Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

65 Обратная сила закона: понятие, приделы применения

(ст. 60). Из общего правила, установленного ст.

65 Обратная сила: понятие.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

приделы применения Обратная сила закона(англ. reverse force of law) — распространение действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. По общему правилу, закон обратной силы не имеет, но в ряде случаев допускается придание обратной силы.

В российском праве правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще в законодательстве Екатерины II и с тех пор последовательно проводилось в жизнь.

Статья 10 УК РФ

Если закон устанавливает или отягчает ответственность, обратной силы он не имеет.

Ни на одно лицо не может налагаться санкция за деяние, непризнаваемое правонарушением в момент совершения. Если после события смягчена или устранена ответственность за неправомерное действие, применению подлежит новый закон.

Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Примеры практики — судебные решения и приговоры по статье 10 УК РФ: Решение по делу 2а-756/2019 М-835/2019 (18.11.2019, Сосновский районный суд (Тамбовская область)) Решение по делу 4/1-556/2019 (17.11.2019, Сосновский районный суд (Тамбовская область)) Решение по делу 22-3614/2019 (17.11.2019, Омский областной суд (Омская область)) Решение по делу 22-1547/2019 (17.11.

2019, Липецкий областной суд (Липецкая область)) Решение по делу 4/17-89/2019 (17.11.2019, Бежецкий городской суд (Тверская область)) Решение по делу 4/1-511/2019 (17.11.2019, Сосновский районный суд (Тамбовская область)) Решение по делу 2а-745/2019 М-811/2019 (17.11.2019, Сосновский районный суд (Тамбовская область)) Решение по делу 4/13-203/2019 (17.11.

2019, Борисоглебский городской суд (Воронежская область)) Решение по делу 4/14-296/2019 (16.11.2019, Рассказовский районный суд (Тамбовская область)) Решение по делу 4/13-1033/2019 (16.11.2019, Верхнекамский районный суд (Кировская область)) Решение по делу 4/13-1032/2019 (16.11.2019, Верхнекамский районный суд (Кировская область)) Решение по делу 4/13-1034/2019 (16.11.

2019, Верхнекамский районный суд (Кировская область)) Решение по делу 4/13-20/2019 (16.11.2019, Бежецкий городской суд (Тверская область)) Решение по делу 4/17-85/2019 (16.11.2019, Бежецкий городской суд (Тверская область)) Решение по делу 4/13-311/2019 (16.11.2019, Южский районный суд (Ивановская область)) Решение по делу 4/1-515/2019 (16.11.

2019, Сосновский районный суд (Тамбовская область)) Решение по делу 22-2039/2019 (16.11.2019, Орловский областной суд (Орловская область)) Решение по делу 22-7235/2019 (16.11.2019, Новосибирский областной суд (Новосибирская область)) Решение по делу 4/13-312/2019 (16.11.2019, Южский районный суд (Ивановская область)) Решение по делу 4/13-202/2019 (16.11.

Пояснения

Нормы об обратной силе уголовного закона
базируются на положениях 2 пункта 11 статьи Всеобщей декларации от 1948 г., ст. 7 Конвенции от 1950 г., п. 1 ст. 35 Декларации от 1991 г. Их конституционно-правовое толкование содержится в некоторых решениях КС, которые обладают общеобязательным характером на всей территории России.

Принцип сформулирован как императивный. Он адресуется, в первую очередь, государству, от имени которого действуют различные органы и структуры, в том числе суды, призванные обеспечивать реализацию гарантий, закрепленных в Конституции.

Евразийский юридический портал

Отмечается схожесть подходов в правовом регулировании и его реализации в судебной практике. Конкретное содержание этого конституционного принципа нашло отражение во всех уголовных кодексах. Обратная сила уголовного закона распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Евразийский юридический портал Обратная сила уголовного в странах постсоветского пространства

ПРАВО СТРАН СНГ Габдрахманов Ф.В.

В статье на основе анализа международного и законодательства, судебной практики раскрыты особенности применения принципа действия обратной силы уголовного в странах постсоветского пространства.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Принципы действия российского законодательства во времени Временем совершения преступления согласно ч. 2 ст. 9 УК признается время осуществления общественно опасного действия или бездействия независимо от времени наступления последствия. Собственно же преступность и наказуемость деяния согласно ч.

1 ст. 9 УК определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния, выразившегося в активной или пассивной форме преступного поведения человека.

