Переплата по налогу может возникнуть в двух случаях:
Что делать, если образовалась переплата по налогу
Переплата по налогу может возникнуть в двух случаях:
- вы ошиблись – это излишне уплаченный налог;
- ошибся налоговый орган – это излишне взысканный налог.
Во втором случае – сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с процентами (со дня, следующего за взысканием по день возврата или зачета по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в этот период).
Отличительный критерий – основание перечисления в бюджет.
Излишне уплаченный налог образуется, если вы уплатили сумму больше, чем полагается по закону. Причины могут быть разные, например:
- предприниматель сам (без «помощи» налоговиков) неверно рассчитал сумму налога;
- ошибка в платежке (неверная сумма, неверные реквизиты, повторный платеж и т.д.);
- изменение налогового режима (например, в середине года утеряно право на применение УСН, а авансовые платежи уже прошли), изменение законодательства;
- по итогам года итоговая сумм налога меньше произведенных авансовых платежей.
Общее основание у этих причин – переплата сделана предпринимателем без участия налогового органа. Если налоговики вынесли решение, выставили требование, а вы его оплатили, пусть и добровольно, – это уже излишне взысканный налог.
Излишне взысканный налог – в бюджет перечислено больше, чем требует законодательство, и к этому привели действия налогового органа. Например:
- инспекция доначислила налоги, а предприниматель их оспорил в суде, но на момент решения суда деньги уже перечислены в бюджет;
- налоговый орган начислил налог, штраф, пени, отразил это в решении по итогам налоговой проверки и (или) в требовании, суммы перечислены в бюджет, после чего выявлены ошибки. При этом неважно, предприниматель добровольно уплатил лишние суммы, или они были взысканы принудительно, важно, что основанием были «расчеты» ФНС;
- налоговики выявили переплату по налогу и самостоятельно провели зачет в счет недоимки, впоследствии выяснилось, что переплата была, а вот долги, в погашении которых зачтена переплата, начислены ошибочно (неправомерный зачет с даты его проведения можно считать излишне взысканной суммой).
Образовавшуюся переплату можно:
- зачесть в счет имеющейся задолженности по налогам (штрафам, пеням);
- зачесть в счет предстоящих платежей;
- вернуть на расчетный счет.
Процедура «зачета» переплаты более проста, чем возврат, как правило, на зачет налоговые органы идут охотнее. Но зачет возможен только между налогами одного уровня (см. следующий пункт темы).
Если есть задолженность по налогам (пеням, штрафам), которую можно зачесть, – сначала будет проведен зачет в счет их погашения, оставшейся суммой можно распорядиться по своему усмотрению.
При наличии долгов, возможных к зачету, налоговики могут и самостоятельно направить образовавшуюся переплату на погашение задолженности, без вашего заявления, известив вас «по факту». Но такую самостоятельность они проявляют не всегда. Поэтому можно не ждать ФНС и проявить инициативу: быстрее пройдет зачет – меньше пени.
Если переплата является излишне взысканной суммой, долги по налогам отсутствуют, и вы хотите зачесть суммы в счет будущих платежей – может возникнуть вопрос, поскольку в Налоговом кодексе нет прямого указания на возможность такого зачета (прописано только про возврат таких сумм). Утвержденные формы заявлений для такой «опции» требуют незначительной корректировки.
Для возврата или зачета переплат по налогам необходимо направить в ФНС заявление. Формы заявлений утверждены Приказом № ММВ-7-8/09 (см. далее).
Для изменения сложившейся ситуации целесообразно внести изменения в соответствующие нормы НК РФ
Анализируя эту позицию с точки зрения остальных норм НК РФ, необходимо, прежде всего, отметить, что эта позиция не соответствует буквальному толкованию норм статьи 78 НК РФ.
И действующая редакция статьи 78 НК РФ, и ее редакция до 01.01.2007 не содержат никаких положений о необходимости «признания» налоговыми органами излишней уплаты налога по какой-либо процедуре.
Все нормы, регулирующие зачет (возврат) излишне уплаченного налога, установлены в статье 78 НК РФ. При этом статья не содержит никаких положений, связывающих течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога со сроками «признания» излишней уплаты налога со стороны налоговых органов. Течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога связывается только с датой подачи налогоплательщиком заявления о зачете (возврате) налога.
Здесь стоит заметить, что в необходимых случаях налоговое законодательство содержит нормы, согласно которым исчисление одного срока прямо ставится в зависимость от истечения другого срока3. Поэтому полагаем, что если бы законодатель хотел привязать течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога к дате окончания камеральной проверки налоговой декларации, то – логичнее всего – ввел бы соответствующую норму в статью 78 НК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации законодатель этого не сделал.
Несмотря на приведенные выше доводы юридического характера, с точки зрения здравого смысла логика позиции ВАС РФ представляется очевидной: чтобы зачесть (вернуть) излишне уплаченный налог, надо предварительно удостовериться в наличии излишне уплаченного налога как такового. В противном случае зачет и особенно возврат налога может стать инструментом мошенничества и привести к потерям бюджета.
Однако стоит заметить, что в случае, когда в соответствии с налоговой декларацией налогоплательщик должен заплатить налог, государство верит сведениям, указанным в налоговой декларации этого налогоплательщика и требует от него немедленной уплаты указанной в налоговой декларации суммы налога. Ситуация принципиально меняется, когда в декларации указано на излишнюю уплату налога.
