Находим решения ваших
юридических вопросов

Конструкция счета-договора на поставку товаров предполагает сочетание в одном документе одновременно:

Счет-договор на поставку товара

Конструкция счета-договора на поставку товаров предполагает сочетание в одном документе одновременно:

  • всех существенных условий соглашения и прочих необходимых атрибутов собственно договора поставки;
  • счета на оплату. 

Такая форма договора поставки обычно используется в случаях, когда осуществляется разовая поставка или сами по себе поставки мелкие и без специфики. Поэтому составление, согласование и подписание развернутого варианта договора, а также оформление дополнительных документов к нему (счетов, спецификаций и т. д.) не представляется рациональным.

Обратите внимание! Счет-договор может быть оформлен как соглашение, предполагающее наличие подписей обеих сторон, либо в виде оферты, в качестве акцепта которой выступает оплата по указанным в ней реквизитам. Для этого в предложение следует включить пункт подобного содержания: «Оплата настоящего договора-счета, выставляемого (наименование заказчика или покупателя), означает согласие заказчика на заключение договора» и т. п.

Более подробно с вопросами составления оферты и ее акцептирования можно ознакомиться в других наших статьях, например «Образец содержащего оферту письма» и «Что такое акцепт простыми словами». 

Дополняем счет на оплату существенными условиями договора

Классификация счетов-оферт выделяет 4 типа документов:

  1. Твердые – оферта предназначена для одного определенного клиента, формулировки и условия адаптированы под возможные требования этого клиента.
  2. Безотзывные – не могут быть отозваны ни при каких условиях.
  3. Свободные – документ составляется с учетом возможностей нескольких конкретных покупателей.
  4. Публичные – массовые оферты, их можно озвучивать через СМИ.

Если организация, которой был адресован счет-договор, решила согласиться на сотрудничество с предприятием, выписавшим документ, то счет акцептуется. Акцепт считается состоявшимся при условии перечисления полной суммы по счету. До момента перевода средств сделка находится в статусе рассмотрения.

Счет-оферта не предполагает автоматического возникновения обязательств у получателя документа. Обязанности в рамках сделки появляются у обеих сторон сразу после осуществления платежа по счету. Работа с использованием метода рассылки счетов-оферт удобна малым и крупным организациям. Этот способ позволяет на предварительном этапе ознакомиться с ключевыми требованиями и условиями поставщика без значительных временных затрат на переговоры.

Форма документа, объединяющего в себе элементы счета на оплату и договора, не регламентирована законодательством. Каждая организация вправе разработать ее самостоятельно.

Счет-договор прежде всего необходим клиенту для подтверждения правомерности его расходов на услуги. Поэтому в реквизиты такого документа желательно включать строки для подписи клиента.

Но в случае оплаты клиентом услуг счет-договор будет считаться заключенным и без визирования его второй стороной.

В стремлении упростить документооборот с клиентами небольшие компании, оказывающие услуги, стремятся максимально сократить число документов по стандартным сделкам. Если возможно в одном документе объединить счет и договор, то возникает вопрос о правомерности включения в комбинированный документ элементов акта о приеме оказанных услуг.

В отличие от сделки по купле-продаже имущества, которая может предполагать передачу имущества одновременно с заключением договора, оказание услуги — это процесс, предполагающий выполнение каких-либо действий и не завершающийся в момент подписания договора. Поэтому акт должен быть оформлен отдельным документом.

Существенным условием любого договора является его предмет (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Важно! Поскольку договор поставки по своей сути является разновидностью договора купли-продажи, условие о его предмете можно считать согласованным, если стороны определили наименование поставляемого товара и его количество (п. 3 ст. 455 ГК РФ).

Всякая форма счета на оплату предполагает наличие названных сведений.

С другой стороны, заказчик (получатель товара), совершив оплату по такому счету (т. е. выполнив конклюдентные действия), выражает свое согласие с условиями договора.

При наличии документов, подтверждающих факт свершившейся сделки (например, факт поставки товара поставщиком и его принятия получателем) даже в отсутствие гражданско-правового договора, составленного в письменной форме в виде единого документа, суды могут квалифицировать соответствующие действия сторон как разовую сделку (например, решение АС г. Москвы от 04.07.2016 по делу № А40-111260/16).

