Находим решения ваших
юридических вопросов

Правовой институт опеки и попечительства регулирует отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки или попечительства. Данную группу отношений объединяет их общая цель – осуществление на временной основе индивидуального устройства лица, нуждающегося в получении социальной заботы.

Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Правовой институт опеки и попечительства регулирует отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки или попечительства. Данную группу отношений объединяет их общая цель – осуществление на временной основе индивидуального устройства лица, нуждающегося в получении социальной заботы.

1) Отношения по установлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, как в предусмотренном законом порядке для нуждающегося в социальной заботе лица избрана необходимая форма устройства – опека (попечительство). Прежде всего, в этой группе присутствуют предшествующие установлению опеки отношения, которые заключаются в отборе лиц, желающих принять обязанности по опеке (попечительству), и установлении соответствия этих граждан требованиям, предъявляемым законом.

На данном этапе правоотношения носят организационный характер. В них участвуют органы опеки и попечительства, иные органы и организации, а также граждане. В содержание правоотношений входят обязанности органа опеки и попечительства по подбору в кратчайшие сроки кандидатуры опекуна или попечителя, а также по проверке обстоятельств, которые могут помешать осуществлению опеки (попечительства) конкретным лицом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей органа опеки и попечительства может повлечь для лица, нуждающегося в устройстве, неблагоприятные последствия имущественного или неимущественного характера, что требует возмещения причиненного вреда за счет соответствующей казны. Кроме того, в эту группу входят и отношения по непосредственному установлению опеки (попечительства), складывающиеся между органом опеки и попечительства и конкретным лицом, изъявившим желание стать опекуном (попечителем).

2) Отношения по осуществлению опеки и попечительства, которые длятся с момента установления опеки и попечительства до момента ее прекращения. Участниками данных отношений являются органы опеки и попечительства, опекуны (попечители), доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и сами подопечные.

Отношения по осуществлению опеки и попечительства – центральные в предмете института, в их рамках непосредственно осуществляется социальная забота. Законодатель впервые в ГК Российской Федерации решил установить специальный способ охраны имущественных прав подопечных – посредством деятельности доверительного управляющего, а не самого опекуна (попечителя), – добавив тем самым в число участников отношений по осуществлению опеки (попечительства) еще один субъект.

Доверительный управляющий состоит в самостоятельном договорном обязательстве с муниципальным образованием, от имени которого действует орган опеки и попечительства. Тем не менее цели установления доверительного управления имуществом подопечного близки к целям установления опеки (попечительства), что позволяет включить специальные нормы о доверительном управлении в институт опеки и попечительства.

Еще одним аргументом в пользу этого утверждения является то, что возникновение и прекращение договорного обязательства по поводу доверительного управления имуществом подопечного находится в зависимости от существования опеки (попечительства). Нормы о доверительном управлении не перенесены в институт опеки из положений главы 53 ГК Российской Федерации механически.

3) Отношения, связанные с прекращением опеки и попечительства, которые присутствуют в институте опеки и попечительства в целях максимальной охраны интересов подопечного. Поскольку данная форма устройства является временной, необходимо определить те причины, по которым она прекратится. Если они связаны с действиями или бездействием опекуна (попечителя) или органа опеки и попечительства, то необходимо устранить последствия такого поведения.

Нормы об ответственности за вред, причиненный подопечному, должны располагаться в рамках рассматриваемого института, поскольку тесно связаны с осуществлением опеки, надлежащим исполнением обязанными лицами и органами возложенных на них обязанностей. Правовые нормы, регламентирующие прекращение опеки и попечительства, как и ее установление, имеют непосредственное значение для осуществления и защиты прав подопечного лица.

В круг участников данной группы отношений входят, помимо опекунов (попечителей), органов опеки и попечительства, подопечных, также и другие органы, организации и лица, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять контроль и надзор за опекой (попечительством) и инициировать ее прекращение в необходимых случаях.

1) Защита прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Эта задача должна быть признана центральной, основной. Все меры, предпринимаемые как опекунами (попечителями), так и органами опеки и попечительства и другими органами и лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под опекой (попечительством) гражданина.

2) Обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан. Эта задача носит организационный характер, и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке (попечительстве) лиц и поиске граждан, желающих принять над ними опеку (попечительство). Ее осуществление требует усилий органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку недостатки в психической деятельности лица или малолетний возраст, как правило, не позволяют ему самому обратиться за помощью и попросить организовать его устройство.

3) Обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством. Речь идет о мерах, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица (в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и прочем) как основы его нормальной жизнедеятельности. Осуществление этих мер должно производиться, прежде всего, за счет самого подопечного, его “внутреннего ресурса”, и лишь затем – за счет третьих лиц или государства (муниципального образования).