Конечно, проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиками в налоговых декларациях, необходимо. Однако для этого предусмотрены специальные процедуры – камеральные и выездные налоговые проверки. Эти проверки порождают предусмотренные НК РФ негативные последствия в форме взыскания недоимки, штрафов и пеней для налогоплательщиков, которые указали в налоговых декларациях неправильные сведения и занизили подлежащую уплате сумму налога. Причем эти негативные последствия настигают только тех налогоплательщиков, которые нарушили налоговое законодательство.
Когда же правоприменительная практика идет по пути «скрещивания» процедуры камеральной проверки и процедуры зачета (возврата) излишне уплаченного налога, негативные последствия в виде удлинения срока на зачет (возврат) налога на срок камеральной проверки и, соответственно, безвозмездного отвлечения денежных средств на этот срок настигают всех налогоплательщиков – как нарушающих закон, так и законопослушных.
ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЛНА МОШЕННИЧЕСТВА
Можно предложить несколько альтернативных вариантов таких изменений, которые позволят приостановить нарастающий процесс ущемления интересов налогоплательщиков.
1. Внесение в статью 78 НК РФ нормы, прямо предусматривающей, что, если излишняя уплата налога образуется после представления уточненной налоговой декларации, срок на зачет (возврат) излишне уплаченного налога исчисляется с даты подачи налогоплательщиком заявления на зачет (возврат) излишне уплаченного налога вне зависимости от сроков завершения камеральной проверки налоговой декларации.
Этот вариант представляется нам наиболее предпочтительным.
2. Внесение в статью 78 НК РФ нормы, согласно которой, если в период между датой подачи заявления на зачет излишне уплаченного налога в счет будущих платежей по этому же или другому налогу (возврат налога) и датой вынесения налоговым органом решения о зачете (возврате) либо отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога, у налогоплательщика возникает недоимка по налогу, в счет которого должен быть произведен зачет (возврат), сумма которой не превышает суммы излишне уплаченного налога, то налоговый орган не вправе взыскивать такую недоимку, а также штрафы и пени, до даты вынесения решения о зачете (возврате) либо отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
В случае принятия налоговым органом положительного решения о проведении зачета (возврата) излишне уплаченной суммы налога в сумме, превышающей образовавшуюся недоимку по соответствующему налогу, переплата зачитывается в счет недоимки, при этом пени и штрафы не начисляются. В случае принятия налоговым органом решения об отказе в проведении зачета (возврата), налоговый орган вправе взыскать недоимку, штрафы и пени, начисленные с даты образования недоимки.
Похожие правила установлены в пункте 5 статьи 176 НК РФ для возмещения НДС в случае превышения сумм налоговых вычетов по НДС над суммой НДС, исчисленной с налоговой базы.
Этот вариант позволит налогоплательщикам, обратившимся за зачетом излишне уплаченного налога в счет будущих платежей, не уплачивать налоги, в счет которых должен быть зачтен излишне уплаченный налог, до момента окончания камеральной проверки и принятия налоговым органом решения по заявлению налогоплательщика без каких-либо негативных последствий.
Такой вариант позволяет снизить остроту проблемы для налогоплательщиков, обращающихся за зачетом излишне уплаченного налога в счет будущих платежей по налогам. Однако, поскольку этот вариант охватывает только один из аспектов рассматриваемой проблемы и не позволяет решить ее полностью, он представляется нам менее предпочтительным.
3. Внесение в статью 88 НК РФ изменений, существенно сокращающих срок проведения камеральных проверок. Это сокращение должно касаться сроков камеральных проверок вообще и, в особенности, сроков проведения камеральных проверок, в ходе которых у налоговых органов не возникает права на истребование дополнительных документов [ сноска 4 ] .
Этот вариант предполагает полное сохранение существующего подхода к решению этой проблемы и позволяет снизить негативные последствия для налогоплательщиков не на концептуальном уровне, а технически, за счет сокращения сроков на проведение налоговыми органами процедур, с окончанием которых связывается течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога.
При этом очевидно, что при использовании этого варианта возникает риск того, что в каких-то случаях сокращение сроков камеральных проверок не позволит налоговым органам провести необходимые контрольные мероприятия. Именно по этим причинам этот вариант рассматривается нами как наименее предпочтительный.
Высказанные предложения, безусловно, нельзя рассматривать как единственно возможные пути совершенствования налогового законодательства в части урегулирования вопроса о сроках проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налога. В то же время фактическая реализация хотя бы одного из них будет способствовать восстановлению баланса публичных и частных интересов и, как следствие, приближению российской налоговой системы к цивилизованному состоянию, основанному на учете интересов всех участников налоговых правоотношений, а не только на интересах государства.
Нам бы хотелось, чтобы настоящая статья положила начало обсуждению этой проблемы и изменению существующей ситуации.
[ сноска 1 ] В Информационном письме № 98 ВАС РФ толковал ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007. В этой редакции срок на возврат излишне уплаченного налога был установлен в п. 9 ст. 78 НК РФ.
[ сноска 2 ] Такая ситуация имеет место, например, при представлении уточненных деклараций «к уменьшению», сумма подлежащего уплате налога в которых меньше, чем сумма налога, подлежащего уплате по первоначальным декларация. Аналогичная ситуация складывается по налогам, исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, в том случае, когда сумма налога, исчисленного за последующий отчетный (налоговый) период, меньше суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период.
