Находим решения ваших
юридических вопросов

Среди самых частых случаев нарушения страховыми компаниями законодательства РФ в области предоставления полисов ОСАГО выделяют:

Основные виды нарушений

Среди самых частых случаев нарушения страховыми компаниями законодательства РФ в области предоставления полисов ОСАГО выделяют:

  • просрочка рассмотрения заявлений от пострадавших в ДТП;
  • ошибки в расчетах коэффициента «бонус-малус»;
  • безосновательный отказ в предоставлении страховки;
  • заниженные страховые выплаты;
  • нарушение правил определения ущерба, причиненного страхователю;
  • навязывание необязательных платных услуг;
  • нарушение процедуры выдачи направлений на ремонт автомобиля;
  • отказ принимать заявление о получении страховки по причине отсутствия всех необходимых документов.

Надзорная инстанция

На сегодняшний день в нашей стране существует лишь одно государственное учреждение, на которое возложены обязанности по контролю деятельности различных страховщиков. Эта же организация занимается лицензированием страховых компаний, то есть, по сути, выдает им разрешение на работу в сфере страховых услуг.

Конечно же, речь идет о Центральном Банке РФ (ЦБ РФ). Именно за этой структурой, в числе прочего, закреплена разработка тарифов ОСАГО и справочников по стоимости запчастей. Соответственно, именно ЦБ РФ занимается проверкой финансового состояния автостраховщиков, и лишь этот надзорный орган вправе приостановить либо вовсе отозвать лицензию на осуществление страховой деятельности. Кроме того, в последнее время данная инстанция всё чаще практикует назначение временной администрации в проблемные страховые компании.

Таким образом, совершенно ясно, что отечественные страховщики целиком и полностью зависят от воли руководства Центробанка РФ. Следовательно, в случае серьезного конфликта между автовладельцем и страховой компанией стоит жаловаться именно в надзорный орган.

Если обоснованная претензия направлена в ЦБ в письменной форме, то ответ Мегарегулятора не заставит себя ждать, равно как и меры в отношении нерадивого страховщика. В числе прочих санкций такой компании грозит солидный штраф.

Правила составления жалобы

В какую бы инстанцию не направлялась жалоба на страховую фирму, она должна соответствовать определенным требованиям. Это значительно увеличит вероятность ее скорейшего рассмотрения. Хотя жалоба и пишется в свободной форме, но все равно должна содержать ряд обязательных элементов:

  • В «шапке» заявления (правый верхний угол листа) следует указать, в какое именно учреждение оно подается, то есть указать его полное название и реквизиты. Если речь идет, к примеру, о руководителе страховой фирмы, то указывается его должность и ФИО. Чуть ниже указывается ФИО заявителя и его контактные данные (телефон, электронная почта);
  • В тексте документа кратко, но достаточно для понимания сути проблемы, описываются все обстоятельства, при которых возник и развивался конфликт со страховой компанией. Здесь же могут быть описаны действия недобросовестного страхового агента, а также даны ссылки на статьи законов, которые были нарушены и которые послужили причиной написания жалобы;
  • В конце основной части заявления перечисляются требования заявителя, которые должны быть законными и четко аргументированными;
  • Далее дается перечень приложений к жалобе, подтверждающих позицию заявителя и законность его требований. Это могут быть копии договоров страхования, досудебных претензий, ранее направленных страхователю, всевозможные чеки и справки;
  • Последний обязательный элемент жалобы – дата ее написания и подпись заявителя.

Игра в монополию

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России – ещё одно государственное учреждение с функциями контроля за отечественным страховым бизнесом. Именно её региональные подразделения периодически наказывают автостраховщиков за какие-либо нарушения антимонопольного законодательства. Например, за неправомерные действия в сфере обязательного страхования, включая ОСАГО . Ярким примером деятельности упомянутого учреждения является ситуация с навязыванием дополнительных видов услуг при продаже «автогражданки». В новостных лентах страховых сайтов всё чаще попадаются заметки о солидных штрафных санкциях в отношении страховщиков. Компании, уличенные в навязывании страховок жизни или в продаже диагностических карт в дополнение к договору ОСАГО, вынуждены оплачивать весомые штрафы.