4) Обеспечение государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей. В особенности актуальна эта задача в настоящий период, когда число лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющих возможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки должны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иному лицу должен носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которые руководят лицом при осуществлении опеки.

5) Обеспечение исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций. Данная задача сейчас стоит перед институтом особенно остро, однако, представляется, что она будет актуальной всегда. Ее исполнение состоит в финансовом, кадровом и техническом обеспечении деятельности органов опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства не оперирует каким-либо одним специфическим способом правового воздействия. Предписания, дозволения и запреты одновременно присутствуют в нормах института, что обусловлено его особыми задачами. Среди способов правового воздействия появляется, например, договорный. В договоре об опеке (попечительстве) проявляется диспозитивность правового регулирования и инициативность участников отношений.

Так, устройство ребенка может осуществляться на основании договора о создании приемной семьи. В связи с тем, что в принятии ребенка на воспитание со стороны “приемного родителя” должна присутствовать определенная заинтересованность, возникновение данных правоотношений невозможно помимо воли исполняющей стороны.

В то же время их прекращение допустимо и помимо его воли, по инициативе органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 152 СК Российской Федерации), что вызвано необходимостью обеспечить в первую очередь интересы подопечного лица. Институт опеки и попечительства, таким образом, сочетает императивные и диспозитивные начала, что позволяет ему одновременно учесть интересы подопечных, опекунов (попечителей), государства и общества в целом.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Анализ порядка установления опеки и над несовершеннолетними детьми.Институт и над несовершеннолетними детьми Дипломная работа Содержание Введение 1 Институт и над несовершеннолетними детьми 1.1 Понятие и попечительства над несовершеннолетними детьми 1.2 Основания установления и попечительства над детьми 1.3 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Гражданское право Опека и попечительство как комплексный правовой институт представ­ляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по установлению и попечительства, защите прав и законных интересов лиц, не обладающих дееспособностью или обладающих ею в неполном объеме.

Опека и попечительство в правовой системе Российской Федерации

Основные положения в сфере опеки и попечительства закрепляет ГК Российской Федерации, другие правовые акты устанавливают те или иные отдельные положения. Гражданским законодательством устанавливается понятие опеки и попечительства, основания ее возникновения и прекращения, определяются основные права и обязанности опекунов и попечителей (ст.

31-40 ГК Российской Федерации). Поскольку в соответствии со ст. 2 ГК Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, то воздействию норм гражданского права подвергаются лишь отношения опекуна (попечителя) с самим подопечным, а также с теми лицами, которые не обладают по отношению к ним обоим властными полномочиями.

К последним, например, относятся контрагенты по сделкам подопечного, но не относятся органы внутренних дел, осуществляющие выдачу документов для выезда ребенка из России. В то же время отношения опекуна (попечителя) с родителями несовершеннолетнего подопечного и иными родственниками по поводу общения с ребенком регулируются также семейным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в ГК Российской Федерации содержатся и положения, устанавливающие обязанности органов опеки и попечительства (по назначению опекунов и попечителей, надзору за их деятельностью), а также основания отстранения опекунов и попечителей от исполнения их обязанностей. Данные отношения опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства гражданско-правовыми в смысле ст.

2 ГК Российской Федерации не являются. Однако в связи с тем, что указанные правила закреплены именно в Гражданском кодексе, они входят в состав гражданского законодательства, структура которого определена в ст. 3 ГК Российской Федерации. М.И. Брагинский отмечал, что в самом гражданском законодательстве присутствуют нормы административно-правовые по природе. Такое присутствие – необходимый элемент полноценного правового регулирования, который оправдан “соображениями юридико-технического характера”.

Права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, соответствующие целям их воспитания, в соответствии со ст. 31 ГК Российской Федерации определяются “законодательством о браке и семье” (семейным законодательством – ст. 3 СК Российской Федерации). Это своего рода исключение из общего правила в регулировании опекунских обязанностей, которое вытекает из раздельности гражданского и семейного законодательства и заключается в том, что в последней отрасли конкретизируются воспитательные функции опекунов и попечителей.

Иными словами, в нормах семейного законодательства урегулированы только вопросы воспитания подопечного ребенка, а все иные вопросы опеки или попечительства над несовершеннолетними входят в предмет гражданского законодательства. Семейно-правовые нормы об опеке могут быть закреплены и в законодательстве субъектов Российской Федерации, при этом из п. 1 ст.

