Находим решения ваших
юридических вопросов

Право собственности (ПС) – это обширное по своему содержанию материальное право, благодаря которому каждый владелец обладает правом пользования своего господства по собственному усмотрению. Если обратиться к п. 1 ст. 209 ГК, то права человека на владение имуществом определяются при помощи классической для ГП «триады» правомочий: владения, применения и распоряжения. Именно эти правомочия определяют все права и возможности владельца.

Какова суть данной нормы

Право собственности (ПС) – это обширное по своему содержанию материальное право, благодаря которому каждый владелец обладает правом пользования своего господства по собственному усмотрению. Если обратиться к п. 1 ст. 209 ГК, то права человека на владение имуществом определяются при помощи классической для ГП «триады» правомочий: владения, применения и распоряжения. Именно эти правомочия определяют все права и возможности владельца.

Правомочие владения – это правовая возможность иметь у себя определенный вид имущества, использовать его по своему рассмотрению, вести там хозяйство. Правомочия пользования – это право человека владеть имуществом, пользоваться им и извлекать из него полезные свойства. Это понятие имеет тесную связь с правомочием владения, ведь по общему правилу можно эксплуатировать имущество, но только имея фактическую власть над ним.

Правомочие распоряжения – это такая же возможность, закрепленная законом, которая позволяет распоряжаться своим имуществом, вносить коррективы относительно его принадлежности, назначении (отчуждение по соглашению, передача по наследству, уничтожение).

и сделок с ним

В соответствии с п.1 ст.2
Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним” под государственной регистрацией прав на недвижимое
имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения
государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации [4].

Формулировка п.1 ст.2 недостаточно четко передает юридическое
содержание государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которое
определено, в частности, в п.2 ст.8, п.1 ст.131, ст.219, п.2 ст.223
Гражданского кодекса Российской Федерации. Права на имущество, подлежащие
государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующего
права на него, если иное не установлено законом.

Договор, подлежащий
государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации,
если иное не установлено законом (п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ). К числу
таких договоров относятся следующие: договор об ипотеке (п.3,4 ст.433 ГК РФ);
договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п.2
ст.558 ГК РФ);

договор продажи предприятия (п.3 ст.560 ГК РФ); договор дарения
недвижимого имущества (п.3 ст.574 ГК РФ); договор аренды здания или сооружения
(п.2 ст.651 ГК РФ); договор аренды предприятия (п.2 ст. 658 ГК РФ); договор
доверительного управления (ст.1017 ГК РФ). Таким образом, Гражданский кодекс
Российской Федерации установил, что государственная регистрация прав на
недвижимое имущество носит конституционный, право устанавливающий, а не
вспомогательный характер.

Понятие и содержание права собственности юридических и физ лиц

Обобщая изложенное, можно
сделать вывод, что регистрация — это легализация для гражданского оборота
сделок и порождаемых ими прав и обязанностей, а также иных обоснований
возникновения прав и обязанностей, предусмотренных в п.1 ст.8 Гражданского
кодекса Российской Федерации. Законодатель, установив обязанность
государственной регистрации прав и иных событий, вместе с тем не придал данному
процессу, в соответствии с Законом “О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним”, исключительно право устанавливающий
характер, что в свою очередь позволяет рассматривать такую регистрацию как
отражение в реестре для неограниченного круга лиц достоверной и исчерпывающей
информации о правовом статусе недвижимости, его изменении и прекращении.

Создаваемая система
регистрации выполняет несколько функций: придание законной силы право
устанавливающим документам; учет прав на недвижимость; учет сделок с
недвижимостью. Характер функций обусловливает, с одной стороны, юридическую
значимость государственной регистрации, а с другой стороны ее
учетно-систематизационную роль.

Так, если функция придания законной силы право
устанавливающим документам свидетельствует о том, что государственная
регистрация является элементом сложного юридического состава по приведению в
действие механизма возникновения (изменения, перехода, прекращения) права на
объект недвижимости, то функции учета прав на недвижимость и учета сделок с
недвижимостью являются средством контроля за сделками и правами.

В соответствии со ст.5
Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним” участниками отношений, возникающих при регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, признаются собственники недвижимого
имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на
него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные
организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации и муниципальные образования с одной стороны, и органы, осуществляющие
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – с
другой.

Приведенный в ст.5
перечень участников отношений при регистрации прав, является исчерпывающим.

Российская Федерация,
выступая в качестве участника гражданско-правовых отношений, действует через
систему своих органов, которые наделяются общей или специальной компетенцией.
Объем и содержание компетенции закрепляются в актах, определяющих статус этих
органов. В рамках установленных компетенций органы государственной власти и
местного самоуправления могут от имени Российской Федерации или муниципальных
образований приобретать и осуществлять имущественные права.

В статье 5  Закона
речь идет об участии государства в отношениях по поводу государственной
регистрации прав на недвижимое имущество не как суверена, наделенного
полномочиями формировать правила поведения в области государственной регистрации
прав и осуществлять общий контроль за рынком недвижимости, а как одного из
равноправных участников гражданского оборота, способного иметь в своей
собственности недвижимое имущество [4].

Участникам гражданского
оборота — собственникам недвижимого имущества — противостоят органы,
осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним. Такими органами, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.131) и
Закону о государственной регистрации прав (ст.9), являются учреждения юстиции
по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учреждения юстиции по регистрации прав представляют собой государственный
орган, являющийся государственным лицом.

В Законе “О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
нашли свое закрепление основные положения об органах, осуществляющих
государственную регистрацию прав, порядке и сроках проведения регистрации,
основаниях для отказа в ее проведении, а также дан примерный перечень оснований
для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, ограничения
(обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Российский законодатель
исходит из того, что регистрация прав на недвижимость и сделок с ней должна
осуществляться единым органом — учреждением юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.1 ст.9 Закона о
государственной регистрации), а кадастровый учет объектов недвижимости
продолжают вести органы, на которые соответствующие функции были возложены до
вступления в силу Закона о государственной регистрации прав (территориальные
подразделения государственного комитета Российской Федерации по земельным
ресурсам и землеустройству, БТИ и другие).

Учреждения юстиции по
регистрации прав в субъектах Российской Федерации создаются и осуществляют свою
деятельность на основе Примерного положения об учреждениях юстиции по
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации №288 от 6 марта 1998 года.

Количество учреждений
юстиции по регистрации прав в субъекте Федерации зависит от числа
регистрационных округов на его территории. В п.3 Постановления Правительства
№288 от 6 марта 1998 года субъектам Федерации рекомендовано создавать на своих
территориях одно учреждение юстиции по регистрации прав с филиалами,
действующими в пределах административно-территориальных единиц.

Учреждения юстиции
являются юридическим лицом. Оно вправе открывать в установленном порядке
расчетные и иные счета в банках и иных кредитных организациях, имеет
самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учреждение юстиции
возглавляет регистратор прав, который назначается на руководящую должность и
освобождается от должности Министерством юстиции РФ по согласованию с органом
исполнительной власти субъекта РФ. Руководителями филиалов учреждения юстиции
назначаются лица, являющиеся регистраторами прав.

 характер прекращение прав на землю

Учреждения юстиции вправе
осуществлять деятельность, предусмотренную Законом о государственной
регистрации прав. Виды этой деятельности перечислены в п.3 ст.9 Закона “О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Их перечень является исчерпывающим. Таким образом, Закон устанавливает
специальную правоспособность учреждений юстиции по регистрации прав. Если
сделки, совершаемые учреждениями юстиции, противоречат требованию закона, они
признаются ничтожными.

Финансирование учреждения
юстиции и его филиалов осуществляется за счет внесения платы за государственную
регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в порядке,
определяемом субъектами Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации
и средств иных не запрещенных законом источников (п.

21 Примерного положения об
учреждении юстиции по регистрации права). В связи с вышеизложенным, субъекты
Федерации могут направлять плату за регистрацию прав и предоставление
информации о зарегистрированных правах непосредственно в свой бюджет и
осуществлять финансирование учреждений юстиции из бюджета по смете,
утверждаемой органом государственной власти субъекта Федерации.

Средства учреждения
юстиции и его филиалов используются исключительно для реализации возложенных на
них задач, осуществления функций по государственной регистрации прав.

Имущество учреждения
юстиции является собственностью субъекта Федерации и закрепляется за
учреждением юстиции на праве оперативного управления.

