Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы.
Источники правового регулирования ВЭД
Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы.
Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан.
Ушли в прошлое «право на войну», «право победителя», такие понятия, как «контрибуция», «сферы влияния» и др. Им на смену пришли принципимирного разрешения международных споров, запрещения применения силы или угрозы силой и др. Однако это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества.
Войны в Корее и Вьетнаме, вторжение США в Гренаду (1983 г.) и Панаму (1989 г.), многолетняя война Израиля против арабских государств, ирано- иракская война, вооруженное вмешательство СССР в Афганистане, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.), войны на территориях бывших СССР и Югославии и в других регионах — вот далеко не полный перечень войн, унесших миллионы жизней уже после второй мировой войны.
Вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН по ст.
2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров — все это представлено в ГК РФ.
Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера. Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса. Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).
Выделяют следующие признаки юридической процессуальной деятельности, которые присущи в том числе и административному процессу: это сознательная, целенаправленная деятельность; она состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти; она запрограммирована на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел;
она документируется (промежуточные и окончательные итоги процесса отражаются в официальных документах); имеется развернутая детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами. В то же время административный процесс имеет ряд особенностей: это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти ;
властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных порученных ей дел; результатом административной деятельности является административный акт ; властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами ; административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты.
Эти нормы содержат условия осуществления внешнеэкономической деятельности, устанавливают права и обязанности ее участников. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности претерпело в последние десятилетия значительные изменения, которые были связаны с развитием рыночной экономики в стране.
Ю. И. Толстого, А. П. Сергеева. СПб. 1998. Ч. 1. Финансовое право РФ / Под ред. Н. И. Кимичева. М. БЕК, 1996. Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности. М. Юрист, 1998. Дойников И. В. Предпринимательское (хозяйственное право). М. «Брандес», 1997. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. М. Юрист, 1998. 4 Под источником правового регулирования 17.3.
Имеется в виду страхование добровольное и обязательное. При этом часть норм указанной главы являются общими для отношений по страхованию, в то время как остальные посвящены либо имущественному, либо личному страхованию <*>. <*> Во времена, когда обсуждался вопрос о принятии единого для всего Советского Союза Гражданского кодекса, В.К. Райхер высказал взгляды относительно оптимальной структуры его главы о страховании.
2. Источники правового регулирования ВЭД:. 2.4.Судебная и арбитражная практика. Понятие, предмет, система МЧП, его принципы. В процессе культурного, экономического и иного сотрудничества, постоянно возникают отношения с так называемым иностранным элементом, т.е. отношения международного характера (Например, разное гражданство участников ВЭС, нахождение материальных ценностей за границей, перемещение материальных ценностей с одного государства на территорию другого).
В связи со сложностью и многообразием национальных прав разных государств по-разному могут регулироваться определенные правовые отношения. В международной практике используются следующие возможности: а) возможность договариваться о применении к конкретному правоотношению правовых норм одного из государств;
б) унификация гражданского законодательства — путем принятия различных международных конвенций, 2-х и многосторонних международных соглашений. Предметом регулирования в международном частном праве являются имущественные и личные неимущественные отношения гражданско-правового характера с иностранным элементом.
Существует 3 основных группы имущественных отношений, для которых характерно наличие иностранного элемента; имущественные отношения, субъектом которых выступает сторона, по своему характеру являющаяся иностранной (Например, иностранные юридические лица, иностранный гражданин, иностранное государство, международная организация);
имущественные отношения, когда все их участники принадлежат к одному государству, а объект, в связи с которым возникают соответствующие отношения, находится за границей (наследство); имущественные отношения — возникновение, изменение или прекращение которых связано с юридическим фактом, имеющим место за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть российского гражданина за границей и т.д.
) Специфика правового регулирования в области международного частного права определяется тем, что государство принимает специальное законодательство по вопросам ВЭС, нормы которого, не сливаются с нормами внутренней системы права и носят относительный характер. Эти нормы принимаются исключительно для регулирования отношений с иностранным элементом. Система МЧП делится на общую и особенную. В общей части рассматриваются вопросы, которые имеют общее значение для МЧП в целом.
Самый большой банк рефератов
И совокупность может быть в известных случаях значительной, включать многие действия различного характера. Например, расследование уголовного дела, правотворчество и др. Поэтому юридический процесс не может не содержать требований, обеспечивающих ритмичность, плановость и строгий правовой порядок при проведении актов, имеющих правовое значение, и — главное — обеспечивающий справедливость, законность, обоснованность, как самой деятельности, так и ее результатов (постановляемых юридических актов). В этой связи представляется целесообразным подразделение юридического процесса на этапы, вычленение в нем стадий.
Главным источником правового регулирования является Конституция РБ, в которой закреплены принципы отправления правосудия: независимость судей и подчинение их только закону, осуществление правосудия только судом и другие (ст.ст.60,84,109,112,111,113,114,115) Нормы Конституции имеют прямое действие и приоритетный характер, могут непосредственно применяться судами при разрешении дел.
Как источник правового регулирования рассматриваются и другие законы: Закон о государственной пошлине, Закон о судоустройстве и статусе судей (в Национальном собрании внесен проект Кодекса о судоустройстве), Гражданский процессуальный кодекс РБ. Закон о государственной пошлине содержит правила о видах и размерах государственной пошлины, взимаемой по гражданским делам, порядок освобождения от ее уплаты.
К источникам предпринимательского права можно отнести: правовой обычай (общепризнанные принципы и нормы международного права, обычаи делового оборота); нормативные правовые акты государственных органов; нормативные правовые акты организаций (корпоративное право); правовой договор. Законодательство о предпринимательской деятельности – это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности.
В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы; акты федеральных органов государственного управления; акты государственных органов исполнительной власти ; акты исполнительных органов субъектов РФ.
Система законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации представляет собой классификацию законодательных актов, построенную с помощью разных критериев, или оснований: 1) по юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов: 2) по сфере законодательного регулирования .
ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей. правила о заключении договоров в обязательном порядке. определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения;
законы — нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами. а) Федеральный конституционный — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ; б) Федеральный — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами.
Так, в ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности, согласно которому
. Дальнейшее развитие данный принцип получил в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах. Огромное значение имеет и конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст.