Находим решения ваших
юридических вопросов

Государственный или муниципальный контракт может быть расторгнут:

Одностороннее расторжение контракта 44-ФЗ: допустимо ли

Государственный или муниципальный контракт может быть расторгнут:

  • по соглашению сторон;
  • судебному предписанию;
  • в случае одностороннего отказа стороны такого контракта от его исполнения. (п. 8 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ)

Совершить расторжение госконтракта можно в соответствии с гражданским законодательством, однако нужно соблюсти условия ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Риск! В ряде случаев заказчик обязан отказаться от контракта (п. 15 ст. 95 Закона №44-ФЗ):

  • поставляемый товар/ услуга не отвечает определенным условиям закупки критериям;
  • поставщиком были представлены не соответствующие действительности сведения о соответствии товара/ услуги требованиям закупки, что дало ему возможность  победить при определении поставщика;
  • в процессе реализации контракта был расторгнут инвестиционный контракт/ иной госконтракт, в целях исполнения которого и была объявлена закупка.

Порядок расторжения контракта по 44 ФЗ

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона.

Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение –  ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными.

То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Расторжение Госконтракта - МОСЮРЦЕНТР

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально.

Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Есть случаи, когда участники госзакупок хотят аннулировать подписанный между ними договор. Процедура проводится через суд, если это право прописано в документе (ч.9 ст. 95. ФЗ 44 и ч.19. ст. 95. ФЗ — 44).

Какие причины для разрыва сделки предусмотрены в законе и как это сделать по совместному согласию или по инициативе одной из сторон

Предпосылки для разрыва договора рассмотрены в 95 статье Федерального закона №44 «О контрактной системе».

Возможность разорвать сделку по госзакупке по двухстороннему соглашению или по инициативе одной из сторон через судебное постановление установлена в ст. 95 ч. 8 ФЗ-44.

Основания для разрыва в одностороннем или двухстороннем порядке по закону:

  • Положение акта было грубо нарушено другой стороной, и нанесло финансовый и моральный ущерб;
  • При значительных нарушениях, влекущих за собой большой денежный ущерб одной из сторон или обеих (ГК. ст. 451);
  • Не достигнута договоренность по приведению акта в соответствие при наступлении особых факторов, не предусмотренных в контракте;
  • Контракт расторгается, если в период подписания не предполагалось возникновения экстренных обстоятельств;
  • Факторы изменились из-за причин, непреодолимых одной стороной, заключившей контракт, при этом, соблюдались все требования по соблюдению условий контракта и осмотрительности;
  • Реализация документа без корректировки ряда требований нарушает соотношение интересов имущественного характера участников договора, и дает урон больше чем ожидаемую прибыль;
  • По данным акта не подразумевается, что риск перемены условий лежит на заинтересованном участнике.

Пункт о разрыве контракта должен быть установлен в документе в обязательном порядке. Он должен описывать все случаи расторжения сделки, которые возможны.

Порядок расторжения

Система расторжения контракта по договоренности участников прописана в ГК РФ:

  • Инициатор расторжения составляет документ о разрыве сделки;
  • Отправляет второй стороне документ для подписания;
  • Подписанное партнером соглашение о расторжении удостоверяет своей подписью;
  • Вносит информации о прекращении договора в реестр по договорам.

Со времени подписания документа о расторжении, договор перестает действовать, или с числа, прописанного в нем. Запись о расторжении контракта в реестр вписывается в течение 72 часов.

Ознакомьтесь  101 статья ФЗ “Об исполнительном производстве”

  • Известить партнера о намерении разорвать договор;
  • Внести информацию в контрактный реестр.

Договоренность о разрыве сделки составляется в письменной форме.

В документе устанавливается желание сторон расторгнуть договор, и прекратить сотрудничество по нему.