Правовое положение органа опеки и попечительства в настоящее время определяется законодательством о местном самоуправлении. Данной отрасли законодательства “подведомственны” вопросы создания органов опеки и попечительства; распределения функций защиты различных категорий подопечных между подразделениями органов местного самоуправления;

возложения на должностных лиц отдельных обязанностей по контролю за опекой (попечительством) и пр. Соответствующие нормы большей частью расположены в региональном законодательстве, что обусловлено принятой в Российской Федерации моделью федерализма (пп. “н” п. 1. ст. 72 Конституции Российской Федерации).

В то же время содержание института опеки и попечительства не может включать в себя абсолютно все нормы, упоминающие об опеке. Так, например, Н.А. Киреева утверждает, что опека и попечительство как межотраслевой институт – это еще и институт гражданского процессуального права. Такая позиция представляется необоснованной.

Тот факт, что опекуны и попечители наделены полномочиями по защите интересов своих подопечных в гражданском процессе, еще не говорит в пользу включения отдельных норм гражданского процессуального законодательства в институт опеки и попечительства. Отрасли и институты законодательства тесно связаны друг с другом в силу органического единства правовой системы, однако их взаимопроникновение тем не менее не стирает между ними границ.

Не следует включать в институт опеки и попечительства также и коллизионные нормы, закрепляющие правила выбора права, применимого к установлению, прекращению и осуществлению опеки и попечительства (ст. 1199 ГК Российской Федерации, а также коллизионные нормы двух- и многосторонних соглашений Российской Федерации о правовой помощи). Эти нормы непосредственно отношений опеки не регулируют и входят в систему российского международного частного права.

Порядок участия в соответствующих отношениях опекунов и попечителей предусматривают также нормы уголовно-процессуального законодательства и законодательства о социальном обеспечении, однако от этого институт опеки и попечительства не переходит в сферу других отраслей. Проведенный анализ действующего законодательства показал, что в настоящее время с фактом установления опеки или попечительства те или иные правовые последствия связывают 563 федеральных нормативных правовых акта.

Большинство из них относится к сфере социального страхования и социального обеспечения, законодательства о финансах и кредите, другие являются актами жилищного, трудового законодательства, законодательства об охране здоровья населения, об образовании, науке и культуре. В отношении лиц, состоящих под опекой или попечительством, закреплен целый ряд социальных льгот.

Правовой статус опекуна, как законного представителя подопечного, отражен в законодательстве об административных правонарушениях, гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном. Тем не менее, в содержание института опеки и попечительства входят далеко не все из норм, упоминающих об опеке, а лишь те из них, которые непосредственно “обслуживают” ее осуществление.

В юридической литературе советского и современного периодов вопрос о сущности опеки и попечительства как системы норм детально не исследовался, большинство высказанных суждений не аргументировалось. В России до 1918 г. все нормы института опеки и попечительства располагались в гражданском законодательстве.

“ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК – это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы”. Тем самым А.М. Нечаева, по-видимому, допускает принадлежность норм об опеке и попечительстве одновременно двум отраслям законодательства.

Во всяком случае, такая позиция является неопределенной, поскольку допускает совмещение различных понятий. Действительно, СК Российской Федерации рассматривает опеку и попечительство как форму устройства, но нельзя отрицать и того, что соответствующие нормы занимают определенное место в структуре кодекса. Л.М.

Представляется, что включение всего института опеки и попечительства в семейное законодательство нецелесообразно.

Во-первых, это связано с основным назначением опеки (попечительства). Требуется такое устройство гражданина, которое обеспечивает при помощи действий другого физического лица восполнение недостающей дееспособности подопечного, а в необходимых случаях также и защиту иных его интересов. Процесс восполнения заключается в действиях опекуна или попечителя, а также органа опеки и попечительства, направленных на формирование воли подопечного, наиболее отвечающей его интересам, или замену недостатка этой воли.

Юридические действия были и остаются наиболее значимыми действиями, совершаемыми опекунами (попечителями) и органами опеки и попечительства в интересах подопечных. На практике ради этих юридических действий, направленных на достижение юридических последствий, и инициируется оформление опеки или попечительства со стороны тех лиц, которые и безо всякого оформления уже давно фактически осуществляют заботу о подопечном.

Безусловно, опека и попечительство – это формы устройства лица, но устройство предполагает в первую очередь защиту интересов, представительство. Обязанности опекуна по обеспечению условий жизни подопечного или по воздействию на его личность вторичны. Таким образом, установление опеки и попечительства существенно влияет на осуществление гражданских прав и обязанностей как опекуна (попечителя), так и подопечного, что требует признания данных отношений предметом гражданского законодательства.

Во-вторых, опека не должна устанавливаться только со стороны родственников или иных членов семьи, а, напротив, как писал Г.Ф. Шершеневич, со стороны посторонних людей можно ожидать “большее беспристрастие”, так как у родственников может присутствовать “эгоистическое сознание наследственных прав на имущество опекаемого”.