[ сноска 3 ] Согласно данным из отчета о результатах контрольной работы ФНС России в январе–июне 2008 г. средняя результативность одной выездной проверки составляет 3,7 млн руб., камеральной – лишь 1,8 тыс. руб., то есть примерно в две тысячи раз ниже. См.: Налоговики берут на месте. «Коммерсантъ». № 153 (3970). 28.08.2008.
[ сноска 4 ] П. 6, 8, 9 ст.88 НК РФ.
Переплата авансовых платежей по налогу на прибыль
Допустим, в первом квартале налогового периода налогоплательщиком была получена большая сумма прибыли по разовой сделке. Исходя из этой аномально высокой прибыли были уплачены квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 1 квартал и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за 2 квартал.
По данным налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие сумма налога к доплате составляет отрицательную величину, поскольку сумма ежемесячных авансовых платежей за 2 квартал, уплаченных исходя из прибыли, полученной в 1 квартале, существенно превышает сумму авансового платежа за 2 квартал.
В такой ситуации налогоплательщик не уплачивает квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 2 квартал. Несмотря на это налогоплательщик обязан платить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за 3 квартал, квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за 3 квартал и ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за октябрь.
Это объясняется тем, что для принятия решения о зачете излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам 1 полугодия в счет уплаты будущих платежей по налогу на прибыль налоговый орган должен провести камеральную проверку налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие. По правилам статьи 88 НК РФ такая проверка может продолжаться до 3 месяцев с даты представления декларации.
После этого в течение 10 дней налоговый орган должен принять решение о зачете. Соответственно, зачет излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 полугодие будет возможен только через 3 месяца 10 дней с даты представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие, то есть в начале ноября месяца.
Между какими налогами можно провести зачет
Излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):
- предстоящих платежей по тому же налогу;
- предстоящих платежей по иным налогам;
- погашения недоимки по иным налогам;
- погашения задолженности по пеням или штрафам за налоговые правонарушения.
Примечание. Зачет переплаты в счет предстоящих платежей и недоимки по другим налогам, пеням, штрафам может производиться только внутри соответствующих видов налогов вне зависимости от порядка распределения суммы налога между бюджетами.
В счет уплаты каких налогов можно произвести зачет переплаты. Зачет в счет предстоящих платежей и недоимки по другим налогам, пеням, штрафам может производиться только по соответствующим видам налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налоговый кодекс предусматривает следующие виды налогов:
- федеральные, к которым относятся НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, госпошлина, ЕНВД, ЕСХН, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН (п. 7 ст. 12, ст. 13 НК РФ);
- региональные, к которым относятся налог на имущество, налог на игорный бизнес и транспортный налог (ст. 14 НК РФ);
- местные – налог на имущество физлиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ).
Причем порядок распределения суммы налога между бюджетами значения не имеет. Как видим, компания не может зачесть переплату по земельному налогу в счет уплаты иных налогов и, наоборот, в связи с отсутствием другого налога того же вида (то есть местного), уплачиваемого юрлицом.
Кроме того, по мнению Минфина России, организация не вправе зачесть переплату по федеральным налогам в счет НДФЛ (Письмо от 19.02.2010 N 03-02-07/1-69) и, наоборот, переплату по НДФЛ в счет федеральных налогов (Письмо от 23.11.2010 N 03-02-07/1-543). Основание – при перечислении НДФЛ организация выступает налоговым агентом, а по другим налогам – налогоплательщиком. Кроме того, уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Однако суды придерживаются позиции, что зачесть переплату по налогам в счет недоимки по НДФЛ можно (Постановления ФАС Московского от 09.11.2010 N КА-А40/13571-10 и от 19.08.2010 N КА-А41/9104-10, Северо-Западного от 16.09.2011 по делу N А56-3707/2011, Поволжского от 29.10.2009 по делу N А12-7239/2009 округов).
Для проведения зачета может понадобиться сверка расчетов с бюджетом. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Срок проведения сверки не должен превышать 10 рабочих дней, а при выявлении расхождений – 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@). При необходимости для крупнейших налогоплательщиков он может быть увеличен.
Сверка необходима организации в том числе для того, чтобы подтвердить сумму числящейся в бухучете переплаты. Следует помнить, что, пока инспекция не произведет в карточке расчетов с бюджетом (РСБ) все необходимые записи (начисления, перечисления) на определенную дату, состояние расчетов с бюджетом на эту дату не будет соответствовать действительности.
Сверка нужна и для оперативного проведения зачета. Ведь если сумма переплаты, указанная организацией в заявлении о зачете, не будет соответствовать данным учета налоговых органов, копия заявления возвращается без исполнения. К ней прикладывается сальдо расчетов с бюджетом и одновременно предлагается проведение сверки.
И только после этой процедуры, урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности и подачи нового заявления инспекция может осуществить зачет (п. 3.2.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@).
Таким образом, если сумма переплаты, указанная в заявлении о зачете, не соответствует данным инспекции и организация заранее не провела сверку расчетов, решение о проведении зачета будет принято только после ее проведения и подачи повторного заявления.
