Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Буддизм и контроль над деторождением в религиях.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
женатый мусульманин никогда не должен пытаться исправлять свою жену в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах.
снисходительно относитесь к оплошностям своей жены и предпочитайте не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в вашем доме воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нём не будет ни шума, ни споров
Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, a бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них.
Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их
Этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье.
Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что пророк сказал: Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам
Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем просто вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений страстей. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: Брак — это половина религии.
Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины.
Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы. По словам Мухаммада, женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!
При этом оговариваются размеры калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагает ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и может быть свободно расторгнута любой из сторон.
Бракосочетание проводилось в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).
1. Жених и невеста должны быть мусульманами. Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют Что же касается брака мусульманина и христианки или иудейки, то по Корану он не запрещен, однако нежелателен.
2. Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.
3. Крайне желательно присутствие опекуна невесты — отца невесты [1], при его отсутствии — деда, дяди, брата или другого родственника. Присутствие отца невесты подразумевает его согласие на брак дочери.
4. Обязательно присутствие как минимум двух свидетелей-мусульман.
5. Согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж насильно, без ее согласия.
6. Жених и невеста не должны состоять в близком родстве, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.
7. В случае заключения брака с еще одной женой (о возможности и законности этого в исламе речь пойдет ниже) они не должны состоять в родственных отношениях.
8. Недопустим временный брак. Он, хотя и был законным на заре ислама, впоследствии был отменен.
Это мнение абсолютного большинства исламских богословов.
9. Необходимо наличие договоренности о размере и времени выдачи калыма невесте. Причем невеста имеет право на калым не меньший того, что положено ей по социальному статусу, а также учитывая обычаи в данной местности
Ислам обязывает мужа полностью обеспечивать свою семью, а также оказывать ей внимание, учитывая духовные потребности жены и детей. Жена обязана слушаться своего мужа и подчиняться ему во всем, что не является грехом.
В то же время круг обязанностей в быту между супругами четко не разграничивается. Если же муж не исполняет возложенные на него обязанности, то жена вправе обратиться в шариатский суд. Если жена не выполняет свои обязанности, то мужу следует сначала увещевать ее по-хорошему.
Если это не помогает, не делить с ней ложе. Если не помогает и это, то дозволяется применить по отношению к ней силу.
В то же время это не значит, что дозволено избивать жену. В исламе также приемлемо и многоженство. При этом число жен в единовременном браке ограничено до четырех.
Об этом свидетельствует следующий аят Корана: …женитесь на тех женщинах, что нравятся вам — двух, трех или четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то — на одной. (3: Однако ошибочно считать многоженство чем-то обязательным или даже особо поощряемым.
Напротив, несмотря на его разрешенность, существуют достаточно жесткие условия, которые необходимо соблюдать. Во-первых, наличие средств для содержания всех жен в равном достатке, а во-вторых, уверенность в том, что удастся соблюсти справедливость по отношению к каждой из них.
Несомненно, эти условия ограничивали многоженство, и процент подобных браков всегда был относительно невелик. В современном цивилизованном обществе многоженство распространено во всех исламских странах.
В Египте, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии оно допускается законом без каких-либо дополнительных ограничений. В Алжире и в Марокко, для того чтобы взять еще одну жену, требуется разрешение суда, который учитывает в этом вопросе также и мнение первой жены.
Однако данная практика была введена в этих странах недавно под давлением Запада и феминистских организаций, традиционно усматривающих в полигамии нарушение или ограничение прав женщин.
Что же касается таких стран как Турция и Тунис, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.
Ислам уделяет большое внимание семье. У мусульман суннитов практикуется и разрешен только браки постоянные, в отличии от шиитов, у которых практикуется и временные браки.
Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.
В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь получив развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен.
Прибегают же к нему, например, в случае постоянного несоблюдения кем-либо из супругов своих обязанностей. Процедура развода по мусульманскому праву очень проста. Имея достаточно веские причины, можно развестись.
Затем, по истечению времени, необходимого для того, чтобы убедиться, что жена не беременна, развод считается состоявшимся. При этом имущественные права мужчины вдвое превышают права женщины, и даже в суде показания мужчины приравниваются к показанию двух женщин.
В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким.
Брак рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой.
а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле
б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину
в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после смерти родителей
г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.
Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам не считал аборт на ранних стадиях беременности убийством. Долгое время доминировала вера в позднее очеловечивание, т.е. вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт не может считаться процедурой, отнимающей человеческую жизнь.
Все исламские теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает одушевление плода, был и остается предметом серьезных споров. Представители различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности.
Только сроки в различных школах называются разные — от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу).
Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто ячейкой общества, но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной.
