Сроки подачи жалобы в фас

Порядок подачи заявления

На первый взгляд кажется, что инициатор жалобы-заявитель контролирует ситуацию и свободно распоряжается временем. Однако включаясь в процедуры, имеющие законом установленные временные рамки (аукционы, торги, закупки), все испытывают некоторые ограничения.

1) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов;

в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, со дня такого размещения, за исключением изъятий, предусмотренных Федеральным законом “О защите конкуренции”;

2) в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов;

в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, со дня такого размещения;

3) обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

1) обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений;

в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом – с даты подписания соответствующего протокола;

2) жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок;

при этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений;

3) обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия);

4) обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта.

Чем грозит пропуск сроков для подачи жалобы в ФАС{q}

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Рассмотрение жалобы в ФАС по существу – предметное разбирательство по сути вашего обращения в антимонопольный орган в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом ФАС по рассмотрению жалоб.

Рассмотрение жалобы осуществляется на заседании Комиссии ФАС.

Рассмотрение жалобы Комиссией ФАС осуществляется в присутствии:

  • заявителя,
  • лиц, чьи действия (бездействие) обжалуются:

                          – заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации,

                          – комиссии по осуществлению закупок, ее членов,

                          – должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего,

                          – оператора электронной площадки,

  • заинтересованных лиц
  • иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии;
  • К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы).

Сроки подачи жалобы в фас

При этом для принятия объективного решения по жалобе антимонопольный орган вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы.

Лица, чьи действия (бездействие) обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы в ФАС по существу:

  • документацию о закупке,
  • заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя),
  • протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе,
  • аудио-, видеозаписи
  • и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Оператор электронной площадки обязан представить в Комиссию ФАС:

  • документы, составленные в ходе проведения аукциона в электронной форме,
  • сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, за исключением сведений об участниках закупки, конфиденциальность которых оператор электронной площадки обязан обеспечивать в соответствии с Законом о контрактной системе.

Заинтересованные лица вправе давать свои пояснения по жалобе в устной и (или) письменной форме.

Контрольный орган рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы. Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы вне зависимости от явки сторон.

При этом первым днем считается день, следующий за днем поступления жалобы в контрольный орган. В случае если жалоба передана в контрольный орган для рассмотрения по подведомственности, днем поступления жалобы считается день поступления жалобы в контрольный орган, в который такая жалоба была подана участником закупки первоначально.

По ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии ФАС может быть объявлен перерыв.

При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.

Обращение может быть передано в уполномоченную инстанцию одним из перечисленных ниже способов:

  1. в электронной форме через официальный интернет-портал;
  2. через отправку заказного письма с уведомлением о вручении и описью вложений по почте;
  3. при личном визите в ведомство.

При передаче заявления в ФАС 44 ФЗ будет основополагающим документом, определяющим требования к проведению закупок. Важно соблюсти не только сроки передачи жалобы, но и верно выбрать подразделение службы. Следует выбирать в качестве адресата территориальное подразделение ведомства. В ответ на заявку вы получите уведомление о приеме бумаг к рассмотрению.

В ФАС закупки и прочие вопросы рассматривают по стандартному алгоритму. Жалобу можно подать в течение десяти дней с момента внесения итогового протокола о торгах в ЕИС. В течение двух рабочих дней заявление регистрируют, а все участники конфликтной ситуации получают официальные уведомления о поступлении обращения, его сути, времени и месте рассмотрения.

Законодательные нормы обязывают представителей ведомства завершить рассмотрение вопроса по существу в течение пяти рабочих дней. В течение трех дней с момента вынесения окончательного решения все участники конфликта получат соответствующие уведомления с обоснованным ответом.

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:

а) в ЕИС:

  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу{q} Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе{q} Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги{q}

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Как написать жалобу в ФАС

Составление жалобы в ФАС – процесс, энергозатратность которого для вас будет зависеть от знания положений действующего гражданского и антимонопольного законодательства, вашей способности лаконично, но аргументированно изложить свою позицию и приобщить материалы, подтверждающие то, что излагается в жалобе.

