Находим решения ваших
юридических вопросов

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки соблюдения вступившими в законную силу судебными решениями, определениями, постановлениями прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также в целях обеспечения единообразия в толковании и

§ 1. Сущность пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки соблюдения вступившими в законную силу судебными решениями, определениями, постановлениями прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также в целях обеспечения единообразия в толковании и

Юридический словарь-справочник

В Кодексе 2002 года понятие протеста не используется. Процессуальной формой судебного надзора по АПК является пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по заявлениям лиц, участвующих в деле, иных лиц, а также по представлениям прокурора.Решения об отказе в принесении протестов в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах предлагается принимать руководителям этих прокуратур.

Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора – дополнительная гарантия защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций [2, с. 362].Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных в настоящей главе, принимается к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство.

Если решают, что нет – в пересмотре отказывают, иначе – передают дело в Президиум. Президиум проводит заседание с участием сторон, и сразу, в одно заседание решает дело. Поводами к возбуждению надзорного производства служат: жалобы, заявления осужденных, оправданных, их защитников, других лиц; ходатайства предприятий, учреждений, организаций, сообщения средств массовой информации;

Заявитель, обращаясь с надзорным заявлением в суд, преследует цель отмены или изменения судебного акта, поэтому и обстоятельства, на которые он ссылается, должны быть такими, чтобы, установив их, Президиум ВАС РФ пришел к выводу о необходимости изменения или отмены судебного акта. Поэтому основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, взаимосвязаны с существенностью нарушенных прав и законных интересов заявителя.

И, наконец, рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки, зачастую апелляционной инстанцией необоснованно отклоняются жалобы сторон и протесты прокурора на незаконные судебные постановления.

В Кодексе 2002 года понятие протеста не используется. Процессуальной формой судебного надзора по АПК является пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по заявлениям лиц, участвующих в деле, иных лиц, а также по представлениям прокурора.Решения об отказе в принесении протестов в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах предлагается принимать руководителям этих прокуратур.

Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора – дополнительная гарантия защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций [2, с. 362].Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных в настоящей главе, принимается к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство.

§2. Возбуждение надзорного производства

Согласно ч. 1 ст. 391.1 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в законе, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.

Судебные постановления, перечисленные в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Трехмесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. При этом если последний месяц срока такого числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. В том случае, если последний день трехмесячного срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные по истечении трехмесячного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи подавшему их лицу (п. 3 ч. 1 ст. 391.4 ГПК РФ).

Лицам, пропустившим указанный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Указанный срок может быть восстановлен по заявлению как физического лица, так и организации только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно

Если заявитель не согласен с решением УФНС

ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА.ПОРЯДОК НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ В ВАС РФ. ПРИНЯТИЕ ЗАЯВЛЕНИЯИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ. Протест может быть принесен вышеперечисленными прокурорами как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и других лиц, участвовавших в деле и имеющими право на подачу апелляционной жалобы. Ходатайство прилагается к протесту.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

Так, например, в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 августа 2008 г. N 10712/08 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ указано также и на отмену приостановления исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы, которое было введено Определением ВАС РФ от 12 августа 2008 г.

Генеральный прокурор РФ в приказе № 44 “О повышении качества и эффективности и участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы” от 18 августа 1994 г. предлагает подчиненным прокурорам установить такой порядок, чтобы каждая надзорная жалоба, поступившая в прокуратуру, была рассмотрена самым тщательным образом и разрешена правильно — пол закону.

Предписывается разрешать жалобы на основе глубокого изучения материалов уголовного дела с учетом доводов, содержащихся в жалобах. По каждой жалобе должны быть приняты меры к устранению нарушений закона, а при отсутствии оснований к пересмотру приговоров необходимо составлять заключения, а заявителю давать развернутый ответ.

На первом шаге, надо указать, где и как при принятии обжалуемого акта были нарушены нормы материального и/или процессуального права, а на втором — что именно это нарушение привело к последствиям, указанным выше желтым цветом.

Генеральный прокурор РФ в приказе № 44 “О повышении качества и эффективности и участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы” от 18 августа 1994 г. предлагает подчиненным прокурорам установить такой порядок, чтобы каждая надзорная жалоба, поступившая в прокуратуру, была рассмотрена самым тщательным образом и разрешена правильно — пол закону.

