве случаев дополнительные работы в рамках договора подряда отнюдь не прихоть подрядчика, желающего заработать дополнительные деньги, а объективная необходимость для качественного выполнения взятых на себя подрядчиком обязательств.

Пример: Между заказчиком и подрядной организацией заключен договор подряда на реконструкцию крыши нежилого здания. В ходе работ выяснилось, что снег при текущей конструкции крыши будет скатываться во двор соседнего строения, прямо на парковку, создавая риск повреждения имущества третьих лиц. Подрядчик уведомил заказчика, что желательно установить на крыши заградительные конструкции, удерживающие снег.

Это – простейший пример, когда нужны дополнительные работы по договору подряда. Часто их объем может составлять до 20-30% от стоимости уже утвержденных работ, но в любом случае, вне зависимости от объема, обязательно требуется их согласование.

Судебная практика толкует положения ст. 743 ГК РФ достаточно подробно, относя к дополнительным работам по договору подряда работы:

  • Без которых невозможно исполнение договора и завершение строительных работ;
  • Которые выполнены подрядчиком, но не были включены в смету, утвержденную при заключении договора;
  • Влекущие превышение стоимости согласованных работ по смете.

Если возникли дополнительные работы как их оформить

Исполнителю стоит быть осторожным при самовольном превышении стоимости работ, поскольку по мнению ВАС, изложенному в обзоре №51 от 24.01.2000 года, подрядчик не имеет права требовать оплаты за выполненные сверх сметы работы, если он не уведомил заказчика об их необходимости и не прекратил строительство, не дождавшись ответа от заказчика. Даже если заказчик подписал акт приемки работ впоследствии!

С учетом перечисленных нюансов лучше каждый случай индивидуально рассматривать с опытным юристом по договорной работе.

Дополнительные работы могут быть предусмотрены контрактом в небольшом объеме (не более 10%), что дает возможность сторонам заключить доп.соглашение, руководствуясь пп. «б» пункта 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Если же дополнительные работы превышают 10% от общей суммы контракта, то должна быть проведена отдельная процедура закупки работ отдельным контрактом.

Помощь юриста

Нельзя придумать универсальную инструкцию, которая бы позволила согласовать дополнительные работы в строительном подряде.

Каждый случай – индивидуален, а сама ситуация особенно осложняется, если к работе привлечены субподрядчики или же между заказчиком и подрядчиком возникают разногласия о необходимости работ, порядке их оплаты или же согласовании всех изменений в смету.

Мы поможем согласовать любые дополнительные работы по договору строительного подряда, избавив вас от необходимости в дальнейшем отстаивать свои права в суде. Квалифицированная помощь опытных юристов позволит решить все возникшие проблемы в кратчайшие сроки и в досудебном порядке. При необходимости, если достигнуть консенсуса не удалось, обеспечим полную судебную защиту «под ключ» от составления иска до исполнения решения суда.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ ЗАКАЗЧИКА

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ, подрядчик должен сообщить об этом заказчику и согласовать увеличение сметной стоимости строительства (пункт 3 статьи 743 ГК РФ). Иначе он не сможет потребовать оплаты этих работ. При этом Гражданским кодексом РФ установлен десятидневный срок, по истечении которого подрядчик приостанавливает работы до получения ответа от заказчика.

Анализ и обобщение арбитражной практики показывают, что сообщение и согласование дополнительных работ с заказчиком являются необходимым моментом, чтобы дополнительные работы были оплачены подрядчику (субподрядчику). Данные положения и судебная практика направлены на защиту заказчиков от недобросовестных подрядчиков, которые необоснованно увеличивают цену договора.

– при отсутствии извещения (сообщения) о необходимости выполнения дополнительных работ: Определение ВАС РФ N ВАС-9335/10 от 19.07.2010 по делу N А40-46989/09-15-355; Определение ВАС N ВАС-1047/10 от 16.03.2010 по делу N А12-1746/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2011 N Ф07-5541/2011 по делу N А21-741/2010;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 26.07.2011 N Ф06-5557/2011 по делу N А57-3611/2010;

– при отсутствии согласования на проведение дополнительных работ: Определение ВАС РФ от 23.05.2011 N ВАС-6157/11 по делу N А53-24680/09; Определение ВАС РФ от 26.07.2010 N ВАС-9782/10 по делу N А56-20017/2009; Определение ВАС РФ от 25.08.2011 N ВАС-11046/11 по делу N А57-237/2011; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.08.