Жалобы в ФАС России подаются на русском языке.

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

А после этого – 2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подающего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

После указания адресата обязательно должно идти 3. название вашего документа, отражающее его суть, “Жалоба на … (выберите один из вариантов: действия заказчика, аукционную документацию, недобросовестную конкуренцию и т.д.)”.

Затем – 4. суть вашего обращения, а именно указание на ваш статус в тех или иных правоотношениях в сфере:

  • антимонопольного регулирования,
  • тарифного регулирования,
  • контроля госзакупок,
  • контроля рекламы,
  • контроля в сфере торговли

указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

Сроки подачи жалобы в фас

указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);

указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

Обязательно указывайте в тексте жалобы, в чем именно выразилось бездействие или неправомерное действие вашего контрагента, должностного лица органа государственной власти, иного участника правоотношений, затрагивающих ваши интересы.

Кроме этого, считайте неотъемлемой частью своей жалобы приложение к ней обосновывающих документов и материалов, которые могут быть документами, фотографиями, видеозаписями.

В конце жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Дополнение жалобы в ФАС

Уже после подачи вами жалобы в ФАС России может возникнуть необходимость ее дополнения. Вновь открывшиеся обстоятельства могут быть как незначительными, так и весомыми аргументами, свидетельствующими в вашу пользу и подтверждающими нарушение вашего права. Вы можете дополнить свою ранее поданную жалобу в ФАС какими-либо сведениями или материалами, ставшими вам известными или появившимися у вас уже после регистрации вашей жалобы антимонопольным органом.

После регистрации вашей жалобы ей будет присвоен уникальный номер, и используя его вы можете направить дополнение к жалобе ФАС. Сделать это можно также лично или через представителя.

В случае возникновения такой ситуации лучше не откладывать момент дополнения жалобы, чтобы это уточнение повлияло на исход рассмотрения жалобы должностными лицами или комиссией ФАС в вашу пользу.

Возражение на жалобу ФАС

Сроки подачи жалобы в фас

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган наряду с дополнением возражение на жалобу в ФАС.

Возражение – по своей сути, альтернативный взгляд на ситуацию со стороны того, чьи действия (бездействие) обжалуются с соответствующими контраргументами и контрдоказательствами.

Вместе с тем возражение на жалобу ФАС как и сама жалоба в ФАС должно содержать вышеуказанные сведения:

  • наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
  • наименование (ФИО), сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
  • указание на обжалуемые торги (закупку), если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;
  • и также перечень прилагаемых к возражению на жалобу в ФАС документов.

ВАЖНО! Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Как подать жалобу в ФАС

Федеральная антимонопольная служба занимается:

  • надзором за сохранением здоровой конкуренции на современном рынке и пресечением правонарушений, связанных с использованием методов недобросовестного ведения конкурентной борьбы и монополизацией в любой сфере деятельности;
  • контролем над исполнением законодательных требований в отношении естественных монополий;
  • контролем над соблюдением законодательных норм в сфере гос.закупок для нужд муниципальных и федеральных структур;
  • регулированием в рекламной сфере;
  • разрешением прочих вопросов в антимонопольной сфере.

Согласно актуальным законодательным нормам, жалоба в ФАС может быть принята также от частного или юридического лица и рассмотрена соответствующим образом. Уполномоченные сотрудники рассмотрят вопрос по существу, проведут расследование и вынесут свой вердикт. Если факт нарушения законодательных требований будет установлен, то правонарушитель получит предписание на устранение своих ошибок. Все решения, принятые уполномоченными представителями ФАС, подлежат публикации в открытом доступе.

Подача жалобы становится основанием для полной проверки всей процедуры закупки. Довольно часто контролирующая инстанция признает жалобы необоснованными, но и эта ситуация оборачивается для заказчика серьезными неприятностями. АС может выявить в ходе проверки иные нарушения и инкриминировать их участнику аукциона.

