При этом с 2019 года заказчиками целевого обучения, т. е. органами/организациями, готовыми нести расходы на обучение своих будущих работников (по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования) могут быть:
Заказчики целевого обучения
При этом с 2019 года заказчиками целевого обучения, т. е. органами/организациями, готовыми нести расходы на обучение своих будущих работников (по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования) могут быть:
- Федеральный государственный орган;
- Орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
- Орган местного самоуправления;
- Юридическое лицо;
- Индивидуальный предприниматель.
Отметим, что в настоящий момент договор о целевом обучении нельзя заключить с юридическими лицами частной формы собственности, также, как и с индивидуальными предпринимателями.
Целевое обучение за счет бюджета
Обращаем внимание, что получить образование в рамках именно целевого обучения с 2019 года можно будет также по образовательным программам среднего профессионального образования. В настоящий момент в статье 56 ФЗ № 273 речь идет только о высшем образовании.
Однако важно и то, что за счет бюджетных средств в рамках целевого обучения можно будет, как и сейчас, получить только высшее образование, о чем вводится отдельная статья 71.1 ФЗ № 273 (о ней также рассказано в настоящей статье). Вот такая вот получается дискриминация по уровню образованию, что на наш взгляд не очень логично, так как среднее звено испытывает существенный кадровый голод.
По ученическому договору может быть организовано получение образования любого уровня (как высшего, так и, например, ДПО). ТК РФ не вводит здесь каких-либо ограничений. При этом, все затраты на обучение лежат на самом работодателе, о бюджетном финансировании образования по ученическому договору речи не идет.
Нормы ТК РФ не устанавливают специальных санкций, например, в виде штрафов, за неисполнение сторонами ученического договора обязанностей по договору. Взаимоотношения между работодателем и работником регулируются положениями ученического договора. С 2019 года при необходимости работника получить среднее профессиональное или высшее образование появится возможность заключать договоры о целевом обучении, а не ученические договоры, что дает дополнительные законодательные гарантии как работникам, так и работодателям, о которых рассказано в следующем разделе.
Вводится статья 71.1 ФЗ № 273, в которой определены особенности приема на целевое обучение по образовательным программа высшего образования. Положения данной статьи будут наиболее интересны для медицинского сообщества, т.к. касаются целевого обучения граждан, заключивших договоры о целевом обучении с государственными органами, органами гос. власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственными, муниципальными учреждениями и получающих образование за счет бюджетных средств.
Итак, прием граждан на целевое обучение осуществляется в пределах установленной квоты. Квота приема на целевое обучение* по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей:
- Правительством РФ (если обучение проводится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета);
- Органами государственной власти субъекта РФ;
- Органами местного самоуправления.
Отметим, что Правительство РФ также вправе устанавливать квоту по конкретным специальностям, направлениям с указанием субъектов, где может быть трудоустроен гражданин.
Разъясним, что образовательными организациями, согласно статье 100 ФЗ № 273, устанавливаются контрольные цифры приема, которыми определяется количество «бюджетных мест» в той или иной образовательной организации.
В рамках контрольных цифр приема, образовательные организации могут (а точнее сказать могли) устанавливать квоты целевого приема. С 2019 года образовательные организации будут осуществлять прием на целевое обучение в рамках контрольных цифр приема, но уже по квотам, которые определены Правительством РФ (органами государственной власти субъекта РФ; органами местного самоуправления).
Существенные условия договора
Меняются и существенные условия договора о целевом обучении. В частности, в условия договора должно быть включено положение об обязательной трудовой деятельности гражданина не менее трех лет после обучения в месте, определённом в договоре целевого обучения.
При этом основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству не будут входить в перечень существенных условий договора о целевом обучении. Отметим, что в настоящее время, согласно пункту 3 части 6 статьи 56 ФЗ № 273 указанные основания являются существенным условием договора, то есть должны быть обязательно включены в договор о целевом обучении.
Указанное изменение должно привести к тому, что гражданину, получившему образование в рамках целевого обучения, станет сложнее избежать обязанности по трудовой «отработке». Данное изменение, вероятно, связано с тем, что в последние годы, граждане находят все больше причин для неотработки периода, установленного договором о целевом обучении.
Сохранены компенсирующие выплаты гражданину в случае, если заказчик целевого обучения не исполнит обязанность по трудоустройству гражданина, однако их размер будет равен трехкратной среднемесячной зарплаты в регионе, где должен был быть трудоустроен гражданин. В настоящий момент такая компенсация установлена в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданину.
Меры ответственности гражданина изменены. Гражданин несет ответственность не только за неисполнение обязанности по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, но и за неисполнение обязательств по освоению образовательной программы. Гражданину за несоблюдение условий договора о целевом обучении необходимо будет выплатить заказчику расходы, связанные с предоставлением гражданину мер поддержки (например, оплата жилого помещения на время обучения).
Новые штрафные санкции
Но одно из главных нововведений – это установление дополнительного штрафа за несоблюдение условий договора о целевом обучении сторонами. А именно, заказчик, не трудоустроивший гражданина, или гражданин, не исполнивший обязанности по «трудовой отработке» обязаны выплатить образовательной организации штраф. Размер штрафа определяется, как размер расходов соответствующего бюджета на обучение гражданина.
Данный штраф вводится только в случаях целевого обучения обучения за счет бюджетных средств (статья 71.1 ФЗ № 273), что достаточно актуально для будущих медицинских специалистов.
Заключение
____________________________________________________________________Утратило силу с 30 марта 2019 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 302____________________________________________________________________
В соответствии с частью 8 статьи 56 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации
Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
типовую форму договора о целевом приеме;
типовую форму договора о целевом обучении.
2. Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года N 942 “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 39, ст.3777).
Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииД.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 27 ноября 2013 года N 1076
1. Настоящие Правила определяют порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.
2. Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее – образовательная организация), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее – органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.
3. Договор о целевом приеме заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.
4. Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации.
5. Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
6. При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно (далее – граждане).
7. Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации.
8. Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся.
9. Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).
10. Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.
11. Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.
12. Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей).
13. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке.
14. Соглашения о расторжении договора о целевом приеме и договора о целевом обучении совершаются в простой письменной форме.
Согласно части 7 статьи 56 ФЗ № 273 в новой редакции, Положение о целевом обучении, включающее порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору, типовая форма договора о целевом обучении устанавливается Правительством РФ. Напомним, что в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076, которым утверждены:
- Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
- Типовая форма договора о целевом приеме;
- Типовая форму договора о целевом обучении.
Будет ли данное Постановление Правительства РФ изменено или оно будет заменено новым постановлением, пока что неизвестно, но совершенно ясно, что в таком виде оно оставаться не может, так как не будет соответствовать ФЗ № 273.
Помимо этого, порядок выплаты штрафа (за неисполнение обязательств по трудоустройству граждан/трудовой «отработке – см. в разделе выше), основания освобождения сторон договора от выплаты такого штрафа, порядок определения его размера должны быть установлены также Правительством РФ в Положении о целевом обучении (в случае, если целевое обучение происходит за счет федерального бюджета).
Законодатель стремиться усовершенствовать систему целевого обучения и обеспечить работодателей квалифицированными кадрами, в том числе медицинскими. Однако, один ФЗ № 273 не охватывает всего спектра правоотношений в области целевого обучения, а носит по большей части общий характер. Для более детального понимания того, как изменится целевое обучение в 2019 году, необходимо дождаться соответствующих подзаконных нормативных актов.
Напоследок отметим, что на договоры, заключенные до 01.01.2019 рассмотренные изменения не будут распространяться.