Правда, в современных условиях подобная проблема актуальна главным образом при осуществлении опеки над недееспособными гражданами, так как несовершеннолетние подопечные сравнительно реже обладают каким-либо имуществом. Таким образом, опека как явление исключительно юридическое, но не биологическое не требует наличия между опекуном (попечителем) и подопечным родственной связи.

В-третьих, вследствие установления опеки или попечительства семейных правоотношений не возникает. Законодатель может лишь воспользоваться условным термином “член семьи” и приравнять опекунов (попечителей) и их подопечных к членам семьи в определенных случаях и для определенных целей. По указанным причинам перемещение общих положений, “центра тяжести” института опеки и попечительства в семейное законодательство было бы необоснованным и нарушило бы целостность системы гражданского законодательства.

Установление и прекращение опеки и попечительства

Для защиты личных и имущественных прав и интересов частично (ограниченно) дееспособных или полностью недееспособных граждан, для предоставления им возможности участвовать в гражданском обороте и осуществлять свои гражданские права и обязанности Гражданский кодекс Российской Федерации вводит институт опеки и попечительства, который позволяет использовать помощь определенных дееспособных лиц.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.

Необходимость опеки и попечительства обусловлена тем, что право, как система норм общеобязательного поведения, непосредственно обращается лишь к людям, наделенным сознанием и волей. Когда такая возможность исключается недееспособностью лица, право ставит между ним дееспособного субъекта. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, т.е. выступают в защиту прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель же, напротив, не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи ему имущества в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Решение органа опеки и попечительства об отказе в даче согласия на распоряжение имуществом ребенка (подопечного) может быть обжаловано в суд. При этом само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является достаточным подтверждением законности совершенной сделки.

В соответствии со ст. 28, 37 ГК Российской Федерации разрешение органа опеки и попечительства должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав малолетнего ребенка, в связи с чем именно реальное соблюдение этих прав – критерий законности сделки по отчуждению.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

1. Понятие брака по семейному праву.

2. Условия заключения брака. Препятствия
к заключению брака.

3. Медицинское обследование лиц, вступающих
в брак.

4. Порядок заключения брака. Государственная
регистрация заключения брака.

1. Понятие, основания и порядок прекращения
брака.

2. Расторжение брака в
органах загса по заявлению обоих
супругов.

3. Расторжение брака в
органах загса по заявлению одного из
супругов.

1) при отсутствии согласия одного из
супругов на расторжение брака;

2) при взаимном согласии
супругов на расторжение брака.

5. Вопросы, разрешаемые
судом при вынесении решения о
расторжении брака.

6. Момент прекращения
брака при его расторжении. Правовые
последствия прекращения брака.

7. Восстановление брака
в случае явки супруга,
объявленного умершим или признанного
безвестно отсутствующим.

Соглашения
об уплате алиментов в настоящее время
могут заключаться между любыми лицами,
обязанными уплачивать алименты, и их
получателями. В семейном праве соглашения
об уплате алиментов являются разновидностью
гражданско-правовых соглашений и
регулируются семейным и гражданским
законодательством.

Соглашения об уплате
алиментов могут быть заключены между
лицами как имеющими право на взыскание
алиментов в судебном порядке, так и не
обладающими таким правом, поскольку в
данном случае речь идет о добровольном
принятии на себя алиментной обязанности.
Содержание соглашения об уплате алиментов
составляют условия о размере, условиях,
способах и порядке выплаты алиментов,
основаниях изменения и расторжения
соглашения, формах и условиях
ответственности за несвоевременную
уплату алиментов, сроке действия
соглашения.

Субъектами
соглашения об уплате алиментов являются
лицо, обязанное уплачивать алименты, и
их получатель. Если получатель алиментов
и (или) лицо, обязанное уплачивать
алименты, недееспособны, то соглашение
об уплате алиментов заключают представители
данных лиц. В случае заключения соглашения
с лицом, признанным недееспособным, оно
признается ничтожным.

Если соглашение
заключено с лицом, ограниченным судом
в дееспособности вследствие злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими
веществами, без согласия попечителя,
то оно может быть признано в установленном
законом порядке недействительным.
Соглашение об уплате алиментов на
несовершеннолетнего ребенка заключается
между родителями ребенка или между
родителями и лицами, на воспитании,
иждивении которых находится ребенок.
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
заключают соглашение об уплате алиментов
с согласия своих законных представителей.