Буддистское право
Буддистское право начало формироваться в VI и. до нашей эры, однако первоначальные каноны буддизма до нас не дошли. Первый буддистский текст – Трипитака (палийский канон), в котором содержатся правила правового регулирования (только монахов), был составлен учениками Будды после его смерти, однако как относительно целостная система религиозно-правового регулирования, буддизм формируется в 383 г. до н.э. после второго буддийского собора, на котором была разработана концепция Махаяны.
В отличие от палийского канона, учение Махаяны систематизировано не очень четко и состоит из отдельных сутр, в части которых рассматриваются и правовые вопросы. Специальной сутры, посвященной праву, так и не возникло, хотя одним из совершенств, необходимым для того, чтобы стать бодхисатвой и считалась шилапарамита, предполагавшая одновременное достижение идеала в этике, поведении и дисциплине.
В современном мире буддистское право в чистом виде практически не применятся. Наиболее близка к классическому буддистскому праву правовая система королевства Бутан.
Несмотря на достаточно долгую зависимость от Англии, Бутану в цело удалось сохранить данную правовую систему, хотя и со значительными элементами англо-саксонской правовой семьи.
Основным источником права в Бутане принято считать Конституцию Королевства и законы. Однако, сама Конституция закрепляет концепцию Чой-сид, обозначающую единство религиозной и гражданской политики, администрации и права.
Восприятие английской правовой традиции связано с тем, что развитие законодательства происходит путем вынесения судебных прецедентов. Судебная практика, в свою очередь в качестве фундаментального источника норм использует буддистский свод Tsa Yig (Цза-йиг).
Этот акт был пересмотрен в 1957 г. и официально заменен новым Кодексом в 1965 г. Последний, однако, сохранил в целом дух и содержание своего предшественника.
2. Религиозные нормы (в силу концепции Чой-сид).
3. Кодекс 1965 г.
5. Подзаконные акты.
6. Судебные прецеденты.
Однако в этой системе есть существенные исключения. Например, семейные вопросы, такие как брак, развод, усыновление, решаются путем обращения к буддистскому религиозному праву.
Справедливости ради отметим, что семейное законодательство и обычаи Бутана в ХХ в. претерпели существенные изменения. В середине ХХ в. было запрещено многомужество (полиандрия). Полигамия сохраняется и признается законом при условии, что первая жена дает свое разрешение.
Мужчина может иметь до трех жен. Развод является распространенной практикой.
Новейшее законодательство требует, чтобы все браки официально регистрировались, и защищает право женщин на алименты. Обычный в прошлом институт детских браков к концу ХХ в. практически исчез.
Судебные процессы наоборот носят открытый характер, в них постепенно утверждаются демократические начала. Согласно Закону о полиции 1979 г. она не имеет права арестовывать лиц без ордера и должна не позднее 24 часов с момента ареста доставить арестованное лицо в суд (исключая время на доставку). До 1980-х гг. в правовой системе Бутана отсутствовали профессиональные адвокаты.
Назначаемые Королем судьи расследовали преступления, поддерживали обвинение и выносили приговор.
Организация судебной системы Бутана до сих пор тесно связана с практикой своеобразной привязки административного устройства к господствующему в той или иной местности (дзонгхаг) монастырю (дзонг).
Дела о малозначительных преступлениях, а также гражданские и административные вопросы рассматривают деревенские старосты. Решения деревенских старост могут быть обжалованы магистратам (отвечающим за несколько деревень), решения магистратов – в окружные суды (дзонгхаг тримханг), которые располагаются в соответствующем дзонге.
Решения окружного суда обжалуются в Высокий суд, в состав которого входят 6 судей, включая главного судью (председатель), 2 из которых избираются Национальной ассамблеей и 4 назначаются Королем на 5-летний срок. Другие судьи назначаются Королем по рекомендации Главного судьи и могут быть удалены им.
Последней апелляционной инстанцией является Король, который традиционно делегирует решение Королевскому консультативному совету. Отметим, что все эти органы расположены в столице Бутана, своеобразном городе — монастыре Тхимпху.
Практическое использование норм буддистского права в Бутане во многом обусловлено традиционной практикой временного пребывания в монашеском статусе всех мужчин буддистского вероисповедания (в Бутане имеется незначительное индуистское меньшинство). Обычай предписывает подросткам провести в монастыре всего два месяца, в дальнейшем время, посвященное монашеству, определяется исключительно личными потребностями.
Период пребывания в монастыре сопровождается довольно суровыми испытаниями (жесткие ограничения в питании, сон не более пяти часов в сутки, тяжелый физический труд), однако при этом монахи получают и массу религиозных знаний, включая правовые.
Буддизм — одна из древнейших религий мира. Кроме того, буддизм — древнейшая миссионерская религия, получившая широкое распространение практически во всех странах и регионах Азии, от Шри-Ланки на юге до Бурятии на севере, от Японии на востоке до Калмыкии на западе. С начала XX в. началось распространение буддизма за пределами Азиатского субконтинента — в Европе и Америке.