– при отсутствии ответа на сообщения о необходимости выполнения дополнительных работ и если работы не были приостановлены: Постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2011 N Ф06-4402/2011 по делу N А65-14247/2008; Постановление ФАС Поволжского округа от 17.06.2011 по делу N А65-16839/2010.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ устанавливает и судебно-арбитражная практика подтверждает возможность обнаружения дополнительных работ, но при этом закреплен довольно жесткий порядок и условия их проведения: подрядчик должен уведомить заказчика об обнаружении дополнительных работ, согласовать вопросы, связанные с выполнением этих работ и увеличением сметной стоимости.

Такая позиция соответствует не только букве закона, но и его духу. Если суд будет поддерживать строителей, выполняющих сверхсметные работы с нарушением порядка и условий, которые закреплены законом, они будут ориентированы на ведение дел вне правовых форм. Факт будет превалировать над правовой формой. Стороны, игнорирующие в предпринимательских отношениях правовые формы, не смогут получить правовую защиту, в том числе в суде.

Каким образом подрядчик должен уведомить заказчика и что является доказательством согласования с заказчиком выполнения дополнительных работ Какой документ позволяет зафиксировать факт сообщения и согласования дополнительных работ

3.1. Стороны договора подряда (субподряда) подписали акт выполненных работ, в который включены выполненные дополнительные работы.

Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу пункта 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ). По смыслу названной правовой нормы документом, удостоверяющим выполнение подрядчиком работ и их приемку заказчиком, является акт приема работ.

Уведомление (сообщение) о необходимости проведения дополнительных работ может быть направлено заказчику в виде письма. Если в течение 10 дней или в иной срок, предусмотренный законом или договором строительного подряда, от заказчика не поступает ответ, подрядчик обязан приостановить работы.

Если подрядчик не сообщил заказчику об обнаружении дополнительных работ и не приостановил работы в случае неполучения от него ответа, то есть самовольно продолжил работы, он лишается права требовать оплаты дополнительных работ даже в случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика (пункт 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 “Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда”).

Следовательно, акт приемки работ подтверждает факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ: Определение ВАС РФ от 26.05.2010 N ВАС-6880/10 по делу N А40-2839/07-55-25; Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 N КГ-А41/7654-11 по делу N А41-40799/10;

3.2. Устное извещение, устное согласие на проведение дополнительных работ и документы, подписанные заказчиком: акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные схемы.

Рассмотрим пример, в котором субподрядчиком проведены работы, предусмотренные договором субподряда, а также часть работ, указанных в договоре, выполнена в большем объеме, чем это предусмотрено сметной документацией. О необходимости выполнения дополнительных работ, а также о выполнении работ в большем объеме, возникших в ходе исполнения договора, субподрядчик устно известил генподрядчика, и последний дал устное согласие. Генподрядчиком подписаны акты скрытых работ и исполнительные схемы.

Состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, определены в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.

2006 N 1128 РД-11-02-2006. Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.

К скрытым работам относятся отдельные виды работ, которые недоступны для визуальной оценки приемочными комиссиями при сдаче объектов строительства в эксплуатацию и скрываемые последующими работами и конструкциями. Качество и точность этих работ невозможно определить после выполнения последующих, поэтому они предъявляются к осмотру и приемке до их закрытия в ходе последующих работ (Методические рекомендации по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, утверждены Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России, Протокол от 05.10.1999 N 12).

Готовность принимаемых конструкций и работ подтверждается подписанием заказчиком и подрядчиком актов промежуточной приемки ответственных конструкций и актов освидетельствования скрытых работ (приложение к письму ПФР от 29.10.1998 N АБ-09-11/9288 “Методическое руководство по составлению и оформлению договоров строительного подряда”).

Исходя из указанных документов, подписанные сторонами акты скрытых работ и исполнительные схемы подтверждают факт выполнения работ субподрядчиком. Однако акты освидетельствования скрытых работ и исполнительные схемы не могут быть доказательством выполненных дополнительных работ, если в них не содержатся конкретные сведения об объемах работ и они не позволяют выделить работы, предусмотренные и не предусмотренные договором субподряда.

Также важен факт согласования с генподрядчиком. Устное извещение и устное подтверждение согласия на проведение дополнительных работ труднодоказуемы. При разрешении споров судебные инстанции не принимают устное согласование как доказательство того, что субподрядчик извещал генподрядчика о необходимости проведения дополнительных работ или увеличения объемов работ, предусмотренных сметой.

3. Протоколы проведенных совещаний не являются подтверждением согласования дополнительных работ.

