Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.
Такси и УСНО
Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.
В качестве подтверждающих можно использовать:
- заказы-наряды;
- квитанции, чеки на проезд в такси;
- подписанные по результатам поездки документы (договоры с контрагентами, акты и пр.);
- договор с фирмой такси на оказание услуг (предпочтительно заключать его при постоянном использовании такси сотрудниками);
- выписки банка с оплатой услуг фирмы-перевозчика.
К подтверждению подобных расходов в НУ следует подойти особенно тщательно: чиновники проверяют их, вплоть до сверки маршрута и времени поездки с рабочим временем сотрудника по договору. Если имеются сомнения, что расходы удастся подтвердить без проблем, лучше отнести их за счет чистой прибыли. Такие выводы можно сделать из письма Минфина №03-03-06/1/68839 от 20/10/17 г.
Использование услуг такси в НУ отражается с учетом определенных нюансов, о которых следует знать бухгалтеру.
Командировки
Выполняя служебное поручение в командировке, сотрудник может пользоваться такси весь период командировки: для поездок к вокзалу (аэровокзалу), месту, где он будет жить и работать (ст. 264-12 НК РФ). Такие расходы в НУ относят к прочим производственным. Минфин подтверждает это в ряде писем (например, №03-03-07/11901 от 02/03/17 ).
При этом не играют роли время суток и месторасположение вокзала – в городской черте или вне ее. Расходы все равно можно признать в расчетах налога.
Подобные расходы на такси наиболее часто оспариваются налоговиками. Чтобы включать их в затраты НУ, необходимо подтвердить следующие условия:
- трудности проезда до службы и возвращения с нее с использованием иных видов транспорта (например, график сотрудника, не совпадающий с работой «обычного» транспорта, или территориальная удаленность места работы от остановок такого транспорта); порядок проезда необходимо отразить в приказе руководителя;
- возможность проезда в такси прописана в колдоговоре (трудовом соглашении).
Нередко сам характер работы сотрудника предполагает частые поездки, а то и постоянные разъезды по делам фирмы. Он может использовать для этих целей такси. Для безопасного включения в состав расходов сумм на оплату такси можно выбрать одну фирму и заключить с ней договор на перевозку. В трудовой договор (ЛНА) должно быть включено положение о разъездном характере работы сотрудника.
Представительские мероприятия (ст. 264-2 НК РФ) и расходы на доставку участников таких мероприятий с использованием такси подтверждаются сметой, отчетами с приложением оправдательных документов и приказом руководителя. Это прочие расходы НУ на производство и реализацию. При этом следует учитывать установленный 4% лимит за период (налоговый, отчетный), определяемый от затрат на оплату труда.
Важно! Расходы на такси, если имеет место доказанная служебная, производственная необходимость, не облагаются налогом на доходы сотрудника, взносами в фонды. Такова позиция судебных органов, Минфина (письмо Минфина №03-04-06/1-97 от 14/05/10, дело №03-04-06/1-97, дело №А28-740/2016, оба рассматривались в судах трех инстанций). Расходы понесены сотрудником в рамках исполнения им своих трудовых обязанностей (НК РФ, ст. 217-3).
На сегодняшний день у контролирующих органов нет единой позиции по вопросу включения затрат на проезд в такси работников, если организация работает на УСНО. Есть две противоположные позиции по ситуациям, наиболее часто встречающимся на практике.
При применении «упрощенки» подтвержденные документами расходы на такси в командировке можно без проблем включать в расчет налоговой базы, на уменьшение. В ст. 346.16-13 НК РФ речь идет о расходах на проезд к месту командировки и затратах на обратный путь, которые налогоплательщик имеет право признавать в расходах. Указанная статья не конкретизирует наименование транспорта, следовательно, такси может компенсироваться наравне с другими способами проезда.
Кроме того, согласно ТК РФ (ст. 168) у работодателя есть обязанность компенсировать расходы по командировкам своих сотрудников, в том числе и проезд.
Важно! Порядок и размеры компенсаций за проезд в командировке в обязательном порядке должны быть прописаны в колдоговоре или ЛНА фирмы (ст. 168 ТК РФ). Иначе налоговые органы могут поставить их под сомнение.
Позиции федеральных актов не противоречат и разъяснительные письма Минфина. Так, возможность компенсации проезда на такси в связи с командировкой подтверждается в письме №03-03-07/11901 от 02/03/17 и ряде других, выпущенных ранее.
