Находим решения ваших
юридических вопросов

Материальные ценности подлежат списанию, если они:

Списание материальных ценностей как естественный процесс производства продукции

Материальные ценности подлежат списанию, если они:

  1. Израсходованы в процессе обычного производственного процесса при изготовлении конечной продукции или полуфабрикатов.
  2. Утратили свои первоначальные свойства и не могут использоваться по назначению.

В первом случае для списания каждой партии сырья и материалов не нужно специально оформленного в письменном виде разрешения руководства — списание производится по установленным нормам, которые должны быть обоснованными и утвержденными руководителем предприятия. Процесс списания имеет свои особенности, о которых речь пойдет в одном из последующих разделов.

Во втором случае списание матценностей требует индивидуального подхода, и в каждом случае списание производится комиссионно.

Методы списания матценностей должны найти отражение в учетной политике предприятия. Детализация процессов списания (шаблоны документов на списание, регламент их оформления и отражения на счетах бухучета, иные аспекты) прописываются во внутренних нормативных актах предприятия (Положении по учету и списанию матценностей, приказах, распоряжениях, инструкциях).

Таким образом, еще до начала списания матценностей предприятию необходимо регламентировать этот процесс (разработать внутренние положения и инструкции) и закрепить важные учетные аспекты в учетной политике.

Списание матценностей в процессе производства — естественный процесс. Невозможно изготовить изделие, не израсходовав те или иные материалы. При этом не имеет значения, какого вида конечная продукция изготавливается — списание сырья неизбежно. Его количество и виды зависят от сложности и состава конечного продукта.

Основная особенность данного процесса списания — регулярность. Сырье и материалы списывают на предприятии по отчетным периодам (ежедневно, подекадно, помесячно, поквартально). От своевременности списания сырья и материалов зависит достоверность учетной информации:

  • о себестоимости продукции (полуфабрикатов, незавершенного производства и др.);
  • об остатках запасов на складе на текущий (отчетный) момент времени.

Процесс списания матценностей на нужды производства организуется с учетом Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н.

В Методических указаниях по учету материалов (утв. приказом 119н) указано, что материалы отпускаются в производство:

  • в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы (задания) на основе установленных лимитов (пп. 92 и 99);
  • с оформлением первичного документа на отпуск (п. 97);
  • под отчет материально ответственного лица или подразделения (пп. 96 и 98).

Списание фактически израсходованных МПЗ с подотчета и отнесение их стоимости на затраты производства осуществляются на основании специального акта (материального отчета), в котором отражается информация:

  • о материале (наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию);
  • о заказе (изделии, продукции), для изготовления которого материал израсходован;
  • о ненормативных расходах материалов (перерасходе/экономии), их объемах и причинах возникновения;
  • иные сведения (например, количество изготовленной продукции, объемы выполненных работ и др.).

Таким образом, при списании материалов в производство речь идет о 2 основных документах-основаниях:

  • утвержденных нормативах, лимитах;
  • акте на списание материалов в производство.

С помощью нормативов контролируются объемы отпускаемых материалов, а в сравнении с ними в акте на списание выявляется перерасход или экономия МПЗ. На основании акта расходы отражаются на соответствующих счетах бухучета и формируют себестоимость готовой продукции (полуфабрикатов, незавершенного производства).

Списание матценностей в связи с невозможностью их дальнейшего использования может происходить:

  1. По причине появления дефектов, выявления брака, поломки, потери исходных качеств и свойств.
  2. В связи с истечением срока службы.
  3. По иным причинам (моральное устаревание, чрезмерные расходы по содержанию матценностей и др.).

Расскажем подробнее о каждой группе.

Процесс списания материальных ценностей в связи с невозможностью их дальнейшего использования сопровождается оформлением нескольких документов. Основной из них — акт на списание. До и после его появления может возникнуть необходимость в составлении ряда других документов, например:

  • служебной записки — она является первичным источником информации о необходимости списания объекта материальных ценностей (оформляется материально ответственным лицом или иным сотрудником предприятия, за кем объект закреплен);
  • дефектной ведомости — с ее помощью детализируются выявленные дефекты и определяется объем восстановительных работ или устанавливается факт невозможности ремонта (ее составление возлагается на специалистов компании с привлечением при необходимости независимых экспертов);
  • иных документов (акта на утилизацию объекта, акта на разборку и др.).

Таким образом, основанием для списания матценностей по причине невозможности их дальнейшего использования также является акт. Его оформление происходит специально созданной комиссией, и утверждается он руководителем предприятия.

Материальные ценности списывают по разным причинам: при отпуске в производство, при выявлении фактов невозможности их дальнейшего использования (порче, обнаружении дефектов и др.). Основанием для отражения в учете выбытия материальных ценностей служит акт на списание.

Как поставить металлическую стружку на учет

Да, металлическая стружка признается ломом. И это подтверждает ГОСТ лома черных металлов и статья 1 закона № 89-ФЗ, где указано, что к металлическому лому и отходам относятся:

  • продукция из черного и (или) цветного металла, либо из сплавов этих металлов, которая пришла в негодность либо потеряла свои потребительские качества;
  • отходы, которые образовались в результате изготовления изделий из черных и (либо) цветных металлов, а также из их сплавов;
  • и брак, который невозможно исправить и который появился в ходе производства изделий из указанных металлов и их сплавов.

Д счета 10 «Материалы» на субсчет «Возвратные отходы» К счета 20 «Основное производство» (счета 23 и т.д.) – отражено поступление стружки из производства на склад.

