Находим решения ваших
юридических вопросов

1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим лишение прав, рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

Что такое протокол, когда составляется

1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим лишение прав, рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

2. Несогласие водителя с нарушением ПДД. Это еще одна популярная ситуация. Если водитель не согласен с инспектором, то вместо постановления (либо вместе с ним) составляется протокол.

Важное отличие протокола от постановления – наличие поля “объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело”. В протоколе Вы можете указать собственное видение ситуации. При этом нужно использовать ссылки на пункты правил дорожного движения и других нормативных правовых документов.

Поскольку итоговое решение о наложении наказания будет приниматься именно на основании протокола, нужно внимательно заполнить поле “объяснение лица”.

3. Нарушение ПДД несовершеннолетним. Это возможно, например, при управлении транспортными средствами категории М или подкатегории А1.

4. Если нарушение совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, курсантом.

Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.

Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.

Основания для составления протокола:

  • инспектор ГИБДД составляет протокол, если выявил нарушение, но рассматривать дело о данном правонарушении не может, так рассмотрение этого дела находится вне его компетенции;
  • наличие правонарушения оспаривается лицом, которое заподозрили в нарушении, или в случае отказа от соответствующей подписи в постановлении по делу о правонарушении;
  • правонарушение совершено несовершеннолетним, который достиг 16 лет;
  • выявлено административное правонарушение, которое не влечет предупреждения, совершенного старшиной, сержантом и другими должностными лицами.

Срок составления протокола об административном правонарушении

УТВЕРЖДЕНЫприказомпредседателя комитетагосударственного лицензированияи контроля за порядком ценообразованияЛенинградской области

от 28 мая 2004 года N 11

С 1 июля 2002 года вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который содержит немало новых положений, предусматривающих ответственность за правонарушения в том числе и в области лицензирования. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Прокол ГИБДД

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) органы государственной власти, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности, наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях. В этой связи представляется необходимым дать общую характеристику статей КоАП РФ, относящихся к регулированию административной ответственности в области лицензирования отдельных видов деятельности, и практику применения данных норм.

1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ, Положением о комитете государственного лицензирования и контроля за порядком ценообразования Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 4 февраля 2004 года N 13, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими лицензирование отдельных видов деятельности.

2.1. Полномочия должностных лиц составлять протоколы об административных правонарушениях регулируются статьей 28.3 главы 28 КоАП РФ.

2.2. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности (порядок составления протокола см. ниже).

2.3. Право должностного лица на составление протоколов об административных правонарушениях должно быть определено должностной инструкцией специалиста лицензирующего органа или иными документами (положением о комитете, приказ о приеме на работу и т.д.).

3.1. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, регулируется статьей 14.1 главы 14 КоАП РФ (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности).

3.2. Ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии или с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, регулируется статьей 19.20 главы 19 КоАП РФ (административные правонарушения против порядка управления).

4.1. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), регулируется частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

4.1.1. В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют предпринимательскую деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, то за такое правонарушение предусматривается ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.

4.1.2. Административный штраф взыскивается по судебному решению (порядок обращения в судебные органы см. ниже) с должностных лиц – в пределах от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, с юридических лиц – в пределах от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.Судья вправе принять решение о возможной конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

4.2. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), регулируется частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

4.2.1. В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют предпринимательскую деятельность с нарушением требований, предусмотренных лицензией, то за такое правонарушение предусматривается ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.

4.2.2. Административный штраф взыскивается по судебному решению (порядок обращения в судебные органы см. ниже) с должностных лиц – в пределах от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; с юридических лиц – в пределах от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

4.3. К административной ответственности по данному правонарушению может быть привлечено любое юридическое лицо, физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, должностное лицо, на которых в силу осуществления ими предпринимательской деятельности лежит обязанность получения лицензии, либо соблюдения условий лицензирования.

5.1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), регулируется частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

5.1.1. В случае если юридическое лицо, должностное лицо или гражданин осуществляют деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна, то за такое правонарушение предусматривается ответственность по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа.

5.1.2. Административный штраф взыскивается по судебному решению (порядок обращения в судебные органы см. ниже) с граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; с должностных лиц – в пределах от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; с юридических лиц – в пределах от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

5.2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), регулируется частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

5.2.2. В случае если, юридическое лицо должностное лицо или гражданин осуществляют деятельности, не связанную с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна, то за такое правонарушение предусматривается ответственность по частьи 2 статьи 19.20 КоАП РФв виде наложения административного штрафа.

