О важности своевременных выплат неоднократно говорили и в правительстве, и в прокуратуре, поскольку просрочка платежей не только отрицательно сказывается на бюджете страны из-за налагаемых на заказчиков пеней, но и оказывает негативное влияние на систему госзаказа в целом. Ответственные подрядчики, выполнившие в срок все условия договора и не получившие оплату, могут в дальнейшем воздержаться от участия в торгах, опасаясь повторения ситуации, что приведет к снижению конкуренции и росту цен за товары и услуги.
Введены новые штрафы за неисполнение госконтрактов
О важности своевременных выплат неоднократно говорили и в правительстве, и в прокуратуре, поскольку просрочка платежей не только отрицательно сказывается на бюджете страны из-за налагаемых на заказчиков пеней, но и оказывает негативное влияние на систему госзаказа в целом. Ответственные подрядчики, выполнившие в срок все условия договора и не получившие оплату, могут в дальнейшем воздержаться от участия в торгах, опасаясь повторения ситуации, что приведет к снижению конкуренции и росту цен за товары и услуги.
Весной этого года был принят закон о 30-дневной оплате госзаказов (для представителей МСП этот срок сокращен до 15 дней), теперь же одобрена новая мера поддержки бизнесменов. Поделитесь ссылкой на эту статью Оставьте заявку на бесплатную консультацию или расчет стоимости Оставьте заявку на бесплатную консультацию или расчет стоимости Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2019 г.
№1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
На сайте Кабмина сообщается, что предыдущими правилами, утвержденными постановлением Правительства от 25 ноября 2013 года №1063от 25 ноября 2013 г.
№1063, размер штрафа устанавливался в контракте в виде фиксированной суммы.
Согласно новым Правилам общая сумма штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств не может превышать цену контракта. Сообщается, что изменения необходимы для расширения участия МСП в закупках для государственных и муниципальных
Данным постановлением введены новые размеры штрафов за неисполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по госконтракту.
2) размеры штрафов снизились:
- для отдельных категорий поставщиков;
- для заказчиков;
3) введены новые штрафы для поставщиков.
ТАБЛИЦА: «Сравнение старых и новых штрафов за неисполнение госконтрактов» * Аналогичные новые штрафы предусмотрены для поставщиков по контрактам,
Размер штрафов на заказчика
Указанная норма действует с момента вступления в силу Федерального закона от 13.07.15 №265-ФЗ и применяется к лицам, нарушившим условия госконтракта после 23 июля 2015 г.
В соответствии со ст.
34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
(далее — Закон № 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств стороной госконтракта другая сторона вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ.
В последнее время возросло количество заключаемых госзаказчиками контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для нужд государства.
Но в связи с тем, что часто как заказчики, так и поставщики поверхностно знают законодательство о госзакупках, нередки различные нарушения контрактов и затягивание процесса их исполнения.
Закон о госзакупках предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта: неустойку – за просрочку исполнения и штраф – за неисполнение. Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный со штрафами за неисполнение контракта по 44-ФЗ, то вам следует помнить, что: Все случаи уникальны и индивидуальны. Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
Закупка опубликована до 09.09.2017 г. | Закупка опубликована начиная с 09.09.2017 г. |
---|---|
По закупкам, размещенным без ограничения круга участников | |
| Увеличено количество диапазонов цен заключенного контракта, по которой рассчитывают штраф. Штраф устанавливается в виде фиксированной суммы, высчитанной как процент от цены контракта:
|
По закупкам, в которых принять участие могут только СМП и СОНО | |
|
|
Штрафы на победителей в закупке на право заключить контракт (в случае, если участники снизят цену контракта до 0,5 % НМЦК, то оператор электронной площадки проведет торги на право заключить контракт – при этом максимальная цена такого контракта составляет 100 млн. руб. (п. 1 ч. 23 ст. 68 Закона № 44) | |
Не было урегулировано |
Конкретный размер штрафа заказчик обязательно должен указать в проекте контракта, который направляет победителю по итогам проведения закупки. |
Штраф за неисполнение обязательства, стоимость которого не может быть высчитана (например, за не предоставление документов, сведений и т.п.) | |
Не было урегулировано | Размер штрафа – конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:
|
Штраф за привлечение субподрядчика к работам, которые исполнитель должен выполнить самостоятельно. Остался в прежнем размере, но заказчики в контракте обязаны указывать как основание его истребования уже Постановление Правительства №1042 от 30.08.2017 г. | |
5 % от стоимости работ | 5 % от стоимости работ |
Штраф в случае, если подрядчик должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО, но не сделал этого. | |
Не было урегулировано | 5 % от объема, который должен выполнить субподрядчик |
Закупка опубликована до 09.09.2017 г. | Закупка опубликована начиная с 09.09.2017 г. |
---|---|
Штраф определялся в виде фиксированной суммы в размере: 2,5 % от цены контракта – если цена контракта не превышает 3 млн. руб. 2 % от цены контракта – при цене контракта от 3 млн. до 50 млн. руб. 1,5% от цены контракта – при цене контракта от 50 млн. до 100 млн. руб. 0,5% от цены контракта – при цене контракта свыше 100 млн. руб. | Штраф указан в виде конкретной суммы, а не в процентах от цены контракта: 1 000 руб. – если цена контракта не превышает 3 млн. руб. (включительно) 5 000 руб. – при цене контракта от 3 млн. до 50 млн. руб. (включительно) 10 000 руб. – при цене контракта от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 100 000 руб. – при цене контракта свыше 100 млн. руб. |
Наконец-то ответственность за просрочку выполнения своих обязательств исполнителей контрактов приравняли к ответственности заказчика. Однако законодатель опять не учел в начисления пени этапы исполнения контрактов (если они предусмотрены), как это сделано при расчете размера штрафов. Напомним, ранее по правилам 1063-ПП с учетом коэффициентов размер ответственности поставщика мог превышать размер ответственности заказчика за один и тот же срок более чем в 8 раз.