Проведение инспекцией зачета самостоятельно. Инспекция может самостоятельно произвести зачет переплаченной суммы, только если имеется недоимка по другим налогам, задолженность по пеням или штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Решение о зачете инспекция принимает в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения ею факта излишней уплаты или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов (если сверка проводилась) либо со дня вступления в силу решения суда.
Вместе с тем проведение инспекцией самостоятельного зачета ограничено сроком взыскания. В Определении КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П и Письме Минфина России от 14.07.2009 N 03-02-07/1-357 сказано, что инспекция не вправе самостоятельно проводить зачет переплаты в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Напомним, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. При этом решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Возможность проведения инспекцией самостоятельного зачета не мешает налогоплательщику подать письменное заявление о зачете суммы переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Причем делать это необходимо, поскольку до момента, когда налоговики самостоятельно проведут зачет, на недоимку могут быть начислены пени. В этом случае решение о зачете принимается также в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления или со дня подписания акта сверки.
Примечание. При наличии недоимки и переплаты по разным налогам одного вида нужно подать заявление на зачет, а не дожидаться проведения инспекцией самостоятельного зачета. Ведь до этого момента на недоимку могут быть начислены пени.
Заявление о зачете нужно подавать заранее. Учитывая срок принятия решения инспекцией, заявление о зачете следует подавать не позднее чем за 10 рабочих дней до наступления установленного срока уплаты налога (при условии, что проведена сверка расчетов или у организации есть другие сведения, подтверждающие сумму переплаты).
В противном случае у компании могут возникнуть пени. Так, Минфин России в Письме от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260 указал на законность начисления пеней в ситуации, когда заявление о зачете подано в последний день срока уплаты налога, то есть до возникновения недоимки по этому налогу, а инспекция не нарушила установленный 10-дневный срок для принятия решения о зачете.
Ведомство отметило, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения решения о зачете. Кроме того, Налоговым кодексом не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия решения о зачете в подобных обстоятельствах. Заметим, некоторые суды считают, что если на дату уплаты налога имелась переплата другого налога того же вида, то начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу N А42-4246/2010).
Зачет переплаты в счет предстоящих платежей по тому же налогу или иным налогам. Такой зачет производится на основании заявления налогоплательщика по решению инспекции, которое принимается также в 10-дневный срок со дня получения заявления или подписания акта сверки (п. 4 ст. 78 НК РФ). Значит, с учетом положений п. 5 ст.
Отсюда следует вывод, что если организация планирует зачесть переплату в счет предстоящего платежа (начисления) даже по тому же налогу, то ей нужно написать заявление о зачете. Вместе с тем на практике многие инспекции проводят такой зачет автоматически и не требуют представления подобных заявлений.
Проведение камеральной проверки. Срок на зачет излишне уплаченного налога должен исчисляться со дня подачи заявления о зачете, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки декларации за соответствующий налоговый период либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.
Об этом сказано в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 и в Письмах Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-321, от 15.05.2008 N 03-03-06/1/317. Напомним, что камеральная проверка налоговой декларации (расчета) проводится в течение трех месяцев со дня ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Переплата может возникнуть, например, в связи с подачей уточненной декларации на уменьшение суммы налога, в связи с получением в последнем квартале убытка или по причине отражения в декларации суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета. В таких случаях зачет производится только по истечении трех месяцев после представления декларации. Конечно, если решение по результатам камеральной проверки не вынесено до истечения этого срока.
Примечание. Если переплата возникла в связи с подачей декларации, то зачет производится только после проведения камеральной проверки. То есть по истечении трех месяцев после подачи декларации, конечно, если решение по результатам проверки не вынесено до исчисления этого срока.
Все налоги делятся на группы (виды): федеральные, региональные и местные. Такое распределение устанавливает Налоговый кодекс (ст. 12 – 15).
Федеральные налоги и сборы:
- налоги в рамках специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент)
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональные налоги:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местные налоги и сборы:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
Что появилось в новой редакции ст. 78 НК РФ с комментариями 2018 года
Последние новшества, изменившие ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса.
Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:
- переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
- переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).
Дополнительно в статью введены положения о том, что:
- суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
- правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
- правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).
В 2018 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:
- П. 5 ст. 78 НК говорит о том, что сумма не уплаченного налога зачитывается налоговиками в счет недоимки по другому налогу не более чем за 3 года с даты уплаты налога.
- П.17 ст.78 НК дополнен правилом о том, что с момента принятия решения о возврате налога на прибыль, удержанного ранее, до его перечисления налогоплательщику должно пройти не более 1 месяца.
Как возникает переплата
Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:
- превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
- подача декларации к возмещению (НДС);
- сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
- перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
- ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
- перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
- решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
- изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.
Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога должен быть больше
По общему правилу необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации (т.е. по месту учета).
посмотреть подробнее: разные налоговые (регистрация по месту ведения бизнеса и пр.)
Если предприниматель зарегистрирован в нескольких налоговых инспекциях (по месту ведения бизнеса, по месту нахождения недвижимости), заявление лучше направить в налоговый орган, где выявлена переплата, – такого мнения придерживается Минфин. Хотя ФНС в ряде случаев считает, что налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать, в какую налоговую инспекцию ему удобнее обратиться.