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

Так, если преступление было совершено в 1996 г.

§ 5. Действие уголовного во времени Проблема действия уголовного закона во времени имеет не­сколько аспектов: вступление в силу, утрата своей юридической силы, типы действия закона во времени, время совершения преступления, обратная сила.

Вступление уголовного закона в силу регулируется Федераль­ным законом

. Подробно порядок принятия законов был рассмотрен выше.

Статья 3.

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

Законодательство Украины об уголовной ответственности. 1. Законодательство Украины об уголовной ответственности Составляет кодекс Украины, который основывается на Конституции Украины и общепризнанных принципах и нормах международного права. 2.

Статья 10. Обратная сила уголовного 1.

Уголовный, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

Уголовный — это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый высшими органами государственной власти РФ либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых образует уголовное право. Уголовный основывается на Конституции (Основном Законе) Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовный закон также имеет обратную силу в тех случаях, когда он другим образом улучшает положение лица. Группа уголовно-правовых норм, изменения в которых потенциально способны “иным образом” улучшить положение совершившего преступление лица детерминируется в первую очередь положениями Общей части Уголовного кодекса РФ.

1) смягчает режим отбывания лишения свободы;

Например, обратную силу имеют положения п. б) и в) ст.58 Уголовного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ. Согласно данным нормам женщина при наличии рецидива не направляется для отбывания лишения свободы в исправительную колонию строгого режима.

2) заменяет на более благоприятные для осуждаемого лица основания условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и основания для их отмены;

3) уменьшает сроки давности привлечения к уголовной ответственности и давности исполнения обвинительного приговора;

4) увеличивает основания для применения освобождения от уголовной ответственности и наказания и предусматривает новые виды оснований для такого освобождения;

5) изменяет в более благоприятную сторону для осужденного основания условно-досрочного освобождения от наказания или замены наказания более мягким;

6) сокращает сроки погашения судимости.

Несмотря на первоначальную легкость восприятия перечисленных признаков (условий), в применении положений об обратной силе уголовного закона улучшающего положение лица возникает ряд сложностей.

Например, сложности возникают тогда, когда новый уголовный закон усиливает наказание в одном из пределов и смягчает наказание в другом. Споры о том, какой в таких случаях закон следует признать более мягким, продолжаются не один год.

Некоторые зарубежные ученые еще в ХIХ в. предлагали в аналогичных случаях дать возможность самому подсудимому выбрать более благоприятное для него наказание, установленное новым либо старым законом. Описанным способом решались вопросы о применении нового или старого уголовного закона в нескольких зарубежных странах.

Ключевые характеристики принципа

В рамках научно-практического толкования обратной силы уголовного закона
можно выделить ряд признаков этого принципа. Это правовое явление:

  • Имеет международно-правовые и конституционные основы уровня гарантированности свобод и прав человека и гражданина, формирующие базис юридического статуса личности, ограничение которого недопустимо.
  • Связано со всеми принципами судопроизводства, в особенности равенства субъектов перед законом и справедливости. Оно относится к Особенной и Общей частям УК, переходным положениям, регламентирующим порядок введения законов в действие. Проблема обратной силы закона в уголовном праве
    пронизывает почти все его институты и нормы: от снятия и погашения судимости до криминализации.

Принцип, закрепленный 10 статьей УК, применяется в соответствующих уголовно-процессуальных формах на всех этапах судопроизводства вне зависимости от волеизъявлений и ходатайств заявителя. Вместе с тем, порядок действия закона во времени корреспондирует с положениями о действии иных отраслевых правовых актов, в том числе с принятием во внимание бланкетности (отсылочного характера) некоторых норм УК.

Уголовный кодекс российской федерации

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 июня 1996 года (в ред. Федеральных от 27.05.1998 N 77-ФЗ, от 25.06.1998 N 92-ФЗ, от 09.02.1999 N 24-ФЗ, от 09.02.1999 N 26-ФЗ, от 15.03.1999 N 48-ФЗ, от 18.03.1999 N 50-ФЗ, от 09.07.1999 N 156-ФЗ, от 09.07.1999 N 157-ФЗ, от 09.07.1999 N 158-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ,

от 09.07.1999 N 158-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 19.06.2001 N 83-ФЗ, от 19.06.2001 N 84-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 17.11.2001 N 144-ФЗ, от 17.11.2001 N 145-ФЗ, от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 04.03.2002 N 23-ФЗ от 14.03.2002 N 29-ФЗ, от 07.05.2002 N 48-ФЗ, от 07.05.2002 N 50-ФЗ, от 25.06.