СК
РФ устанавливает обязательную письменную
форму заключения соглашения об уплате
алиментов, а также его нотариальное
удостоверение. Соглашение об уплате
алиментов, не удостоверенное в нотариальном
порядке, ничтожно. Однако, если одна из
сторон алиментного соглашения приступила
к его фактическому исполнению, а другая
сторона уклоняется от нотариального
удостоверения, соглашение может быть
признано действительным в судебном
порядке. В таком случае последующего
нотариального удостоверения соглашения
не требуется.

Нотариально
удостоверенное соглашение приравнивается
по своей исполнительной силе к
исполнительному листу, т. е. исполнение
по нотариально удостоверенному соглашению
осуществляется так же, как и по
исполнительному листу, и выдачи других
исполнительных документов для удержания
алиментов не требуется. Согласно п.
5 ст.

169 СК
РФустановленные гл. 16 СК РФ условия
и порядок заключения соглашений об
уплате алиментов применяются к соглашениям
об уплате алиментов, заключенным после
1 марта 1996 г., т. е. после введения
СК РФ в действие. Однако возможность
заключения родителями соглашения о
содержании детей предусматривалась и
прежним законодательством (ст. 67 КоБС).
Поэтому п. 5ст.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

1) свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;

2) подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;

3) обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных;

4)государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Данные принципы со всей очевидностью вытекают из признаков опеки и попечительства как индивидуальной формы устройства граждан, как вида социальной заботы. Их законодательное закрепление будет способствовать систематизации норм института опеки и попечительства, а также повышению его эффективности. Представляется, что перечисленные принципы должны отразиться и на содержании смежных с институтом норм, устанавливающих те или иные последствия назначения опеки или попечительства.

Институт опеки и попечительства невозможно определить только как гражданско-правовой институт, поскольку значительную часть его норм составляют (и должны составлять) положения о выявлении лиц, нуждающихся в попечении, установлении опеки и попечительства, контроле за деятельностью опекунов и попечителей.

Функции органов государственного управления во всех этих вопросах сводятся к организаторским. Наличие норм административно-правового характера, обеспечивающих эти организаторские функции посредством действий органов опеки и попечительства, не позволяет считать весь институт опеки и попечительства гражданско-правовым.

Отдельные нормы из законодательства о местном самоуправлении, присутствующие в институте опеки и попечительства, не могут “притянуть” данный институт и к муниципальному праву по понятным причинам, основная из которых – назначение института. Поэтому нормы законодательства о местном самоуправлении могут устанавливать лишь порядок создания органов опеки и попечительства, порядок распределения полномочий органов опеки и попечительства между различными органами местного самоуправления, возможность делегирования этих полномочий на постоянной или временной основе другим органам или лицам, а также дополнительные способы и формы контроля за деятельностью органов опеки и попечительства.

И, напротив, эти нормы не могут затрагивать вопросы объема полномочий органа опеки и попечительства в отношении опекунов (попечителей) и их подопечных, определять порядок установления и прекращения опеки и попечительства, определять формы контроля органов опеки и попечительства за деятельностью опекунов и попечителей.

Такое ограничение вмешательства норм законодательства о местном самоуправлении в правовое регулирование опеки и попечительства также продиктовано задачами института и предметом его регулирования. Большинство отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, складываются с участием физических лиц, и содержание норм, регулирующих данные отношения, значительным образом влияет на правовой статус подопечных.

Так, порядок осуществления опекуном полномочий по продаже имущества подопечного, а также правила о выдаче органом опеки и попечительства разрешения на такое отчуждение не являются лишь процедурными вопросами. От того, каким образом осуществляется соответствующая процедура, в немалой степени зависит осуществление права собственности подопечного, права на получение и сбережение его дохода, осуществление других имущественных прав физического лица.

Данное обстоятельство не позволяет причислить опеку и попечительство к публичным институтам законодательства, так как не опека существует для органов государственной власти, а, напротив, соответствующие органы учреждаются в государстве ради организации опеки, о чем свидетельствует история института опеки.

Нецелесообразность размещения института опеки и попечительства в публичных отраслях связана и с еще одним важным моментом. Опека и попечительство возникают только при добровольном согласии на то опекуна или попечителя. Иначе и не может быть, иной порядок (принудительное назначение), по моему мнению, принесет больше вреда, чем пользы делу устройства нуждающихся в попечении лиц.

ГК Российской Федерации, предусматривая правила, с помощью которых малолетний гражданин становится полноценным участником гражданских правоотношений, обеспечивает охрану его прав и возможность их реализации. То же самое можно сказать применительно к совершеннолетним гражданам, признанным судом недееспособными.

Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет; ограниченными судом в дееспособности. В первом случае основанием для попечительства служит возрастной критерий, а не состояние несовершеннолетнего. При этом учитывается, что уже в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. В отличие от опеки попечительство над несовершеннолетними касается главным образом имущественной стороны их отношений с попечителем.