посмотреть подробнее: смена налоговой инспекции (ошибка «старой» ФНС)
Если ошибка обнаружена после смены налоговой, все заявления подаются по месту текущего налогового учета.
Некоторая путаница может возникнуть, если была смена налоговой в тот период, когда вопрос с зачетом / возвратом был «в процессе». Например, предприниматель подал заявление и сменил ФНС до вынесения решения налоговой. В такой ситуации налоговый орган по старому месту регистрации должен завершить вопрос, – это не прописано в НК РФ, но следует из судебной практики.
Если решение налоговый орган по «старой» регистрации вынес, а предприниматель оспорил его в суде, суд может обязать исполнить обязательства по возврату / зачету налоговую инспекцию, как по старому, так и по новому месту регистрации (с точки зрения суда, налоговые органы – это централизованная система).
Вернуть / зачесть переплату можно и в судебном порядке.
При этом для излишне уплаченных сумм обязательно обратиться сначала в налоговый орган, если получен отказ или решение не получено вообще – необходимо обратиться с жалобой в вышестоящий орган и только после этого – в суд.
По поводу излишне взысканных налогов можно обращаться напрямую в суд, но можно также направить сначала заявление в ФНС.
В пункте 11 Информационного письма ВАС РФ № 98 указал, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ [ сноска 1 ] , начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
Обосновывая свою позицию, ВАС РФ отметил, что порядок зачета и возврата переплаты установлен в статье 78 НК РФ, однако в этой статье не описана процедура признания соответствующих сумм налога в качестве излишне уплаченных, а также не установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан проверить заявление налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.
ВАС РФ полагает, что если излишняя уплата налога образуется в результате подачи налогоплательщиком налоговой декларации [ сноска 2 ] , подтверждение факта излишней уплаты налога должно осуществляться путем проведения камеральной проверки этой налоговой декларации, которая проводится по правилам статьи 88 НК РФ и может продолжаться три месяца с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.
По мнению ВАС РФ, месячный срок, установленный статьей 78 НК РФ для возврата налога, представляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения этой недоимки в соответствии с подпунктами 5 и 6 статьи 78 НК РФ.
Иными словами, правовая позиция ВАС РФ фактически состоит в том, что если об излишней уплате налога налогоплательщиком заявлено в налоговой декларации, то для зачета (возврата) излишне уплаченного налога налоговый орган должен провести камеральную проверку налоговой декларации. При этом срок на проведение камеральной проверки фактически добавляется к сроку на зачет (возврат) налога и удлиняет этот срок.
Поэтому в рассматриваемой ситуации налогоплательщик вправе рассчитывать на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не в течение 10 дней (1 месяца), как это предусмотрено статьей 78 НК РФ, а в течение 3 месяцев 10 дней (4 месяцев) соответственно. Только после истечения этого срока налогоплательщик имеет право обжаловать действия налогового органа по неосуществлению зачета (возврата). Нарушение именно этого срока дает налогоплательщику право требовать от налогового органа проценты за несвоевременный возврат налога.
ПОЗИЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Как выявляется излишняя уплата
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ с 2018 года – пример».
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
- переплата выявлена в ходе выездной проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2011 № А56-31885/2010);
- решением суда признан ничтожным договор, следствием чего стал факт переплаты (постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2013 № А55-16126/2011);
- решение инспекции о доначислении налога признано незаконным (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 № А40-94026/11-91-401);
- суд выявил отсутствие обязанности уплачивать налог (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2011 № А81-4526/2010);
- суд обязал инспекцию признать факт переплаты (постановление ФАС Московского округа от 02.02.2012 № А40-27537/11-91-123);
- отказ ИФНС в возмещении признан недействительным (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2011 № КА-А40/8845-11-П);
- недействительными признаны инкассовые поручения (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2009 № Ф09-10148/08-С3);
- факт переплаты стал очевидным после формирования правоприменительной практики (постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4258/2011);
От даты установления факта переплаты может зависеть отсчет срока обращения за возвратом налога.
В какой срок нужно подать заявление о зачете или возврате переплаты по налогу
Заявление о зачете переплаты подается в инспекцию по месту учета налогоплательщика. Организация, имеющая обособленные подразделения в различных субъектах РФ, вправе представить заявление о зачете налога, излишне уплаченного в бюджет субъекта РФ по месту нахождения подразделения, как в инспекцию по месту учета головной организации, так и по месту нахождения подразделения (Письмо ФНС России от 19.11.
2010 N ЯК-37-8/15939). Однако организациям, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, следует учитывать мнение Минфина России, согласно которому решение о зачете переплаты должен принимать налоговый орган по месту учета этого юрлица в качестве крупнейшего налогоплательщика (Письмо от 11.10.2010 N 03-02-07/1-451).
Если компания изменила место нахождения, то зачет должна делать инспекция по новому месту учета (Постановления ФАС Московского от 26.08.2011 N КА-А40/9312-11 и Западно-Сибирского от 10.10.2011 по делу N А03-14027/2010 округов).
Минфин России в Письме от 09.11.2011 N 03-02-08/115 указал, что ст. 78 НК РФ не предусмотрена подача заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Для осуществления такой процедуры требуется внесение изменений в данную статью. ФНС России сначала в Письме от 18.05.
