Находим решения ваших
юридических вопросов

Купля-продажа любого имущества подразумевает реализацию объекта по максимальной стоимости.

Что нужно знать

Купля-продажа любого имущества подразумевает реализацию объекта по максимальной стоимости.

Цена является определяющим фактором в таких сделках.

  • Муниципальные квартиры передаются в собственность жильцам, потому что граждане пользуются такими помещениями как своими. Из жилья, предоставленного по договору социального найма, их можно выселить только по определённым основаниям.
  • Логично, если люди получат возможность свободно распоряжаться такими объектами. Тем более, что многие из них были построены в СССР.

Приватизация предприятий и нежилых помещений производится по иному принципу.

Такие объекты реализуются через специальные процедуры: торги, тендеры, акционирование и т.д.

Также существует дачная приватизация и приватизация гаражей.

Данные явления не связаны с передачей государственного имущества в собственность граждан, и называются так только по аналогии. Люди пользуются указанными объектами без всяких ограничений, и свободно оформляют объекты недвижимости по заявительному принципу.

Приватизация земельных участков связана с принятием нового ЗК РФ.

Такие понятия, как пожизненное наследуемое владение или постоянно пользование просто исчезли из нормативных актов.

Поэтому было решено предоставить людям возможность переоформить участки, ранее предоставленные муниципальными органами на указанных основаниях, в частную собственность.

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального
имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в
собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и
(или) юридических лиц.

Для понимания процесса приватизации следует ознакомиться с несколькими терминами.

Жилое помещение – квартира, дом, комната, иной изолированный объект, специально предназначенный для жизни людей по своим характеристикам.

Конкурс – способ приватизации, когда от покупателей требуется выполнение нескольких условий. Например, сохранение численности работников, инвестирование определённого объёма средств и т.д.

Аукцион – публичные торги. Приватизирует имущество тот гражданин (или организация), который предложил наибольшую цену.

Государственное имущество условно разделяется на:

  • приватизируемое по решению государства;
  • подлежащее передаче гражданам по заявительному принципу;
  • не подлежащее приватизации.

Под приватизацией
государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение
имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее –
федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества

1. Настоящий
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного
и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению
государственным и муниципальным имуществом.

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N
68-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом
13. Изменение вступает в силу со дня официального опубликования Федерального
закона N
68-ФЗ.

Федеральным законом от 5 января 2006 г. N
7-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения,
вступающие в силу с 1 июля 2006 г.

1) земли, за
исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты
недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных
ресурсов;

3)
государственного и муниципального жилищного фонда;

4)
государственного резерва;

5)
государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами
территории Российской Федерации;

6)
государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными
договорами Российской Федерации;

Федеральным законом от 18 июня 2005 г. N
60-ФЗ в подпункт 7 пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены
изменения

7)
безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в
соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним
земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной
собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в
собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций,
единственными учредителями которых являются общероссийские общественные
организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной
или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и
сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций ;

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N
318-ФЗ в подпункт 8 пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона
внесены изменения


государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих
организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных
учреждений , а также федерального
имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного
взноса Российской Федерации ;

9)
государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и
муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном
ведении или оперативном управлении;

10)
государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в
предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права
требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций открытого акционерного общества, а также
ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае
их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 Федерального закона от 26
декабря 1995 года N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Отчуждение
указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества
регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами.

13) имущества, переданного центру исторического
наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих
полномочий.

Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ пункт 2
статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 14

14)
имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию
жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

3.
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам
гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота),
а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами,
может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К
отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не
урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского
законодательства.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N
159-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5

5. Особенности
участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации
арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут
быть установлены федеральным законом.

1.
Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего
Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о
приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других
федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2.
Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из
законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного
имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и
принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.

3.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской
Федерации о приватизации.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N
43-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1.
Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план
(программу) приватизации федерального имущества.

2. Прогнозный
план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий,
акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и
иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в
соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика
федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые
сроки приватизации.

3. Акции
стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в
прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия
Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия
Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или
об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции
открытого акционерного общества “Газпром”, Российского акционерного
общества энергетики и электрификации “Единая энергетическая система
России”, открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом
1 части 1 статьи 3 Федерального закона “Об особенностях управления и
распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в
области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации, а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере
железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа
исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом
федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план
(программу) приватизации федерального имущества на основании федерального
закона.

1. Разработка
проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на
очередной финансовый год осуществляется в соответствии с основными
направлениями внутренней политики Российской Федерации, определенными
Президентом Российской Федерации, а также в соответствии с принятыми
Правительством Российской Федерации программами социально-экономического
развития Российской Федерации.