Правда, страховые компании, как правило, не соглашаются платить штраф в добровольном порядке и пытаются обжаловать решение ФАС в суде. Однако для страховщиков такие дела чаще всего заканчиваются проигрышем и дополнительными расходами на оплату судебных издержек. По этой причине есть надежда, что рано или поздно отечественным страховым компаниям будет выгоднее оказывать качественные услуги, нежели оплачивать штрафы и прочие сопутствующие расходы.

Итак, из вышеизложенного следует, что в ФАС стоит жаловаться при возникновении проблем с покупкой или пролонгацией договора ОСАГО. Также антимонопольная служба поможет в случае навязывания услуг какого-либо страховщика при оформлении автокредита.

Однако нельзя забывать, что владельцу машины вряд ли поверят на слово, поэтому нужно заранее собрать доказательства нарушения закона.

Обращение к руководству страховой фирмы

По закону каждый человек должен вначале попробовать решить возникший конфликт при помощи обращения к руководителю страховой организации. И только если это не помогло, обращаться в иные надзорные органы или суд. Как пожаловаться на страховую фирму посредством подачи досудебной претензии?

Досудебная претензия к страховой компании очень похожа на жалобу, правила составления которой описаны выше. При ее написании следует обязательно указать способ получения денег и все необходимые реквизиты (если речь о перечислении денег на карту или банковский счет). Дополнительно указывается номер страхового договора и полиса ОСАГО, в связи с которыми написана претензия.

Основные причины подачи жалобы на страховую компанию в ФАС:

  • отказ предоставлять страховку ОСАГО без заключения дополнительных договоров и предоставления дополнительных услуг;
  • монополизация рынка автострахования одной страховой фирмой;
  • отказ в продлении ОСАГО или заключении нового договора без достаточных оснований;
  • использование рекламы, которая намеренно вводит клиентов в заблуждение.

Статья в тему: штраф за езду без страховки ОСАГО.

Двое из ларца

В соответствии с законом, страховщики с лицензией на продажу «автогражданки» объединены в профессиональный союз – «Российский Союз Автостраховщиков» (РСА). По замыслу данная некоммерческая организация должна контролировать деятельность своих участников и способствовать исполнению закона «Об ОСАГО». Правда, на деле всё обстоит несколько сложнее. Да, сегодня РСА производит выплаты за компании с отозванной лицензией, чем несомненно упрощает жизнь автовладельцам. Однако не стоит забывать, что в президиум данной организации входят руководители ведущих отечественных автостраховщиков. Получается, что страховые компании рассматривают жалобы на самих себя. Да, это достаточно грубое сравнение, но подобное утверждение не лишено смысла.

Аналогичная ситуация и с другим не менее авторитетным объединением отечественных страховых компаний. «Всероссийский союз страховщиков» (ВСС) также находится под влиянием крупнейших российских компаний. Возникает интересный вопрос: насколько объективно упомянутые организации будут рассматривать жалобы страхователей? Конечно, РСА и ВСС принимают и рассматривают жалобы возмущенных автолюбителей, но при этом не обладают действенными инструментами для влияния на руководителей страховых компаний. Как показывает практика, жалобы в государственные органы оказываются намного эффективнее, чем письменные обращения в профессиональные объединения страховщиков.

Российский союз автостраховщиков (РСА)

РСА поможет решить автовладельцам следующие проблемы:

  • неправильное начисление коэффициента КБМ («бонус-малус»);
  • невозможность возмещения ущерба держателю полиса ОСАГО из-за потери лицензии страховщиком;
  • нарушения порядка работы с Европротоколами;
  • прочие мелкие нарушения в области оформления страховки и возмещения ущерба.

В полномочия РСА не входят разбирательства с грубыми нарушениями в области автострахования. Срок ответа на жалобу – 30 дней, однако в ряде случаев он может быть увеличен. Если жалоба будет удовлетворена, то РСА принудит страховую компанию к возмещению ущерба и точному соблюдению условий договора.

Небольшой итог

Нельзя обойти вниманием тот факт, что РСА порой действительно оказывает автомобилистам поддержку, правда, в основном информационную. На сайте данной организации страхователи могут найти не только полный перечень законодательных актов, но и другие весьма полезные сведения. Например, тарификатор стоимости «автогражданки», по которому при желании можно проверить работу других калькуляторов ОСАГО .

Таблица 1 представлена для обобщения всей изложенной информации. С её помощью автовладелец сможет быстрее сориентироваться в правах и полномочиях упомянутых государственных органов и некоммерческих организаций. Если же жалобы в надзорные инстанции не помогут в разрешении спора между страховой компанией и клиентом, остается только обращение в суд. Благо в последние годы суды всё чаще признают правоту автовладельцев.