И снизить размер начисленных заказчиком пени до 1/300 учетной ставки ЦБ РФ можно было только в судебном порядке. По контрактам, заключенным с 09.09.2017 г. при расчете пеней для поставщиков нет необходимости применять специальную формулу. Она заменена простым правилом: за каждый просроченный день исполнения обязательств размер пени будет начисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены заключенного контракта (его этапа). При цена контракта уменьшается на сумму, пропорциональной объему исполненных поставщиком обязательств.
Таким образом, можно сделать выводы: с одной стороны, правила стали более понятными, а с другой стороны, по-прежнему поставщикам можно и нужно будет обращаться в суд с целью снижения начисленных штрафов и пени – особенно если их размер будет приближаться к цене заключенного контракта.
Если начисленная Заказчиком неустойка кажется Вам чрезмерной, обращайтесь за консультацией – расскажем, какие варианты есть для ее снижения. “Расчет пени”
Теги: штрафы,
пени,
1042-ПП,
1063-ПП,
Важно! Взыскать неустойку можно, если нарушены сроки исполнения обязанностей госзаказчиком и поставщиком. Взимание неустойки с поставщика выполняется в случае просрочки выполнения работ (поставки товаров) по госконтракту, а с заказчика – просрочки оплаты. На практике подобные нарушения встречаются часто как со стороны госзаказчика, так и со стороны поставщика.
Важно! Расчет неустойки в случае нарушений обязательств поставщиком и госзаказчиком производится в соответствии с разными формулами.
Так, неустойка за просрочку исполнения обязательств госзаказчиком перед поставщиком определяется в зависимости от ставки рефинансирования (1/300), количества дней просрочки и суммы неисполненного обязательства. Точнее, поставщик вправе взыскать с госзаказчика неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) от цены (невыполненной части) госконтракта за каждый день просрочки.
Чтобы вычислить размер неустойки, нужно сумму контракта (неоплаченную часть) умножить на количество дней, затем – на размер ставки рефинансирования, а затем разделить на 300 и на 365 (количество дней в году). В настоящее время размер ставки рефинансирования приравнен к ключевой ставке и равен 10,5 %. При таком расчете величина неустойки получается небольшой (если сумма контракта незначительная).
Формула расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств поставщика перед госзаказчиком сложнее. Так, чтобы вычислить размер неустойки, из суммы контракта вычитают сумму фактически исполненной части контракта, умножают на ставку рефинансирования и на количество дней просрочки. Ставка рефинансирования ставится в зависимость от коэффициента, который определяется путем деления количества дней просрочки на число дней по контракту и умножения на 100 %. Коэффициент показывает, на какое число умножить ставку рефинансирования для определения ставки применительно к конкретной ситуации.
Важно! Данные формулы зафиксированы в соответствующем постановлении правительства.
Взыскание штрафа предусматривается за любое нарушение (неисполнение) обязанностей по госконтракту – как с госзаказчика, так и с поставщика.
Такое нарушение со стороны госзаказчика иногда выражается в отказе передать определенную документацию или предоставить информацию, без которых выполнение госконтракта невозможно. Встречается и нежелание содействовать поставщику в выполнении госконтракта иным образом либо уклонение от приемки товара (работы, услуги).
Важно! Штраф определяется в процентах в зависимости от цены госконтракта и указывается в соответствующем постановлении правительства.
Размеры процентов ранее указывались нами в иных публикациях, поэтому не будем повторяться.
Важно! Постановление правительства предусматривает для заказчика процент штрафа намного меньше, чем для поставщика.
Неисполнение поставщиком обязанностей по госконтракту выражается в нарушении гарантийных обязательств, непредоставлении документации или иной информации по контракту и т. д.
Важно! Добровольная уплата неустоек и штрафов по госзакупкам встречается редко, поэтому данные вопросы чаще рассматривает суд.
Невыполнение госконтракта последствия
невыполнение госконтракта последствия Банковская гарантия по госконтракту — это один из вариантов обеспечения исполнения взятых обязательств по заключаемому контракту.
Гарантия вступает в силу только в случае невыполнения поставщиком условий контракта. Тогда банк-гарант выполняет обязательство по выплате денежных средств заказчику в соответствии с условиями банковской гарантии. Требования к выдаче банковских гарантий установлены в Федеральном законе ФЗ-44 .
Поставка товаров должна производиться в течение 7 дней после получения заявки Заказчика.
Каталог статей
В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ, каковы последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.
Помните, если у вас возникла спорная ситуация с заказчиком по поводу сроков исполнения госконтракта, последствия могут быть весьма неприятными.
Именно для этих целей мы разработали для наших клиентов специальную услугу — юридическое сопровождение при исполнении госконтракта. В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ.
Данный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063), в дальнейшем именуемые — Правила определения размера штрафа.