2002 N 72-ФЗ, от 24.07.2002 N 103-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 11.03.2003 N 30-ФЗ, от 08.04.2003 N 45-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 04.07.2003 N 98-ФЗ от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 21.07.2004 N 74-ФЗ, от 26.07.

2004 N 78-ФЗ, от 28.12.2004 N 175-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 19.12.2005 N 161-ФЗ, от 05.01.2006 N 11-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 30.12.2006 N 283-ФЗ, от 09.04.2007 N 42-ФЗ, от 09.04.2007 N 46-ФЗ, от 10.05.2007 N 70-ФЗ, от 24.07.2007 N 203-ФЗ, от 24.07.

2007 N 211-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 04.11.2007 N 252-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ, от 14.02.2008 N 11-ФЗ, от 08.04.2008 N 43-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 25.11.2008 N 218-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 30.12.

2008 N 321-ФЗ, от 13.02.2009 N 20-ФЗ, от 28.04.2009 N 66-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 29.06.2009 N 141-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ, от 27.07.2009 N 215-ФЗ, от 29.07.2009 N 216-ФЗ, от 30.10.2009 N 241-ФЗ, от 03.11.2009 N 245-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ, от 17.12.2009 N 324-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 29.12.

2009 N 383-ФЗ, от 21.02.2010 N 16-ФЗ, от 29.03.2010 N 33-ФЗ, от 05.04.2010 N 48-ФЗ, от 07.04.2010 N 60-ФЗ, от 06.05.2010 N 81-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 19.05.2010 N 92-ФЗ, от 17.06.2010 N 120-ФЗ, от 01.07.2010 N 147-ФЗ, от 22.07.2010 N 155-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 27.07.

Законы Украины об уголовной ответственности, принятые после вступления в силу настоящего Кодекса, включаются в него после вступления их в силу. 3. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

4. Применение закона об уголовной ответственности по аналогии запрещено. 5. Законы Украины об уголовной ответственности должны соответствовать положениям, содержащимся в действующих международных договорах, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Статья 4.

Уголовный закон основывается на Конституции (Основном Законе) Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Он является орудием осуществления уголовной политики, выполняет охранительную, предупредительную и воспитательную роль. Уголовный закон является главным (но не единственным) источником уголовного права. История отечественного уголовного законодательства связана с историй Российского государства.

Особенности регулирования

Положения, предусматривающие обратную силу уголовного закона
, политически и исторически изменчивы. В отечественной практике этот вопрос решался разными способами в разные исторические этапы.

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

Подход, отличный от современного, в частности, использовался в УК РСФСР, а также Модельном УК для государств-членов СНГ, переходных положениях Кодекса от 1996 г. Соответственно, к примеру, новые ФЗ № 18 и № 14 от 2012 г., усиливавшие ответственность за посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних и преступления в сфере оборота наркотических веществ, не могут иметь обратной силы. Это предписание является императивным в конституционном и международно-правовом смысле.

Адвокат Макаров и партнёры

23 ноября предлагается обозначить крайней датой внесения в Псковское областное Собрание бюджета региона и бюджета территориального Фонда обязательного медицинского страхования на 2019-й год и плановый период 2019-го и 2019-го годов. Следственный комитет России возбудил уголовное дело о неуплате IKEA налогов на сумму более 32 миллиардов рублей, но прокуратура признала его незаконным и отменила, пишет в четверг газета «Коммерсант».

Пределы действия уголовного закона

Многие эксперты, анализирующие примеры обратной силы уголовного закона, применение положений 10 статьи УК относят к проблеме усмотрения. Она связана с соотношением дискреционного и императивного элементов решения суда, выделением факторов, сужающих или, напротив, расширяющих сферу выбора.

Уголовно-правовая основа границ усмотрения формирует порядка 100 ограничений, закрепленных и в Особенной, и в Общей части. Кроме этого, существуют судопроизводственные и другие ограничители.

Усмотрение считается необходимым элементом любой судебной системы. Оно признается безальтернативной императивной функцией инстанций, основанной на рекомендательных и обязательных отечественных и международных нормах, законах мышления.

Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.

Действие
НПА в пространстве.

Действие
НПА ограничено территорией конкретного
государства. Это называется юрисдикцией.

