Членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса (ПСГправо совещательного голоса (или член комиссии с правом совещательного голоса)) может быть назначен любой гражданин России:
Кто может быть назначен[]
Членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса (ПСГправо совещательного голоса (или член комиссии с правом совещательного голоса)) может быть назначен любой гражданин России:
- полностью дееспособный;
- достигший 18-летнего возраста;
- не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство[1];
- не имеющий судимостей, а также вступивших законную силу в течение последнего года наказаний за административные правонарушения, связанные с выборами и референдумами;
- не являющийся
-
- депутатом любого уровня (или членом Совета Федерации);
- выборным должностным лицом или главой местной администрации;
- судьей (кроме судей в отставке) или прокурором;
- лицом, замещающим командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях;
- работником аппаратов избирательных комиссий;
- доверенным лицом кандидата или избирательного объединения.
Нельзя также быть одновременно членом комиссии с правом решающего голоса на соответствующих выборах.
-
Подробнее см. отдельную статьюОграничения статусов участников наблюдения
Любые дополнительные требования регионального законодательства являются незаконными.
Особенности назначения в участковые комиссии[]
Члены комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (п. 19 ст. 29).
Права[]
Основные особенности статуса члена
указаны в п. 22
Работа в «межвыборный» период[]
В соответствии с пунктом 27 статьи 29 ФЗГ избранные кандидаты, а также партии и иные избирательные объединения, списки которых допущены к распределению мандатов в Государственной Думе, в законодательных собраниях субъектов Федерации, в представительных органах местного самоуправления вправе назначать членов комиссии с правом совещательного голоса в комиссию, зарегистрировавшую кандидата/список, и во все нижестоящие комиссии.
Хотя формально такая возможность существует давно, на практике она используется достаточно редко. В связи с этим для напоминания должностным лицам комиссии о необходимости своевременного извещения члена комиссии с правом совещательного голоса о проводимых заседаниях целесообразно вручить под расписку председателю комиссии соответствующее заявление:
В Москве Мосгоризбирком предпринял специальные усилия, чтобы запутать ситуацию, создав неясность в соотношении между ТИКами и ИКМОизбирательная комиссия муниципального образования. Подробнее см. Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса от муниципального депутата (Москва).
См. также Письмо ЦИК от 14.08.2016 № 05−19/7443.
Примечания[]
- ↑Ограничения, связанные с наличием вида на жительство в иностранном государстве, Конституционный суд РФ признал недействующими (постановление от 22.06.2010 № 14−П) по крайней мере для членов ТИКтерриториальная избирательная комиссия с ПРГправо решающего голоса (или член комиссии с правом решающего голоса). Сформулированная в этом постановлении правовая позиция Конституционного суда может быть применена и к членам УИКучастковая избирательная комиссия и ТИКтерриториальная избирательная комиссия с ПСГправо совещательного голоса (или член комиссии с правом совещательного голоса).
- ↑Следует иметь в виду, что Закон № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» не содержит четкого определения списка кандидатов. В большинстве случаев под списком понимается список для выборов по единому (партийному) округу. Однако в некоторых региональных законах списком кандидатов считают также набор кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по мажоритарным (одномандатным и многомандатным) округам.
- ↑Фактически эта норма означает, что партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата в депутаты, может назначить члена комиссии с правом совещательного голоса в комиссию, организующую выборы (в ИКМОизбирательная комиссия муниципального образования на муниципальных выборах, в ИКСРФизбирательная комиссия субъекта Российской Федерации при выборах регионального парламента, в ЦИКЦентральная избирательная комиссия Российской Федерации при выборах Государственной думы).
- ↑См., например, пункт 3 статьи 28 закона Ярославской области о муниципальных выборах.
- ↑В результате изменений, внесенных в марте 2016 года, текст закона стал допускать неоднозначное прочтение. Подробности изложены в соответствующем разделе.