Приказом №664 от 23 августа 2017 года утвержден новый административный регламент по исполнению ГИБДД своих надзорных функций на дороге. То есть, пункты содержатся в регламенте, а не конкретно в приказе, но это формальная юридическая тонкость. Таким образом, далее в статье обсуждаемое положение может быть обозначено как «пункт приказа» так и «пункт регламента».
Основные положения
Приказом №664 от 23 августа 2017 года утвержден новый административный регламент по исполнению ГИБДД своих надзорных функций на дороге. То есть, пункты содержатся в регламенте, а не конкретно в приказе, но это формальная юридическая тонкость. Таким образом, далее в статье обсуждаемое положение может быть обозначено как «пункт приказа» так и «пункт регламента».
Изменения в Административный регламент уже вносились, но не конкретно в данный пункт. Пока не планируется менять данное положение, проекты нормативных актов по этому вопросу не разрабатываются.
Оценка пункта 106
Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2019-2020 гг. для проверки документов следующие:
- выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
- наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
- наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
- осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
- установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:
- ориентировки;
- данные дежурного;
- информация, поступившая от других нарядов;
- сведения, полученные от участников дорожного движения;
- визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.
Анализ пункта 53 приказа 615 МВД РФ «Об утверждении инструкции по делопроизводству»
выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
остановка транспортного средства о основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1 — 84.3, 84.11 пункта 84 Административного регламента.
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.
2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений
Частные камеры или государственные.Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Установка камер в зоне действия временных знаков.Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС
Сразу скажем, что снимать инспектора ГИБДД на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ – Конституцией, так и иными федеральными законами.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
Противоречия и нормативные коллизии
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.
4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).
Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.
5. Прекращение выдачи справок о ДТП
Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:
- решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление по делу об административном правонарушении;
Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.
В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.