Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
Заполнение трудового договора с водителем
- Дата начала договора является обязательным реквизитом. Это дата, когда работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей у данного работодателя.
- Указываются реквизиты работодателя и гражданина, нанимаемого на работу в качестве водителя.
- Трудовая функция и место работы.
Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
Помимо того, что мы называем:
- должность;
- структурное подразделение организации;
- указываем трудовую функцию;
- прописываем режим работы, если он отличается от общеустановленного внутри организации;
мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.
По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):
- к обычной (без особенностей);
- разъездной;
- в пути.
Для удобства документального оформления поездок лучше установить разъездной характер и закрепить его трудовым договором. Тогда работодателю не потребуется оформлять командировки при выезде на длительное время или расстояния. Нахождение в дороге подтверждается путевыми листами.
Работа «в пути» обычно указывается для дальнобойщиков. Она подразумевает отсутствие возможности вернуться домой по окончании рабочей смены и длительное пребывание в пути.
Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда применяются, если в организации есть результаты спецоценки рабочих мест. Если она проведена, то следует посмотреть, что предусмотрено в качестве гарантий и компенсаций для водителя. Чаще всего при прохождении аттестации рабочее место водителя получает класс опасности 3.1 или 3.2.
Если рабочее место относится к определенному классу опасности обычно предусматривается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда, сокращенную продолжительность рабочего времени. Все они отражаются в трудовом договоре.
- Режим работы.
В законодательстве по поводу режима работы есть две статьи: 57 и 189 ТК РФ. Все режимы для любой из категорий работников должны быть прописаны в правилах внутреннего распорядка организации. Однако, для ряда водителей могут быть установлены особые условия, тогда это будут индивидуальные параметры работы и их обязательно необходимо отразить в трудовом договоре.
Указывается:
- название режима;
- время начала и окончания рабочей смены;
- определяются рабочие и выходные дни;
- также рекомендуется прописывать норму часов, которую работник будет вырабатывать.
Если это нормированный рабочий день, то можно руководствоваться производственным календарем для определенной категории работника (например, для вредных и опасных условий норма не должна превышать 36 часов в неделю). В договоре также должны быть закреплены перерывы для отдыха и питания: их количество, продолжительность (в соответствии с трудовым законодательством и Приказом Минтранса № 15), порядок предоставления.
- Стажировка.
Законодательство ограничивает возможность приступить к полноценной трудовой деятельности без стажировки для ряда категорий водителей:
- приступившим к работе в качестве водителя впервые либо не имеющим опыта работы на типе транспортного средства, на котором будет осуществляться работа в данной организации;
- при наличии перерыва более одного года в должности водителя.
- Оплата труда. Обязательным условием трудовых отношений является установление оплаты труда работнику. В договоре должна прописываться система начисления вознаграждения, а также дополнительные выплаты в виде надбавок и доплат.
- Условие о полной материальной ответственности. В случае с перевозкой грузов или денежных средств работодатель имеет право заключить с водителем договор, в рамках которого он будет нести ответственность за их сохранность.
Заключение трудового договора с водителем грузового автомобиля
Еще до стадии заключения трудового договора с работником каждым работодателем, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (вне зависимости от его организационно-правовой формы), должен быть соблюден определенный законом порядок приема на работу водителей.
Прежде всего работодатель должен провести с соискателем работы на должность водителя грузового автомобиля собеседование, результаты которого вносятся в специальные так называемые «листы собеседования». Листы собеседования хранятся работодателем не менее пяти лет и должны быть предъявлены по требованию контролирующих органов.
При проведении собеседования задача работодателя — подтвердить соответствие кандидата на должность водителя требованиям о профессиональном обучении и прохождении профессионального отбора.
Законодательно обязательность собеседования закреплена ст. 328 Трудового кодекса РФ и Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59, утвердившим Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения.
После прохождения собеседования и заполнения листа собеседования необходимо документально оформить трудовые отношения с водителем грузового автомобиля и заключить с ним трудовой договор.
Трудовой договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах. Один из экземпляров остается у водителя на руках, второй экземпляр передается на хранение в отдел кадров работодателя. Трудовой договор должен быть подписан с работником не позднее трех дней с момента приема на работу водителя.