Под
территорией государства
понимают
всю сушу в его границах, территориальные
воды (12 морских миль от берега), воздушное
пространство (до окончания слоев
атмосферы), недра (до бесконечности),
морские и воздушные суда под флагом
данного государства, здания посольств
и дипломатических миссий.

Принцип
экстерриториальности предусматривает
неприкосновенность посольств и
представительств другого государства.
(лекция Сорокина).

Действие
нормативных актов в пространстве суть
территориальные ограничения их действия,
когда нормативный акт применяется на
той территории, на которую распространяется
суверенитет государства или компетенция
соответствующих органов. Поэтому акты
федеральных органов распространяются
на всю территорию Российской Федерации,
акты субъектов Федерации – на территории
этих государственных образований, акты
муниципальных органов – на территории
соответствующих административных
единиц.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

К
территории, ограниченной границами
государства, относятся: суша, в том числе
недра и континентальный шельф,
территориальные воды (12 морских миль),
воздушное пространство.

К
государственной территории приравниваются
морские, речные и воздушные суда,
находящиеся под флагом государства. По
правилам международного права военные
суда приравниваются к территории
государства без исключений, а гражданские
морские и воздушные суда – в водах и
воздушном пространстве своего государства,
открытом море и воздушном пространстве.

Принцип
экстерриториальности
.
Это юридическая фикция, согласно которой
определенные части территории государства
(здания иностранных посольств, миссий
или их средства транспорта), а также
дипломатические представители иностранных
государств признаются не находящимися
на территории государства, где они
реально пребывают, а юридически считаются
находящимися на территории того
государства, чье посольство помещается
в данном здании или чьими представителями
они являются.

На началах взаимности
территории посольств в иностранных
государствах считаются территориями
соответствующих государств. Какие бы
то ни было посягательства на здание
посольства приравниваются к посягательствам
на территорию государства и рассматриваются
как факт нарушения международного
права.

Действие
НПА по кругу лиц.

НПА
конкретного государства действуют не
только в отношении граждан этого
государства, но и в отношении граждан
иностранных государств, лиц без
гражданства, пребывающих на территории
России. (лекция Сорокина).

Действие
нормативно-правовых актов по кругу лиц
обусловлено следующим обстоятельством:
все граждане, лица без гражданства,
иностранцы и юридические лица, находящиеся
на территории государства, подпадают
под сферу действия законодательства
государства, в котором они пребывают.
(учебник
Корельский, Перевалов).

Иностранные граждане и лица без
гражданства не могут быть субъектами
ряда правоотношений (например: быть
судьями, состоять на службе в вооруженных
силах РФ);

Иностранные граждане, наделенные
дипломатическим иммунитетом и пользующиеся
правом экстерриториальности, не несут
уголовной и административной
ответственности по российскому
законодательству;

Некоторые НПА РФ распространяют свое
действие и на тех граждан России, которые
находятся за её пределами (например
закон о гражданстве, УК РФ).

Простая
обратная сила
– это распространение
нового, более мягкого уголовного закона
на те преступления, по которым приговор
суда еще не вступил в законную силу.
Если при этом деяние декриминализируется,
то возбужденные уголовные дела подлежат
прекращению.

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

Ревизионная
обратная сила
– это распространение
действия нового, более мягкого уголовного
закона на те преступления, по которым
приговор суда уже вступил в законную
силу.

Вопрос
33. Правотворчество: понятие, виды, стадии.
Принципы правотворчества
Правотворчество
– процесс принятия, изменения и отмены
правовых норм, осуществляемый
уполномоченными субъектами в рамках
определенной законом процедуры.

Протасов
считает, что государство не творит
право. Процесс правообразования идет
в недрах социального организма и
государство, по существу, должно лишь
надлежащим образом оформлять те правовые
потребности которые уже сложились в
обществе. Поэтому стадию правотврчества
рассматривают как завершающую стадию
правообразования.

Виды
правотворчества:

    законотворческий
    процесс – это издание, изменение и
    отмена законодательных актов.

    указотворчество
    – Президентом РФ.

    делегированное
    правотворчество – это оправдываемая
    чрезвычайными ситуациями передача
    законодательных полномочий Парламента
    органам исполнительной власти на
    короткий период времени.