2010 N ШС-37-8/1815@ отметила, что указанное заявление, представленное по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП, равнозначно документу с собственноручной подписью. Однако позднее Письмом от 08.07.2010 N ШС-37-8/6177@ признала это Письмо утратившим силу. Следовательно, заявление на зачет переплаты лучше подавать в письменном виде.
Примечание. Заявление на зачет переплаты следует подавать в письменном виде. Статьей 78 НК РФ не предусмотрено его представление в электронном виде.
Типовой формы заявления о зачете не существует. Его составляют в произвольном виде и, как правило, к нему прилагают копии платежных документов, подтверждающих излишнюю уплату налога, пеней или штрафов. В нем необходимо отразить следующее:
- установочные данные организации (полное наименование, ИНН, КПП, адрес, контактный телефон);
- сумму переплаты с указанием типа платежа (налог, пени или штраф), которая имеется по данным организации;
- сумму переплаты по налогу, пени или штрафам, которая подлежит зачету;
- наименование налога, по которому она возникла, соответствующий КБК и ОКАТО;
- наименование налога, в счет которого компания просит зачесть переплату, соответствующий КБК и ОКАТО;
- тип платежа, в счет которого должна быть зачтена переплата. Например, недоимка по другому налогу, предстоящие платежи по тому же или другому налогу, пени или штраф по тому же или другому налогу. При необходимости следует указать период, за который погашается недоимка, реквизиты соответствующих документов. В частности, если погашается налог по результатам проверки, то нужно указать реквизиты решения о привлечении к ответственности;
- причину возникшей переплаты (представление уточненной декларации на уменьшение налога, отражение в декларации суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, ошибка в платежном поручении и др.);
- реквизиты документа, которым подтверждается наличие переплаты. В зависимости от причины ее возникновения это может быть уточненная декларация на уменьшение налога, платежное поручение, извещение инспекции о наличии переплаты, справка о состоянии расчетов, акт сверки и др. Как уже говорилось, если у организации нет сведений о том, что состояние расчетов по данным инспекции и налогоплательщика совпадает, то лучше предварительно провести сверку расчетов и подтвердить сумму переплаты, указав реквизиты акта сверки в заявлении.
Отметим, Минфин России в Письме от 02.09.2011 N 03-02-07/1-315 разрешил не указывать в заявлении о зачете конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого компания просит направить переплату. Ведь до подачи декларации организация не знает точной суммы будущего налога.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ инспекция должна сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или об отказе в таком зачете в течение пяти дней со дня принятия решения.
Пример. У ООО “Компания” в результате представления 10 октября 2011 г. уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 г. возникла переплата по данному налогу в размере 50 000 руб. Камеральная проверка этой декларации должна быть завершена 10 января 2012 г. Заявление на проведение сверки расчетов организация подала в инспекцию заранее – 21 декабря 2011 г. Размер переплаты подтвержден актом совместной сверки, подписанным инспекцией и организацией 12 января 2012 г.
В декларации по НДС за IV квартал 2011 г. у ООО “Компания” отражена сумма налога, начисленная к возмещению из бюджета. Поэтому организация запланировала зачесть указанную сумму переплаты в счет уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за I квартал 2012 г. в федеральный бюджет по сроку уплаты 28 января 2012 г.
Заявление о зачете подано организацией 13 января 2012 г. (примерную форму заявления см. на рисунке). Таким образом, инспекция должна вынести решение о зачете в срок до 27 января 2012 г., то есть до истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль. Поэтому пени из-за поздней подачи заявления о зачете организации не начисляются.
Излишне уплаченный налог
Срок обращения в налоговый орган – 3 года. В общем случае начало исчисления срока идет с момента уплаты.
Особенности:
- Если переплата образовалась при перечислении авансовых платежей (то есть по итогам года сумм налога оказалась меньше, чем уже перечисленные авансовые платежи), то начало трехлетнего срока идет с даты подачи годовой декларации. Или с установленной законом даты подачи декларации, если декларация подана с опозданием.
- Если налог уплачивался частями (несколькими платежами) и образовалась переплата, срок исчисляется для каждого платежа отдельно.
Правила исчисления срока:
- срок истекает в соответствующие число и месяц последнего года срока (т.е. то же число того же месяца через три года);
- если дата окончания срока выпадает на выходной или праздничный день, окончание срока переносится на следующий за ним рабочий день.
Например: ошибочный платеж произведен 28 октября 2014 года, поскольку 28 октября 2017 года – суббота, то обратиться за возвратом (зачетом) переплаты необходимо по 30 октября 2017 года включительно.
Срок обращения в суд при оспаривании решения налоговиков – 3 месяца со дня, когда налоговый орган отказал в зачете (возврате) либо не вынес решение о зачете (возврате) в установленный Налоговым кодексом срок (это 10 рабочих дней).
В суд можно также обратиться с материальным требованием о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, т.е. подать в суд заявление не об обжаловании решения налогового органа, а о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога. В этом случае действует общий срок исковой давности – 3 года. Грань тут тонкая, юридическая: если у вас именно такой случай – обратитесь к юристу.
Излишне взысканный налог
Срок обращения в налоговый орган – 1 месяц со дня, когда вы узнали о взыскании, или когда вступил в силу судебный акт о неправомерном взыскании налога.
Срок обращения в суд – 3 года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей.