Процедура подачи и рассмотрения жалобы в ФАС

Профессиональные юристы не рекомендуют своим клиентам при возникновении малейшего недопонимания с партнером писать заявление в ФАС. Этот инструмент следует использовать, если вы не сомневаетесь в собственной правоте. Довольно распространены ситуации, когда заказчик направляет обращение, не имея представления о законодательных нормах и тонкостях.

Подача жалобы в контролирующую инстанцию возможна, если заявитель:

  • имеет основания сомневаться в добросовестности проведения аукциона/торгов с участием муниципального или государственного заказчика;
  • выиграл тендер на поставку товара, а заказчик отказывается принимать партию;
  • считает, что государство или муниципальный орган продвигают интересы одного из участников тендера/аукциона в ущерб другим компаниям;
  • имеет основания полагать, что определенная организация нарушила законодательство в сфере участия в конкурентной борьбе;
  • выявил факт сокрытия заказчиком существенных условий проведения торгов/аукциона в части количества и характеристик товара, их стоимости и комплектации

Рассмотрением жалоб в соответствии с положениями федерального антимонопольного законодательства занимаются антимонопольные органы, к которым относятся федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (см. статью 4 ФЗ “О защите конкуренции”).

Территориальные органы ФАС есть в каждом субъекте Российской Федерации. Узнать адрес органа ФАС в своем регионе для подачи жалобы вы можете по ССЫЛКЕ.

Будучи расположенными на территории одного с вами региона и осуществляя свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, именно у территориальных органов ФАС больше инструментов для предметного рассмотрения вашей жалобы.

Разграничение подведомственности между ФАС России и ее территориальными органами происходит следующим образом:

  • на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для федеральных нужд государственным органом (в том числе органом государственной власти), Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос”, органом управления государственным внебюджетным фондом;
  • на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при применении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  • на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в отношении закупок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

При этом ФАС России вправе рассматривать любую жалобу, поданную в территориальный орган.

на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, расположенных на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа, в отношении закупок:

  • для обеспечения федеральных нужд территориальными органами государственного органа Российской Федерации (в том числе органом государственной власти), органа управления государственными внебюджетными фондами либо государственным казенным учреждением;
  • для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
  • для обеспечения муниципальных нужд;
  • осуществляемых бюджетным учреждением;
  • осуществляемых автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие контроль в сфере закупок.

Дополнительная подведомственность рассмотрения жалоб может определяться приказами ФАС России.

В случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего при осуществлении закупки путем проведения совместных конкурсов или аукционов, заказчики которых находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом, по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.

Такой территориальный орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы информирует все территориальные органы, на территории которых находятся заказчики таких конкурсов или аукционов, о принятии жалобы к рассмотрению.

Ответ на этот вопрос достаточно многоаспектный.

Жалоба в ФАС на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, подается участником закупки, общественным объединением или объединением юридических лиц в письменной форме в антимонопольный орган.

Если под “как” имеется в виду способ подачи жалобы в ФАС, то жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством:

  • почтовой или факсимильной связи,
  • электронной почты
  • либо иным способом (почтовым отправление, с нарочным).

Если в вопрос “как” вкладывался вопрос “кто подает жалобу“, то имейте в виду, что жалобу в ФАС можно подать как лично, так и через представителя. В последнем случае ему потребуется нотариальная доверенность от вас (от юридического лица или объединения юридических лиц).

ФАС регистрация жалоб

По сути своей регистрация жалобы в ФАС  – это формальный этап, который даже не может быть отнесен к принятию вашего обращения для рассмотрения, фактически это проставление сотрудником, ответственным за делопроизводство в антимонопольном органе, входящего номера на вашей жалобе и присвоение ей уникального номера для внесения в реестр.

Вместе с тем нельзя недооценивать эту “формальность”, так как она непосредственным образом влияет на течение сроков рассмотрения жалобы в ФАС, а именно:

  • датой поступления жалобы в ФАС является дата ее регистрации антимонопольным органом;
  • регистрация является основанием для начала административных процедур в виде:

– определения подведомственности жалобы;

– проверки жалобы на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом;

– размещение в информационной системе информации о поступлении жалобы и текста жалобы.

  • жалобы, поступившие в антимонопольный орган в электронном виде,также регистрируются и таким образом “закрепляются” за конкретным территориальным органом для рассмотрения;
  • нарушение срока регистрации жалобы в ФАС в соответствии с инструкцией по делопроизводству может стать предметом досудебного обжалования действий (бездействия) антимонопольного органа;
  • отсчет срока рассмотрения жалобы начинается со дня регистрации жалобы в ФАС.

Отзыв жалобы в ФАС

Федеральное законодательство предусматривает возможность отзыва жалобы, направленной заявителем, если он лично изъявил такое желание. Для отзыва заявления предоставляется пятидневный срок с момента передачи жалобы в уполномоченную инстанцию на рассмотрение.

Обращение в ФАС об отзыве жалобы можно направить почтовым письмом, через электронный сервис на официальном портале ведомства и при личном визите в территориальное представительство ФАС.

После отзыва заявления участники антимонопольной комиссии в течение трех рабочих дней направляют соответствующие уведомления участникам процесса и публикуют сведения в открытом доступе на официальном интернет-портале ФАС. Если претензия затрагивала вопросы нарушения законодательных норм, от уполномоченные сотрудники ведомства осуществляют внеплановую проверку.

Образцы заявлений для передачи в ФАС можно обнаружить на официальной странице инстанции. Текст можно вписать от руки или машинописным способом.

Непредсказуемость современного мира уже мало чем может удивить, и в ходе рассмотрения жалобы ваши взаимоотношения с организатором торгов (закупок), аукционной комиссией также могут кардинально поменяться и вы решите сменить гнев на милость. или просто передумали, или процесс слишком затянулся. И такая возможность прямо предусмотрена порядком подачи жалобы в ФАС, изложенным в ФЗ “О защите прав потребителей” (см. часть 24 статьи 18.1).

Заявитель вправе отозвать жалобу в ФАС до принятия решения по существу жалобы.

При этом заявитель, отозвавший поданную им жалобу, уже не вправе подать повторно жалобу на те же акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы антимонопольный орган направляет всем заинтересованным лицам (в отношении которых подавалась жалоба) информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.

Проверка жалобы ФАС

Проверка жалобы в ФАС сотрудниками антимонопольного органа представляет собой предварительное рассмотрение жалобы на предмет ее соответствия (содержания) требованиям федерального законодательства, соблюдение которых необходимо для предметного рассмотрения жалобы.

Выявление по результатам проверки жалобы ФАС следующих нарушений:

  • жалоба не соответствует требованиям, предъявляемым к ее содержанию (см. как подготовить жалобу в ФАС);
  • жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами (например, вы забыли приложить к жалобе доверенность на представителя, подписавшего жалобу) ;
  • жалоба подана по истечении сроков;
  • по жалобе на те же действия (бездействие) уже принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок

повлечет возвращение жалобы в ФАС заявителю.

Отклонение жалобы ФАС

Отклонение жалобы ФАС как таковое решение антимонопольного органа не предусмотрено Регламентом рассмотрения жалоб. Вместе с тем, выше описана процедура предварительного рассмотрения жалобы в ФАС и возвращения ее заявителю.

Оформляется такое возвращение мотивированным отказом в рассмотрении жалобы в ФАС с обязательным указанием на причины такого отказа и возможность повторной подачи жалобы в ФАС после устранения названных недостатков жалобы. Письменный отказ в рассмотрении жалобы ФАС как вариант отклонения жалобы направляется заявителю.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Кроме этого вариантом отклонения жалобы ФАС может быть признание ее необоснованной. однако это возможно лишь по результатам рассмотрения жалобы комиссией ФАС.

ФАС отслеживание жалоб

В современном ритме жизни, очень важно не терять время на незначительные вещи. Так, например, вам может оказаться весьма энергозатратно лично поехать даже в территориальный орган ФАС просто, чтобы узнать принята ли ваша жалоба к рассмотрению.