В ходе выполнения работ по договору строительного подряда кроме подписанных актов освидетельствования могут быть проведены рабочие совещания, на которых обсуждается необходимость проведения дополнительных работ, что подтверждается соответствующими протоколами. Более того, по результатам данных совещаний стороны увеличили первоначальную стоимость договора (контракта), но не на всю сумму, указанную в протоколах совещаний, а только на определенную часть (подписав дополнительное соглашение).

То есть заказчик, присутствуя на рабочих совещаниях и подписав акты освидетельствования, извещен об объеме и сумме дополнительных работ. Но суды, рассматривая данную ситуацию, пришли к выводу, что сторонами согласованы только те дополнительные работы, по которым заключено дополнительное соглашение.

Относительно остальной части дополнительных работ отказано, так как из текста указанных протоколов не следует, что заказчиком согласовано увеличение цены контракта (Постановление от 16.05.2011 N Ф07-2534/2011 ФАС Северо-Западного округа по делу N А05-2830/2010, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 N 14АП-9225/2010, решение от 30.11.2010 NА05-2830/2010 Арбитражного суда Архангельской области по этому же делу).

Как оформить дополнительные работы по договору подряда

Этап 1. Уведомление второй стороны о дополнительных работах. Подрядчик, руководствуясь ст. 743 ГК РФ, уведомляет заказчика в письменной форме о необходимости произвести дополнительные работы, прилагает техническое обоснование или предварительную смету на их производство. Альтернативно: заказчик, усмотревший необходимость выполнить дополнительные работы, неучтенные в смете, предлагает подрядчику их выполнить и заключить соответствующее дополнительное соглашение.

Этап 2. Согласование условий. Сторонами составляется смета, согласовывается стоимость работ, проверяется необходимость их проведения. Строгих требований о том, кто должен составлять смету – нет. Заказчик может поручить подрядчику рассчитать стоимость требуемых работ или же сам составить смету дополнительных работ, передав ее на рассмотрение исполнителю договора.

Этап 3. Заключение дополнительного соглашения. Если по условиям достигнут консенсус, стороны заключают дополнительное соглашение к договору подряда, в котором обязательно отражают:

  • Состав и объем дополнительных работ со ссылкой на приложение-смету;
  • Порядок оплаты работ;
  • Сроки их исполнения.
  • Другие существенные для сторон нюансы.

Доп.соглашение оформляется по числу сторон договора.

Этап 4. Оплата дополнительных работ по договору подряда. В зависимости от прописанных в доп.соглашении или положениях основного договора условий, заказчик оплачивает согласованные работы. В порядке аванса или по факту исполнения – зависит от воли сторон и достигнутых соглашений.

Вопрос №5. Договор подряда с твердой ценой.

В соответствии с нормами статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Рассмотрим пример заключения договора подряда с приблизительной ценой и как в данном случае судами квалифицируются дополнительные работы.

В заключенном договоре стороны определили, что в обязанности генподрядчика входит выполнение строительно-монтажных работ, включая возможные работы, определенно в договоре не упомянутые, но необходимые для осуществления заказчиком деятельности по строительству объекта. В графике финансирования строительства, подписанном сторонами, указана ориентировочная стоимость 65 879 тыс. руб.

Согласно договору объем (состав) и стоимость работ, составляющих предмет договора, определяются сводным сметным расчетом стоимости строительства. Общая сумма договора указывается в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом сводный сметный расчет стоимости строительства к договору подряда не составлялся.

Генподрядчиком выполнены строительно-монтажные работы на сумму 54 509 тыс. руб. и дополнительные работы на сумму 11 052 тыс. руб. (всего сумма составляет 65 561 тыс. руб.). Акты приемки выполненных работ (форма N КС-2) на сумму 11 052 тыс. руб. подписаны генеральным подрядчиком в одностороннем порядке.

По окончании строительства сторонами подписан акт приемки объекта капитального строительства, соответствующий форме N КС-11, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а в составе альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве.

Общая сметная стоимость строительства по проектной документации, утвержденной застройщиком, составила 155 310 тыс. руб., а фактическая стоимость строительства объекта равна 147 162 тыс. рублей, в том числе строительно-монтажные работы 134 116 тыс. руб. Данный акт приемки является доказательством приемки заказчиком результата выполненной работы, в том числе строительно-монтажных работ.

– сторонами заключен договор подряда с приблизительной (открытой) ценой;

– в графике финансирования строительства указана ориентировочная стоимость 65 879 тыс. руб.;

    –   генподрядчик   выполнил,  а  заказчик  ─┐

принял работы на сумму 54 509 тыс. руб.;        │

    –  работы  в  размере  11  052  тыс. руб.    >  Итого: 65 561 тыс. руб.

