Находим решения ваших
юридических вопросов

Жаловаться или нет на действия микрофинансового учреждения – вопрос спорный. В первую очередь, это зависит от оснований для претензий. Заявление считается обоснованным, если имеет место:

Как жаловаться на МФО

Жаловаться или нет на действия микрофинансового учреждения – вопрос спорный. В первую очередь, это зависит от оснований для претензий. Заявление считается обоснованным, если имеет место:

  • изменение условий договора в одностороннем порядке;
  • невыполнение организацией обязательств;
  • неправомерное взыскание пеней или комиссий;
  • принудительное заключение страхового соглашения;
  • применение в адрес должника угроз, шантажа, мошенничества и т.п.;
  • полное или частичное ограничение на досрочное погашение;
  • отказ в выдаче выписки и/или справки по оплаченному кредиту;
  • навязывание МФО конкретного судебного органа при урегулировании конфликта;
  • некорректное отношение банка, коллектора или службы безопасности к клиенту;
  • нарушение конфиденциальности;
  • передача долга по договору цессии, хотя данное условие не значится в кредитном соглашении;
  • необоснованный арест банковской карты или списание средств;
  • требование возврата задолженности после истечения срока давности.

Данный список не является полным. Перечислены лишь распространенные конфликтные ситуации. Тем не менее, в практике встречаются и необоснованные претензии. К примеру, передача задолженности на правах переуступки, прописанной в договоре. При получении такой информации должник может посчитать это нарушением своих прав.

Чтобы удостовериться в полномочиях банка, следует внимательно ознакомиться с договором. Ещё одним спорным моментом является общение представителей организации с клиентом. Если разговор происходит с применением грубости, угроз, шантажа и т.п. правонарушений, можно подавать жалобу.

По-другому обстоят дела, если целью звонка является выяснение причин пропуска платежа или отклонения от установленного графика. Невозможно подать претензию на МФО, если диалог проходил в уважительной форме.

Денежная ссуда или потребительный кредит является финансовым продуктом. Заёмщик выступает в качестве потребителя банковских услуг. При нарушении гражданских прав человек вправе обратиться с претензией. Список организаций, куда можно жаловаться на микрофинансовую организацию, следующий:

  1. Омбудсмен. Должностное лицо, в полномочия которого входит досудебное урегулирование конфликта. Правозащитник также может представлять интересы гражданина в суде.
  2. Роспотребнадзор. Федеральный закон «О защите прав потребителей» относится к микрофинансовым организациям, т.к. они оказывают услуги по кредитованию. Контролирующий орган принимает жалобы от населения по следующим вопросам:
    • изменение процентной ставки без согласования с клиентом;
    • включение дополнительных услуг платного типа;
    • оформление платной услуги на гражданина без уведомления;
    • предоставление заведомо ложной или искаженной информации о кредитных услугах;
    • действия коллекторов, нарушающие права человека.

    Обращение принимаются как при личном посещении структуры, так и через сайт учреждения.

К сведению: Жалоба в Роспотребнадзор на микрофинансовую организацию – это эффективный метод восстановления нарушенных прав.

  1. Федеральная антимонопольная служба. ФАС рассматривает обращения, в основе которых лежит ограничение конкуренции на рынке. К примеру, кредитное учреждение заключило соглашение только с одним магазином или торговой сетью. Таким образом, нарушаются права потребителя на выбор банка при кредитовании. То есть, клиент не может выбрать иную организацию. Антимонопольная структура также рассматривает конфликты при навязывании услуг и нарушений законодательных норм по рекламе. Например, использование услуги, активно разрекламированной в СМИ и других источниках. При оформлении займа гражданин узнает, что фактические условия отличаются от заявленных. Дополнительно ФАС регулирует вопросы по разглашению конфиденциальных или персональных сведений граждан. Законодатель РФ не уполномочил финансовые структуры на разглашение данных. Ввиду этого следует внимательно читать договор перед его подписанием.
  2. ЦБ России. Надзорная структура, уполномоченная контролировать соблюдение действующих норм и требований Законодательства РФ финансовыми учреждениями, в т.ч. микрокредитными.Обращение в Центральный банк России может носить следующий характер:
    • нарушение процедуры по оказанию услуг банком;
    • разглашение банковской тайны;
    • непредоставление клиенту выписки по счету, условий получения кредита и т.п.

    На практике обращение с жалобой в ЦБ РФ на микрокредитную организацию позволяет в оперативные сроки урегулировать проблему.

Меры, используемые в работе с клиентами МФО и коллекторских агентств не всегда корректны и законны. Перечень разрешенных мероприятий приведен в Федеральном Законе №230 с учетом ограничений с 01.01.2017 года. В ситуациях, когда действия представителей кредитного учреждения или коллекторов нарушают законы, следует обращаться в контролирующие органы. Список инстанций приведен в предыдущем разделе.

Центробанк

Как можно было понять выше, Центробанк находится в числе тех инстанций, куда потребители финансовых услуг могут направить жалобу. Свое обращение они могут направить, как в отношении банка, так и в отношении МФО.