Предписывается разрешать жалобы на основе глубокого изучения материалов уголовного дела с учетом доводов, содержащихся в жалобах. По каждой жалобе должны быть приняты меры к устранению нарушений закона, а при отсутствии оснований к пересмотру приговоров необходимо составлять заключения, а заявителю давать развернутый ответ.

§ 2. Участники исполнительного производства

1)органы принудительного исполнения;

2)суд (судья);

3)стороны;

4)другие участники исполнительного производства <1>.

——————————–

КонсультантПлюс: примечание.

Монография И.Б. Морозовой, А.М. Треушникова “Исполнительное производство” включена в информационный банк согласно публикации – Городец, 2004 (издание третье, исправленное и дополненное).

§ 4. Исполнительные документы

Судебный пристав-исполнитель начинает совершать действия по принудительному исполнению лишь тогда, когда к нему поступает не сам акт, а выданный на основании этого акта и в порядке, предусмотренном законодательством, исполнительный документ. Необходимо отметить, что иногда юрисдикционный акт и исполнительный документ совпадают по названию (например, судебный приказ). По общему правилу производство исполнительных действий без исполнительного документа не допускается.

Исполнительный документ подтверждает наличие предусмотренных законом условий для применения к должнику мер принуждения. При отсутствии таких условий исполнительный документ не выдается.

-исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

-судебные приказы;

-нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

-удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

-акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

-судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

-постановления судебного пристава-исполнителя;

-акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

-исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, должен находиться в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

§ 12. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при исполнении решения суда

Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в установленные законом сроки (ст. 321 АПК РФ, ст. 31.9 КоАП РФ, ст. 45 ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”).

– исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в ч. ч. 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к

§ 11. Распределение взысканных сумм между взыскателями

Денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных Законом “Об исполнительном производстве”.

Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной законом, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

-в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;

-во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;

-в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.

-в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;

-во вторую очередь уплачивается исполнительский сбор.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику.

– в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

– во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

– в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

– в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Вслучае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется ст. 855 ГК РФ.

Юридический словарь-справочник

Вторая новация связана с тем, что судья, голосовавший за принятое постановление Президиума ВАС РФ по существу рассматриваемого дела, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по мотивировке принятого постановления, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение.

Сам по себе прием жалобы или заявления (ходатайства) еще не создает обязанности должностных лиц органов прокуратуры и суда истребовать дело для проверки. Если из текста жалобы или заявления компетентное должностное лицо не усмотрит нарушения закона, неправильности приговора или ущемления прав гражданина, то оно не только не возбуждает надзорного производства, но и не истребует дело для проверки в порядке надзора. В случае очевидной несостоятельности доводов жалобы она оставляется без последствий, о чем сообщается заявителю.

По поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и юридических лиц прокуроры проверяют законность вступивших в законную силу судебных актов с истребованием дел. Надзорная инстанция рассматривает судебные акты, вступившие в законную силу, находящиеся на исполнении или уже исполненные. Такое рассмотрение производится с особой тщательностью.

По поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и юридических лиц прокуроры проверяют законность вступивших в законную силу судебных актов с истребованием дел.

Надзорная инстанция рассматривает судебные акты, вступившие в законную силу, находящиеся на исполнении или уже исполненные. Такое рассмотрение производится с особой тщательностью. Строгость рассмотрения обусловлена необходимостью отменить незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления, а также оставить в силе и без изменений законные решения.

Наряду с судами общей юрисдикции защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется арбитражными судами.

В процессуальной литературе высказываются различные мнения о месте арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации: одни видят в арбитражных судах специализированные суды, предназначенные для защиты прав и интересов в сфере предпринимательской и связанной с ней деятельности <1>, другие (и их большинство) считают арбитражные суды обычными судами <2>

Учебник “Гражданский процесс” (под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова) включен в информационный банк согласно публикации – КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008.

Арбитражные суды являются федеральными судами (ст. ст. 127, 128 Конституции РФ), система и структура которых закреплены Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (далее – ФКЗ о судебной системе) и от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации” (далее – ФКЗ об арбитражных судах).