5.2.3. Административный штраф взыскивается по судебному решению (порядок обращения в судебные органы см. ниже) с граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; с должностных лиц в пределах от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; с юридических лиц – в пределах от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

5.2.4. К административной ответственности по данному правонарушению могут быть привлечены лица, осуществляющие лицензируемый вид деятельности, определяемый специальными законами, юридические, должностные или физические лица.

5.2.5. При квалификации правонарушения надо учитывать, что в данном случае речь идёт о видах деятельности, не носящих коммерческого характера (например, осуществление ветеринарной деятельности ветеринарными службами или организованными группами специалистов на государственных и негосударственных предприятиях и организациях и т.д.) и не преследующих цели извлечения прибыли.

6. Судьи

6.1. Судьи, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусматриваются статьей 23.1 главы 23 КоАП РФ.

6.2.Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2, 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

6.3. Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 КоАП РФ.

7.1. Порядок составления и содержание протокола об административном правонарушении (далее – протокол) регулируется статьей 28.2 КоАП РФ.

дата (точное указание числа, месяца, года) и место его составления;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

место, время совершения и событие административного правонарушения;

фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей;

статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

объяснение физического, должностного лица или законного представителя юридического лица;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

7.3. При составлении протокола физическому, должностному лицу или законному представителю юридического лица в отношении которых составляется протокол, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе, например “С содержанием ст. 25.1 КоАП РФ (ФИО физического лица или законного представителя юридического лица) ознакомлен(а), права и обязанности разъяснены и мне понятны (подпись)”.

7.4. Физическому, должностному лицу или законному представителю юридического лица, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

7.5. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим, должностным лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

7.6. Копия протокола вручается под расписку физическому, должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

7.7. В случае отказа физическим, должностным лицом или законным представителем юридического лица от подписания протокола (подпись протокола указанным лицом является его правом, но не обязанностью) в нем делается соответствующая запись об этом.

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении

В протоколе должны быть указаны:

  • Дата и место составления.
  • Данные сотрудника ГИБДД.
  • Данные водителя.
  • Данные свидетелей и потерпевших.
  • Место и время нарушения правил дорожного движения.
  • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
  • Объяснение водителя.

Кроме того, водитель может дополнить протокол собственными замечаниями, которые должны быть приложены. Обратите внимание, если в протоколе остались незаполненными какие-то поля или строки, то поставьте в них прочерки. Это убережет Вас от внесения в документ данных не в Вашу пользу.

После завершения составления протокола он должен быть подписан водителем и сотрудником ГИБДД.

Обратите внимание. Водителю нужно обязательно заполнить поле объяснение, а затем подписать протокол. Почему-то на практике многие водители отказываются от подписи документа. Не знаю, о чем они думают в этот момент. Однако отсутствие даже элементарного объяснения приводит к тому, что дело решается не в их пользу.

Если водитель отказывается от подписания протокола, то в документе делается соответствующая отметка. Протокол от этого не становится недействительным. Просто объяснения и подписи водителя в нем нет.

На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно. Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

Составление протокола об административном правонарушении изначально предусматривает возможность его обжалования.

Во-первых, собирайте доказательства собственной невиновности. Проводите аудио и видеозапись общения с сотрудником ГИБДД. Сделайте фотографии места нарушения, включающие объекты дорожной инфраструктуры (знаки, разметку), Ваш автомобиль, автомобиль ГИБДД и другие важные детали. Подробнее про сбор доказательств Вы можете узнать, прослушав аудиокурс “Секреты общения с ГИБДД”.

Во-вторых, заполните поле “Объяснения водителя”. В первую очередь напишите в нем фразу “Не согласен”. После этого напишите, как обстояло дело на самом деле. В завершение напишите, что Вы имеете фотографии, аудио и видеозаписи с места события.

Кроме того, не забудьте прочеркнуть пустые места в протоколе, чтобы исключить несанкционированное добавление информации.

В-третьих, подготовьтесь к разбору в ГИБДД (или к суду). Еще раз внимательно проанализируйте ситуацию. Распечатайте пункты нормативных документов, относящиеся к ней. Проверьте правильность составления протокола, поищите в нем возможные ошибки заполнения.