P.S. Все сделали и ждете возврат или зачет Наберитесь терпения…
В какой срок инспекция вернет (зачтет) переплату по налогам
Принять решение о зачете либо возврате сумм налоговая инспекция должна в течение 10 рабочих дней после получения от вас заявления. О своем решении налоговики должны уведомить в течение 5 рабочих дней после его принятия.
При положительном решении проводится:
- зачет – в течение 10 рабочих дней;
- возврат – в течение одного месяца.
Срок в общем случае считается от даты получения ФНС заявления налогоплательщика.
Но. Если переплата выявлена предпринимателем, налоговый орган вправе поверить не сразу и инициировать дополнительные процедуры:
- провести сверку налоговых платежей – не более 15 рабочих дней (если нет расхождений – 10 рабочих дней);
- провести камеральную проверку (если наличие переплаты следует из декларации, например, годовой или уточняющей) – не более 3 месяцев.
И уже по окончании данных процедур идет отсчет срока для принятия решения ФНС и проведения зачета и возврата переплаты, т.е. плюс 10 рабочих дней для зачета или плюс месяц для возврата средств.
- Статья 78 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа»
- Статья 79 Налогового кодекса РФ (часть 1) «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа»
- Приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ “Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов”
- Письмо Минфина России от 12.07.2010 N 03-02-07/1-315 (зачет и возврат излишних платежей в бюджет осуществляет та инспекция по месту вашего учета, которая выявила переплату)
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 33 (по излишне уплаченным платежам обращение в суд возможно только после того, как инспекция отказала в удовлетворении требования или оставила его без ответа)
- ч. 4 ст. 198 АПК РФ (срок обращения в суд при оспаривании решения или действия (бездействие) налоговых органов три месяца)
Статья 78 НК РФ посвящена порядку внесудебного урегулирования вопросов переплаты в бюджет, когда факт ее наличия устанавливается достаточно легко и соответствует сроку исковой давности, исчисленному с даты, официально признаваемой ИФНС днем, с которого возможен такой расчет.
Однако довольно часто возникают ситуации, когда налогоплательщик узнает о наличии переплаты с опозданием. В этом случае он может воспользоваться возможностью исчисления срока давности со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав (п. 1 ст. 200 ГК РФ), и обратиться с иском в суд (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/27).
Сбор всех доказательств, подтверждающих реальность позднего получения информации о наличии переплаты, ляжет на налогоплательщика.
Как определяют срок подачи заявления
Срок подачи заявления, согласно п. 7 ст. 78 НК РФ, равен 3 годам с даты уплаты соответствующей суммы. Вместе с тем для ряда случаев такой подход неприменим. Например, когда:
- Налог уплачивается авансовыми платежами, и его итоговая сумма за налоговый период определяется только по данным декларации, срок надо отсчитывать с даты сдачи декларации за налоговый (не отчетный) период (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, информация ФНС России от 07.09.2015).
Подробнее об этом — в статье «С какого момента исчисляется срок на возврат переплаты по налогу на прибыль».
- Переплата стала результатом перечисления сумм налога несколькими платежными документами. В этом случае срок может быть определен двумя путями: по каждому платежу отдельно (постановления Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 № 2046/04, ФАС Московского округа от 01.11.2008 № КА-А40/10257-08) или по дате последнего платежа (постановление ФАС Поволжского округа от 06.10.2009 № А55-16617/2008).
- По сумме, заявленной к возмещению, заявление по которой до вынесения решения ИФНС о возврате денег налогоплательщиком не подано (п. 14 ст. 78 и п. 11.1 ст. 176 НК РФ), срок отсчитывается с даты решения ИФНС.
Об оформлении заявления на возмещение НДС читайте в материале «Как составить заявление на возврат НДС (образец, бланк)».
Каков порядок зачета (возврата)
Рассмотрев заявление налогоплательщика, ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня его поступления принимает решение о соответствующем действии (пп. 5 и 8 ст. 78 НК РФ). Положительными результатами этого решения будут:
- зачет переплаты, осуществленный в дату принятия решения о зачете;
- возврат переплаты не позже 1 месяца со дня поступления заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).
О том, какие особенности имеет отсчет месячного срока для возврата переплаты, показанной в отчетности, читайте в статье «Минфин напомнил, как считать срок на возврат отраженной в декларации переплаты».
В некоторых случаях могут иметь место особенности правил отсчета сроков. Например, если переплата указана в декларации 3-НДФЛ и одновременно с ней подано заявление о возврате, то отсчет срока возврата начнется не с даты подачи заявления, а с даты фактического завершения камеральной проверки декларации либо по истечении срока такой проверки (письмо ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Зачет обнаруженной переплаты ИФНС может сделать самостоятельно, но это не лишает налогоплательщика права на подачу заявления, обусловленного собственной точкой зрения на погашение имеющейся недоимки (п. 5 ст. 78 НК РФ). Мнение заявителя при этом является приоритетным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2012 № А33-15051/2011).
Какое основное правило возврата содержит п. 6 ст. 78 НК РФ
Вернуть переплату при наличии недоимки по другим платежам в тот же бюджет можно только после закрытия такой недоимки зачетом из суммы существующей переплаты (п. 6 ст. 78 НК РФ). Этот зачет ИФНС сделает сама (п. 5 ст. 78 НК РФ), и налогоплательщик получит только остаток заявленной им к возврату суммы, если она превысит сумму имеющей место недоимки, которую можно погасить зачетом.