2. Федеральные
органы исполнительной власти не позднее чем за восемь месяцев до начала
очередного финансового года направляют в Правительство Российской Федерации или
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о
приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных
предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых
акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли
экономики, и иного федерального имущества.

Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также
открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной
собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в
Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества в
очередном финансовом году.

Порядок
разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества
определяется Правительством Российской Федерации.

3.
Утвержденный Правительством Российской Федерации прогнозный план (программа)
приватизации федерального имущества направляется в Государственную Думу одновременно
с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый
год в составе прилагаемых к нему документов и материалов.

“Действие
настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении
государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и
муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном
ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение
имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается
с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в
случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при
реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий,
государственных и муниципальных учреждений.”.

  • Об основах приватизации жилых помещений можно узнать из закона ФЗ 1541-1 от 04.07.1991 г. В этом документе установлены основные требования к жилым помещениям и гражданам, которые обращаются за разгосударствлением домов и квартир.
  • Также важную роль играет закон № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. Этим актом был введён в действие ЖК РФ. Последняя редакция документа позволяет проводить приватизацию бессрочно. Предыдущая версия, разрешавшая обращаться за получением права собственности на жильё до 1.03.2017 года, утратила силу.

Общие положения

Основные понятия

1. Приватизация государственного и муниципального имущества
основывается на признании равенства покупателей государственного и
муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в
собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной
основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную
собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится
государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном
капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных
и муниципальных унитарных предприятий).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется
органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным законом.

1.
Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на
признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и
открытости деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления.

2.
Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность
физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату
либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность
акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится
государственное или муниципальное имущество).

3.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным
законом.

Статья 21. Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся
в государственной собственности акций акционерных обществ

Нормы о приватизации государственного и муниципального
имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему
Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о
приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации
государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным
законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется
органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с
законодательством Российской Федерации о приватизации.

федеральные государственные унитарные предприятия,
осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое
значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты
нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской
Федерации (далее – стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной
собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает
стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность
государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан
Российской Федерации (далее – стратегические акционерные общества);

состава федеральных государственных унитарных предприятий из
числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации
(преобразования в акционерные общества);

необходимости и степени участия Российской Федерации в
акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе
для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации
федерального имущества на плановый период;

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации (далее – Государственная Дума) отчет о результатах
приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам
приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной
власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального
имущества;

осуществляет контроль за приватизацией федерального
имущества;

8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических
лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого
федерального имущества и (или) осуществления функций продавца;

8.2) устанавливает для целей настоящего Федерального закона
дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых
утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ
“О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и функционированию
электронных площадок;

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным
законом полномочия.

Правительство Российской Федерации своим решением вправе
поручить юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации в
установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и (или)
осуществлять функции продавца. В указанном решении Правительства Российской
Федерации определяются подлежащее приватизации федеральное имущество, действия
данных юридических лиц, размер и порядок выплаты им вознаграждения.

Правительство Российской Федерации своим решением вправе
поручить юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации в
установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и (или)
осуществлять функции продавца. В указанном решении Правительства Российской
Федерации определяются подлежащее приватизации федеральное имущество, действия
данных юридических лиц, размер и порядок выплаты им вознаграждения.

При этом
сумма вознаграждения указанных юридических лиц не входит в цену продажи
федерального имущества и подлежит выплате за счет средств победителя аукциона
либо средств победителя продажи посредством публичного предложения,
уплачиваемых сверх цены продажи приватизируемого федерального имущества.

Особенности осуществления федеральными органами
исполнительной власти полномочий при приватизации имущества федеральных
государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса
Российской Федерации и акций акционерных обществ организаций атомного
энергопромышленного комплекса Российской Федерации устанавливаются Федеральным
законом “Об
особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций,
осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Особенности приватизации имущества федеральных
государственных унитарных предприятий, преобразуемых в акционерные общества,
100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и передается
Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех” в качестве
имущественного взноса Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом
от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ “О Государственной корпорации по
содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной
продукции “Ростех”.

Особенности приватизации имущества государственных унитарных
предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества в соответствии с Федеральным
законом “О Государственной корпорации по космической деятельности
“Роскосмос”, а также находящихся в федеральной собственности
акций, подлежащих передаче Государственной корпорации по космической
деятельности “Роскосмос” в качестве имущественного взноса Российской
Федерации или акционерным обществам Государственной корпорации по космической
деятельности “Роскосмос” в качестве вклада Российской Федерации в их
уставный капитал в соответствии с решениями Президента Российской Федерации,
устанавливаются Федеральным
законом “О Государственной корпорации по космической деятельности
“Роскосмос”.

