Находим решения ваших
юридических вопросов

Общие правила о сфере действия соглашений установлены ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Соглашение действует в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

Позиция Министерства здравоохранения и социального развития России и Федеральной службы по труду по вопросу мотивированного отказа от присоединения к соглашению

Общие правила о сфере действия соглашений установлены ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Соглашение действует в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

В то же время ТК РФ допускает и своеобразный добровольно-принудительный порядок распространения соглашения на работодателей. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения министр здравоохранения и социального развития РФ имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

У правоприменителей может возникнуть обоснованный вопрос – а можно ли отказаться от присоединения к соглашению при отсутствии в организации профсоюза

По указанному вопросу автор обратился в Роструд и получил следующее разъяснение: “…если работники не объединены в профсоюз и в организации (у работодателя) не создано иного представительного органа работников, работодатель вправе принять решение об отказе присоединиться к соглашению” (Письмо Роструда от 11.11.2010 N ТЗ/14031-3-8).

Схожей позиции придерживаются и специалисты Минздравсоцразвития России: “Согласно практике, в случае, если на предприятии отсутствует первичная профсоюзная организация, к отказу от присоединения к соглашению прикладывается протокол консультаций работодателя с Советом трудового коллектива” (Письмо Минздравсоцразвития России от 08.12.2010 N 22-5-4593).

По-нашему мнению, органы исполнительной власти допускают излишне широкое толкование ст. 48 ТК РФ, в которой четко прописано, что консультации работодателя должны проводиться с представителями первичной профсоюзной организации, а не иными представителями.

Позиция Министерства здравоохранения и социального развития России и Федеральной службы по труду по вопросу мотивированного отказа от присоединения к соглашению

Итак, трудовое законодательство гарантирует работодателям возможность мотивированно отказаться от присоединения к соглашению. Процедура такого отказа, в том числе сроки представления письменного отказа, необходимость проведения консультаций с представителями работников перед направлением отказа, детально прописана в ст. 48 ТК РФ.

Однако примеры из судебной практики свидетельствуют об игнорировании установленной процедуры, в частности о фактах несоблюдения работодателями сроков направления письменного отказа полномочному органу , что приводит к дополнительным финансовым расходам работодателей, поскольку соглашение может устанавливать только повышенные по сравнению с законодательством льготы и гарантии работникам (ст. 9 ТК РФ).

Пример. 26.06.2008 в “Российской газете” было опубликовано предложение министра здравоохранения и социального развития РФ присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности, заключенному между Федеральным агентством по авиационной промышленности и Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности.

Письмом от 21.07.2008 общество отказалось от присоединения к отраслевому соглашению. Данный отказ направлен предприятием по почте и поступил в Минздравсоцразвития России 31.07.2008.

Из ч. 8 ст. 48 ТК РФ следует, что мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не направлен в 30-дневный срок, а представлен в Минздравсоцразвития. Таким образом, данной нормой законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактического его получения компетентным органом.

В связи с пропуском срока представления отказа от присоединения к отраслевому соглашению арбитражными судами было отказано обществу в удовлетворении его требований к Минздравсоцразвития России, полагавшему, что общество является работодателем, присоединившимся к соглашению .

Заключение

Следует сделать вывод, что работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей отрасли (виды деятельности прописаны в уставе организации, который обязательно исследуется в суде при возникновении трудового спора) и по каким-либо причинам не имеющий возможности принять на себя обязательства по федеральному отраслевому соглашению, должен внимательно отнестись к процедуре присоединения к данному соглашению, а также к коллективным переговорам, проводимым на отраслевом уровне социального партнерства.

После консультаций с представительным органом работников (при его наличии) работодателю следует своевременно, т.е. в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению в “Российской газете”, представить в Минздравсоцразвития России мотивированный конкретными причинами, например финансовыми затруднениями, отказ от присоединения к соглашению.

Поскольку в трудовом законодательстве отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя, а у Минздравсоцразвития России нет полномочий по признанию отказа немотивированным, доскональное соблюдение процедуры отказа от присоединения к соглашению обезопасит работодателя от необходимости соблюдать его условия.

А.Б.Иванов

К. ю. н.