При установлении попечительства над лицами, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками, учитывается, что они не выполняют своих обязанностей по отношению к лицам, которых должны содержать по закону, разоряют семью, ставят ее в бедственное положение. Превращая заработок, любой доход в источник удовлетворения своего болезненного пристрастия, такие граждане наносят и тяжелый моральный ущерб членам своей семьи, особенно престарелым и несовершеннолетним.

Поэтому ГК Российской Федерации позволяет ограничить их дееспособность. Однако ограничение дееспособности этой категории граждан касается лишь тех, кто еще не деградировал полностью, способен в какой-то степени управлять своими действиями и поступками. В противном случае речь может идти об установлении опеки после признания судом гражданина полностью недееспособным.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей совершать мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 26 ГК Российской Федерации), а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют нотариального удостоверения либо государственной регистрации (п. 2 ст.

28 ГК Российской Федерации). На все остальные сделки требуется письменное согласие попечителя (п. 1 ст. 26 ГК Российской Федерации). В некоторых случаях суд или органы опеки и попечительства по ходатайству попечителя могут ограничить или лишить несовершеннолетнего, находящегося под попечительством, права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с п. 4 ст.

26 ГК Российской Федерации, например, если подросток неразумно тратит получаемые им средства, использует их на приобретение спиртных напитков, наркотиков, на азартную игру и т.п. Подобного рода исключение из общего правила не распространяется, во-первых, на вступивших в брак до достижения 18 лет, во-вторых, на тех, кто объявлен эмансипированным в соответствии с п. 1 ст. 27 ГК Российской Федерации.

Ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, несколько иначе сказывается на объеме его прав и обязанностей. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Предоставление подопечному, имеющему попечителя, относительной свободы в гражданско-правовой сфере не означает, что ему вовсе не нужна помощь в осуществлении прав, исполнении обязанностей прежде всего имущественного порядка. Эта помощь (содействие) может заключаться в совете, как поступить в той или иной ситуации, в посещении организаций, способных помочь как подростку, так и ограниченно дееспособному гражданину.

Активным должно быть участие попечителя в оформлении наследства, причитающегося подопечному, в предъявлении, рассмотрении иска, направленного на защиту имущественных прав подопечного или против него, а также при исполнении вынесенного судом решения. Помощь и поддержка попечителя нужны и при защите личных прав подопечного, его чести и достоинства, перемене имени, фамилии и т.п.

Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц в самом широком смысле слова, например ограждать подростка от плохого окружения, использующего его физическую, психическую незрелость, вовлекающего подростка в совершение асоциальных поступков, в нетрезвый образ жизни.

Отметим также, что категория дееспособности включает в себя такое понятие, как деликтоспособность. Деликтоспособность – это возможность нести самостоятельную имущественную ответственность. Ее возникновение, так же как и возникновение дееспособности, связано с достижением гражданином определенного возраста.

Так, полностью деликтоспособными являются лица, обладающие полной дееспособностью. В связи с этим несовершеннолетние могут нести на общих основаниях самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам и за причинение вреда только в двух случаях: при эмансипации, т.е. объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст.

27 ГК Российской Федерации); при вступлении в брак до достижения возраста 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК Российской Федерации). В остальных случаях гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних имеет свои особенности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями.

Опека и попечительство над детьми. Документы и порядок оформления Дети, по тем или иным причинам, оставшиеся без родителей, нуждаются в защите государства.

Тест-контрольные задания

а)
в случаях, предусмотренных Семейным
кодексом РФ;

б)
по желанию лиц, вступающих в брак;

в)
обязательно проводится учреждениями
системы здравоохранения по месту
жительства лиц.

а)
суд может признать брак недействительным;

б)
суд обязан признать брак недействительным;

в)
брак подлежит расторжению органами
загса.

а)
достижение брачного возраста;

б)
состояние одного из супругов в другом
нерасторгнутом браке;

в)
состояние лиц, желающих вступить в брак,
в близких степенях родства;

г)
взаимное согласие лиц, желающих вступить
в брак.

а)
приводит к возникновению у него полной
гражданской дееспособности;

б)
влечет эмансипацию несовершеннолетнего;

в)
не влияет на объем гражданской
дееспособности.

Задачи

Задача 1

В один из органов загса г. Москвы
обратилась гражданка Минкова с заявлением
о регистрации брака с гражданином
Шевцовым, проживающим в г. Магадане. В
связи с тем, что Шевцов не имеет возможности
приехать в Москву для подачи заявления,
Минкова предоставила в орган загса
составленное им соответствующее
заявление, заверенное руководителем
предприятия, где работает Шевцов. Однако
заведующий органом загса отказал
Минковой в принятии этого заявления.