Наличие такой недоимки не является для налогоплательщика препятствием для направления в ИФНС заявления о возврате переплаты (письмо Минфина России от 07.09.2011 № 03-02-07/1-317).
Имеющаяся по другим платежам недоимка может также уменьшить сумму переплаты, которую плательщик хочет зачесть в счет грядущих платежей по налогу согласно возможности, предоставляемой п. 4 ст. 78 НК РФ.
Есть одно исключение из правила о проведении зачета для погашения недоимки ИФНС перед возвратом переплаты налогоплательщику: оно не применяется, если в отношении налогоплательщика открыто конкурсное производство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 № А19-4247/2012).
В чем особенности возврата НДФЛ
Возврат сумм НДФЛ, который удерживается по месту работы, как правило, происходит в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ). Его осуществляет работодатель по заявлению работника, причем такой возврат в случае необходимости делают и уже уволенному работнику.
Если работодатель отказывается возвращать переплату, взыскать ее можно через суд. Подробнее об этом — в материале «Принудить агента к возврату НДФЛ можно через суд».
В ряде случаев при условии сдачи налогоплательщиком в ИФНС формы 3-НДФЛ возврат делает инспекция, руководствуясь при этом правилами ст. 78 НК РФ:
- фирма-работодатель прекратила существование;
- не заявлялся вычет на детей по месту работы;
- намерение воспользоваться имущественным или социальным (по расходам на лечение или обучение) вычетом возникло позже года появления права на него;
Напомним, что благодаря Федеральному закону от 06.04.2015 № 85-ФЗ с 2016 года соцвычеты на обучение и лечение могут быть получены по месту работы.
- есть основания для применения социального вычета по благотворительности и платежам в ПФР, предоставляемого только в ИФНС;
- налогоплательщик-физлицо, отчитывающийся о доходах непосредственно перед ИФНС, уточняет отчетность.
Срок возврата налога (месяц) будет отсчитываться от дня завершения проверки декларации 3-НДФЛ вне зависимости от даты подачи налогоплательщиком заявления на возврат (письма Минфина России от 15.05.2017 № 03-02-08/30790, № 03-02-08/30802, ФНС России от 26.10.2012 № ЕД-4-3/18162@).
Подробнее о возврате НДФЛ читайте в статье «Порядок возврата подоходного налога (НДФЛ): нюансы»
Когда ИФНС платит проценты за задержку и как их рассчитывают
Если ИФНС нарушит срок возврата, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ (1 месяц), то у налогоплательщика появляется право на получение пеней за каждый календарный день задержки платежа (п. 10 ст. 78 НК РФ), включая день фактического получения возврата. Это правило применимо и к возврату излишне удержанного НДФЛ (письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@).
Их сумма рассчитывается по величине ставки рефинансирования ЦБ РФ (которая с 2016 года приравнена с ключевой ставке), соответствующей дням нарушения, исходя из того, что протяженность года считается равной 360 дням, а протяженность месяца — 30 дням (письмо ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@).
При этом существует постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13, в котором суд указывает, что проценты за просрочку возврата должны рассчитываться в общем порядке: от фактического количества дней в году (365 или 366). В связи с этим Минфин (письмо от 29.10.2014 № 03-02-08/54846) высказал намерение пересмотреть методику начисления процентов, установленную приказом ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (от 1/300 ставки рефинансирования), но пока она осталась прежней.
Ст. 78 НК РФ не содержит требований о повторной подаче заявления о возврате при переходе в другую ИФНС. Если возврат не был осуществлен по старому месту учета, то его должна в установленные НК РФ сроки произвести новая ИФНС. Объясняется это тем, что возврат осуществляется за счет бюджета, а не из средств конкретной ИФНС (постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 № 1334/06).
Ст. 203 ГК РФ содержит норму о прекращении течения срока исковой давности в случае осуществления действий, оцениваемых как признание долга. К одному из таких действий относится подписание акта сверки.
В отношении акта сверки с ИФНС официальных разъяснений Минфина или ФНС нет. А у судов есть 2 точки зрения:
- подписание акта сверки с ИФНС не влияет на срок исковой давности (постановления ФАС Московского округа от 30.12.2013 № Ф05-16324/2013, Центрального округа от 19.12.2013 № А23-1227/2013, Уральского округа от 16.08.2013 № Ф09-8107/13, Поволжского округа от 07.08.2013 № А55-30105/2012);
- дата подписания акта сверки с ИФНС признается днем, когда стало известно о наличии переплаты (постановления ФАС Московского округа от 25.12.2013 № Ф05-16362/2012, Западно-Сибирского округа от 30.10.2013 № А75-10138/2012, Центрального округа от 11.07.2013 № А48-1772/2012, Северо-Западного округа от 13.05.2013 № А56-33073/20).
Что будет с невозвращенной переплатой по истечении 3-летнего срока
Если истек 3-летний срок, отведенный ст. 78 НК РФ, для зачета (возврата) переплаты, то ее сумма может быть списана (письмо ФНС России от 01.11.2013 № НД-4-8/19645@) по одному из 3 оснований:
- по решению руководителя ИФНС в отношении налогоплательщиков, прекративших сдачу отчетности;
- по решению суда, отказавшему в восстановлении срока возврата переплаты;
- по заявлению налогоплательщика.