Образец трудового договора с водителем грузового автомобиля должен содержать обязательные условия, которые законодатель выделяет в специальную категорию «существенные условия».
Должностная инструкция
На водителя могут быть возложены функции и обязанности исходя из специфики работы организации. Более подробней их следует перечислить в должностной инструкции, с которой в обязательном порядке ознакомить работника под роспись.
При разработке должностных инструкций для водителей, нанимаемых на работу к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским электротранспортом, следует учитывать также требования Приказа Минтранса от 28.09.2015 № 287. Этот документ регламентирует соответствие работника профессиональным и квалификационным требованиям. Документ действует с 14.06.2016 года.
Приведенное выше не исчерпывает всех возможных обязанностей водителя. Правильным будет для каждой организации вынести свои требования к нему в должностную инструкцию.
Обратите внимание, что с 14 июня 2016 года действуют Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287). Т.е. при разработке должностной инструкции необходимо учесть и этот документ.
Если организация занимается перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, то нужно заключать трудовой договор с водителем грузового автомобиля, имеющим рабочий стаж не менее пяти лет. При этом, как минимум, один последний год стажа ему нужно проработать в качестве водителя автомобиля такой категории.
Как определить характер работы водителя-дальнобойщика, исходя из предлагаемых статьей 57 ТК РФ вариантов: он подвижной, разъездной или в пути
Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к.
Обозначая режим рабочего времени и времени отдыха водителя в трудовом договоре, можно сослаться на Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, составленное с учетом Приложения к Приказу Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и утвержденное работодателем. В нем подробнее определено, из чего состоит рабочее время водителя, как часто в течение рабочей смены он обязан отдыхать, как суммируются эти интервалы, какие возможности отдыха есть у работника, если окончание маршрута выпадает на выходной день, кому надо сообщать об этом и пр.
Условия труда. Рабочим местом водителя является кабина автомобиля, гараж, стоянка. Работодатель предоставляет технически исправное транспортное средство. Насколько будет комфортно в нем работать и при необходимости отдыхать, зависит и от работника в том числе. О том, какие меры безопасности надо соблюдать в начале работы, при движении, после окончания движения, что нужно проверить, что отключить на рабочем месте, как закрепить автомобиль на стоянке и прочее, вряд ли стоит указывать в самом трудовом договоре, достаточно сделать отсылку на Положение об охране труда, в котором будут содержаться все эти подробности, и ознакомить сотрудника с этим Положением под подпись.
Условия оплаты труда водителей также имеют ряд особенностей. В контракте необходимо указать систему оплаты труда, принятую у работодателя (повременная, сдельная и бестарифная и пр., с надбавками, доплатами). Как правило, водители находятся на повременной оплате труда, при которой их основная заработная плата состоит в выплате тарифной ставки (оклада) за месяц, исходя из присвоенного им тарифного разряда (оклада) и в зависимости от того, полностью или нет отработана норма рабочего времени за месяц.
Во всех случаях тарифная ставка (оклад) за полностью отработанный рабочий месяц должна быть не менее минимального размера оплаты труда. Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.
) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Бестарифной считается оплата, когда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
В структуру оплаты труда включаются и дополнительные выплаты в виде доплат и надбавок, например:
- доплата за сверхурочную работу;
- доплата за работу в ночное время;
- надбавка за классность;
- доплата за разделение рабочего дня на части.
В договоре может быть оговорена доплата за совмещение профессий. Например, если заключен контракт с водителем-экспедитором, или сотрудник готов сам ремонтировать закрепленный за ним автомобиль. На основании ч.1 ст. 168.1 ТК РФ дальнобойщикам работодатель возмещает следующие расходы, связанные со служебными поездками, при условии, что эти расходы обоснованы в соответствующем ЛНА и документально подтверждены:
- расходы на проезд;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Заключение трудового договора с водителем грузового автомобиля
Специфика работы водителем вне зависимости от типа транспортного средства определяет расширенный перечень документов, предъявляемых для заключения трудового договора.
Главой 59 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта.
Помимо паспорта, трудовой книжки, документов об образовании, документов воинского учета, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, работником при поступлении на работу в качестве (на должность) водителя и заключении трудового договора должны быть предъявлены дополнительные документы:
- водительское удостоверение соответствующей категории.