    ведомственное
    правотворчество (МВД, Минобороны и др.
    фед. министерства и ведомства) – это
    упрощенный режим издания приказов и
    инструкций, осуществляемый на
    единоначальном принципе после
    консультаций с аппаратом минестерства.

    локальное
    правотворчество – внутриорганизационное,
    в пределах предприятий и учреждений.

    муниципальное
    правотворчество. (лекция Сорокина).

Стадии
правотворчества:

    обсуждение
    проекта правовой нормы.

    принятие
    правовой нормы.

    вступление
    в юр. силу. (лекция Сорокина).

Еще
выделяют реализацию права законодательной
инициативы

Процесс
создания нормативного акта складывается
из отдельных стадий его подготовки,
рассмотрения, утверждения и обнародования
(оглашения).

Предварительное
формирование государственной воли
{подготовка проекта).
Это
первый этап правотворческого процесса.
Он начинается с принятия
решения о подготовке проекта.
Такое
решение может исходить от высшего
законодательного органа страны в форме
поручения своим постоянным комитетам,
Правительству или какому-либо иному
органу или их совокупности разработать
проект конкретного акта.

При
подготовке проектов обычно применяется
ведомственный, отраслевой принцип, в
соответствии с которым первоначальные
проекты составляются теми органами и
организациями, профилю деятельности
которых они соответствуют. Во многих
случаях дается поручение составить
первоначальный текст проекта нескольким
Ведомствам, включая и юридический орган
(Министерство Юстиции, Верховный суд,
Высший Арбитражный Суд, Прокуратуру).

Следующая
стадия правотворческого процесса –
предварительные
работы, предшествующие составлению
текста проекта.
До
начала подготовки проекта важно выявить
общественную потребность в нормативном
регулировании соответствующей сферы
общественных отношений. На данном этапе
весьма важно получить подробную
информацию о действующем законодательстве
по затрагиваемому вопросу, проанализировать
его состояние, практику применения.

Следующая
стадия – этоподготовка
первоначального текста проекта
.
Для
выработки важных и сложных проектов
обычно образуются комиссии, включающие
представителей основных заинтересованных
органов, общественных организаций,
ученых-юристов и других специалистов.

После
того как первоначальный проект разработан,
наступает следующая стадия правотворческого
процесса – предварительное
обсуждение проекта
.
Оно
обычно осуществляется с привлечением
большого круга заинтересованных органов
организаций, общественности. Формы
такого обсуждения разнообразны: это
широкое обсуждение на местах (в
республиках, областях и т. д.) с привлечением
целого ряда учреждений, общественных
организаций; парламентские чтения;
обсуждение в печати и на телевидении.

После
учета замечаний и предложений проект
окончательно отрабатывается и
редактируется.
Как
правило, это делает та рабочая комиссия,
которая составляла первоначальный
текст проекта.

Затем
наступает новый этап правотворческой
процедуры, когда работа над проектом
вступает в официальную фазу и осуществляется
самим правотворческим органом.
Этот
этап начинается с внесения
проекта в официальном порядке в
соответствующий правотворческий орган
от
имени органа или организации, готовивших
его.

Следующая
стадия правотворческого процесса,
свойственная коллегиальному
правотворческому органу, –
внесение
рассмотрения проекта в повестку дня
заседания
.
Затем
следует обсуждение
и официальное принятие проекта.

Эти
стадии применительно к деятельности
высшего представительного органа страны
обычно детально регламентируются.

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

Рассмотрение
законопроектов осуществляется в
трех чтениях
,
если законодательным органом применительно
к конкретному проекту не будет принято
иное решение.

При
первом чтении законопроекта заслушивается
доклад инициатора законопроекта и
содоклад головного комитета. Затем
депутаты обсуждают основные положения
законопроекта и высказывают предложения
и замечания в форме поправок, рассматривают
предложения об опубликовании при
необходимости законопроекта для
обсуждения. По результатам обсуждения
законодательный орган одобряет основные
положения законопроекта или отклоняет
его.