В этой связи в целях экономии вашего времени и человеческих ресурсов антимонопольной службы на официальном сайте ФАС создана уже упоминавшаяся нами единая информационная система и есть специальный раздел “РЕЕСТР ЖАЛОБ ФАС”

Здесь вы сможете отслеживать жалобу в ФАС по номеру, который был присвоен вашей жалобе и указан в уведомлении о поступлении жалобы, о месте, дате и времени рассмотрения жалобы. Кроме этого по вашей жалобе будет отображаться ее статус и результаты рассмотрения.

Заседания ФАС по жалобе

– открывает заседание Комиссии и объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению;

– разъясняет представителям сторон, заинтересованным лицам их права и обязанности;

– устанавливает и разъясняет порядок рассмотрения жалобы, уведомляет о том, что при рассмотрении жалобы ведется аудиозапись заседания и проводится внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого рассматривается жалоба;

– руководит рассмотрением жалобы, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств сторон, заинтересованных лиц;

– принимает меры по обеспечению установленного порядка рассмотрения жалобы.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии ФАС.

Заседание ФАС по жалобе может быть закрытым. Допускается рассмотрение жалобы Комиссией ФАС на закрытом заседании в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Ответ на жалобу в ФАС

Результатом рассмотрения жалоб в ФАС будет принятие решения антимонопольного органа по жалобе. Надлежащим образом оформленное решение и будет ответом на жалобу в ФАС.

Ответ на жалобу в ФАС должен состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения должна содержать:

  • наименование органа, принявшего решение,
  • состав Комиссии ФАС, рассматривавшей жалобу,
  • номер решения,
  • дату и место принятия решения,
  • наименование сторон, заинтересованных и привлеченных лиц,
  • ФИО присутствующих на заседании представителей сторон, заинтересованных и привлеченных лиц,
  • указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

Описательная часть решения должна содержать краткое изложение доводов жалобы и возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательств и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения должны быть указаны:

  • обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы, на которых основываются выводы Комиссии ФАС;
  • оценка доводов, содержащихся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого рассматривается жалоба;
  • нормы законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссией ФАС принято решение;
  • информация о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, признаков состава административного правонарушения и иных нормативных правовых актов;
  • иные сведения.

Резолютивная часть решения должна содержать:

  • выводы Комиссии ФАС о признании жалобы обоснованной (обоснованной в части установленных нарушений, указанных в жалобе) или необоснованной;
  • выводы Комиссии о наличии в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки;
  • выводы Комиссии о необходимости передачи материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, дела об административном правонарушении;
  • сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или совершении иных действий;
  • другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы, органы контроля в сфере закупок и т.д.

Необоснованные жалобы в ФАС

В случае, если установлены не все, указанные в жалобе нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, жалоба признается необоснованной в части установленных нарушений, указанных в жалобе.

Если ваша жалоба в ФАС признана необоснованной, не спешите отказываться от своего намерения восстановить свои нарушенные права. Вероятнее всего есть возможность дополнить жалобу в ФАС таким образом, что указанное нарушение станет подтвержденным. Попробуйте обратиться за квалифицированной юридической помощью, чтобы юрист помог вам с составлением жалобы или подсказал, какие обосновывающие материалы могут быть приложены именно к вашей жалобе.

Повторная жалоба в ФАС

В зависимости от конкретной ситуации у вас может быть несколько поводов написать повторную жалобу в ФАС:

  • если в ходе предварительного рассмотрения выяснилось отсутствие в жалобе обязательных элементов (например, указания на закупку, обжалуемые торги (другое правоотношение, подпадающее под компетенцию ФАС) оператора электронной площадки, если ваши права были нарушены в ходе электронного аукциона и т.д.);
  • если по результатам рассмотрения жалобы в ФАС по существу она была признана необоснованной;
  • если ранее вы отозвали жалобу в ФАС.

https://www.youtube.com/watch?v=By35eLOefoM

И если в первых двух случаях вы легко можете уточнить текст жалобы или поработать над поиском обосновывающей документации и дополнить жалобу в ФАС, то в последнем случае вы уже не вправе подать повторно жалобу на те же акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector