“Смысл вступивших в силу изменений в Жилищный кодекс – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего.
Для чего это сделано?
“Смысл вступивших в силу изменений в Жилищный кодекс – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего.
“Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.
Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой.
В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены “изымать” из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?
К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома.
Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем.”
“С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.
Также переход поможет избежать “так любимой” для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация.”
Исчезла единая точка ответственности
Предполагается, что новый закон будет выгоден не только жителям и РСО, но и добросовестным управляющим компаниям — они избавятся от бремени долгов жителей. Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, не заинтересованы иметь дело напрямую с жителями.
Ранее у водоканала была 1 точка ответственности — управляющая компания: юридическое лицо с соответствующими обязанностями. «Управляшка» собирает с 500 квартир плату за воду и перечисляет ее водоканалу. В случае задолженности, водоканал имел высокие шансы отсудить у компании деньги компенсировав потери.
После принятия закона о прямых договорах единая точка ответственности: УК — исчезает. Как водоканалу крупного города работать с долгами сотен конечных потребителей — сложный вопрос. Наблюдаем перенос ответственности, без решения проблемы: отсутствие инструмента для точного учета коммунальных ресурсов тысяч абонентов.
Инструмента учета водоснабжения у водоканалов — нет
Бизнес-модель изменилась, а условия для ее реализации не созданы. Теперь городской водоканал обязан контролировать водоснабжение в масштабах города, микрорайона, дома и, наконец, учитывать расход воды в отдельной квартире. Технической возможности собрать данные со счетчиков всего города у ресурсоснабжающей организации нет.
К тому же, среди жильцов есть неплательщики — обычно, около 5% на дом. И если со 100 квартир наберется 10-15 должников, то со всего города их будет на порядок больше: 500 или 5 000. То, что в рамках ТСЖ можно было решить «лицом к лицу», в общегородском масштабе выливается в непростую задачу.
Руководители водоканалов с лета 2017 года ломают голову: как, не имея средств на «раздувание» штата контролеров или внедрения дорогостоящих технологий, организовать учет водоснабжения целого города.
Руководитель одного из водоканалов Пензенской области, рассчитал, что ежемесячный убыток в виде небаланса за 1 месяц составляет 2 794 рубля или чуть более 23 рублей с лицевого счета.
Убыток в виде небаланса в месяц | |
---|---|
1 л/счет | 23,09 рубля |
1 МКД — 121 лицевой счет | 2 793,92 рублей |
Организация, обслуживающая 2 000 абонентов: 15-18 МКД, потеряет за 1 месяц 46 180,60 рублей.
Убыток в виде небаланса в месяц при обслуживании 2 000 лицевых счетов | |
---|---|
Для УК или РСО в городе | 46 180,60 рублей |
Для сельской местности | 28 030,76 рублей |
Если к этой сумме прибавить 20 000 рублей на заработную плату 1 контролера, картина станет более удручающая: ежемесячные потери составят 66 180,60 рублей!
Убыток в виде небаланса в месяц при обслуживании 2 000 лицевых счетов затраты на 1 контролера | |
---|---|
Для УК или РСО в городе | 66 180,60 рублей |
Для сельской местности | 48 030,76 рублей |
Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?
“Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” (далее – Закон № 59-ФЗ).”
“Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания (подп. 1 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).”
“Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.”
“Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (п. 5 ст. 3 Закона № 59-ФЗ). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен.
Как выставить счет 10 000 абонентам?
Представим, что в условном доме, заключившем прямой договор с водоканалом, пенсионерка ошиблась: вместо 3 кубометров расхода горячей воды отправила 300 куб.м. За месяц ей начислят около 55 тыс. рублей. Если бабушка выживет после такого потрясения, — автоматом станет должницей и лишится субсидий на ЖКХ.
На разбор ситуации и скандалы между абонентом и водоканалом уйдут один-два месяца. А сколько таких бабушек наберется во всем городе?
УК, обслуживающая один или два дома, еще может навести порядок в «ручном» режиме, регулярно проверяя каждую квартиру. Но магниты для остановки счетчиков и другие ухищрения сводят данную работу на нет. Жители успевают снять магнит, пока обходчик стоит у двери. Когда речь идет о квартале или городе — требуется комплексный подход: от удаленного сбора показаний до их автоматической выгрузки в платежные документы.
Решить задачу возможно с помощью автоматизированной системы учета воды (АСКУВ).
Подробнее про автоматизированную систему учета воды
Большинство водоканалов — МУПы, то есть муниципальные предприятия. Они не могут позволить сложные системы на GSM-связи. Приборы дорогие, к тому же необходимо регулярно платить абонплату за использование сотовой сети.
С ноября 2017 года предусмотрительные городские водоканалы республики Башкортостан и Ростовской области испытывают АСКУВ на беспроводной дальнобойной технологии связи — LPWAN. Технология разработана специально для передачи данных с автономных устройств на дальнее расстояние по радиоканалу.
Для развертывания LPWAN-системы не нужно ставить роутер для опроса счетчиков в каждую квартиру или подъезд — одна базовая станция (БС) с крыши дома принимает показания от 200 000 устройств. Две таких станции, разнесенные в радиусе километра или полутора друг от друга, надежно охватывают средний «стотысячник» сетью для снятия показаний со счетчиков.
LPWAN-решение контролирует всю цепочку поставки ресурса: от забора воды на скважине и ее транспортировки до учета в кране на кухне.
На распределительных узлах водопроводных магистралей установлены счетчики с радиомодемом «СТРИЖ». Приборы учета отслеживают потери в ходе транспортировки воды и контролируют потребление ответственных абонентов: садовых товариществ и крупных промышленных предприятий. Проникающей способности LPWAN-сигнала достаточно для отправки данных на базовую станцию, расположенную в 1,5-2 километрах от магистральных колодцев.

В квартирах многоквартирных домов установлены счетчики СВК-15-3-2 со встроенным радиомодемом. Раз в 24 часа показания отправляются на базовую станцию, а оттуда — в интернет-кабинет «СТРИЖ.Cloud».
Программное обеспечение «СТРИЖ.Cloud» учитывает специфику работы РСО. Оператор в диспетчерской видит объективную картину потребления ресурсов внутри сетей, а бухгалтерия водоканала в несколько щелчков выгружает из «личного кабинета» показания с индивидуальных и общедомовых приборов учета.
-
-
Получить доступ в демо-кабинет
- Показания приборов учета онлайн.
- Расчет небалансов онлайн.
- Оповещения о событиях (магниты, протечки, вскрытия и т.п.).
Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?
“Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным “виновником” заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья.
“Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным (подп. 2 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).”
Как задача была решена
В связи с принятием 59-ФЗ, главная задача — организовать централизованный контроль водоснабжения и водоотведения.
Без внедрения автоматической системы учета ресурсов, инициатива перехода на прямые договоры приведет к массе организационных проблем для РСО. Водоканалам нужен учет в масштабе целых городов и LPWAN-решения идеально подходят для этой задачи.
Основные преимущества автоматизированного сбора показаний приборов учета воды:
- точность учета потребления энергоресурсов с каждого прибора;
- формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода воды;
- у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
- почасовая статистика расхода в режиме онлайн;
- опрос тысяч приборов учета в радиусе до 10 км без необходимости приобретения ретрансляторов и концентраторов.
Мы помогаем ресурсным организациям (водоканалам) собирать показания счетчиков воды на территории микрорайона или города. Делаем это быстро и удобно при помощи LPWAN-технологии и автоматизированной системы «СТРИЖ».
А если есть долг по общедомовому потреблению?
“Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре.
Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей.”
Какие перспективы у данного нововведения?
“Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов.”
“Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.”
“Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными.”