Необходимо ли личное присутствие лиц,
вступающих в брак, при подаче заявления
о регистрации брака в орган загса В
каких случаях заявление о вступлении
в брак может быть подано одним из лиц,
вступающих в брак Установлена ли в
Российской Федерации форма заявления
о регистрации брака Если да, то каким
нормативным правовым актом Какие
разъяснения должны быть даны Минковой
работником органа загса

Задача 2

В апреле 1996 г. гражданин
Морозов подал заявление в орган загса
о вступлении в брак с гражданкой
Самойловой. В его паспорте почему-то не
было штампа о заключении первого брака,
хотя в заявлении он указал, что был ранее
в браке, но разведен.

Инспектор органа загса поверила Морозову,
что у него есть свидетельство о расторжении
брака и что он принесет этот документ
в день государственной регистрации
заключения брака. Поэтому заявление о
вступлении в брак от Морозова и Самойловой
было принято. Через месяц в органе загса
перед регистрацией брака у Морозова
потребовали свидетельство о расторжении
брака.

Как
следует поступить органу загса в данной
ситуации При каких условиях возможна
государственная регистрация заключения
брака между Морозовым
и Самойловой
Какие документы подтверждают прекращение
прежнего брака С какого времени в РФ
применяются положения ст.
25 СК

Задача
3

Анатолий Смирнов решил вступить в брак
с Раисою Волошиной, которая по отцу
являлась его сестрой. Мать Раисы Волошиной
не состояла в браке с отцом Анатолия
Смирнова, но при рождении Раисы по
совместному заявлению ее матери и отца
Анатолия было установлено отцовство,
т.е. отец Анатолия признал Раису своей
родной дочерью, о чем была произведена
актовая запись в книге регистрации
рождений.

Со
ссылкой на правовые нормы поясните,
возможно ли заключение брака между
Анатолием Смирновым и Раисой Волошиной

а) с момента его
регистрации;

б) с момента
вынесения соответствующего решения
суда;

в) с момента
расторжения брачного договора.

а) брак, направленный
на получение материальной выгоды;

б) брак, заключенный
с единственной целью – получить право
на жилое помещение;

в) брак, заключенный
без намерения создать семью.

а) супруг, не имеющий
препятствий к вступлению в брак;

б)
супруг, от которого другой супруг скрыл
имеющиеся у него препятствия к вступлению
в брак, то есть обманутый супруг;

в)
супруг, не знавший о наличии обстоятельств,
препятствующих заключению брака;

г)
супруг, права которого нарушены
заключением брака, при условии, если он
не знал о наличии у другого супруга
препятствий к вступлению в брак.

Задачи

Задача 1

Гражданин Тимошин обратился в суд с
иском к гражданке Борисенко о признании
недействительным брака, зарегистрированного
31 июля 1997г. между его отцом Савеловым и
Борисенко. Истец указал, что Савелов
был выписан из больницы 25.07.1997г. в крайне
тяжелом состоянии, чем и воспользовалась
Борисенко, зарегистрировав с ним брак
в целях получения наследства после его
смерти, последовавшей 2.08.1997г.

В суде выяснились следующие обстоятельства.
23.07.1997г. от имени Савелова 1928г.р. и
Борисенко 1941г.р. было подано заявление
в орган загса о вступлении в брак. На
этом заявлении сделана запись врача
Некрасовой от 22.07.1997г. о том, что Савелов
находится на стационарном лечении в
тяжелом состоянии с диагнозом «хронический
гепатит» и явиться в орган загса не
может. Государственная регистрация
заключения брака производилась на дому
31.07.1997г. после выписки Савелова из
больницы.

Как выяснилось из показаний свидетеля
Зуевой (инспектора органа загса), которая
регистрировала брак на дому, Савелов
лежал в постели, ничего не говорил, она
его согласия на брак не выясняла, так
как оно было выражено в заявлении о
вступлении в брак; во время регистрации
подписаться в актовой книге Савелов не
мог, его руку поддерживали другие лица,
находящиеся в комнате.

Из заключения судебно-психиатрической
экспертизы усматривалось, что 16.05.1997г.
в период нахождения Савелова в больнице
по поводу хронического гепатита у него
внезапно нарушилась речь, в связи с чем
он был переведен в неврологическое
отделение с диагнозом «атеросклероз с
преимущественным поражением сосудов
головного мозга, острое нарушение
мозгового кровообращения».

31.07.1997г., в день государственной регистрации
заключения брака, Савелов был осмотрен
участковым врачом, который указал, что
его состояние крайне тяжелое, сознание
помрачено, он заторможен, безразличен,
не узнает окружающих, неадекватно
отвечает на вопросы. Через день, в ночь
с 1 на 2 08.1997г., Савелов скончался.