Документ иногда удается признать недействительным, если при оформлении протокола о правонарушении были выявлены ошибки, а также нарушение в порядке составления.

Лицо, в отношении которого завели дело по административному нарушению, должно внимательно следить за тем, какие сведения вносятся инспектором в протокол.

Сотрудник ГИБДД не должен затягивать с составлением протокола. Документ составляется немедленно (исключение: ст.28.5, пункты 2 и 3).

Если инспектор затягивает с составлением неправомерно, этот факт можно позже использовать в суде в качестве защиты. Лучше фиксировать весь процесс на камеру, которая поможет выявить любые нарушения процедуры.

Если инспектор не разъяснил права и обязанности гражданину, в соответствующей графе нужно поставить «Не согласен». Иногда даже такой отметки хватает, чтобы оспорить законность протокола.

Также инспектор должен предоставить копию протокола водителю. Если сотрудник ГИБДД не вносит показания заявленных свидетелей или понятых в протокол, это нарушение.

Если инспектор ГИБДД привлекает к свидетельству граждан, которые не находились на месте произошедшего в момент правонарушения, а также предлагает им подписать протокол, в таких действия можно усмотреть признаки совершения преступления.

Любые исправления в документе должны заверяться подписью должностного лица, которое составляет протокол, и подписью задержанного. Так последний удостоверяет, что с исправлением он ознакомлен и согласен.

Протокол не составляется в следующих случаях:

  • наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения административного правонарушения, и водитель соглашается со своей виной;
  • нарушение зафиксировали камеры фиксации, которые работают в автоматическом режиме.

Протокол — документ, составленный уполномоченным должностным лицом, в котором отображают событие правонарушения. Водитель должен следить за тем, что все требования составления протокола были соблюдены.

Обычно составляется незамедлительно, а также в течение двух суток или после окончания административного расследования.

Составление протокола — подготовка к рассмотрению дела, и автомобилист должен внимательно прочитать, какие сведения в протокол внес инспектор ГИБДД.

Помните: статья 1.5 КоАП РФ регламентирует, что лицо, в отношении которого ведут производство по делу о правонарушении, не может считаться виновным, пока его вину не докажут в суде. Ничто не обязывает гражданина доказывать свою невиновность.

Вас заинтересует:

Приложение 1 к прказу

Приложение N 1

N ________ от “____”________________ 200___ года

“____”_______________2004 года ______________________________ (место составления протокола)”_____” часов “_____” минут

Мною,____________________________________________________________________(должность, ФИО)в соответствии со ст. __________ и 28.2 КоАП РФ, на основании ____________________________________________________________________________________________________________(полномочия комитета или муниципального образования по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции)__________________________________________________________________________ составлен настоящий протокол о том, что должностное лицо________________________________________________________________________:(должность, наименование организации)

Дата рождения “____”_______________19____г.Место рождения ____________________________________________________Место регистрации __________________________________________________Место жительства и телефон __________________________________________Семейное положение _______________ на иждивении ____________________Подвергался ли административным взысканиям __________________________Документ, удостоверяющий личность _______________________________________________________________________________________________________(вид документа, серия, номер, дата выдачи, кем выдан)

Существо административного правонарушения:”____”________________ 2004 года в “____” часов “____” минут______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________То есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст._____ ч.

_______________________________________________________________________

С содержанием ст. 25.1 КоАП РФ _______________________ ознакомлен (а).(ФИО)Права и обязанности мне разъяснены и понятны. ____________________________(подпись)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________
(подпись)

К протоколу прилагается:1. Выписки из КоАП РФ по статьям 25.1, 27.1, 28.2.2.____________________________________________________________________________________________Иные сведения, необходимые для разрешения дела ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С протоколом ознакомлен(а), положения ст.27.1 КоАП РФ мне объявлены, разъяснены и понятны.

Копия протокола вручена _______ (да, нет) “_____”________________2004 г.

_________________ (__________________)(подпись)От подписи протокола, объяснений гражданин (ка) отказался:__________________________________________________________________(свидетели, подпись)__________________________________________________________________

Принятое решение: О принятом решении будет сообщено дополнительно.

Подпись лица, составившего протокол __________________ (_____________)