Таблица 1. Куда жаловаться на автостраховщика?

таблица скроллится вправо

Название организации
или надзорного органа
Повод для обращения
Центральный банк
России
Любые нарушения законодательства
в области автострахования
Федеральная
антимонопольная служба
Навязывание дополнительных услуг,
навязывание услуг конкретной
страховой компании
РСА и ВСС Проверка подлинности полиса,
проверка расчета ОСАГО,
проверка стоимости запчастей
при определении размера выплаты
Роспотребнадзор Отказ в продаже полисов по
обязательным видам страхования
Прокуратура Любые нарушения действующего
законодательства, включая
факты оскорбления клиентов
сотрудниками страховщика

Роспотребнадзор

В ведении Роспотребнадзора – защита прав потребителей. И именно отношения потребитель-покупатель возникают между клиентом и страховщиком, когда первый приобретает полис ОСАГО. В Роспотребнадзор есть смысл обращаться только физическим лицам, которые приобретают полис для личных нужд, без коммерческих целей.

Основные вопросы, которые можно решить в этом надзорном органе:

  • отказ в предоставлении полиса ОСАГО и заключении страхового договора;
  • отказ делать страховые выплаты или их необоснованное занижение;
  • навязывание дополнительных платных услуг.

После получения жалобы Роспотребнадзор регистрирует ее в течение 3 дней, а ответ выносит в срок 1-2 месяца. Если требования, изложенные в жалобе, будут удовлетворены, то в страховую фирму отправится соответствующее предписание.

Товар или услуга?

Страховой полис – это скорее услуга. Так или иначе, любой купивший страховку автовладелец является потребителем, а потому при возникновении спора со страховщиком вправе рассчитывать на помощь Роспотребнадзора. Данная организация неоднократно вступалась за права граждан, в том числе при навязывании дополнительных страховок при покупке договора ОСАГО.

Стоит отметить, что в конце января Минфин России опубликовал информацию о порядке подачи жалобы на отказ в продаже «автогражданки» или на навязывание дополнительных услуг. В данном документе страхователям рекомендуется подавать жалобы на автостраховщиков исключительно в Центробанк РФ. Однако при этом у автовладельцев остается право обратиться в Роспотребнадзор.

Подача обращения в Центробанк РФ

Задача Центрального банка Российской Федерации – контроль за всей финансовой деятельностью в стране. В эту организацию можно обращаться по очень широкому кругу вопросов, среди которых:

  • навязывание дополнительных платных услуг;
  • продажа полисов ОСАГО без учета коэффициента «бонус-малус»;
  • затягивание сроков рассмотрения заявления на получение страховой выплаты;
  • безосновательный отказ продавать полис;
  • занижение размера страховых выплат.

Жалоба в Центробанк подается либо по почте, либо при помощи удобного сервиса «Интернет-приемная», который реализован на официальном сайте этого государственного органа.

Мощный козырь

Главным государственным учреждением, отвечающим за соблюдение законности в нашей стране, является прокуратура. Сотрудники этого учреждения в любом случае должны отреагировать на факт нарушения законных прав и свобод автовладельца. Однако бесполезно рассчитывать на их помощь без серьезных доказательств.

Причём в качестве доказательства в отдельных случаях могут быть приняты показания очевидцев. Здесь уместно заметить, что обращаться в прокуратуру можно не только с жалобами на нарушение законодательства в области ОСАГО или КАСКО , но и по факту некорректного поведения работников страховой компании.

Обращение в прокуратуру или суд

Прокуратура – это главный надзорный орган Российской Федерации, в его ведении контроль над точным соблюдением всех законов РФ. Прокуратура принимает в том числе и заявления о нарушениях, связанных с предоставлением страховки ОСАГО, в том числе о фактах оскорбления клиентов работниками страховой фирмы. Однако она не решает финансовые вопросы. К примеру, при заниженных выплатах по страховке обращаться лучше в суд, чем в прокуратуру.

В суды чаще всего обращаются в случаях, когда необходимо взыскать невыплаченную страховую сумму, а также по любым другим вопросам, которые не получилось решить в самой страховой фирме посредством при помощи досудебной претензии. В суд можно обращаться и тогда, когда другой надзорный орган отказал в рассмотрении жалобы или выдал по ней отказ.