Условия применения

Обратная сила законодательного акта как исключающего преступность имеет место, если:

  • Деяние полностью декриминализуется.
  • Повышается возраст ответственности либо сокращается перечень преступлений, за которые предусматривается санкция для лица, достигшего конкретного возраста.
  • Ограничивает количество субъектов, признающихся виновными в посягательстве.
  • Шире трактует понятие невменяемости (к примеру, в 3 части 20 статьи УК присутствует термин “возрастная невменяемость”).
  • Сокращает количество предметов преступления. К примеру, ФЗ № 162 от 2003 г. и ФЗ № 73 от 2004 г. исключили из 222 нормы УК гладкоствольное гражданское огнестрельное оружие, а также основные его элементы и боеприпасы к нему; в 135 статье Кодекса (в первой редакции) устанавливалась ответственность за совершение развратных действий только в отношении 14-летних граждан, а не в целом несовершеннолетних, как ранее было предусмотрено.
  • Сужает пространственные пределы места совершения деяния.
  • Исключает какую-либо альтернативную форму преступной деятельности или способ совершения деяния. К примеру, ФЗ № 162 были декриминализированы незаконное ношение/приобретение холодного (метательного в том числе) и газового оружия.
  • Исключает из материального состава какие-либо альтернативные последствия. К примеру, тем же ФЗ № 162 были отменены положения о среднетяжелом вреде в нормах 266-269, 264, 216 и пр.
  • Исключает одну из форм вины, альтернативный мотив или цель деяния.

Ходатайство о применении закона смягчающего наказание

Однако, само вступление закона, декриминализация состава преступления — контрабанда, не прекращает уголовное преследование по указанной статье автоматически. Для лиц, осужденных и отбывающих наказание по ст. 188 УК РФ в части так называемой «товарной» контрабанды необходимо его применить. Применение указанного положения возможно в различных вариантах. 1.

1) исключает какой-либо вид наказания из системы наказаний; Примером может служить Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ, исключивший конфискацию имущества из системы уголовных наказаний).

2) расширяет перечень лиц, к которым не может быть применена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, или сужает основания для применения данных наказаний;

3) ослабляет (снижает)”элемент кары”, который содержится в соответствующих видах наказания;

4) уменьшает максимальные или минимальные размеры наказания, снижает масштабы удержания из зарплаты лиц, которые осуждены к исправительным работам и т.д.;

5) расширяет перечень обстоятельств, которые смягчают наказание или сужают круг обстоятельств, отягчающих его;

6) вносит изменения в правила назначения наказания в более благоприятную сторону для осуждаемого лица;

7) исключает квалифицирующие, а, значит, повышающие ответственность признаки;

8) изменяет ранее известный квалифицирующий признак на более узкий;

Примером может служить ч.3 ст.290 Уголовного кодекса РФ, в которой предусматривается квалифицированный вид получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ либо государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления. Уголовный кодекс РСФСР содержал более широкое понятие должностного лица, занимающего ответственное положение Шилов М.Д., Захарченко Ю.В. Курс современного уголовного права. – Ростов: Изд-во РГУ, 2012. – С. 61. .

Например, Уголовный кодекс РФ повысил крупный размер хищения, крупный размер взятки и т.д.

10) заменяет в санкции нормы один вид наказания на более мягкий вид наказания;

11) изменяет аналогичным образом все или хотя бы один из образующих санкцию нормы видов наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности другого;

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

12) уменьшает минимальный и (или) максимальный пределы наказания;

13) уменьшает пределы всех или хотя бы одного из образующих санкцию наказаний, входящих в альтернативу, при неизменности пределов другого (других);

14) снижает максимальный размер наказания за преступление при одновременном повышении минимального предела наказания за это же преступление;

15) исключает из альтернативы самый строгий вид (виды) наказаний при неизменности другого (других) его элемента;

16) утверждает альтернативно менее строгий вид (виды) наказания, сохраняя в неизменности другие виды;

17) отказывается от одного или нескольких дополнительных наказаний, не изменяя при этом пределы основного наказания;

18) делает дополнительное наказание, которое ранее являлось обязательным, факультативным и т.д.

Иным образом улучшающий положение лица совершившего преступление

Существенное отличие уголовного закона, смягчающего наказание, от уголовного закона, который иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление, заключается в том, что последний в своем содержании не определяет непосредственно объема смягчения наказания и безусловного основания к его применению.

Декриминализация

Она может быть частичной или полной. Декриминализация может осуществляться посредством изменения положений норм не только Особенной, но и Общей части. К примеру, могут вводиться новые обстоятельства, которыми исключается преступность поведения лица, сужаться понятие соучастия, ограничиваться ответственность за подготовку к преступлению или неоконченное посягательство.