заказчиком  не  приняты и акты генподрядчиком   │

подписаны в одностороннем порядке.             ─┘

– сметная стоимость строительства по проектной документации, утвержденной застройщиком, 155 310 тыс. руб.;

– в том числе строительно-монтажные работы 134 116 тыс. руб.

Арбитражный суд Саратовской области (решение от 28.02.2011 N А57-24701/2009), рассматривая данную ситуацию, указал: то обстоятельство, что работы не предусмотрены локальными сметными расчетами, само по себе не делает эти работы дополнительными. Общая стоимость работ, предъявленная генподрядчиком к оплате по подписанным и неподписанным актам, составила 65 561 тыс. руб.

Таким образом, оснований полагать, что предъявленные к оплате строительно-монтажные работы являются дополнительными, не предусмотренными технической документацией, не имеется. Суд квалифицирует выполненные генподрядчиком общестроительные работы как работы, выполненные в рамках договора строительного подряда.

В пункте 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 “Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда” разъяснено, что односторонний акт приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта признаются обоснованными.

Следовательно, работы, указанные в актах приемки выполненных работ, подписанных генеральным подрядчиком – в одностороннем порядке, фактически приняты заказчиком и использованы им, так как спорный объект введен в эксплуатацию.

Таким образом, договор с приблизительной (открытой) ценой дает повод для более широкого толкования и определения дополнительных работ в рамках такого договора. Работы могут быть определены как выполненные в рамках непосредственно строительного договора или рассматриваться как фактически сложившиеся отношения между заказчиком и подрядчиком, основываясь на том, фактически приняты работы или нет и используются ли они заказчиком.

Мы рассматривали, как квалифицируются дополнительные работы при заключении договора строительного подряда с приблизительной (открытой) ценой. При заключении договора с твердой ценой ситуация с оплатой дополнительных работ еще более сложная, так как подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

– при существенном изменении обстоятельств выполнения работы по договору подряда (по правилам статьи 451 ГК РФ);

– при наличии экономии подрядчика (пункт 1 статьи 710 ГК РФ);

– при ненадлежащем качестве выполненных по договору подряда работ (пункт 1 статьи 723 ГК РФ);

– при неиспользовании подрядчиком по договору подряда всего материала заказчика (пункт 1 статьи 713 ГК РФ).

Наличие условия о том, что в цену договора включаются расходы, которые подрядчик понесет в будущем, не может влиять на определение цены как приблизительной, так как в судебной практике, а именно в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 N 07АП-3496/09, сделан вывод, что существенное отличие твердой цены от приблизительной заключается в том, что любое ее изменение необходимо определять в дополнительных соглашениях.

Также необходимо обратить внимание на то, что подрядчик должен своевременно предупредить и согласовать с заказчиком необходимость выполнения дополнительных работ. Данное требование подтверждается арбитражной практикой (например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2011 N Ф07-5541/11 по делу N А21-741/2010, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.

2011 N 09АП-8581/2011 по делу N А40-62571/08-22-543, Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 N 12АП-4122/2011 по делу N А06-6945/2010): подрядчик не проинформировал заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ и не получил от последнего согласие на их выполнение в порядке статьи 743 ГК РФ, что послужило отказом в оплате данных работ.

Вопрос №6. Дополнительные работы, направленные на устранение недостатков.

– первая – устранение недостатков, допущенных непосредственно подрядчиком при выполнении договора строительного подряда;

– вторая – устранение недостатков, которые возникли не по вине подрядчика.

Необходимо оговориться, что устранение недостатков первой группы по своей природе также является дополнительными работами. Тем не менее подрядчик не может требовать их оплаты. Об этом говорится в Определении ВАС РФ от 20.12.2010 N ВАС-16538/10 по делу N А28-17422/2009-561/25: “Исследовав обстоятельства дела, суды установили, что спорные работы являются дополнительными, часть из них направлена на устранение ранее допущенных в работах недостатков”.

Наибольший интерес представляет вторая группа, когда подрядчик выполняет дополнительные работы в виде устранения недостатков, возникших не по его вине.

6.1. Недостатки, связанные с ошибками в проектно-сметной и исходной документации.

Между заказчиком и подрядчиком заключен договор подряда, согласно которому подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить собственными силами из своих материалов работы по строительству объекта в соответствии с требованиями СНиП и утвержденной проектно-сметной документацией и сдать выполненные работы и объект в целом.

В рамках данного договора произведены дополнительные работы – устранение конденсата. При этом вина подрядчика в образовании конденсата отсутствует, так как работы выполнены им в соответствии с проектом и недостатки подрядчик не мог предвидеть. Проектная документация разрабатывалась специализированными организациями, и, как считает подрядчик, он не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами.

На основании пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

– непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материалов, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

– возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

– иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Следовательно, отсутствие уведомления заказчика о наличии ошибок в проектно-сметной документации является отказом в оплате данных работ подрядчику (Определение ВАС РФ от 20.12.2010 N ВАС-16538/10 по делу N А28-17422/2009-561/25). Аналогичный вывод содержится в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.

2011 N 15АП-10598/2010 по делу N А53-5881/2010, суд указал, что “подрядчик о необходимости корректировки проекта не сообщал, уведомлений о приостановке работ в связи с недостатками проектной документации заказчику не направлял”, что лишает подрядчика права требовать от заказчика оплаты выполненных дополнительных работ.

Есть и положительный судебный акт в пользу подрядчика. Рассмотрим ситуацию более подробно.

Между заказчиком и подрядчиком заключен договор строительного подряда. В ходе выполнения работ по контракту подрядчиком установлено несоответствие фактического состояния объекта проектно-сметной документации, которая передана заказчиком для выполнения работ. Об указанном несоответствии подрядчик поставил в известность заказчика и заключил договор со специализированной компанией на обследование фактического состояния здания.

В данной ситуации подрядчик своевременно предупреждал заказчика о несоответствии предоставленной ему для работы технической документации фактическому состоянию объекта. Дополнительные работы, выполненные подрядчиком, входят в объем работ, предусмотренных новым проектом. Заказчику было известно о выполнении объема дополнительных работ.

разрабатывает проектно-сметную документацию и осуществляет работы по ней. В случае если в исходных данных, переданных заказчиком, представлена недостоверная информация, на основании которой разработана проектная документация, и подрядчиком в этой связи выполнены дополнительные работы, является ли это обстоятельством для оплаты дополнительных работ

Законодательно закрепленный перечень основных задач и функций заказчика-застройщика содержится в Положении о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории РФ, утвержденном Постановлением Госстроя России от 08.06.2001 N 58.

К основной функции заказчика относится в том числе выдача исходных данных для разработки проектно-сметной документации, размещение заказа на разработку всей необходимой для строительства объекта документации, ее согласование в установленном порядке.

В статье 759 ГК РФ также указано, что по договору подряда на выполнение проектных работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком.

Неточности в переданной заказчиком исходной документации и возникший спор явились предметом рассмотрения Девятого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 28.07.2011 N 09АП-16260/2011 по делу N А40-52264/10-26-437). Основу для работ, подлежащих выполнению подрядчиком, составил эскиз (набросок) системы освещения.

Эскизный чертеж общего вида нетипового изделия – документ, определяющий исходную конструкцию нетипового изделия, содержащий упрощенное изображение, основные параметры и технические требования к изделию в объеме исходных данных (задания), необходимых для разработки конструкторской документации (ГОСТ 21.114-95).

Проектная документация была подписана заказчиком с замечанием о замене типа кабеля. В результате требования заказчика о замене типа кабеля была переделана вся проектная документация.

В начале выполнения работ выявлено несоответствие представленных чертежей и реальной геометрии объекта в результате наличия навесного оборудования на башне, которое не отражено в исходной документации, переданной заказчиком. Недостоверность исходной документации, переданной заказчиком, привела к существенному увеличению объема работ (установка дополнительного оборудования), о чем заказчик был письменно извещен (путем направления писем и получения от заказчика письменных ответов). Впоследствии заказчик принял дополнительно установленное оборудование, что подтверждается протоколом приемки системы в эксплуатацию.

Условиями заключенного контракта между заказчиком и подрядчиком предусмотрена необходимость заключения дополнительного соглашения в том случае, когда дополнительный объем работ не мог быть выявлен при заключении контракта. В данном случае дополнительный объем работ возник в связи с предоставлением заказчиком недостоверной исходной документации.

Кроме того, заказчик согласовал установку дополнительного оборудования путем обмена письмами, т.е. в порядке пункта 3 статьи 434 ГК РФ.

Суд сделал выводы об исполнении проекта также и на основании акта приемки, в котором отсутствовали замечания к установке дополнительного оборудования, лишь запрашивались на него дополнительные сведения, а также на основании писем заказчика. Оба эти документа подтверждают, что дополнительные работы фактически приняты заказчиком и подлежат оплате.

Следовательно, к дополнительным работам, выполненным как из-за ошибок в переданной подрядчику проектно-сметной документации, так и при недостоверности исходных данных, предъявляются общие требования, а именно уведомление и получение согласия заказчика.

6.2. Несоответствие аукционной документации привело к увеличению объемов.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе соответствующего контракта, а также подписываемых в соответствии с ним договоров поставки (пункт 1 статьи 525 ГК РФ). Контракт заключается в законодательно установленном порядке (пункт 1 статьи 527 ГК РФ).

Возможность заключения договора путем проведения торгов предусмотрена главой 28 ГК РФ “Заключение договора”. В частности, в соответствии со статьей 447 ГК РФ в таком случае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, т.е. с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу – лучшие условия.

Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установлены в статье 448 ГК РФ. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае в торгах может участвовать любое лицо, во втором – только лица, специально приглашенные для этой цели.

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОДРЯДЧИКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Согласно статье 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в установленный срок подрядчик обязан приостановить дополнительные работы.

При невыполнении этой обязанности подрядчик лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. Подрядчик о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не сообщил заказчику, а произвел их без согласия последнего и включил в акт приемки работ наряду с работами, выполненными в соответствии с договором.

Заказчик своего согласия на эти работы не давал и впоследствии. Поскольку подрядчиком была нарушена обязанность, предусмотренная пунктом 3 статьи 743 ГК РФ, он не вправе требовать от заказчика оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ”.

Экономия подрядчика представляет собой разницу между сметной и фактической стоимостью строительства. Причины, по которым происходит экономия подрядчика, можно разделить на объективные и субъективные. По объективным причинам вследствие изменения конъюнктуры рынка фактические расходы на осуществление строительства могут оказаться меньше изначально определенной договорной цены.

Подрядчик заинтересован в уменьшении затрат при проведении строительных работ, и законодательство поощряет его в достижении результата вводимых им новых технологий строительства. Вместе с тем закон защищает и интересы заказчика. В случае, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет за собой право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (статья 710 ГК РФ).

Нужно помнить, что по общему правилу цена работы является твердой (пункт 4 статьи 709 ГК РФ), т.е. пересмотру в процессе исполнения договора не подлежит. Статья 710ГК РФ, предусматривающая экономию подрядчика, корреспондирует исключительно с твердой ценой, определенной в договоре подряда (пункт 5 статьи 709 ГК РФ), т.е.

Подрядчик может использовать такие материалы, оборудование, технологию производства, которые позволяют уменьшить его расходы на выполнение работ. Это стимулирует подрядчика на использование прогрессивных технологий производства работ, на снижение издержек производства. Однако возможности подрядчика по внедрению собственных рационализаторских предложений ограничены.

Поэтому экономия подрядчика может быть обусловлена меньшей стоимостью материалов и оборудования при условии, что это либо вызвано объективными причинами, либо в договоре не были указаны с достаточной точностью конкретные материалы и оборудование для производства работ. Подрядчик выбрал (определил) их по своему усмотрению, достигнув тем самым надлежащего результата работ при меньших затратах.

Необходимо обратить внимание, что стороны в договоре подряда могут предусмотреть порядок распределения между собой полученной подрядчиком экономии (статья 710 ГК РФ). Следовательно, если в подрядном договоре отсутствует решение вопроса о распределении экономии подрядчика, она останется у подрядчика.

Это правило вытекает также из буквального толкования договора (статья 431 ГК). Однако не означает, что подрядчик может по своему усмотрению и без согласования с заказчиком выполнить за счет данной экономии дополнительные работы и требовать их оплаты (например, когда объем работ по договору с учетом дополнительных не превышает согласованную договором стоимость работ), так как согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ заказчик обязан оплатить работы в размере, предусмотренном сметой.

Соответственно, у заказчика не возникает обязанность оплачивать работы, выполненные с превышением сметных объемов либо сметной стоимости и не согласованные с заказчиком независимо от превышения либо непревышения цены договора (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу N А23-348/2011).

Вопрос №10. Неосновательное обогащение.

Неосновательным обогащением согласно статье 1102 ГК РФ является не только неправомерное получение “чужого” имущества (например, ошибочное, повторное получение денежных средств на расчетный счет), но и сбережение своего, если приобретатель должен был его передать (например, неоплата оказанных работ, услуг).

На самом деле, если результат работ, в том числе дополнительных, принят, значит, он имеет потребительскую стоимость и заказчик не вправе отказаться платить. В противном случае имеет место неосновательное обогащение, то есть приращение его имущества за счет имущества подрядчика. Подрядчик может обратиться к такому способу защиты, как иск о неосновательном обогащении.

К настоящему времени сформировался правовой подход, базирующийся на необходимости безусловного соблюдения установленного законом порядка проведения дополнительных работ. Все работы, их вид и объем должны быть зафиксированы в договоре строительного подряда, в технической документации и смете. Если возникает необходимость выполнения дополнительных работ, подрядчик обязан обратиться к статье 743 ГК РФ и получить соответствующее разрешение заказчика. Только при соблюдении этих условий работы получают статус дополнительных, подлежащих оплате сверх сметы.

Следовательно, подрядчику, изначально не соблюдавшему условия и порядок выполнения сверхсметных работ, не следует рассчитывать на взыскание их стоимости в деле о неосновательном обогащении.

Согласно положению, содержащемуся в статье 1103 ГК РФ, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ “Обязательства вследствие неосновательного обогащения”, подлежат применению к другим требованиям о защите гражданских прав, если иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.

Поскольку отношения сторон (подрядчика и заказчика), в том числе по выполнению дополнительных работ, регулируются нормами о договоре строительного подряда (параграф 3 главы 37 ГК РФ), требования подрядчика о взыскании стоимости этих работ в соответствии с положениями главы 60 ГК РФ являются необоснованными.

С учетом изложенного работы, стоимость которых может быть заявлена подрядчиком к взысканию в качестве неосновательного обогащения, самостоятельными не являются, а имеют дополнительный характер к работам, предусмотренным договором строительного подряда. Следовательно, подрядчик, выполнивший дополнительные работы без уведомления и согласия заказчика, не может требовать их оплаты в качестве неосновательного обогащения на основании главы 60 ГК РФ.

Примерами судебно-арбитражной практики являются: Определение ВАС РФ от 26.05.2010 N ВАС-6880/10 по делу N А40-82680/09-48-685; Определение ВАС РФ от 23.07.2010 N ВАС-9458/10 по делу N А65-8912/2009-СГ5-51; Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 N КГ-А41/7654-11 по делу N А41-40799/10; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 N 09АП-8581/2011 по делу N А40-62571/08-22-543; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.2011 по делу N А27-1404/2011.

ОБЯЗАННОСТИ ПОДРЯДЧИКА В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, НЕ УЧТЕННЫХ В СМЕТЕ

обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает только в тех случаях, когда лицо без установленных законом оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица. Однако в случае со строительным подрядом соответствующее правовое основание имеется. Им в силу закона является указание пункта 4 статьи 743 ГК РФ о том, что подрядчик лишается права на оплату работ.

факт приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранения того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Предъявляя иск, истец ссылался на то, что Правительство Москвы неосновательно обогатилось за счет истца, выполнившего работы на объекте в большем объеме, чем было предусмотрено государственным контрактом. Пунктом 3 статьи 743 ГК РФ установлено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Истцом не представлено доказательств необходимости выполнения работ, о взыскании стоимости которых предъявлены ис ковые требования по данному делу, и доказательств согласования их выполнения (Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2011 по делу N А40-62571/08-22-543). В удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения было отказано, поскольку не согласованные с заказчиком дополнительные работы считаются выполненными подрядчиком в рамках муниципального контракта.

Такой вывод суд сделал, установив, что подрядчик по муниципальному контракту выявил несоответствия аукционной документации относительно готовых фундаментов и системы отопления, которые привели к увеличению объемов строительно-монтажных работ и их стоимости, однако об увеличении объема и стоимости строительно-монтажных работ заказчика не уведомил (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.08.

2011 по делу N А27-1404/2011). ВАС РФ было отказано в пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения ввиду того, что спорные работы не были предусмотрены условиями заключенных между истцом и ответчиком государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ответчика (Определение ВАС РФ от 23.03.

2012 N ВАС-2954/12). Подводя итог всему сказанному выше, можно отметить следующее. В силу прямого предписания закона подрядчик, не выполнивший указанные в пункте 3 статьи 743 ГК РФ обязанности по уведомлению заказчика о необходимости дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, и, соответственно, по приостановке работ в случае неполучения ответа, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, что подтверждается судебной практикой.

Формально в силу статьи 743 ГК РФ подрядчик получает право осуществить дополнительные работы не ранее чем в техническую документацию и смету будут внесены соответствующие изменения посредством оформления дополнительного соглашения к договору либо внесения изменений в соответствующие приложения к нему.

Анализ судебной практики позволяет говорить о том, что риск оспаривания законности осуществления дополнительных работ сугубо по формальному основанию (не внесены соответствующие изменения в договор или приложения к нему) существует, хотя не является существенным. Тем не менее для исключения спорных ситуаций необходимо изначально в договоре особое внимание уделить процедуре получения и оформления согласований на выполнение дополнительных работ, а равным образом до конца доводить процесс фиксации достигнутых договоренностей.

Отнесение на подрядчика всех расходов на выполнение дополнительных работ без согласия заказчика можно рассматривать как разновидность гражданско-правовой санкции за ненадлежащее выполнение подрядчиком обязанностей и, по сути, нарушение волеизъявления сторон. Отношения сторон по государственному контракту на выполнение подрядных строительных работ регулируются ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 94-ФЗ.

Специфика правового регулирования государственных контрактов такого рода выражается в том, что цена признается твердой и не может быть изменена без соответствующего указания закона. Это означает, что подрядчик может рассчитывать на юридическое оформление согласия заказчика на проведение дополнительных работ, влекущих увеличение сметы, только в исключительных случаях.

В условиях действующего правового регулирования данное обстоятельство теоретически может рассматриваться в качестве особого предпринимательского риска подрядчика, выполняющего работы по государственному контракту. Лишение права на оплату работ, не включенных в смету и выполненных без согласия заказчика, прямо предусмотрено законом (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).

Даже не принимая во внимание специфику изменения цены в государственном контракте, говорить о возникновении на стороне заказчика неосновательного обогащения, если дополнительные работы приняты им по акту приемки, невозможно, поскольку получение заказчиком результатов таких работ без оплаты прямо предусмотрено законом. В таких случаях презюмируется, что объем выполненных работ не превышает объем работ, изначально согласованных в контракте.

Сергеев А.П., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Терещенко Т.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Материал опубликован в журнале “Арбитражные споры” (официальный вестник ФАС СЗО).

Возможны варианты, когда возникает необходимость в замене одного вида материалов на другой, например при проведении работ в зимний период. Изменение вида работ (и материалов), связанных с невозможностью выполнения работ, указанных в смете, в зимний период, также подпадает под понятие дополнительных работ, что требует от подрядчика соблюдения положений статьи 743 ГК РФ.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 09.08.2011 по делу N А68-97/11) рассматривал спор между заказчиком и подрядчиком, договор между которыми заключался на конкурсной основе (цена в договоре является твердой и изменению не подлежит).

Подрядчиком выполнены работы на общую сумму, указанную в договоре, и между сторонами на выполненный объем работ подписаны акты. Однако проведена проверка правильности использования средств финансовой поддержки, по результатам которой выявлено завышение объемов работ и завышение стоимости материалов по сравнению с подписанными сторонами актами выполненных работ.

Дополнительные работы, не предусмотренные сметой, проведены подрядчиком в пределах сметных сумм – изменение вида работ и материалов (применение более дорогостоящих материалов) связано с невозможностью выполнения работ, указанных в смете, в зимний период. Поэтому вместо части работ, предусмотренных сметой, подрядчиком были выполнены работы, сметой не предусмотренные, по причине неправильного составления перечня работ, подлежащих выполнению, и материалов, подлежащих применению, при этом в актах выполненных работ указаны те работы, которые предусмотрены сметой.

И в данной ситуации подрядчику отказано в оплате выполненных дополнительных работ, не предусмотренных сметой, в связи с отсутствием их согласования с заказчиком. Кроме того, применение более дорогостоящих материалов по сравнению с ценой договора также не влечет обязательств по оплате заказчиком, поскольку цена договора является твердой, в том числе согласована и стоимость подлежащих применению материалов.

Условия изменения вида работ и материалов, связанные с невозможностью выполнения работ, указанных в смете, в зимний период, не были приняты судом, так как подрядчик при заключении договора знал о сроках выполнения работ. Также на заключение договора проводился конкурс, участие в котором является для подрядчика добровольным выбором.

В завершение данной статьи, как бы ни казалось абсурдным, необходимо обратить внимание на то, что выполнение дополнительных работ также должно подтверждаться документально. Т.е. доказыванию подлежит не только уведомление и согласие заказчика, но и сам факт выполнения, и объем работ.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 29.07.2011 N ВАС-9311/11 (по делу N А76-13799/2010-6-569) отметил, что сторонами договора подряда не подписывались акты по форме КС-2 и КС-3. При таких обстоятельствах подрядчик не представил доказательств выполнения работ сверх согласованного в договоре объема.

Таким образом, задолженность, о взыскании которой просит подрядчик, не могла возникнуть в результате увеличения определенных сторонами цены или объема подлежащих выполнению работ. Зачастую и косвенные (иные) документы (при отсутствии актов выполненных работ) не могут быть подтверждением выполнения дополнительных работ.