Находим решения ваших
юридических вопросов

В соответствие со статьей 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации действует в составе 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Полномочия Конституционного Суда рф.

В
соответствие со статьей 4 ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской
Федерации», Конституционный Суд
Российской Федерации действует в составе
19 судей, назначаемых на должность Советом
Федерации по представлению Президента
Российской Федерации.

а)
федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации;

б)
конституций республик, уставов, а также
законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;

в)
договоров между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, договоров между
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;

г)
не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации;

а)
между федеральными органами государственной
власти;

б)
между органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;

в)
между высшими государственными органами
субъектов Российской Федерации;

3)
по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам
судов проверяет конституционность
закона, примененного или подлежащего
применению в конкретном деле;

4)
дает толкование Конституции Российской
Федерации;

5)
дает заключение о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента
Российской Федерации в государственной
измене или совершении иного тяжкого
преступления;

6)
выступает с законодательной инициативой
по вопросам своего ведения;

7)
осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему Конституцией
Российской Федерации, Федеративным
договором и федеральными конституционными
законами;

Конституционный
Суд РФ – судебный орган конституционного
контроля, самостоятельно и независимо
осуществляющий судебную власть
посредством конституционного
судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля
1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде
Российской Федерации» с изменениями
от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.).

Конституционный
Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых
является председательствующим и один
– его заместителем.

Эти
судьи избираются на пленарном заседании
Конституционного Суда сроком на 3 года,
тогда как общий срок полномочий судей
составляет 15 лет.

Судьи
Конституционного Суда РФ назначаются
Советом Федерации по представлению
Президента РФ.

Судьей
Конституционного Суда РФ может быть
назначен гражданин РФ, достигший
40-летнего возраста, обладающий безупречной
репутацией, имеющий высшее юридическое
образование и стаж работы по юридической
профессии не менее 15 лет, а также
обладающий признанной высокой
квалификацией в области права.

Судьи
Конституционного Суда РФ независимы и
обладают неприкосновенностью.

Структура
Конституционного Суда РФ включает в
себя две палаты, одна их которых состоит
из 10, а вторая из 9 судей Конституционного
Суда. Палаты на каждом своем заседании
избирают из своего состава
председательствующего, который исполняет
свои обязанности по руководству в рамках
этого заседания.

независимость
судей Конституционного Суда РФ;

коллегиальность
рассмотрения дел;

гласность
судебного заседания (допускается
трансляция заседаний Конституционного
Суда РФ);

состязательность
и равноправие сторон (этот принцип для
конституционного судопроизводства
условный, так как решения выносятся на
основании документов и собственно
сторон нет).

Конституционный
Суд РФ вправе: 1) разрешать дела о
соответствии Конституции РФ федеральных
законов, Указов Президента РФ, актов
Правительства РФ; конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ; договоров между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти
субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов РФ;

не вступивших в законную силу международных
договоров РФ; 2) разрешать споры о
компетенции: между федеральными органами
государственной власти; между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ;
между высшими государственными органами
субъектов РФ; 3) давать заключение о
соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения Президента РФ в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления;

4) выступать
с законодательной инициативой по
вопросам своего ведения; 5) давать
толкование Конституции РФ (по запросам
Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
РФ, органов законодательной власти
субъектов Федерации); 6) проверять
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном
деле, разрешаемом судом по жалобам
граждан и запросам судов; 7) осуществлять
иные полномочия, предоставляемые ему
Конституцией РФ, Федеративным договором
и федеральными конституционными
законами.

22.
В соответствии
с Конституцией РФ одной из основ
современного государственного устройства
России является признание права входящих
в ее состав республик иметь свои
конституции и законодательство, а других
субъектов РФ — уставы и законодательство
(ч. 2 ст.
5). Признано также
право органов государственной власти
и органов местного самоуправления
субъектов РФ издавать на базе действующих
конституций (уставов) и законодательства
иные нормативные
правовые акты (ч.
4-5 ст.
76).

Налаживанию
такой согласованности призвано
способствовать многое. Это прежде всего
конституционные предписания о верховенстве
Конституции РФ и о том, что она и
федеральные законы подлежат неуклонному
исполнению на территории всей страны,
что им не могут противоречить все другие
издаваемые в России правовые акты.

Существенную роль в достижении
согласованности играютфедеральные
суды, их повседневная
деятельность. Имея широкие полномочия,
в частности, в осуществлении конституционного
контроля и контроля
за законностью действий (или бездействия) и
решений всех органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц, они постоянно корректируют российскую
правовую систему — очищают ее от законов,
полностью или частично противоречащих
Конституции РФ (Конституционный Суд
РФ), и от иных правовых актов, не
соответствующих федеральным законам
(суды общей юрисдикции и арбитражные
суды).

Однако
такого рода деятельность федеральных
судов не охватывает в достаточной мере
полно довольно важный массив нормативных
правовых актов — законодательство и
иные нормативные правовые акты, которые
издаются в субъектах РФ в ходе реализации
их исключительных полномочий, т. е. по
вопросам государственной и общественной
жизни, в отношении которых им предоставлена
вся полнота власти (ст.
73 Конституции
РФ).

Такой
пробел в механизме обеспечения
согласованности всей правовой системы
и должны устранять конституционные
(уставные) суды субъектов РФ.

В
соответствии с ч. 2 ст.
4 Закона
О судебной системе в состав судебной
системы Российской Федерации наряду с
федеральными судами могут входить суды
субъектов РФ, в том числе конституционные
(уставные) суды.

Более
конкретно об этих судах сказано в ст.
27Закона. В ч. 1 этой
статьи обозначены их полномочия. К ним
отнесено рассмотрение вопросов о
соответствии конституции (уставу)
субъекта РФ:

  • принятых
    в нем законов;

  • нормативных
    правовых актов его органов государственной
    власти;

  • нормативных
    правовых актов органов местного
    самоуправления,

  • вопросов
    толкования конституции (устава).

Порядок
рассмотрения вопросов такого рода
должен определяться законами субъектов
РФ. Финансирование этих судов возложено
тоже на субъекты РФ.

Решение
конституционного (уставного) суда,
принятое в пределах предоставленных
ему полномочий, не может быть отменено
никаким другим судом (ч. 4 ст.
27 Закона).
Этим подчеркивается автономность
таких судов от всех других судов, в том
числе Конституционного Суда РФ.

23.Конституционные
права и свободы –
это закрепленные в Конституции РФ
неотъемлемые права и свободы человека
и гражданина, составляющие основу его
правового статуса, принадлежащие ему
от рождения и защищаемые государством.

Виды
прав и свобод: личные
(гражданские), политические, социальные,
экономические, культурные.

Гражданин
РФ может самостоятельно осуществлять
в полном объеме свои права и обязанности
с 18 лет.

В
РФ признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии
с Конституцией.

Основные
права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от рождения, при
этом осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права
и свободы других лиц.

Права
и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они
определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются
правосудием. Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.

4. Свобода труда, право на труд и трудовые права (статья 37).

Каждый
имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
Предпринимательская и иная экономическая
деятельность регулируется гражданским
законодательством. Не допускается
экономическая деятельность, направленная
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию.

Труд
свободен. Каждый имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и
профессию. Свобода труда реализуется
в формах заключения трудового договора,
членства в производственных кооперативах,
индивидуальной предпринимательской
деятельности и в иных формах.

Принудительный
труд запрещен (исключения – не считаются
принудительным трудом работы, вытекающие
из военной службы, в условиях чрезвычайного
положения или по приговору суда). Каждый
имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой бы то
ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а
также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и
коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным
законом способов их разрешения, включая
право на забастовку. Каждый имеет право
на отдых. Работающему по трудовому
договору гарантируются установленные
федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Требования безопасности и гигиены
(охраны труда), гарантии прав работников
устанавливаются в соответствии с
трудовым законодательством.

3. Право частной собственности и наследования (статьи 35, 36).

Право
частной собственности охраняется
законом, частная собственность охраняется
наряду с другими формами собственности.
Каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться
и распоряжаться им как единолично, так
и совместно с другими лицами. Отношения
собственности регулируются гражданским
законодательством.

Никто не может быть
лишен своего имущества иначе как по
решению суда. Принудительное отчуждение
имущества для государственных нужд
может быть произведено только при
условии предварительного и равноценного
возмещения. Право наследования
гарантируется, правила наследования
устанавливаются гражданским
законодательством.

Граждане и их
объединения вправе иметь в частной
собственности землю. Владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными
ресурсами осуществляются их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов иных лиц. Условия и
порядок пользования землей определяются
в Земельном кодексе РФ.

6. Социальное обеспечение (статья 39).

Каждому
гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные
пособия устанавливаются законом
(например, федеральным законом “О
трудовых пенсиях в РФ”, федеральным
законом “О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей”). Поощряются
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность.

7. Право на жилище (статья 40).