Если работнику на УСНО «доходы-расходы» выдавался аванс, покрывающий затраты по командировке, учесть в расходах суммы можно после того, как будет утвержден авансовый отчет. Если средств оказалось недостаточно и работнику пришлось использовать собственные деньги на покрытие служебных поездок в такси, их включают в НУ после выдачи сотруднику суммы перерасхода (письмо Минфина №03-11-04/2/80 от 27/06/12).
Разъездная работа
Несмотря на внешнюю схожесть расходов (как и в первом случае, речь идет об использовании такси в служебных целях), позиция чиновников относительно расходов в этом случае совершенно иная: подобные суммы «упрощенцы» учитывать в расходах не имеют права. В письме налоговой службы КЕ-4-3/3943 от 14/03/11 г.
высказана именно такая позиция. Она обосновывается тем, что список расходов по ст. 346.16-1 НК не является открытым и не содержит наименования указанных затрат. В то же время, если работник по служебной необходимости пользовался проездными, такие расходы можно признать на основании пп. 6, п. 1 той же статьи как имеющие отношение к расходам по оплате труда. Такова позиция Минфина (письмо №03-05-02-04/121 от 01/08/06 г.).
Налог на прибыль
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) при условии, что эти расходы являются обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными и произведены в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В понимании того, какие затраты являются обоснованными, помогают списки налоговых расходов, приведенные в гл. 25 НК РФ, в том числе в ст. 264 НК РФ.
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). В связи с этим финансисты разрешают в ситуации использования в качестве служебного транспорта услуг такси учитывать при определении базы по налогу на прибыль затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, при выполнении требований ст.
252 НК РФ (Письмо от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68839). Поездки в служебных целях – это, например, поездки на встречи с клиентами, на базу за продуктами, с целью сдачи отчетности, а вот поездка работника домой в качестве служебной квалифицировать сложно, поэтому учитывать расходы на оплату услуг такси в рассматриваемой ситуации на основании пп. 11 п. 1 ст.
-
когда расходы на оплату проезда включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;
-
когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, оплату услуг такси по доставке работников домой вполне можно признать производственной необходимостью.
В качестве документального подтверждения общество представило договоры об оказании услуг по перевозке пассажиров (сотрудников), акты выполненных работ, счета-фактуры, выставленные перевозчиками, регистры бухгалтерского учета. Налоговая инспекция сочла наличие этих документов недостаточным, так как они не содержат информацию о дате, времени, Ф. И. О пассажира, маршруте и стоимости поездки.
В свою очередь, общество сообщило, что исполнители представляли соответствующие детальные ведомости, которые проверялись на предмет соответствия договору и лиц, имеющих право пользоваться услугами такси, после чего подписывались акты об оказанных услугах. В целях бухгалтерского и налогового учета обществом обеспечивалась сохранность только актов об оказанных услугах.
Суд посчитал обоснованным довод общества о том, что требуемая налоговым органом детализация акта как первичного учетного документа законодательством о налогах и сборах не установлена. Предусмотренные договорами детальные отчеты об оказании услуг составляются для целей гражданско-правового характера, осуществления расчетов между сторонами договора, проверки качества и объема выполненных работ.
Итоговый вывод: спорные расходы понесены обществом в связи с производственной деятельностью, поэтому являются экономически обоснованными, и подтверждены документально (Постановление ФАС ДВО от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011).
Документально подтвердить и экономически обосновать затраты на оплату услуг такси смогло и общество в деле № А13-6206/2012.
При исполнении договоров на оказание транспортных услуг сторонами составлялись акты приемки услуг, в которых фиксировались оказанные транспортные услуги за месяц. Обществом также представлены квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя.
Кроме того, обществом принято положение об использовании корпоративного личного автотранспорта, услуг транспортных компаний и политике использования корпоративного и личного транспорта в производственных целях. В нем предусмотрено оказание услуг по перевозке работников общества транспортными компаниями как в служебных целях, так и по маршруту город – производственная площадка – город (в связи с отдаленностью завода от маршрута общественного транспорта).
Согласно положению, учитывая отдаленность площадки от города и отсутствие общественного транспорта, компания предоставляет работнику автотранспорт (такси «Шансон» и «Такси-Сервис») для поездок на работу и домой. При оплате такси по безналичному расчету работник должен представить должным образом оформленную квитанцию. Каждый работник, которому не компенсируются транспортные расходы, получает 10 квитанций в месяц для осуществления поездок на работу и с работы.
Судьи выяснили, что доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения общества.
Следовательно, обществом выполнены требования ст. 252 НК РФ, в связи с чем оно правомерно включило в состав расходов затраты на оплату услуг по перевозке работников на такси (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 № Ф07-8924/2013).
Реквизиты документа
Реквизиты подтверждающих поездки на такси документов играют важную, а в случае судебных разбирательств между ФНС и фирмой зачастую решающую роль в возможности признать расходы такого рода.
Правительственное постановление №112 от 14/02/09 г. (прил. 5) определяет такие реквизиты, как:
- серия, номер, наименование квитанции (чека ККТ) на проезд;
- наименование фирмы-перевозчика (ИНН, адрес, телефон и само наименование);
- дата документа;
- стоимость услуг;
- ФИО и подпись сотрудника, пользующегося услугами.
НДФЛ
Если оплата услуг такси по доставке работников домой является производственной необходимостью, объекта обложения НДФЛ не возникает, так как у сотрудников не образуется экономическая выгода. Согласен с этим и Минфин: при использовании сотрудниками организации арендованных автомобилей или такси для служебных поездок налогооблагаемого дохода у них не возникает, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщиков – физических лиц (Письмо от 14.05.
2010 № 03-04-06/1-97). Но предупреждает: в организации должны быть документы, подтверждающие использование сотрудниками арендованных автомобилей или такси в служебных целях, их отсутствие может привести к возникновению у таких лиц экономической выгоды в той мере, в какой ее можно оценить. Полученный в этом случае доход в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды автомобилей или такси, используемых сотрудниками в личных целях, подлежит обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ (Письмо от 20.03.2017 № 03-04-06/15815).
Ситуация, когда налоговая инспекция посчитала, что у работников возникли облагаемые НДФЛ доходы в натуральной форме в виде оказанных им услуг такси за проезд до места работы и обратно, была рассмотрена судьями в деле № А60-42437/2009-С6. Расчет доначисления НДФЛ налоговики осуществили на основании представленного обществом списка работников, пользовавшихся услугами такси, и отработанного работниками времени помесячно по табелям учета рабочего времени.
Арбитры же решили, что предложенный налоговой инспекцией расчет является необоснованным, поскольку произведен на основании приблизительного списка сотрудников, пользовавшихся услугами такси, не учитывает, какое количество дней и на какое расстояние осуществлялась перевозка того или иного сотрудника, то есть на основании неполной и приблизительной информации.
Страховые взносы
Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Как указано выше, оплата услуг такси производится в пользу организации, а не ее работников, поэтому объект обложения страховыми взносами не возникает. Такой же подход продемонстрирован в Постановлении ФАС УО от 19.11.2013 № Ф09-10055/13 по делу № А76-25208/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 19.03.2014 № ВАС-2662/14.
Общество производило оплату услуг такси на основании договора на оказание услуг по перевозке сотрудников по платежным поручениям и мемориальным ордерам, актов оказанных услуг, счетов-фактур, реестра заказов такси и отчетов по поездкам с указанием маршрута движения. Данные перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией обществу, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены. Поэтому спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
* * *
Расходы на оплату услуг такси на основании договора, заключенного с транспортной компанией, можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что эти расходы являются основанными (если оплата услуг такси по доставке работников домой после работы – производственная необходимость) и документально подтвержденными.
Вкратце
- Услуги такси можно признать в расчетах налога на прибыль, если доказана экономическая обоснованность расходов и соответствующие положения содержат трудовой (коллективный) договор и иные ЛНА фирмы.
- Разъездной характер работы сотрудников фирмы на УСНО, использующих такси, по мнению чиновников, не дает права включать такие затраты по НУ.
- Подтверждающие поездку чеки ККТ (квитанции) должны содержать ряд обязательных реквизитов (наименование перевозчика, номер квитанции, сумму проезда и пр.), без которых расходы подтвердить будет невозможно.
- Компенсация сотрудникам за услуги такси затрат, понесенных при выполнении ими своих служебных обязанностей, не облагается НДФЛ и взносами в фонды.