Численность людей, исповедующих буддизм в той или иной его разновидности, с трудом поддается подсчетам. Можно лишь констатировать, что речь идет о сотнях миллионов верующих.
В Индии, где буддизм зародился, его традиционно относили к числу неортодоксальных учений (настика), поскольку он, также как и джайнизм, отрицает непогрешимую святость Вед, существование Бога-творца и значение ведических жертвоприношений.
Рождение ребенка явл яется одной из важнейших целей, ради которых и создается семь я. Этот событие вызывает: а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают бо гослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после смерти родителей г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте.
При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.[см Приложение№1] Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам не считал аборт на ранних стадиях беременности убийством. Долгое время доминировала вера в позднее очеловечива ние, т.е. вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт не может считаться процедуро й, отнимающей человеческую жизнь.
Все исламские теологи сх одятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает одушевление плода, был и остается предметом серьезных спор ов. Представители различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности.
Только сроки в различных школах называются разные — от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу). 16
3. Кодекс 1965 г.
3. Кодекс 1965 г.
3. Кодекс 1965 г.
Возникновение буддизма
Буддизм возник в Индии, в V в. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхамртха Гаутамма (здесь и далее индийские имена и термины, в соответствии с традицией, принятой в отечественном востоковедении, даются в транслитерации с санскрита, одного из языков буддийских священных текстов), которого также именуют Будда (букв.
В последующие столетия его образ был мифологизирован, за ним закрепились, помимо Будды, и другие канонические имена и эпитеты — Шакьямумни (букв.: Просветленный мудрец из рода Шакьев), Бхагаван (Пребывающий в блаженстве, Благословенный), Татхагамта (Так ушедший, т.е. Ушедший в Просветлении), Джимна (Победитель).
В традиции сохранилось несколько версий жизнеописания Будды. Однако в главном все они совпадают. Можно выделить следующие наиболее важные события и периоды в традиционном жизнеописании Будды: 1. Рождение Гаутамы.
2. Детство и юность. 3. Четыре встречи и Великое отречение.
4. Годы аскезы. 5. Просветление.
6. Первая проповедь. 7. Распространение учения.
8. Кончина Будды (Паринирвана).
Традиция сообщает, что Будда родился в местечке Лумбимни неподалеку от Капилавамсту — столицы страны шакьев, которая, согласно современным исследованиям, простиралась на юге нынешнего Непала вдоль его границы с Индией. В буддийских текстах преобладает представление, согласно которому Будда был царевичем, потомком длинной линии знаменитых предков, и стал бы вселенским правителем, когда бы не отверг мир.
Сегодня исследователи считают, что его отец Шуддходана, именуемый в традиции раджой (букв.: царь), в действительности, скорее всего, был одним из вождей племени шакьев (у которых была в то время аристократическая система правления). В любом случае всеми признается, что семья Будды относилась к варне кшатриев (о варнах см. раздел Индуизм).
Племя шакьев принадлежало к клану (готра) Гаутама (пал. Готама).
Кшатрийское происхождение Будды, на которое указывают все его жизнеописания, по мнению исследователей, заслуживает специального внимания. Сегодня принято считать, что само возникновение буддизма явилось следствием своего рода кшатрийской оппозиционности по отношению к господствовавшей в то время брахманской ортодоксии.
Буддизм не был учением социального протеста, и Будда не был революционером в социально-политическом смысле этого слова. Однако буддизм, действительно, с самого начала отвергал сословно-кастовое разделение как имеющее какое-либо религиозное значение.
Вступить в буддийскую общину (Cангху) мог представитель любой из четырех варн. Становясь монахом (или монахиней), человек отказывался от всяких мирских характеристик, включая и сословное происхождение.
Согласно позднейшей легенде, Будда Гаутама был одним из многих будд, рождавшихся до него. Гаутама, который во время предыдущего рождения при будде Дипанкаре принял решение стать Буддой, возродился после многих жизней на небесах Тушита. Там он оставался до тех пор, пока не пришло время его рождения в последнем существовании.
Когда боги объявили, что должен появиться новый Будда, Бодхисаттва (так принято называть Будду до достижения окончательного Просветления), раздумывал пять раз. Он выбрал подходящее время, континент, страну, семью и мать.
Наконец, когда все это было определено, он расстался с богами, сойдя на землю тогда же, согласно Лалитавистаре, Гаутама назначил своим наместником Бодхисаттву Майтрею, который должен будет стать следующим Буддой.
Далее рассказывается о зачатии и рождении Будды. Мать Будды, царица Майя, видела во сне, как в ее правый бок вошел Бодхисаттва в облике белого слона. На следующий день царица проснулась и рассказала о своем сне царю.