Каждый
имеет право на жилище. Никто не может
быть произвольно лишен жилища. Органы
государственной власти и органы местного
самоуправления поощряют жилищное
строительство, создают условия для
осуществления права на жилище. Малоимущим,
иным указанным в законе гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других
жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами. Статьёй
38 Жилищного кодекса РСФСР установлена
норма жилой площади в размере 12 квадратных
метров на человека.

8. Право на охрану здоровья (статья 41).

Каждый
имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений. В Российской
Федерации финансируются федеральные
программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной
систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому
благополучию.

9. Право на благоприятную окружающую среду (статья 42).

Каждый
имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее
состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
Государство несёт обязанность по охране
окружающей среды в соответствии с
федеральным законом “Об охране
окружающей среды” (2002).

Право на
благоприятную окружающую среду
обеспечивается. Это право обеспечивается
планированием и нормированием качества
окружающей природной среды, государственным
контролем за состоянием окружающей
природной среды, соблюдением
природоохранного законодательства,
мерами по предотвращению экологически
вредной деятельности и оздоровлению
окружающей природной среды, предупреждению
и ликвидации последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий, а также
предоставлением каждому реальных
возможностей для проживания в условиях
благоприятной для жизни и здоровья
окружающей природной среды.

Осуществление
работ по различным проектам и программам
производится только при наличии
продолжительного заключения экологической
экспертизы. Граждане и юридические
лица, виновные в экологическом
правонарушении, обязаны возместить в
полном объёме вред, причинённый здоровью
или имуществу граждан, а также окружающей
среде.

3. По назначению:

  • материальные;

  • процессуальные.

4. В
зависимости от вида норм:

  • правоустановительные
    (содержащие права и обязанности);

  • правоохранительные
    отношения (связанные с правовой охраной
    предписаний, заложенных в
    конституционно-правовых нормах).

1.
По видам деление конституционно-правовых
отношений соответствует
предмету конституционного права как
отрасли права. Следует выделять четыре
группы общественных отношений,
составляющих предмет российского
конституционного права:

  1. связанные
    с основами конституционного строя
    Российского государства, сущностью и
    формами власти
    народа в
    нашей стране;

  2. связанные
    с основами правового положения личности
    в Российской Федерации;

  3. по
    поводу государственного устройства
    Российской Федерации;

  4. связанные
    с установлением системы, порядка
    формирования, принципами организации
    и механизмами деятельности органов
    государственной власти и местного
    самоуправления в
    Российской Федерации.

2.
Кроме того, по степени обобщенности
конституционно-правового регулирования
конституционно-правовые отношения
можно разделить на общие и конкретные:

  • Общие
    конституционно-правовые отношения —
    это так называемые правовые состояния,
    которые существуют объективно, вне
    зависимости от конкретных действий
    соответствующих субъектов (например,
    состояние гражданства возникает
    в подавляющем большинстве случаев с
    рождением человека и длится всю жизнь).

  • Конкретные
    конституционно-правовые отношения
    возникают только при совершении
    соответствующих действий потенциально
    возможными субъектами подобных
    отношений. Если действие не совершается,
    то и конкретное конституционно-правовое
    отношение не возникает (например, если
    гражданин Российской Федерации желает
    выйти из гражданства РФ, он должен
    обратиться с ходатайством на имя
    Президента РФ).

3.
В зависимости от длительности существования
во времени конституционно-правовые
отношения могут быть поделены на
статические и динамические.

  • Статические
    отношения — это постоянные отношения,
    не обусловленные фактором времени
    существования, которые возникают с
    введением соответствующих конституционно-правовых
    норм,
    созданием государств, объявлением
    формы их устройства, образованием
    органов и т.д. (например, федерализм,
    парламентаризм.

  • Динамические
    отношения – это отношения, которые
    возникают в результате действий
    участников конституционно-правовых
    отношений, но по совершении конкретных
    действий конституционно-правовое
    отношение достигло своих целей и поэтому
    прекратилось (например, участие
    избирателей в голосовании на выборах).

4.
По юридическому значению условно
выделяют материальные и процессуальные
конституционно-правовые отношения.
Однако следует отметить, что процесс
правореализации строится на соединении
материальных и процессуальных отношений,
поскольку любое материальное полномочие
( право, свободу, обязанность) возможно
осуществить только в определенном
процессуальном порядке. Поэтому
материальные и процессуальные нормы в
конституционном праве друг без друга
не существуют.

5.
Также условно можно выделить учредительные,
правореализационные и охранительные
конституционные правоотношения, но
любое осуществление конституционно-правовых
норм есть и их реализация, и обеспечение
(охрана) интересов субъектов правоотношений.

 В
науке конституционного права используются
и другие классификации конституционно-правовых
отношений.