Чтобы направить жалобу гражданам необходимо зайти на главную страницу сайта регулятора. В правой части сайта сразу бросается в глаза кнопка «Интернет-приемная». Если нажать на нее, то гражданин попадет в раздел, где можно «Подать жалобу», «Задать вопрос», «Написать благодарность», «Отправить предложение».

Поскольку нас интересует первый пункт, то на нем и остановимся. Далее заявителю нужно выбрать тему жалобы, продукт, тип проблемы. Например, если гражданин обращается с жалобой на банк по поводу потребительского кредита, то ему следует выбрать тему «Банковские продукты/услуги», продукт «Потребительское кредитование». Далее можно выбрать из списка тот вариант, который лучше всего отражает суть жалобы гражданина. Например, это могут быть:

  • Проблемы с погашением
  • Высокий процент по кредиту
  • Неправомерные действия коллекторов
  • Навязывание допуслуг при заключении договора
  • Отказ от выдачи документов по кредиту
  • Исключение номера телефона физлица из базы автодозвона
  • Невозможность выполнять обязательства по кредитному договору

Если ничего из предложенного не подходит, то можно просто выбрать вариант «Прочее».

В сегменте МФО можно выбрать один из следующих вариантов:

  • Прочее
  • Высокий процент по займам/неустойка
  • Несогласие с действиями организации по возврату задолженности

Далее гражданин указывает компанию, с которой связано его обращение и своими словами излагает суть претензии. Слишком сильно увлекаться не стоит, поскольку стоит ограничение по знакам на уровне 5000 символов.

Обязательно стоит прикрепить к сообщению документы, которые подтверждают слова и позицию гражданина. Это поможет Центробанку, во-первых, быстрее рассмотреть проблему, а, во-вторых, подойти к вопросу более вдумчиво, что, конечно, в интересах заявителя.

На следующем этапе гражданин указывает свои контактные данные, а именно ФИО, дату рождения, СНИЛС, номер телефона. Также следует указать способ получения ответа. На последнем этапе ЦБ проверяет указанные данные и если все в порядке принимает жалобу к рассмотрению. Чтобы сократить время на заполнение заявки и последующее рассмотрение, гражданин может авторизоваться через портал Госуслуги.

Роспотребнадзор

Данное ведомство находится на страже прав потребителей. Поскольку клиенты банков и МФО – это тоже потребители только финансовых услуг, то, соответственно, граждане могут обратиться сюда с жалобой.

Однако нужно понимать, в каких случаях можно обращаться с жалобой в Роспотребнадзор, а в каких – нет. Так, если гражданин попал в сложную ситуацию и не имеет возможности выплачивать ссуду, а кредитор не предоставляет ему кредитные каникулы, то вряд ли в этом случае ведомство сможет как-то повлиять на ситуацию.

Сделать это можно на сайте ведомства. На главной странице нужно войти в раздел «Для граждан», а затем перейти во вкладку «Обращения». Далее нужно внимательно ознакомиться с порядком рассмотрения обращений граждан и приступить к написанию текста в специальной форме.

Роскомнадзор

На защите персональных данных россиян стоит Роскомнадзор. Хотя МФО тщательно проверяют заемщиков, используя десятки баз данных, тем не менее порой возникают ситуации, когда займ целиком оформляется на постороннее лицо или при оформлении используются некоторые данные третьего лица. Пострадавший гражданин может обратиться в МФО с требованием прекратить обработку его персональных данных, на использование которых он не давал согласия. Если возникнут проблемы, то можно направить онлайн-обращение в Роскомнадзор.

Какая информация должна быть в жалобе

Претензия составляется согласно следующим правилам: максимально корректное изложение ситуации в лаконичном и деловом стиле. Отсутствие эмоциональной составляющей. Правонарушение детально описано с указанием на должность сотрудника, время правонарушения и адреса отделения. Должна присутствовать информация о заявителе, в т.ч.

Мобильное приложение для жалоб

По заявлению М. Мамута, руководителя отдела по защите потребительских прав в сфере финансовых услуг, Центральный Банк РФ планирует вывести механизм взаимодействия с населением на новый уровень. Усовершенствование касается работы с претензиями на микрокредитные учреждения и иные организации, задействованные на финансовом рынке.

В планах органа включено создание приложения для мобильных устройств, через которое граждане могут направлять претензии непосредственно регулятору. Запуск нововведения может состояться к концу 2017 года. Примечательно, что участники этого рынка выражают опасения, что такой механизм может повлечь резкий рост претензий.

К сведению: Жалобы через приложение планируют принимать не только на микрофинансовые учреждения, но и на некредитные компании, в т.ч. страховые организации.

На основании замечаний Михаила Мамута, у каждого гражданина будет возможность после установки приложения давать оценку банку, выдвигать предложения по совершенствованию инструмента и оставлять свои отзывы о работе сотрудников. Более того, в планах ЦБ РФ стоит организация интеграции к реестрам и базам данных финансового рынка. Это позволит в оперативные сроки проверять статус учреждений и актуальность лицензии.

Главной задачей, которую призвано решить мобильное приложение, это снижение количества правонарушений недостойными микрофинансовыми организациями и другими кредитными учреждениями. А также увеличение доли прозрачности финансового рынка, его доступности и адаптация возможностей для населения по защите собственных прав.

Акции и промокоды МФО