-арбитражные суды субъектов Российской Федерации;

-арбитражные апелляционные суды;

-федеральные арбитражные суды округов;

-Высший Арбитражный Суд РФ;

-суд по интеллектуальным правам.

Низший (первый) уровень системы составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов). В соответствии с ч. 2 ст. 34 ФКЗ об арбитражных судах допускается действие как одного арбитражного суда на территории нескольких субъектов Российской Федерации, так и нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта Российской Федерации. Таких примеров в настоящее время нет.

Деятельность арбитражных судов субъектов РФ в первую очередь связана с разрешением дел по первой инстанции, хотя на данном уровне ведется работа по изучению и обобщению судебной практики, подготовке предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, по анализу судебной статистики.

Варбитражных судах субъекта РФ действует президиум и могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 ФКЗ об арбитражных судах).

По решению Пленума ВАС РФ в составе арбитражных судов субъекта РФ могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражных судов субъекта РФ (ст. 35 ФКЗ об арбитражных судах), что является одной из новелл законодательства

осудоустройстве, направленной на приближение места осуществления правосудия к лицам, нуждающимся в защите прав и охраняемых законом интересов (ст. ст. 33.11 и 43.1 ФКЗ об арбитражных судах).

Внастоящее время известен лишь один подобный случай: в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 18 января 2007 г. N 1 в г. Кудымкаре образовано постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края, которому поручено осуществление полномочий арбитражного суда первой инстанции на территории, ранее относившейся к подсудности Арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа, а также на территории Сивинского, Карагайского и Верещагинского районов Пермского края.

Второй уровень системы арбитражных судов – арбитражные апелляционные суды, предназначенные для проверки в апелляционном порядке не вступивших в законную силу судебных

Арбитражное процессуальное право характеризуется своей системой принципов, под которыми в науке традиционно понимаются закрепленные в нормах процессуального права ее руководящие положения, основные начала, определяющие содержание всех институтов и норм данной отрасли права

иотражающие особенности последней.

Впринципах арбитражного процессуального права выражается отношение законодателя к вопросу о том, каким должен быть характер судопроизводства в арбитражном суде, каково его содержание.

§ 1. Общая характеристика нотариата

История. Памятники русского права, российское законодательство свидетельствуют о возможности выделения нескольких условных этапов в развитии нотариата. Первый этап – с XIII в. через законодательство Петра Великого и его преемников – Свод законов 1832 г. – до Судебной реформы и принятия Положения о нотариальной части 1866 г.

(далее – Положение). В это время юридические акты и документы частноправового характера составлялись площадными писцами, именуемыми позднее дьяками и подьячими, маклерами и нотариусами; развивались способы совершения письменных актов (крепостные, явочные, домашние). Второй этап охватывает период действия Положения 1866 г. – до 1918 г.

§2. Российский нотариат как нотариат латинского типа

В1995 г. российский нотариат в лице Федеральной палаты был принят в члены одной из крупнейших международных негосударственных организаций – Международный союз латинского нотариата (ныне – Международный союз нотариата – МСН).

Существующие в мире типы нотариата могут быть классифицированы в зависимости от принадлежности к романо-германской и англосаксонской системе права.

Латинский нотариат сформировался в странах романо-германской правовой системы, имеющей в своей основе нормы римского права <1>.

Характерные черты нотариата латинского типа основываются на его базовых принципах, утвержденных в 1986 г. и отражающих характеристику: 1) нотариуса и нотариальной функции; 2) нотариальных документов; 3) организации нотариальной деятельности <1>.

-функция нотариата – государственное служение, которое нотариус осуществляет независимым образом, не входя в иерархию государственных служащих или служащих общественных организаций;

-деятельность нотариуса находится в сфере бесспорной юрисдикции, имеет охранительный характер, направлена на предупреждение споров;

-нотариус – лицо свободной юридической профессии: самостоятельно и за собственный счет организует свою работу, несет персональную полную имущественную ответственность за ущерб, причиненный при исполнении своей функции;

-для занятия должности нотариуса к кандидатам предъявляются повышенные (по сравнению с другими юридическими профессиями) профессиональные и морально-этические требования.

-нотариальные документы имеют презумпцию законности и достоверности.