По закону вы вправе заключить договор письменно и устно, но есть ограничения. Письменный договор обязателен, если клиент — компания или он вам платит больше десяти тысяч рублей. Если меньше, подойдет устный договор.

Первая часть ГК, статья № 434

Как вы оформите договор, закону не важно. Составляйте его на одном листе или на десяти, называйте разделы договора своими словами или вообще составляйте без разделов. Требований к оформлению договора-счета-акта тоже нет.

Зато есть требования к тому, что писать в документе.

Существенные условия. Главное в договоре — существенные условия. Без них он недействителен.

Вторая часть ГК

Единого списка существенных условий для всех договоров нет. Список зависит от сути договора, или, на языке юристов, предмета договора. Если продаете товар, существенные условия смотрите в требованиях к договору купли-продажи, если сдаете помещения — к аренде. Требования к условиям описывает вторая часть Гражданского кодекса.

Чаще всего существенные условия — это кто что покупает, сколько платит, когда получает результат и в каком виде.

Дата на договоре. Дату писать обязательно, потому что дата помогает избегать неопределенности. Например, по договору срок оплаты — десять дней со дня подписания договора. Если даты на договоре нет, клиент вправе задержать оплату под предлогом, что он не знал, когда надо было подписать договор.

Стоимость. Правило такое: показать клиенту, из чего складывается цена заказа и сколько надо платить в итоге. Если готовите три макета, пишите цену за один макет и за три. Продаете уроки английского, указывайте стоимость одного часа и всего курса.

В стоимость услуг не входит налог на добавленную стоимость, так как исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения.

Способ оплаты. Достаточно написать, что вы принимаете безналичную оплату. Реквизиты для платежа и так есть в конце документа.

Клиент оплачивает половину стоимости в день подписания договора, а остальное — в последний день оказания услуг.

Клиент оплачивает 100% стоимости не позже, чем через пять дней после подписания договора.

Клиент оплачивает услуги до 30 мая 2017 года.

Клиент оплачивает услуги в последний день их оказания.

Клиент оплачивает услуги не позже, чем через пять дней после их оказания.

Счет-договор на услуги

Сдача-приемка. Обычно клиент подписывает акт, есть акт — нет претензий. Но акт — это дополнительная морока: подписать самим, добиться от клиента подписи, отправить сканы, обменяться оригиналами.

Чтобы не возиться с актом, напишите в договоре, в какой момент клиент принимает услугу. Если работаете по постоплате, подойдет фраза: «Оплата подтверждает качество услуг».

Если берете предоплату, придется подумать над формулировкой. Принцип такой: написать, что клиент платит до начала работы, но у него есть время прислать замечания.

Клиент оплачивает 100% стоимости в день подписания договора. Если клиент не прислал письменные возражения по качеству буклета до 20 мая 2017 года, услуги считаются оказанными качественно и своевременно.

С такой фразой дизайнер и клиент под защитой. Клиент заплатил вперед, но вправе потребовать деньги назад, если дизайнер уедет на дачу, там загуляет и забудет о заказе. А дизайнеру не надо выбивать у клиента оплату и бегать за подписью на акте.

Полные реквизиты. Сведения в договоре нужны, чтобы точно определить клиента и исполнителя, поэтому включайте в договор информацию о себе и клиенте. Для индивидуального предпринимателя — ОГРН и ИНН, для компании — название, ИНН, КПП. Для всех — адрес, электронную почту и реквизиты счета.

Счет договор в ворде

Подпись. Договор подписывайте сами и передавайте на подпись клиенту. Если не подписать, сделка недействительна.

Если нет времени на подпись и у вас простая услуга, вам подойдет оферта. Оферту вживую подписывать не надо, клиенту достаточно оплатить покупку и поставить галочку на сайте «Согласен с офертой».

Возможно, клиент не будет сам подписывать договор, а попросит подчиненного: коммерческого директора, главного маркетолога или юриста. В этом случае попросите показать доверенность. Ваша задача — убедиться, что подчиненный вправе подписать договор с вами, и договор с такой подписью законен.

Есть еще условия для договора. По закону писать их необязательно, но они помогут избежать проблем.

Согласование по электронной почте. Оставьте себе возможность передоговориться об условиях сделки. Для этого есть два варианта. Первый — это составить дополнительное соглашение. По сути, вы готовите еще один документ, подписываете его сами и передаете клиенту.

Переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон.

Если клиент заказывал буклет на шестнадцать разворотов, подписал договор, а потом устно попросил попросил сделать на восемь за те же деньги, попросите написать об этом по электронной почте. Тогда условия сделки меняются, и это законно. Клиент не сократит оплату вдвое под предлогом, что вы сделали меньше, чем надо по договору.

Счет-оферта: образец и его структура

В структуре документа должны присутствовать следующие элементы:

  • нумерация по журналу регистрации;
  • дата оформления;
  • название бланка и заголовок, отражающий предмет сделки;
  • банковские реквизиты для перевода средств поставщику товаров или исполнителю работ (без платежных элементов документ не будет соответствовать критериям оформления счетов);
  • названия поставщика и покупателя;
  • номенклатура товаров или перечень подлежащих оказанию услуг;
  • условия реализации сделки;
  • форма оплаты и ее сроки;
  • период, в течение которого предприятие должно осуществить поставку товаров;
  • наличие или отсутствие тары, упаковочных материалов, необходимость их возврата;
  • блок со списком прав и обязательств для обоих участников соглашения.

Счет-оферта обязательно подписывается ответственными лицами, документ утверждается печатью. Документ должен содержать лаконичные формулировки. Для товарных позиций можно привести краткие технические характеристики. Шаблон разрабатывается организациями самостоятельно, текст печатается на фирменном бланке. Главное – прописать все существенные условия сделки и реквизиты для перечисления денежных средств.

Как составить счет

Обратите внимание! Унифицированная форма счета отсутствует. Каждая фирма может разработать собственный счет, руководствуясь п. 2 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Счет как первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • название документа: «Счет» или «Счет на оплату»;
  • дату составления;
  • номер документа (при наличии);
  • название поставщика и его банковские реквизиты;
  • название покупателя;
  • название поставляемого товара и его количество;
  • стоимость единицы товара;
  • общую стоимость поставляемых товаров;
  • размер НДС либо указание основания неначисления НДС (например, применение упрощенной системы налогообложения, ч. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ);
  • подпись главного бухгалтера поставщика;
  • подпись генерального директора поставщика.

Важно! В одном счете может быть перечислено несколько товаров, при этом должно быть указано количество каждого поставляемого товара.

Дополнительные реквизиты, содержащие условия, которые стороны считают нужным согласовать, тоже можно включить в счет-договор.

Итак, счет-договор — это краткая удобная форма договора поставки, рассчитанная на небольшие разовые сделки. Такой договор может иметь вид соглашения (т. е. предполагать наличие подписей обеих сторон) или направляться в виде оферты.

Кому подходит

Использовать договор-счет-акт может любой предприниматель или компания. В законе ограничений нет.

Шаблон договора

Договор-счет-акт помогает быстрее получить деньги. Не надо ждать, пока юрист клиента подготовит договор, а потом тратить время на то, чтобы в нем разобраться. Составить договор занимает полчаса, выставлять счет не надо, подписывать акт у клиента тоже.

Договор подходит для простых сделок, которые не надо подробно описывать. Используйте договор-счет-акт, если:

  • нет особых требований к клиенту. Например, согласовывать макеты по сложному графику и в несколько этапов, выезжать на строительную площадку, закупать учебники для сотрудников;
  • не используете персональные данные покупателей, лицензии с кучей ограничений, техническое задание на сорок страниц — всё, что требует подготовки отдельных документов и дополнительного согласования.

Договор не подойдет, если есть риск, что клиент по-своему интерпретирует условия сделки. Представьте, вы фотограф, и клиент заказал фотосессию сотрудников и их детей. Чтобы вы сделали свою работу, клиент должен сделать свою — собрать участников в студии. Возможно, клиент решит, что сбором занимаетесь вы, а не он, и никого не соберет. Если такой риск есть, составляйте подробный договор, где пропишете, кто что и когда делает. Так надежней.

Договор-счет-акт не тестировался на специализированных сделках, например, на поставку энергии, бурение недр, продажу лекарств или финансовых услуг. Скорее всего, договор для таких сделок не подойдет.