Посмертная судебно-психиатрическая
экспертиза пришла к выводу, что Савелов
в день регистрации заключения брака не
отдавал отчета в своих действиях и не
мог руководствоваться ими.

Имеются ли основания для признания
брака Савелова с Борисенко недействительным
Назовите лиц, имеющих право требовать
в судебном порядке признания брака
недействительным (при ответе сошлитесь
на конкретные правовые нормы). Вправе
ли Тимошин заявлять подобный иск Решите
дело.

Задача 2

Гражданин Медведев в 1992
г. вступил в брак с гражданкой Симоновой,
не разведясь с первой женой и скрыв это
обстоятельство. В 1996 г.
брак Медведева с Симоновой по иску
Козловой (первой жены Медведева) был
признан судом недействительным. Через
шесть месяцев после решения суда Симонова
предъявила иск к Медведеву о взыскании
с него средств на свое содержание,
ссылаясь на то, что она нетрудоспособна
по возрасту (57 лет), пенсию
получает маленькую, средств к существованию
ей не хватает. Кроме того, она потребовала
и возмещения причиненного ей в результате
действий Медведева морального вреда.

Каковы
правовые последствия признания судом
брака недействительным в случае, когда
один супруг скрыл от другого, что состоит
в браке Дайте понятие добросовестного
супруга. Имеются ли основания для
возмещения морального вреда, причиненного
Симоновой Назовите способ и размер
компенсации морального вреда. Подлежит
ли иск Симоновой удовлетворению

Задача 3

1 марта 1995 г. супруги Калмыковы вступили
в зарегистрированный брак. В декабре у
них родился сын. В ноябре 1996 г. судом был
удовлетворен иск Калмыковой к мужу о
признании их брака недействительным.

В декабре 1996 г. Калмыкова предъявляет
снова иск к Калмыкову о взыскании
алиментов на свое содержание и содержание
сына.

Возражая в судебном заседании против
иска, Калмыков заявил, что, так как их
брак признан судом недействительным,
он никаких алиментных обязательств ни
в отношении бывшей жены, ни в отношении
сына не несет. Более того, в решении суда
он прочитал, что брак между ним и
Калмыковой признан недействительным
с момента его заключения, а следовательно,
если не было брака, то не может быть и
ребенка, рожденного в браке; пускай
теперь Калмыкова доказывает, что он
отец ребенка.

Какое решение должен вынести суд Какими
процессуальными документами Вы бы
посоветовали Калмыкову оформить его
возражения-требования

Нормативные акты и документы

1. СК. Ст. 10-15,
27-30, 34, 38-41, 9С, 91, 156-159, 169
(п.4,7).

2. ГК. Ст. 15,
20-21, 29-30, 47, 151, 181, 244-252. 1101.

3. УК. Ст.122.

4. Основы законодательства
РФ об охране здоровья граждан от
22.07.1993г., ред. от 29.12.2006 // Ведомости РФ.
1993. №33.

5. Федеральный закон от 15.11.1997г. №143, ред.
от 18.07.2006 «Об актах гражданского состояния»
// СЗ. 1997. № 47;
2003. №28.

6. Закон Ростовской области
от 12.05.1996 г. №
18-ЗС, ред. от 30.07.1998г. «Об
условиях и порядке регистрации брака
несовершеннолетних граждан в Ростовской
области» // Наше время. 1996.
№98-99.

7. Закон Ростовской области
от 30.07.1998 г. № 7-ЗС,
ред. от 22.10.2005г. «Об
органах записи актов гражданского
состояния Ростовской области» // Наше
время. 1998. №148.

8. Закон Ростовской области от 22.10.2004 г.
№179, ред. от 07.05.2007 «Об охране здоровья
жителей Ростовской области» // Наше
время. 2004. №266-269.

  1. СК. Ст. 16-26, 160, 169 (п.З).

  2. ГК. Ст. 29, 42-46.

  3. ГПК. Ст. 23, 28, 29, 131, 262, 276-286, 403.

  4. Основы законодательства РФ
    о нотариате от 11.02.1993г. №4462-1, ред. от
    26.06.2007 ст. 22, 22.1 // Ведомости
    РФ. 1993 №10.

5. Федеральный закон от 15.11.1997г. №143, ред.
от 18.07.2006 «Об актах гражданского состояния»
// СЗ. 1997. № 47;
2003. №28.

6. Постановление Пленума ВС РФ
№ 15 от 05.11.1998, ред. от
06.02.2007 «О применении судами
законодательства при рассмотрении дел
о расторжении брака» // Бюллетень ВС РФ.
1998. № 1.