2. Компетенция органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления определяется законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми
актами органов местного самоуправления соответственно.

1. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося
в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества

определяется соответственно органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

2. Информация о результатах приватизации имущества субъектов
Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется
субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации или
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1
марта.

1. На конкурсе могут продаваться акции акционерного общества
либо доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которые
составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ, либо
объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации (далее – реестр объектов культурного наследия), если в
отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные
условия.

Особенности продажи объекта культурного наследия,
включенного в реестр объектов культурного наследия, на конкурсе, в том числе
сроки выполнения его условий, устанавливаются в соответствии со статьей 29 настоящего
Федерального закона.

2. Право приобретения государственного или муниципального
имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса
наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким
покупателем условий конкурса.

3. Конкурс является открытым по составу участников.
Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются
участниками конкурса в запечатанных конвертах.

Конкурс, в котором принял участие только один участник,
признается несостоявшимся, если иное не установлено настоящим Федеральным
законом.

При равенстве двух и более предложений о цене
государственного или муниципального имущества победителем признается тот
участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

4. Продолжительность приема заявок на участие в конкурсе
должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками
конкурса осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока
приема указанных заявок. Конкурс проводится не позднее третьего рабочего дня со
дня признания претендентов участниками конкурса.

5. Для участия в конкурсе претендент вносит задаток в
размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о
продаже государственного или муниципального имущества.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет,
указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

6. Предложение о цене продаваемого на конкурсе имущества
подается участником конкурса в день подведения итогов конкурса. По желанию
претендента запечатанный конверт с предложением о цене продаваемого имущества
может быть подан при подаче заявки.

представленные документы не подтверждают право претендента
быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представлены не все документы в соответствии с перечнем,
указанным в информационном сообщении о проведении указанного конкурса (за
исключением предложения о цене продаваемого на конкурсе имущества), или они
оформлены не в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества

1.
Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые
физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также
юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25
процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального
закона.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не
распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся
самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или
муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными
собственниками этих земельных участников.

2.
Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских
отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства
обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Открытые
акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций,
подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Федеральным
законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ в пункт 1 статьи 6 настоящего
Федерального закона внесены изменения.

заявку;

платежный
документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение
соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным законом
случаях;

документ,
подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его
территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации
имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской
Федерации.

Физические
лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.

нотариально
заверенные копии учредительных документов;

решение в
письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества
(если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и
законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);

сведения о
доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования в уставном капитале юридического лица;

иные
документы, требование к представлению которых может быть установлено
федеральным законом;

опись
представленных документов.

В случае
подачи заявки представителем претендента предъявляется надлежащим образом оформленная
доверенность.

2. Утратил
силу.

3. Обязанность
доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества
возлагается на претендента.

В случае, если
впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или
муниципального имущества не имел законное право на его приобретение,
соответствующая сделка признается ничтожной.

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных
и муниципальных учреждений;

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает
25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального
закона;

юридических лиц, местом регистрации которых является
государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов
Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный
налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и
предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и
которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях,
бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;

абзац 5 пункта 1 статьи 5
утратил силу согласно Федеральному закону от 31.05.2018 г. № 122-ФЗ.

Понятие “контролирующее лицо” используется в том
же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ
“О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства”. Понятия “выгодоприобретатель” и
“бенефициарный владелец” используются в значениях, указанных в статье
3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма”.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не
распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся
самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или
муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными
собственниками этих земельных участков.

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в
гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства
обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 пункта 2 статьи 5
утратил силу согласно Федеральному закону от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ.

3. Акционерные общества, общества с ограниченной
ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в
уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным
законом.

4. В случае, если впоследствии
будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества
не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является
ничтожной.

Порядок процедуры

Закон о приватизации жилья предполагает следующий алгоритм действий.

  • На первом этапе происходит планирование приватизации. Жильцы помещения должны решить, нужно ли им право собственности на это помещение. Также следует получить от каждого нотариально заверенное согласие, собрать пакет необходимых документов.
  • Далее заинтересованное лицо подаёт документы в местный департамент по имуществу. Наступает этап рассмотрения. Специалисты в течение 2 месяцев анализируют, соблюдены ли требования законодательства. При положительном ответе гражданин направляется в местный орган власти для подписания соглашения о безвозмездной передаче квартиры в собственность.
  • После чего следует обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. В течение 5 рабочих дней вносятся изменения в реестр. Гражданину выдаётся экземпляр договора с отметкой о регистрации и выписку из ЕГРН.

1. Оплата приобретаемого покупателем государственного или
муниципального имущества производится единовременно или в рассрочку. Срок
рассрочки не может быть более чем один год.

2. Решение о предоставлении рассрочки может быть принято в
случае приватизации государственного или муниципального имущества в
соответствии со статьей 24 настоящего
Федерального закона.

3. В решении о предоставлении рассрочки указываются сроки ее
предоставления и порядок внесения платежей. Срок предоставления рассрочки и
порядок внесения платежей должны содержаться в информационном сообщении о
приватизации государственного или муниципального имущества.

4. На сумму денежных средств, по уплате которой
предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки,
равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации, действующей на дату размещения на официальном сайте в сети
“Интернет” объявления о продаже.

Начисленные проценты перечисляются в порядке, установленном
Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Покупатель вправе оплатить приобретаемое государственное или
муниципальное имущество досрочно.

5. Право собственности на государственное или муниципальное
имущество, приобретенное в рассрочку, переходит в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, и на такие случаи требования
пункта 3 статьи 32 настоящего
Федерального закона не распространяются.

Передача покупателю приобретенного в рассрочку имущества
осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
и договором купли-продажи, не позднее чем через тридцать дней с даты заключения
договора.

6. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку
имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество в силу настоящего
Федерального закона признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения
покупателем его обязанности по оплате приобретенного государственного или
муниципального имущества.

В случае нарушения покупателем сроков и порядка внесения
платежей обращается взыскание на заложенное имущество в судебном порядке.

С покупателя могут быть взысканы также убытки, причиненные
неисполнением договора купли-продажи.

7. Порядок оплаты имущества, находящегося в собственности
субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается
соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления.

1. Возврат денежных средств по недействительным сделкам
купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется в
соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных
бюджетов на основании вступившего в силу решения суда после передачи такого
имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской
Федерации или муниципальную собственность.

2. Пункт 2 статьи 36 утратил
силу согласно Федеральному закону от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ

1. Оплата
приобретаемого покупателем государственного или муниципального имущества
производится единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более
чем один год.

2. Решение о
предоставлении рассрочки может быть принято в случае приватизации
государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 24
настоящего Федерального закона.

3. В решении о
предоставлении рассрочки указываются сроки ее предоставления и порядок внесения
платежей. Срок предоставления рассрочки и порядок внесения платежей подлежат
опубликованию посредством информационного сообщения о приватизации
государственного или муниципального имущества.

4. На сумму
денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится
начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату публикации
объявления о продаже.

Начисленные
проценты распределяются в порядке, установленном статьей 33 настоящего
Федерального закона.

Покупатель
вправе оплатить приобретаемое государственное или муниципальное имущество
досрочно.

5. Право
собственности на государственное или муниципальное имущество, приобретенное в
рассрочку, переходит в установленном законодательством Российской Федерации
порядке, и на такие случаи требования пункта 3 статьи 32 настоящего
Федерального закона не распространяются.

Передача
покупателю приобретенного в рассрочку имущества осуществляется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи,
не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора.

6. С момента
передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его
полной оплаты указанное имущество в силу настоящего Федерального закона
признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения покупателем его
обязанности по оплате приобретенного государственного или муниципального
имущества.

В случае
нарушения покупателем сроков и порядка внесения платежей обращается взыскание
на заложенное имущество в судебном порядке.

С покупателя могут
быть взысканы также убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи.

7. Порядок
оплаты имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации
или муниципальной собственности, устанавливается соответствующими органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.

1. Возврат
денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или
муниципального имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения
суда за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации
соответственно федерального имущества, государственного имущества субъектов
Российской Федерации, муниципального имущества.

Денежные средства в размере,
определенном решением суда, после передачи имущества согласно решению суда в
государственную или муниципальную собственность подлежат возврату покупателю из
суммы денежных средств, полученных в счет оплаты иными покупателями
приватизируемого государственного или муниципального имущества, до
распределения денежных средств в соответствии со статьей 33 настоящего
Федерального закона.

2. В случае
недостаточности денежных средств от сделок купли-продажи федерального
имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской
Федерации, и муниципального имущества для обеспечения полного возврата денежных
средств в срок, предусмотренный исполнительными документами, возврат
недостающих денежных средств осуществляется соответственно за счет денежных
средств государственной казны Российской Федерации, казны субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.

Президенту
Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской
Федерации           В. Путин

Похожие документы

До какого года продлена

Изначально при принятии закона № 1541-1 считалось, что передача жилых помещений должны завершиться после вступления в силу ЖК РФ. Но к тому моменту слишком много объектов оставалось в муниципальной собственности.

Каждый год срок завершения процесса переносился на следующий.

Планировалось, что приватизация будет продлена до 2019 года и для отдельных категорий граждан до 2021 года. Однако в 2019 году правительство решило, что будет справедливо и логично данный процесс сделать бессрочным.