Вместо счета 10 можно воспользоваться счетом 16 – в зависимости от принятой учетной политики на предприятии.

Так выглядит приходный ордер М4

Операция по принятию стружки на учет оформляется:

  • либо формой М-4, которая 30 октября 1997 года утверждена Госкомстатом в Постановлении №71а. Данный приходный ордер используется для оформления поступления материалов, в том числе из переработки, т.е. при внутреннем перемещении материалов. Использование этого документа рекомендовано п.57 Методических указаний № 119н. Правда, в этих Указаниях лишь отмечено, что оформление передачи отходов на склад производится с помощью накладной на внутреннее перемещение — без ссылки на конкретную форму;
  • а значит, предприятие может само создать нужный ей для такой цели документ. Но для этого необходимо исполнить все требования к первичному документу, предъявляемые статьей 9 закона №402-ФЗ.

По какой стоимости приходовать стружку

Возвратные отходы для целей их бухгалтерского учета отражаются по одной из двух

видов оценок (на основании п.111 Методических указаний №119н):

  • по цене возможного применения лома;

Обе эти оценки основываются на ценах на металлолом, которые действуют на рынке на момент их принятия предприятием или предпринимателем на учет. Причем, оценку возможного использования металлолома, если его можно направить в собственное производство обратно, предприятие вправе сделать с занижением от текущей цены покупного сырья.

Таким образом, для оценки своих активов предприятию дается право на самостоятельное определение этого порядка. Причем, данный порядок должен быть утвержден в учетной политике (п.7 ПБУ 1/2008).

На стоимость, по которой принимается к учету стружка, уменьшается стоимость материалов, при обработке которых она была получена.

Как отражается в учете продажа металлолома

Прежде всего, стоит выяснить, какими документами оформляется такая операция:

  • в этом случае может быть использована форма №М 15 или накладная для отпуска материалов на сторону, которая утверждена Госкомстатом РФ в своем Постановлении №71а;
  • либо выписывается товарная накладная по форме ТОРГ-12. Этот документ также утвержден Госкомстатом в Постановлении 132;
  • либо форма документа на отпуск стружки разрабатывается предприятием самостоятельно на основании статьи 9 закона о бухучете №402-ФЗ.

Все эти документы разрешены п.120 Методических Указаний № 119н. И выбор одного из них должен быть закреплен учетной политикой.

Поскольку стружка может вывозиться не только ее покупателем, использующим свой транспорт, но и транспортом продавца, то дополнительно оформляется ТТН по форме №1-Т, которая дана в Постановлении Госкомстата РФ №78.

Как списать металлические изделия

Что касается отражения операции по продаже стружки в бухучете, то стоит отметить два очень важных факта:

  • согласно Положениям по бухучету №9/99 (абзац 6 пункта 7) и №10/99 (абзац 5 пункта 11) доходы и расходы, соответственно, возникающие в ходе реализации любых материалов (в том числе и стружки), относятся к прочим. При условии, конечно, что такого рода продажи не являются основной деятельностью предприятия;
  • сделка от продажи стружки может быть признана, только если доверенное лицо предприятия, которое сдает стружку пункту приема металлолома, получило приемосдаточный акт. Данный акт оформляется покупателем лома и имеет строго регламентированную форму, утвержденную Постановлением Правительства №369 или №370 (в зависимости от вида металла, который содержится в стружке).

Д сч.62 «Расчеты с покупателями» К 91 субсч.«Прочие доходы» — по цене фактической продажи на основании приемосдаточного акта, оформленного в пункте приема металлолома, отражен доход от продажи стружки;

 Д сч.91 субсч.«Прочие расходы» К сч.10 – списана оценка стружки, по которой она принята на учет предприятия.

А нужно ли делать в этом случае проводку по НДС

— у компании-продавца есть лицензия на продажу металлолома;

— компания-продавец реализует лом и отходы, полученные в процессе собственного производства.

Д 62 «Расчеты с покупателями и с заказчиками» К 91 — на цену продажи (без НДС),

Д 91 К 41 (К 10) – на фактическую стоимость металлолома.

Использование 91 счета в этом случае обозначает, что продажа металлолома не является основным видом деятельности компании;

списание материалов пошаговая инструкция

Д 62 К 90 «Продажи» — на цену продажи (без НДС),

Д 90 К 41 – на фактическую стоимость металлолома.

И в том, и в другом случае, НДС не выделяется и не отражается.

— потеряли потребительские качества;

— или пришли в непригодность;

— или составляют отходы, полученные в процессе производства продукции из цветного или черного металла;

— либо являются браком, полученным при производстве и не подлежащим исправлению.

Если только лом или отходы не отвечают одной из характеристик, то их реализация облагается НДС!

К91 Д68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму НДС;

Д90 К68 – на величину налога.

Но учет реализации металлолома состоит не только из правильно оформленных проводок: не стоит забывать и про документы, какие необходимо составить, чтобы на их основании отразить все учетные операции.

Нужна ли лицензия на продажу стружки И платится ли НДС с таких операций

Продажа собственной стружки, которая появилась в ходе обработки деталей, не требует лицензии, необходимой для работы с ломом металлов. Об этом говорит п.1 Правительственного Постановления №1287.

Кроме того, несмотря на то, что лицензия для продажи своей металлической  стружки предприятию или предпринимателю не нужна, на данную операцию распространяется освобождение от налога НДС. Это подтверждают положения статьи 149 (пп.25 п.2). Более того, п.6 этой же статьи, привязывающий освобождение операции от НДС к наличию разрешения на ведение деятельности, не касается операций по реализации лома металлов, полученного в ходе производства.