Находим решения ваших
юридических вопросов

Основы правового регулирования труда заложены в ст.37 Конституции, которая определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора. Текст статьи начинается с закрепления свободного характера труда. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор – работать или не работать.

8. акты органов местного самоуправления как источники трудового права

Основы правового
регулирования труда заложены в ст.37
Конституции, которая определяет главным
образом реализацию права на труд как
работу по найму, выполняемую на основании
трудового договора. Текст статьи
начинается с закрепления свободного
характера труда. Свобода труда означает
прежде всего свободный для гражданина
выбор – работать или не работать.

Вместе
с тем согласно ч.1 ст.37, свобода труда
означает для гражданина свободный выбор
рода деятельности и профессии. В
Конституции нет указания на всеобщую
обязанность граждан трудиться, а
принудительный труд согласно ч.2 ст.37
запрещен. Выбор граждан в пользу работы
подкрепляется материальными стимулами,
т.к. для большинства граждан работа
является основным источником существования.

каждый имеет право
на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, на вознаграждение
за труд без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным
законом минимального размера оплаты
труда, а также право на защиту от
безработицы (ч.3);

признается право
на индивидуальные и коллективные
трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом
способов их разрешения, включая право
на забастовку (ч.4);

каждый имеет право
на отдых, работающему по трудовому
договору гарантируются установленные
федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемый ежегодный отпуск
(ч.5).

Важно так же
заметить, что Конституция определяет
компетенцию РФ и субъектов Федерации
в области трудового законодательства.
Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовое
законодательство отнесено к совместному
ведению РФ и ее субъектов, т.е. трудовые
законы могут приниматься как на уровне
Федерации, так и на уровне ее субъектов.

Инфо

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» указано, что положения о трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, действующих на территориальном уровне, должны утверждаться представительными органами местного самоуправления. Ряд статей, определяющих взаимоотношения работников с работодателем-организацией, финансируемой из местного бюджета, также содержит бланкетные нормы, отсылающие к актам органов местного самоуправления: ст.

119, 144,145

Так, ст.

Правовые акты органов местного самоуправления

ФЗ. Трудовое право Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Внимание

РФ (Минздравсоцразвития России). Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» данное министерство преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ, а функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда) и других переданы Министерству труда и социальной защиты РФ. Нормативные правовые акты, принимаемые указанными органами, распространяются, как правило, на всех работников и работодателей и регулируют общие вопросы, отнесенные ТК РФ к их ведению.

Например, во исполнение ст.

1. должен учитывать
мнение представительного органа
работников;

2. должен принимать
данные акты по согласованию с
представительным органом работников
– только в случае, если это предусмотрено
коллективным договором, соглашениями.

нормы локальных
нормативных актов, ухудшающие положение
работников по сравнению с установленным
не подлежат применению.

9) Нормативные
договоры – специальные соглашения,
которые заключаются в договорном порядке
после проведения переговоров и содержат
нормы права. (например – генеральное
соглашение)

8. Запрещение дискриминации в сфере труда.

Никто не может
быть ограничен в трудовых правах и
свободах или получать какие-либо
преимущества независимо от пола, расы,
цвета кожи, национальности, языка,
происхождения, имущественного, семейного,
социального и должностного положения,
возраста, места жительства, отношения
к религии, политических убеждений,
принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям, а также
от других обстоятельств, не связанных
с деловыми качествами работника.

Не являются
дискриминацией установление различий,
исключений, предпочтений, а также
ограничение прав работников, которые
определяются свойственными данному
виду труда требованиями, установленными
ФЗ, либо обусловлены особой заботой
государства о лицах, нуждающихся в
повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие,
что они подверглись дискриминации в
сфере труда, вправе обратиться в суд с
заявлением о восстановлении нарушенных
прав, возмещении материального вреда
и компенсации морального вреда.

Содержащийся в ч.
2 ст. 3 ТК запрет на дискриминацию
основывается на положениях Всеобщей
декларации прав человека и Международного
пакта об экономических, социальных и
культурных правах. Международное
трудовое право также не обошло вниманием
проблему дискриминации в трудовых
отношениях и посвятило ее решению
отдельную Конвенцию МОТ N 111 “О
дискриминации в области труда и занятий”,
которая была принята 4 июня 1958 г. Наша
страна входит в число государств,
ратифицировавших данную Конвенцию.

В правовой системе
России всеобщий запрет дискриминации
содержится также в ч. 2 ст. 19 Конституции
РФ, исключающей любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности.

Регулирование отношений в сфере труда актами органов местного самоуправления.

Для выполнения задач иполь-т методы: разработки, принятие межд норм и контроля за их соблюдением. Состоит: Генер конференция(яв-ся высшим норм органом мот); Адм совет; Межд бюро(сбор сведений по усл тр и положению труд-ся). Источники: Конвенции(юр докум, имеющие силу межд договора, вступает в силу при усл ее ратификации не менее 2гос.

) Рекомендации(в тех случаях, когда не счит-ся разработанным для принятия твердых конвенц-х обязат-в, не яв-ся межд д и не требуют ратификации, представляет обращенное к гос пожелания, яв-ся ист информации). Принцип универса-ти(всеобщности, доступ-ти вступления в мот всем гос).Пр трехстрон-ти(с предст-ми гос участв предст предприним-ей и трудящихся).

Примеры акты органов местного самоуправления рф в сфере труда

ТК РФ предусматривает, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и другими заинтересованными субъектами. Представляется, что на местном уровне должен существовать нормативный документ, регламентирующий компетенцию и порядок участия органов местного самоуправления в обеспечении выполнения указанной государственной функции.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Локальным нормативным актом в области трудового права является документ нормативного свойства принимаемый руководителем организации (работодателем — индивидуальным предпринимателем) в целях регулирования внутренних, текущих вопросов трудовой деятельности работников.

При рассмотрении вопроса об источниках правового регулирования, в частности, в сфере трудового права, нередко возникает вопрос: относятся ли акты правоприменительной судебной практики к таким источникам На этот вопрос нужно ответить отрицательно, ибо деятельность судов не является правотворческой, а, следовательно, акты, издаваемые судами любого уровня не могут быть отнесены к источникам трудового права. Так, Конституционный Суд РФ, как следует из ст. 125 Конституции РФ, всего лишь толкуют Конституцию РФ (ч.

5), и по жалобам граждан или запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4), Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ дает разъяснения по вопросам судебной практике, в том числе о применении действующего трудового законодательства.