Находим решения ваших
юридических вопросов

В настоящее время у заказчика появилась возможность при формировании извещения на официальном сайте о проведении закупочной процедуры в разделе «требования к участникам закупки» делать отметку о том, что поставщик не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. В дальнейшем при составлении протоколов закупки будет производиться проверка участников закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

Сведения, содержащиеся в реестре

  •  Номер реестровой записи и дата включения сведений в реестр
  •  Уполномоченный орган, осуществивший включение сведений в реестр
  •  Информация о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) и его месте нахождения (месте жительства):
  •  Сведения о проведенных закупках:
  •  Сведения о договоре:

В настоящее время у заказчика появилась возможность при формировании извещения на официальном сайте о проведении закупочной процедуры в разделе «требования к участникам закупки» делать отметку о том, что поставщик не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. В дальнейшем при составлении протоколов закупки будет производиться проверка участников закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

Если после окончания закупочной процедуры победитель уклоняется от заключения договора (или участник закупки, с которым согласно закупочной документации заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, при условии того, что документацией предусмотрена обязанность такого участника заключить договор), заказчику необходимо направить обращение в Федеральную антимонопольную службу о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (это не право, а обязанность заказчика).

В обращении заказчику следует указать наименование и прочие данные (адрес, ИНН, КПП и др.) лица, которое отказывается от заключения договора, способ закупочной процедуры, товар (работы или услуги), закупка которого проводилась. Заказчику не следует забывать о том, что за непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), либо предоставление заведомо ложной информации о недобросовестных поставщиках в ФАС России в соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Получив обращение от заказчика, антимонопольная служба принимает его к производству и в последующем направляет уведомление заказчику и поставщику о рассмотрении обращения по вопросу о включении (либо невключении) сведений об поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. В уведомлении антимонопольный орган просит заказчика и поставщика предоставить в названный срок необходимые документы для более полного и всестороннего рассмотрения обращения и принятия верного решения.

Также в уведомлении ФАС России назначает дату и время (с указанием адреса), когда состоится заседание по вопросу включения (либо невключения) победителя закупки в РНП. На рассмотрении обращения комиссией антимонопольного органа сторонам необходимо обеспечить явку своего представителя с доверенностью, оформленной надлежащим образом.

Мы проводим бесплатные семинары и вебинары для заказчиков и поставщиков. Программа обучения включает практику проведения закупок по 223-ФЗ, требования регулирующих органов и изменения в законодательстве.

Пример доверенности

(*на фирменном бланке организации*)

Доверенность №

город, дата выдачи доверенности

Настоящей доверенностью (наименование организации), зарегистрированное (дата регистрации) по адресу: (указать адрес) ОГРН____, ИНН ____, в лице ____________, действующего на основании ________,

уполномочивает

(ФИО лица, которое будет представлять интересы заказчика в ФАС с указанием должности), паспорт серия, номер _______, дата выдачи, кем выдам, , зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес регистрации) :

представлять интересы предприятия в УФАС по (указать регион) при рассмотрении обращения (наименование организации заказчика) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (наименование организации) в связи с его уклонением от заключения договора после подведения итогов (наименование закупки на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг).

Доверенность выдана без права передоверия (указать срок).

Подпись доверенного лица ______________________________ удостоверяю.

Директор _____________ (ФИО)

М.П.

– извещение и документацию о проведении закупочной процедуры, сообщения о внесении изменений в документацию, разъяснения документации о закупке (при наличии);

– все заявки, поданные участниками закупки;

– все протоколы, которые были составлены в ходе процедуры закупки товара (работ, услуг);

– доказательства отправки в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) проекта договора (если победитель уклоняется от подписания), а также иные сведения, которые будут свидетельствовать об отказе от заключения договора.

– Устав (Положение), при отсутствии такового в открытом доступе;

– свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

– документы, в соответствии с которыми проводилась закупочная процедура (например, положение о закупке товаров, работ, услуг, приказ об утверждении положения о закупке);

– распорядительный документ по вопросу организации и проведения данной закупки (например, приказ директора об организации и проведении запроса предложений на поставку антигололедного реагента);

– иные документы и сведения.

– сведения о дате и времени поступления проекта договора;

– сведения о направлении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подписанного проекта договора (с указанием даты и времени направления), в случае, если такие документы не направлялись – объяснение в письменной форме с указанием причины уклонения от заключения договора с заказчиком;

– иные сведения, которые касаются уклонения от заключения договора (если таковые имеются).

В Федеральную антимонопольную службу в срок не позднее, чем 30 календарных дней с момента заключения договора с участником закупочной процедуры, с которым по условиям закупочной документации заключается договор, если победитель уклонился от подписания договора, либо со дня, когда истек срок заключения договора, прописанный в закупочной документации (если заказчиком в закупочной документации не предусмотрен вариант заключения договора с другим участником закупки при уклонении победителя от подписания договора), заказчиком направляются необходимые сведения согласно ст.

В назначенную дату комиссия ФАС России при участии представителей со стороны заказчика и со стороны лица, уклонившегося от подписания договора, проводит рассмотрение обращения организатора закупочной процедуры о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков.

Стороны поясняют свои доводы по вопросу включения (невключения) поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП, отвечают на вопросы комиссии ФАС. Также стороны могут задавать вопросы друг другу относительно несвоевременности подписания договора после подведения итогов закупки. Как правило, процесс рассмотрения не является продолжительным, не длится часами, поэтому важно четко и лаконично сформулировать свою позицию.

Заказчик в соответствии с положением о закупке и закупочной документацией аргументирует требование о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков. К примеру, согласно протоколу подведения итогов запроса предложений, заказчик в течение 7 рабочих дней с момента опубликования на официальном сайте итогового протокола направляет договор на подписание поставщиком, а тот в свою очередь должен в течение 10 рабочих дней подписать его и один экземпляр договора направить организатору закупки (кто первый подпишет договор – заказчик или поставщик – не имеет значения, если иное не предусмотрено в закупочной документации или итоговом протоколе).

Если же данные сроки нарушены победителем, заказчик должен обратиться в антимонопольный орган, поскольку в соответствии со ст. 5 Закона о закупках в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договора.

Как отказаться от заключения госконтракта

Заказчик может легко найти необходимые сведения, проверить поставщика, с помощью параметров поиска, используя функционал официального сайта. Для этого во вкладке «реестры» следует выбрать «реестр недобросовестных поставщиков» и далее осуществить поиск после введения требуемых сведений о лице (ИНН, наименование).

Также антимонопольный орган обеспечивает создание и формирование справки о том, находятся ли в реестре недобросовестных поставщиков участники закупочной процедуры, поставщики (исполнители, подрядчики) по запросу, поступившему от посетителя официального сайта.

Поставщику (подрядчику, исполнителю) во избежание включения сведений в РНП необходимо предоставить объяснения и доказательства на рассмотрение обращения заказчика, которые могли бы опровергнуть факт уклонения от заключения договора для нужд заказчика: например, если при подписании договора в электронной форме возникли технические неполадки (см. решение Курганского УФАС России по делу №05-02/4-12 об отказе во включении в Реестр недобросовестных поставщиков ЗАО “Глинки”).

Комиссия ФАС, сопоставив доводы и обоснования сторон, примет решение о включении поставщика в РНП (например, Решение Кировского УФАС России решение о включении ООО «БУЛАТ” в реестр недобросовестных поставщиков, дело №РНП-43-02) или же откажет в этом (например, Решение Пензенского УФАС по итогам рассмотрения обращения о включении ООО «Каменко-мясо» в реестр недобросовестных поставщиков, дело № 5-09/РНП-58-02).

В любом случае, решение контролирующего органа может быть обжаловано сторонами в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

После рассмотрения обращения решение направляются сторонам, а также размещаются в интернете на сайте антимонопольного органа региона (также данное решение можно будет найти в базе решений ФАС на ее официальном сайте, задав необходимые параметры поиска).

Таким образом, в настоящее время такой способ защиты интересов заказчика как включение сведений о недобросовестных поставщиках в РНП вполне эффективен, поскольку доступ к заказам для таких лиц будет закрыт на 2 года, что практически лишает поставщиков нормального функционирования и закрывает выход на рынок сбыта.

В последнее время число обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков увеличивается, поскольку заказчики, понимая ответственность, предусмотренную КоАП РФ за непредставление в контролирующий орган информации о поставщиках, уклоняющихся от заключения договора, в виде штрафа, не готовы нести лишние расходы в связи с собственной безынициативностью.

Также данная практика включения сведений в реестр о недобросовестных поставщиках позволяет в будущем другим заказчикам не нарваться на ненадежного партнера и не создать себе проблем по вопросу поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. А поставщики, зная о возможной двухлетней изоляции участия в закупочных процедурах, будут более серьезно и ответственно подходить к вопросу подписания и исполнения договора.

Об отказе заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ говорится в статье 31 Федерального закона о контрактной системе. Там сказано, что принять такое решение заказчик вправе в любой момент до подписания контракта. Отказ возможен, если выяснилось, что участник закупки не соответствует обязательным или дополнительным требованиям или предоставил недостоверную информацию о себе.