Тот позвал 64 знаменитых брахмана и попросил их дать толкование сновидению. Брахманы сказали: Не тревожься, о царь, царица понесла младенца мужского, а не женского пола, и у тебя будет сын если он будет жить дома, он станет царем, властелином мира если он оставит дом и уйдет от мира, он станет Буддой, тем, кто снимет с мира покров (неведения).
Согласно основной версии традиционного жизнеописания, Будда родился в день полнолуния месяца висакха или вайсакха (апрель — май) (это также традиционная дата его Просветления и смерти — Паринирваны). В соответствии с позднейшими вычислениями это событие произошло приблизительно в 563 г. до н.э. (по другой версии — в 566 г. до н.э.).
Мать Будды умерла через семь дней после его рождения. На пятый день состоялась церемония наречения именем. Мальчика назвали Сиддхартха (Тот, чья цель совершенна), или Сарватасиддха (Тот, кто добился всех своих целей).
Отец Будды, Шуддходана, созвав всех шакьев, обсудил с ними, станет ли мальчик царем, властелином мира или же отвергнет мир, чтобы странствовать как отшельник. Поскольку Шуддходана желал, чтобы его сын стал вселенским правителем, он поселил Сиддхартху во дворце и разместил на всех четырех направлениях войска, чтобы предотвратить явление сыну четырех знаков (см. ниже).
В течение ряда лет Сиддхартха вел роскошную и изнеженную жизнь царевича. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец построил ему три дворца. Тогда же Сиддхартха женился.
Его жена родила ему сына, которого назвали Рахула.
Несмотря на все старания отца, стремившегося воспрепятствовать тому, чему суждено было свершиться, в жизни Сиддхатрхи все-таки произошли предсказанные четыре встречи. Он увидел старость, болезнь, смерть и отшельника. В возрасте двадцати девяти лет, после жизни, проведенной в мирских наслаждениях, Сиддхартха лишился своей беззаботности.
Он решил радикально изменить свою жизнь и, тайно сбежав ночью из дома, оставив семью и все свое имущество, сам стал отшельником.
Из палийского канона (см. ниже) мы узнаем, что Сиддхартха сначала обратился с просьбой обучить его к двум наставникам, однако он не был удовлетворен тем, что они ему преподали, и шесть лет практиковал аскезу в обществе пяти учеников. Затем, отказавшись от крайних форм аскезы, включавших посты и умерщвление плоти, он обратился к новому методу религиозной практики, и тогда добился Просветления (бодхи).
Просветление было достигнуто Гаутамой в ходе осуществления им практики сосредоточения, когда он вошел в состояние глубокого транса. Происходило это, по преданию, под деревом, которое впоследствии стали именовать Древом Просветления (священная смоковница — ашваттха, или Ficus religiosa).
Именно с этого момента Сиддхартху Гаутаму следует именовать Буддой, т.е. Просветленным, или Пробужденным. В рассказе о Просветлении Гаутамы также встречается важный эпизод, обычно именуемый искушением Мары.
Злой демон Мара, Властелин мира страстей, пытался мешать Гаутаме на протяжении всех шести лет аскезы. Мара олицетворяет собой мирские искушения, препятствующие освобождению от страстей и достижению Просветления.
Затем Будда отправился в город Бенамрес (Варанамси), где встретил пятерых учеников, которые оставили его, когда он перестал практиковать аскезу, и обратил их в свое новое учение. Эта первая проповедь в традиции получила наименование Первого поворота Колеса Дхармы (т. е. Закона, Учения).
Согласно преданию, это событие произошло в оленьем парке Исипатана. С этим событием связан один из материальных символов буддизма — Колесо Закона (Дхармачакра) с двумя оленями (ланями) по сторонам.
С этого момента начинается период проповеднической деятельности Будды, продолжавшийся в общей сложности около 45 лет. В основном Будда странствовал и проповедовал в стране Магамдха (столица — Раджагриха).
У Будды появилось множество учеников и учениц, среди которых наиболее известные — Махакашьямпа (Кашьяпа Великий), Шарипумтра, Маудгальяямна, Катьяямна и Амнанда (постоянный спутник Будды на протяжении двадцати пяти лет вплоть до Паринирваны). Учениками и последователями Будды стали и многие из его родственников, в том числе его отец, жена и сын. Появились у Будды и недоброжелатели, наиболее известным из которых стал Дэвадамтта.
Первоначально он был учеником Просветленного, монахом, членом Сангхи. Однако впоследствии он, преисполненный гордыни, стал конфликтовать с Учителем, пытался расколоть общину и в конце концов, как сообщает буддийское предание, провалился в ад. Умер Будда в возрасте восьмидесяти лет, в месте известном как Кушинамгара (483 г. до н.э. согласно одной из датировок).
Его смерть понимается в буддийской традиции как уход в Паринирвану, или Нирвану-без-остатка.