Декриминализация может осуществляться также путем:

  • отмены предписаний другой отраслевой принадлежности, на которые присутствовала ссылка в бланкетной норме;
  • ограничением объема регулирования уголовных норм вследствие признания деяния не представляющим опасность для общества и, следовательно, влекущим административную или другую более мягкую санкцию.

Частичная декриминализация может иметь место при сокращении признаков состава или при сохранении бланкетной диспозиции нормы без изменений при корректировке позитивного законодательства, нарушение положений которого предполагало уголовное наказание.

Пояснения по этому вопросу дал Пленум ВС в Постановлении № 23 от 2004 г. Суд указал, что если ФЗ из списка видов деятельности, ведение которых допускается только при наличии специального разрешения, исключается соответствующий вид, в действиях субъекта, занимавшегося им, отсутствуют признаки состава, закрепленного 171 статьей УК

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Исключение из УК специальной нормы само по себе не устраняет возможности привлечь лицо к ответственности за преступление, которое было ею предусмотрено. Наказание может быть вменено субъекту, но по статье Кодекса, содержащей общие положения и, следовательно, охватывающие соответствующее деяние.

  • 1. Понятие и классификация функций государства (м.И. Байтин)
  • Вопрос 8. Понятие механизма государства. Государственный орган: понятие, классификации
  • Вопрос 9. Государственная власть. Легализация и легитимация государственной власти
  • Вопрос 10. Принцип разделения властей: содержание, значение и проблемы реализации
  • Вопрос 11.Понятие формы государства и соотношение ее элементов
  • Вопрос 12. Формы правления: понятие и виды
  • 1) Монархия:
  • 2) Республика (дело народа)
  • Вопрос 13. Форма государственно устройства: понятие, виды
  • Вопрос 14. Государство в политической системе общества. Понятие государственного режима
  • Вопрос 15. Авторитаризм и тоталитаризм как государственно-политические режимы
  • Вопрос 16. Демократия как государственно политический режим
  • Вопрос 17. Форма современного российского государства: общая характеристика и тенденции развития
  • Вопрос 18. Типология государства: понятие, основные подходы.
  • Вопрос 19. Формальное определение права. Признаки права.
  • Вопрос 20. Сущность права (основные подходы).
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22. Социальная ценность права. Функции права
  • Вопрос 23. Соотношение права с техническими нормами, обычаями и корпоративными нормами (Матузов)
  • Вопрос 24. Проблема соотношения права и морали.
  • Вопрос 25. Правовое регулирование: понятие, виды, предмет, стадии. (Сорокин, Мартыщин, Сильченко)
  • Вопрос 26.Методы, способы, типы правового регулирования.
  • Вопрос 27.Нормы права: понятие, классификация (Жинкин, Рыбалов, Баландин)
  • Вопрос 28.Структура норм права и способов их изложения
  • Вопрос 30.Нормативно-правовой акт: понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве
  • Вопрос 31. Действие нпа во времени
  • Обратная сила уголовного закона
  • Вопрос 34. Юридическая техника: понятие, содержание, требования.
  • Вопрос 35. Понятие системы права. Отрасль права.
  • 35. Право публичное и право частное: понятие и соотношение.
  • 36. Система законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • 37. Способы систематизации норм права.
  • 38. Понятие правоотношения: основные подходы. Виды правоотношений.
  • 39. Субъекты права: понятие и виды.
  • 40. Объект и содержание правоотношений.
  • Вопрос 41. Реализация права: понятие, формы, значение.
  • Вопрос 42 Применение права как форма реализации права: понятие, стадии
  • Вопрос 43. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • Вопрос 44. Понятие и способы толкования норм права.
  • Вопрос 45. Виды толкования норм права по объему и субъектам.
  • Вопрос 46. Правомерное поведение: понятие, виды.
  • Вопрос 47. Понятие правонарушения.
  • Вопрос 49. Состав правонарушения.
  • Вопрос 50. Виды правонарушений.
  • Вопрос 51. Понятие юридической ответственности.
  • Вопрос 52. Виды юридической ответственности.
  • Вопрос 53. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
  • Вопрос 54. Понятие и структура правовой культуры общества.
  • Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.
  • Вопрос 56. Законность и правопорядок: понятие, принципы, требования.
  • Вопрос 57. Государство и право в условиях глобализации
  • Вопрос 58. Правовое государство и гражданское общество: характер соотношения.
  • Вопрос 59. Проблемы построения правового государства в России.
  • Вопрос 60. Правовая система общества: понятие, структура, виды.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector