Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Признаки государства
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.
Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.
1. Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
2. Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
3. Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
– Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
– Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
– Аппарат — система органов и наличие особого “класса чиновников” посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.
В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы.
– Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
– Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
– Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
– Стремление к представительству интересов всего общества —государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
– Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
– Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
– Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
– Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
– публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
– определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
– суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
– монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
– право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
– обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения.
В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.
При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.
Особенности правотворчества муниципальных органов
Вопрос о том, имеют ли шанс ли муниципальные органы «создавать» право является важным аспектом в рассмотрении процессов правотворчества и реализации права на уровне муниципальных образований. В нынешней российской юридической теории широко распространена точка зрения, в соответствии с которой правовая природа актов органов местного самоуправления является производной, санкционированной, от государственной воли.
Статья 12 Конституции Российской Федерации на сегодняшний день устанавливает положение, согласно которому, органы местного самоуправления не входят в общую систему органов государственной власти. В рубежах своих полномочий органы местного самоуправления обладают полной самостоятельностью.
Органы местного самоуправления представляют собой одну из ветвей публичной власти, соответственно они наделяются определенными функциями, реализуемые как в правовых, так и неправовых формах. К неправовым формам можно отнести следующие:
- идеологические (разработка муниципальной политики в сфере охраны окружающей среды, градостроения, целесообразного использования природных ресурсов в постоянно изменяющихся условиях и ряд других);
- экономические (формирование и исполнение бюджета муниципалитета, разумное использование объектов муниципальной собственности, координация деятельности юридических лиц, действующих на территории муниципалитета и другие);
- организационные (регулирование транспортного и бытового обслуживания населения, управление жилищно-коммунальным комплексом и т.п.).
Что касается правовых форм, то сюда относятся правотворчество и реализация правовых норм. Правотворчество представляет собой работу субъектов органов местного самоуправления по разработке, принятию, внесению изменений и отмене правовых актов, а реализация правовых норм – это воплощение в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права.
То есть, по своей правовой природе муниципальный правовой акт является выражением публично-властной сущности населения муниципального образования, органов местного самоуправления, а в случаях принятия решения по переданным полномочиям, органов государственной власти на территории самоуправляемой единицы.
Акты, которые принимаются органами местного самоуправления, приобретают качество правового не в силу факта наделения их государством правомочием по принятию правовых актов, а в силу специфической природы публичной территориальной власти, которая осуществляется на уровне муниципального образования.
Общими признаками, которые характерны для всех муниципальных правовых актов являются:
- Это результат правомерных действий, которые направлены на достижение конкретных последствий права при помощи закрепления текста правовой информации в письменной форме;
- Обладает особенным кругом субъектов, которые наделены правом на его принятие, характеризуемым близким положением субъекта: производителя правовой информации и получателя данной информации;
- Наделен специфическим предметом правового регулирования, куда относятся вопросы местного значения и вопросы исполнения отдельных государственных полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ переданы органам местного самоуправления;
- Имеет свойства общеобязательности, однако не выполняет охранительной функции, то есть они не устанавливают правовые основания и пределы юридической ответственности.
Формы и виды муниципальных правовых актов
Наличие общих признаков и черт, а также отличий у муниципальных правовых актов дает возможность классифицировать их в зависимости от того или иного критерия классификации. Поэтому необходимо конкретно отделять друг от друга виды и формы муниципальных правовых актов, так как каждый из них наделен собственной природой и выполняет только ему предоставленное предназначение.
К первой группе муниципальных правовых актов относятся законодательные акты, которые обладают высшей юридической силой, в соответствии с ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к таковым относятся уставы муниципальных образований и решения, принятые на местном референдуме и оформленные в виде нормативных правовых актов.
Следующее место в системе муниципальных правовых актов, которые закреплены ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», занимаются нормативные и другие правовые акты законодательного органа муниципального образования. Это вторая группа муниципальных правовых актов, выделенная федеральным законодателем.
Третья по юридической силе группа актов, предусмотренная федеральным законодателем, включает в себя акты главы муниципального образования, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
Перечень муниципальных правовых актов признается открытым и может пополняться, исходя и выполнения отдельных государственных полномочий, которые предоставляются местным образованиям, а также от вопросов местного значения. Устав является основным муниципальным правовым актом. Устав муниципального образования по отношению к другим муниципальным правовым актам обладает специфической юридической природой.
На современном этапе правовая природа устава и его место в правовой системе определяются следующими юридическими свойствами, отличающими его от других нормативных правовых актов:
- Учредительный характер. Устав муниципального образования как акт учредительного характера наделяет юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям по управлению населением муниципального образования.
- Всеобъемлющий и всеохватывающих характер правового регулирования. Устав муниципального образования регламентирует отношения, затрагивающие все стороны и все области жизнедеятельности населения.
- Во всем многообразие норм, которые принимаются органами местного самоуправления, уста обладает высшей юридической силой. То есть, все акты, которые принимаются органами местного самоуправления, должны соответствовать уставу, принципам и нормам, а также заложенной в нем концепции.
- Устав муниципального образования, так же как и Конституция РФ характеризуется специфическим порядком принятия, а также внесения дополнений и изменений. Представительный орган местного самоуправления принимает устав или непосредственно при участие населения, а если численность населения в муниципальном образовании менее 100 человек, то он принимается большинством голосов на сходе граждан .
- Одним из правовых средств, который обеспечивают реализацию самостоятельности местного самоуправления является принятие устава.
- Устав это основа для дальнейшего законотворчества. Данная особенность является продолжением всех рассмотренных выше особенностей.
Признаки устава муниципального образования свидетельствуют о том, что он призван выступать в качестве нормативно-правового носителя основных ценностей демократии муниципалитета, он наделен характерными чертами, так сказать местной конституции, выступая в качестве основного закона жизнедеятельности жителей городских и сельских поселений.
Другими муниципальными правовыми актами, которые обладают прямым действием на территории муниципалитета, являются решения, которые принимаются на сходе граждан и местном референдуме. Данная классификация представляет практический интерес, поскольку позволяет определить объем, принадлежащих органам местного самоуправления, полномочий в той или иной сфере.
Как теоретическое, так и практическое значение имеет классификация муниципальных правовых актов на нормативные и ненормативные, так как каждый из них имеет определенную правовую природу и свое предназначение.
Если не проводить разграничения между нормативными актами и ненормативными, то будет невозможным подготовка и оформление проектов законодательных актов, публикация и систематизация, а также введение в действие законодательных актов, а также очистка законодательства от положений, которые устарели и учет нормативных правовых актов, которые действуют в настоящее время.
Целый ряд полномочий органов местного самоуправления могут быть реализованы только посредством принятия нормативных правовых актов: принятие местного бюджета, установление местных налогов и сборов, определение порядка предоставления земельных участков, использования и ограничений на использования земель т.п.
В то же время среди полномочий органов местного самоуправления велика доля тех из них, что реализуются путем применения права: предоставление, изъятие земельных участков в соответствии с законодательством, выдача разрешений на снос, возведение построек и т.п. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной, контрольной деятельности в системе местного самоуправления.
Рассмотрим экономическую функцию.
§ охранительные;
§ регулятивные.
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);
Виды функций государства по важности для общества – основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
Виды функций государства по времени действия – постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);
Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) – внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).
При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности).
Внутренние функции Российского государства – это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
§ установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
§ контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
§ непосредственное осуществление экономической деятельности;
§ поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.
§ установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
§ поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
§ обеспечение занятости;
§ развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.
§ установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
§ проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
§ контроль за денежным обращением в стране и проч.
Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;
§ борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.
Экологическая функция – это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
§ установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
§ контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
§ государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
§ сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
§ признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
§ охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
§ выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.
Внешние функции Российского государства – это основные направления его деятельности на международной арене.
Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу.
§ политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
§ участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
§ сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).
§ укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
§ обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.
§ участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
§ участие в деятельности международных экономических организаций;
§ совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
§ предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.
Формы осуществления функции государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.