Может ли поставщик отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ Да, но это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков, если только причиной не стали чрезвычайные обстоятельства. Но об этом поговорим далее.

Основанием для внесения в реестр служит отказ от подписания контракта поставщиком по 44-ФЗ, иначе говоря, уклонение от его заключения. Уклонистами называют таких участников, которые в установленный законом срок не направили заказчику подписанный проект контракта, не предоставили необходимые документы и сведения или не внесли обеспечение исполнения контракта. Всегда обращайте внимание на условия документации о закупке и сроки.

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  1. Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  2. Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта ().
  3. Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Как оттянуть подписание контракта

Что делать в том случае, когда по тем или иным причинам вы не успеваете подписать контракт в течение установленных пяти дней после направления проекта контракта. Прежде всего, направляйте Заказчику протоколы разногласий – это позволит немного продлить отведенный на подписание срок.

Участник имеет право направить в адрес Заказчика три таких протокола в течение тринадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов. Обязанностью Заказчика является обработка этого протокола. То есть в любом случае, какими бы ни были основания составления протокола, Заказчик не может проигнорировать его.

Если подписание контракта все равно не состоялось, участнику закупки грозит возможность внесения сведений об организации, учредителях и лицах, являющихся исполнительным органом юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит эта санкция Подавляющее большинство Заказчиков, при составлении аукционной документации, устанавливает требование о том, что сведения об участнике не должны быть внесены в этот черный список гос.закупок. Вместе с тем, это не обязанность, а лишь право Заказчика. То есть теоретически документация может этого требования не содержать и тогда организация из реестра имеет полное право участвовать в закупке. Другое дело, что такие варианты документации встречаются крайне редко.

Процесс применения санкций к “уклонисту”

Еще одна деталь состоит в том, что внесение информации происходит не автоматически и у вас есть все шансы добиться того, чтобы сведения не были внесены в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обязан направить сведения об уклонившемся участнике в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, которое, в свою очередь, назначает заседание Комиссии для изучения обстоятельств дела и заслушивания сторон. Дата заседания назначается в течение десяти рабочих дней с даты поступления обращения. Обратите внимание, что организация должна быть уведомлена о месте и времени проведения заседания.

В том случае, если сторона не была уведомлена надлежащим образом, решение о внесении сведений в реестр может быть обжаловано в Арбитражном суде с высокой вероятностью принятия положительного для участника решения. Другое дело, что если в контракте вами указаны неверные контактные сведения, на которые это уведомление было направлено, то это останется сугубо вашими проблемами.

Как избежать занесения в РНП

В ходе заседания Комиссии, заслушиваются мнения сторон по факту уклонения. Проще говоря, представитель организации должен доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного поведения, то есть следует говорить о том, что участник не имел намерений уклониться от подписания контракта, совершал действия, направленные на подписание контракта.

Более того, выгодным подтверждением такой позиции будет заявление о том, что в настоящее время участник также готов подписать контракт и исполнить обязательства. Разумеется, что слова должны подтверждаться документами и чем больше их будет, тем прочнее будет ваша позиция.

Обратите внимание на то, что внесение обеспечения исполнения контракта, даже с нарушением срока, в первую очередь говорит о готовности подписать контракт. Поэтому для того, чтобы застраховать себя от неприятных последствий не отказывайтесь от внесения обеспечения, даже если вы понимаете, что исполнение и подписание контракта невозможны.

Свидетельствовать о намерении исполнить контракт будут документы, подтверждающие наличие товара или его части на вашем складе. В том случае, если предметом являются работы или услуги документально подтвердите наличие ресурсов для их выполнения. Это могут быть счета – фактуры, накладные, оформленные на ваше юридическое лицо.

Не стоит забывать и о том, что неподписание контракта могло произойти по независящим от участника обстоятельствам. Таковыми, в том числе, являются выход из строя компьютера, на котором установлено соответствующее программное обеспечение, неисправность электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени организации. В этом случае подтверждающими документами будут акты, документы о сдаче техники или ключа

По 44-ФЗ отказаться от заключения контракта может и заказчик, и поставщик. Как правило, в первом случае документ остается неподписанным из-за каких-то нарушений со стороны поставщика (например, из-за отсутствия обеспечения), а во втором речь чаще всего идет об уклонении. Когда возможен отказ от заключения контракта по 44-ФЗ и что грозит за уклонение от его подписания, читайте в этом материале.

Ответ

Оксана Баландина
, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта
не более чем сто миллионов рублей;

2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта
выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта
, указанной в извещении о проведении такого аукциона.