Для управления грузовым автомобилем должны быть права категории «С» и «СЕ». Категории «С1» и «СЕ1» подтверждают право управления средним грузовым транспортным средством (от 3,5 до 7,5 тонн) с прицепом и без прицепа;
- документ (справка) о прохождении обязательного предварительного медицинского осмотра.
Лист собеседования водителя грузового автомобиля
При приеме на работу водителя организация или индивидуальный предприниматель обязаны соблюдать требования главы 51 Трудового кодекса и иных нормативных актов. А частности законодательство обязывает работодателя предварительно проверить соответствие кандидата следующим основным требованиям:
- наличие водительского удостоверения с правом управления транспортным средством, на котором ему потребуется осуществлять рабочие функции (соответствие категории права управления транспортному средству);
- наличие требуемого для определенной категории стажа вождения. Его можно подтвердить записями в трудовой книжке, заверенными копиями трудовых договоров либо справками с прежних мест работы. Например, для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров в такси, устанавливаются требования по стажу не менее трех лет;
- отсутствие медицинских показаний, препятствующих управлению транспортным средством, что подтверждается соответствующей справкой медицинского учреждения;
- отсутствие наказаний, связанных с нарушением правил дорожного движения (лишение водительских прав, арест).
Образец договора подряда с водителем
Договоры могут быть срочные или бессрочные, основные или по совместительству. Трудовой кодекс устанавливает определенные ограничения для водителей. И при заключении трудового договора важно учитывать требования статьи 329 ТК, запрещающий устанавливать работу по совместительству водителю, который управляет транспортным средством. Нельзя быть водителем по основному месту работы и водителем по совместительству.
Грузоперевозки могут осуществляться как на относительно короткие расстояния, так и дальние. В любом случае целесообразно заключить с водителем договор о материальной ответственности за вверяемый груз на случай полной или частичной его потери в результате обстоятельств, связанных с его перемещением.
В случае с дальнобойщиком необходимо в трудовом договоре закрепить индивидуальный график работы, условия оплаты ненормированных часов труда, а также компенсацию, связанную с поддержанием транспортного средства в рабочем состоянии.
При приеме на работу водителя для организаций, занимающихся перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, необходимо обращать вниманием на его водительский стаж. Он должен составлять более 5 лет с условием, что последний год отработан на транспорте соответствующей категории. К перевозке опасных грузов допускаются водители, не имеющие в ближайший год взыскания в виде лишения прав.
Ст. 188 ТК обязывает обращать внимание на ситуацию, когда работник использует в рабочих целях свой личный транспорт. В таком случае работодатель может договориться с водителем о компенсации расходов, связанных с амортизацией ТС. Размер такого возмещения определяется исключительно по договоренности сторон трудового договора и оформляется дополнительным соглашением к нему. Перечень выплат также рекомендовано закрепить коллективным договором. Сюда могут быть включены: оплата ГСМ, ремонт и техническое обслуживание ТС.
Допустим также вариант, когда работодатель оформляет с водителем еще и договор аренды транспортного средства. В нем оговариваются все условия эксплуатации автомобиля и связанные с ней расходы.
При оформлении трудовых отношений с водителем автобуса следует учитывать, что кандидат должен иметь водительское удостоверение, подтверждающее право управления таким средством (категории Д). В случаях с дальними пассажироперевозками необходимо предусмотреть режим труда и отдыха в соответствии с требованиями Приказа Минтранса № 15.
С водителем такси
Водителем такси может быть нанят гражданин:
- с личным транспортом;
- на автомобиль, принадлежащий компании-работодателю.
В первом случае работодатель должен заключить не только трудовой договор с водителем, но и договор аренды автомобиля, являющегося личной собственностью работника.
В трудовом договоре с таксистом также следует предусмотреть ненормируемый рабочий график работы и возможность ночных дежурств.
Отличительной особенностью такой должности является исполнение помимо водительских функций еще и дополнительных:
- получение грузов со склада и передача их на склад;
- внешний осмотр упаковки груза на ее целостность;
- функции контроля за погрузочно-разгрузочными работами;
- работа с документами по сопровождению грузов.
В связи с этим на водителя-экспедитора накладывается материальная ответственность за вверенный груз. Для этого с работником заключается договор о материальной ответственности.