Таможенное дело непосредственным образом осуществляют таможенные органы, которые составляют единую централизованную государственную систему. В России она составлена:
Функции и задачи таможенных органов
Таможенное дело непосредственным образом осуществляют таможенные органы, которые составляют единую централизованную государственную систему. В России она составлена:
- Федеральной таможенной службой;
- региональным таможенным управлением;
- таможней;
- таможенными постами.
Содержание таможенного дела определили его задачи и функции.
Функции – учреждаемые общественно государственной функцией защиты национальных интересов главные цели таможенной системы, а задачами является набор проблем, разрешение которых ведет к реализации функционала.
Таможенные органы исполняют комплекс взаимно связанных функций, таких как, регулятивная, контрольная, экономическая, информационно-аналитическая; они осуществляют оперативную, управленческую, правовую, экономическую, и обеспечительную деятельность; разрешают различные задачи.
Среди функционала таможенных органов главное место в государствах с развивающейся рыночной экономикой занимает экономическая функция. Среди разновидностей деятельности, именно оперативной, управленческой, правовой, экономической, обеспечивающей, одной из главных представляется экономическая деятельность.
С реализацией экономической функции и деятельности экономической специфики связывается и крупная часть задач таможенной службы. Данные задачи необходимо считать экономическими, так как их разрешение приводит к увеличению темпа развития национальной экономики, усовершенствованию ее структуры, установлению цивилизованного рынка, росту бюджета государства, обеспечению экономической безопасности государства.
Таким образом, задачей таможенных органов представляется реализация таможенного оформления и таможенного контроля, формирование условий, которые способствуют увеличению темпа товарооборота посредством таможенной границы.
Таможенные органы собирают таможенные пошлины, сборы, налоги, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, ведут контроль над правильностью исчисления и своевременностью уплаты названных налогов, пошлин и сборов, могут принимать меры по их взысканию в принудительном характере.
В задачи таможенных органов включены обеспечение соблюдения порядка при перемещении транспортных средств и товаров через таможенные границы. Их задачей является обеспечение соблюдения учрежденных согласно законодательству РФ о государственном урегулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ, ограничений и запретов по отношению к товарам, которые перемещаются через таможенную границу.

Таможенные органы занимаются обеспечением в границах собственной компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности.
Они производят борьбу с правонарушениями в области таможенного дела, реализуют превентивные меры с незаконным оборотом через таможенную границу оружия, наркотических средств, радиоактивных веществ, культурных ценностей, видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, иных товаров, а также содействуют в борьбе с международным терроризмом и пресечением незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.
Таможенные органы реализуют в границах собственной компетенции валютный контроль операций, которые связаны с перемещением транспортных средств и товаров через таможенную границу, согласно законодательству РФ о валютном урегулировании и валютном контроле.
1. Сущность и содержание процесса управления
Важным компонентом системы
управления является процесс управления.
Процесс управления —
это деятельность
объединенных в систему субъектов
управления (линейных и функциональных
руководителей, а также другого
управленческого персонала), направленная
на смену качественных состояний
управляемого объекта, на достижение
целей коллектива путем реализации
определенных функций с использованием
соответствующих методов и принципов
управления.
Процесс управления отличается
специфическим содержанием, в котором
выделяются аспекты: методологический,
функциональный, экономический,
организационный, социальный и
информационный.
Методологический аспект состоит в том,
что процесс управления реализуется по
этапам в определенной последовательности:
целеполагание, оценка ситуации,
определение проблемы, выработка
управленческого решения.
Цель — это
представление руководителя
таможенного органа о том, какой должна
быть управляемая система.
Управленческая ситуация —
это совокупность всех условий (внутренних
и внешних, объективных и субъективных)
в конкретной сфере управления, сложившихся
в определенное время и требующих
соответствующих действий Руководителя.
Управленческие ситуации бывают простыми
и сложными; Хорошо просматриваемыми и
с трудом поддающимися анализу; требующими
кратковременных, долгосрочных, глобальных,
частичных, комплексных действий или
разовых мер.
Проблема –
это основное противоречие
между ситуацией и целью. Разрешение основного
противоречия автоматически ведет за
собой разрешение всех остальных
противоречий. Формулировка проблемы
определяет выработку решения.
Выработка управленческого
решения — это поиск
путей разрешения проблемы, а также
организационная работа, связанная
с практической реализацией найденного
пути.
Функциональный аспект —
это реализация общих
функций управления в определенной
последовательности.
Экономический аспект определяется
деятельностью управляющей системы,
связанной с установлением потребности
ресурсов управляемой системы и оценкой
их использования.
Организационный аспект заключается в
использовании организационно-распорядительных
методов воздействия на управляемую
систему в последовательности:
регламентирование, нормирование,
инструктирование и ответственность.
Социальный аспект процесса управления
определяется участием человека во всех
его этапах, независимо от той или иной
степени автоматизации управления.
Информационный аспект состоит в
определенной последовательности
операций по преобразованию информации
в процессе управления (поиск, сбор,
сортировка, первичная обработка и
передача информации).
Все множество операций, присущих процессу
управления, можно сгруппировать следующим
образом: операции целеполагания; операции
информационной работы; операции
аналитической работы и проектирования
вариантов решения; операции выбора
варианта действия; операции
организационно-практической работы.
Обязанности таможенных органов
При исполнении своих должностных обязанностей должностные лица таможенных органов имеют обязательства в:
- соблюдение прав и законных интересов граждан, участников (ВЭД), которые осуществляют деятельность в области таможенного дела;
- поддержание уровня квалификации, необходимого для выполнения должностных обязанностей;
- исполнение иных обязанностей, установленных должностным регламентом с целью выполнения функций, которые возложены на таможенные органы.
2. Целеполагание в таможенных органах
Общая и конкретные цели управления
таможенными органами определяются
Таможенным кодексом Российской Федерации
и другими законодательными и правовыми
нормативными документами Президента
РФ, Правительства РФ и ФТС России.
Цель должна быть теоретически обоснованной,
определенной, количественно измеримой,
ясной, значимой и достижимой содержательной
основой цели в определенной ситуации
управления должна быть цель более
высокой ступени управления, т. е. цель
более высокого уровня управления.
Таможенная деятельность
находится на стыке внутренней и внешней
политики страны и напрямую связана с
выполнением ее важнейших
социально-экономических и внешнеэкономических
программ и планов. Главной целью
управления в системе таможенных
органов, т. е. целью стратегического
управления, является обеспечение
реализации экономической политики
РФ. В настоящее время это тот желаемый
результат целесообразной деятельности
таможенной службы, который должен быть
достигнут в переходный период.
Достижение этой цели управления
реализуется решением соответствующих
комплексов задач, связанных с выполнением
заданий таможенному органу как фискальному
органу по формированию доходов
федерального бюджета; с повышением роли
таможенной службы как правоохранительного
органа; с работой по упрочению интеграции
таможенной службы России с таможенными
службами других государств; дальнейшим
удовлетворением социальных запросов
сотрудников таможенной службы.
В зависимости от той роли, которую играет
цель в процессе управления, выделяют
несколько типов управления. В
таможенных органах наиболее часто
применяется «управление по отклонениям»,
«программное управление» и «целевое
управление».
Управление по отклонениям имеет место
на всех уровнях иерархии управления
таможенными органами, так как строится
главным образом по складывающимся
ситуациям. В этом типе управления цели
не придается большого значения.
Программное управление основано на
тщательной разработке заданной
программы с расчленением ее по уровням
системы управления с указанием
последовательности ее выполнения.
Этот тип управления, наряду с вышеуказанным,
является часто применяемым в управленческой
деятельности таможенных органов.
Наиболее рельефно этот тип управления
просматривается в решении
фискально-контрольных задач по
формированию доходной части
федерального бюджета, в развитии
региональных таможенных управлений,
создании и оборудовании сети автопереходов
через таможенную границу и др.
В целевом управлении цель
играет основополагающую роль и определяет
характер и ход управленческой деятельности.Содержанием целевого
управления является его исключительно
высокая аналитичность при определении
проблемы управления, предельно
строгое и четкое формирование цели
управления; структуризация проблемы
управления, построение “дерева целей”;
В целевом управлении большую роль играет
прогнозирование.
В практике управления его типы применяются
нередко в сочетании. Наиболее эффективным
сочетанием является сочетание
программного и целевого типов управления,
которое получило название
программно-целевого. Этот тип управления
в настоящее время для таможенных органов
имеет исключительно важное значение.
Таким образом, из двух рассматриваемых
компонентов системы управления —
структуры и процесса — более динамичным
является процесс управления. Поэтому
развитие процесса управления влечет
за собой и развитие структуры управления.
Изменения в структуре должны осуществляться
тогда, когда в существующую структуру
процесс управления уже не укладывается,
когда структура создает существенные
помехи, становится тормозом развития
управления, а следовательно, и всей
системы управления в целом.
В настоящее время в таможенной системе
наблюдается совершенствование
динамических характеристик управления,
прежде всего — за счет внедрения АСУ и
информационной технологии управления.
В заключение необходимо подчеркнуть,
что совершенствуя те или иные характеристики
процесса управления, необходимо постоянно
учитывать взаимосвязи процесса и
структуры системы управления и
находить моменты перестройки структуры.
Поэтому в настоящее время в ходе
модернизации таможенных органов
значительное внимание уделяется
совершенствованию процесса управления.
Права таможенных органов
Таможенные органы для исполнения возложенных на них функций имеют следующие права:
- требовать сведения, документы, представление которых предусматривается законодательством Таможенного союза, российским законодательством о таможенном деле и другим законодательством РФ, контроль, в соблюдении которого возлагается на таможенные органы;
- проверять у должностных лиц и граждан, которые принимают участие в таможенных операциях, документы, которые являются удостоверением их личности;
- требовать от юридических и физических лиц полномочных подтверждений при совершении конкретных действий или осуществление какой-то деятельности в сфере таможенного дела;
- реализовывать оперативную розыскную деятельность с целью выявления, превенции, пресечения и раскрытия преступных деяний, производство неотлагательных следственных действий, а так же действий по дознанию, по которым относится уголовным процессуальным законодательством РФ в ведение таможенных органов, установления лиц, которые их подготавливают, совершают, а также с целью обеспечения собственной безопасности;
- привлекать лиц к административной ответственности согласно законодательству РФ об административных правонарушениях;
- применять в случаях, которые не терпят отлагательства, транспортные средства либо средства связи, которые принадлежат организациям либо общественным объединениям, исключая транспортные средства и средства связи дипломатических представительств, консульских и других учреждений зарубежных государств, а также международных организаций, с целью превенции преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых относится уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, задержания и преследования лиц, которые совершили такие преступления или подозреваемых в их свершении;
- и иные права.