Деятельность учреждения
юстиции по регистрации прав, указанная в п.3 ст.9 Закона о государственной
регистрации прав осуществляется в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона “О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”,
Правилами ведения единого государственного реестра прав, Примерного положения
об учреждении юстиции по регистрации прав, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, нормативными актами Министерства юстиции Российской
Федерации.

Формы

Если обратиться к Основному закону РФ, а еще к Гражданскому Кодексу РФ, то в них содержится 3 главных формы (ПС): право частной, государственной и муниципальной.

Каждый человек имеют в своем владении определенные вещи, которые соответствуют их индивидуальным интересам, а не публичным. Участниками права индивидуальной собственности могут быть обычные граждане или юридические лица. А вот объектом является любое имущество, которое сосредоточено в гражданском обороте.

Сюда можно отнести предметы, которые люди каждый день использую в своей повседневной жизни, а также средства производства – земля, предприятие.

К объектам индивидуальной особенности может быть применен наемный труд.

Под этим правом понимают возможность владеть общественной собственностью. Участниками этого (ПС) выступает государство и его субъекты. По распоряжению субъектов государственной власти все специальные органы осуществляют свою деятельность. К ним можно отнести фонды государственного владения, они находятся в гражданском обороте и вся их деятельность по управлению собственности может происходить только от имени государства.

Объекты государственной собственности – это совершенно любое имущество. Имеются объекты исключительного владения государства. Они могут находиться в собственности только государства. Сюда можно отнести лесные богатства, водные ресурсы, животный мир. Распоряжаться этим имуществом может только правительство России.

Право иметь в своем собственности имущество и активно им пользоваться могут муниципальные образования. К ним относят поселки, города. Объектами являются имущества, принадлежащие органам власти, жилищным фондам, объектам социальной инфраструктур. Всем имуществом, которым владеют муниципальные организации, распоряжаются органы местного самоуправления.

Классификация

(ПС) подразделяется на два больших вида: право общей и частной собственности.

В свою очередь общую собственность классифицируют на два вида:

  1. Право общего долевого владения. Эти правомочия подразумевают под собой возможность каждого собственника обладать своей долей в общей собственности. Доли могут быть равные или неравные. Все зависит от материального взноса в общее владение. Каждый человек, имеющий долю в общей собственности, может распоряжаться ей по своему усмотрению. Но, несмотря на это, он обязан придерживаться преимущественного права покупки доли, которым обладают остальные субъекты, если кто-нибудь их них захочет продать свою долю. права частной собственности граждан
  2. Право общей совместной собственности. В данном случае речь идет про собственность без долей. Определить долю владельцев удается только во время раздела общего имущества.

Что касается индивидуальной собственности, то здесь идет речь про имущество, которое закреплено за конкретным человеком. Он имеет право для ведения садоводства, частного жилищного строительства, для огородничества. Владеть имуществом могут как граждане своей страны, так и другого государства, юридические лица.

Понятие и содержание ПС на землю

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ ПРАВА И
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность ______________________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На
тему  Понятие и виды недвижимого имущества.

Право
собственности на недвижимое имущество

Студент
 Терентьева Елена Владимировна                           ____________

                Руководитель  Бойко
Наталья Семеновна                         ____________

                Рецензент  Соколовская
Наталья Ильинична                      ____________

Заведующий кафедрой  _______________________________            
____________

МОСКВА  2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава
1ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА.. 7

1.1 Возникновение и развитие недвижимости как объекта
права собственности. 7

1.2 Понятие и признаки недвижимого имущества. 12

1.3 Классификация
объектов недвижимого имущества. 18

Глава 2
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.. 29

2.1 Понятие и содержание права собственности. 29

2.2 Формы и виды права собственности по российскому
законодательству. 33

Глава 3
ОСОБЕННОСТИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО   38

3.1 Особенности приобретения права собственности на
недвижимое имущество. 38

3.2 Государственная регистрация прав на недвижимое
имущество и сделок с ним. 49

3.3 Особенности  прекращение права собственности на
недвижимое имущество. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 68

Каждый человек может иметь в своей собственности земельный участок, использовать его и распоряжаться по своему деланию. Причем вся осуществляемая деятельность на нем должна не противоречить закону и остальным нормативно-правовым нормам. Никто другой не имеет право вмешиваться в процесс владения.