Акт пишется в шаблонной форме, его содержание зависит от типа расторгаемого контракта и условий сделки. Обязательно в документе указать:

  • Идентификационную информацию по расторгаемому документу (наименование, дата написания, номер);
  • Наименование участвовавших в заключении контракта лиц как указано в документе;
  • Прописывается число аннуляции контракта или указывается замечание, что с даты подписания соглашения он считается расторгнутым;
  • Вносится информация об исполнении сделки. Исполнена полностью или частично;Данные о числе копии документа;
  • Указываются реквизиты участников;
  • Инициалы сторон.

К акту прикладываются дополнительные бумаги, в зависимости от типа расторгаемого контракта. Акт приема передачи имущества и прочее. Расторжение контракта по факту проведенных действий предусматривает выплату исполнителю суммы, которую он должен получить согласно сделке.

Порядок расторжения государственного контракта

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

– невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

-у заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

-различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).

Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей

При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.

-о факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

– пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

– фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

– об отсутствии взаимных претензий,

– подписи и реквизиты обеих сторон.

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику.

При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты.

Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.

Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей

Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.

Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.

В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.

– прописать пункт о возможности расторжения контракта,

– в одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.

Реализация права заказчика

– для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

– отправить электронное письмо.

Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.

Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

Важно! Заказчик может отказаться от контракта в рамках 44-ФЗ лишь в том случае, если такая возможность закреплена непосредственно в самом контракте (п. 9 т. 95 Закона № 44-ФЗ).

Порядок расторжения контракта в этом случае имеет особенности:

  1. Требуется надлежащее извещение исполнителя. В продолжение 3 дней с момента принятия заказчиком решения об отказе от контракта сведения об этом размещаются в Единой информационной системе (далее — ЕИС). В этот же срок уведомляют поставщика заказными письмом с уведомлением о вручении (по адресу, указанному в контракте). Одновременно необходимо использовать и средства связи, позволяющие незамедлительно известить поставщика.
  2. Контракт считается расторгнутым в связи с отказом заказчика от его исполнения через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика  (это день возврата почтового уведомления о вручении заказчику).

Первым днем 10-дневного срока считается следующий день после надлежащего уведомления поставщика, т.е. контракт признается расторгнутым на 11-й день  после возврата заказчику уведомления (см. письмо ФАС РФ от 14.03.2018 №РП/16764/18, а также наш материал «Разъяснен порядок одностороннего отказа от исполнения госконтракта заказчиком»).

Обратите внимание! Заказчик вправе привлечь эксперта/экспертную организацию для проверки поставленного товара/ услуги. В этом случае односторонний отказ допустим, если в заключении эксперта/ экспертной организации будет указано на наличие оснований к отказу (п. 10-11 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Важно! В случае нарушения контракта заказчик может взыскать неустойку с исполнителя. Размер неустойки по 44-ФЗ определен законом.

Одним из обязательных мероприятий является размещение решения об отказе от контракта на официальном ресурсе Единой информационной системе в сфере закупок.

Как отразить в ЕГАИС такие сведения Уведомление, подписанное уполномоченным представителем со стороны заказчика, в отсканированном варианте размещается в карточке контракта во вкладке «Документы». Далее, в общем реестре контрактов отображается со статусом «Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта».

Унифицированной формы такого уведомления нет (хотя она может быть утверждена, например, положением о закупках или самим госконтрактом).

Обычно уведомление оформляется на фирменном бланке организации, отказывающейся от контракта, и содержит следующие сведения:

  • наименование, адрес, ф. и. о. и должность руководителя организации-поставщика;
  • сведения о заключенном госконтракте (наименование, реквизиты);
  • указание на основание для одностороннего отказа от контракта — ссылка на соответствующий пункт в контракте и/или в законе;
  • собственно уведомление о принятом заказчиком решении.

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Наряду с обращением в суд, у заказчика есть возможность одностороннего расторжения. Расторжение в одностороннем порядке по своей сути является обоюдным решением обеих сторон, однако одновременно создает конфликтную ситуацию.

Порядок разрешения таких ситуаций регламентирован законодательством о закупках.

Законом о контрактной системе закупок 44-ФЗ предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке. Это право сторон было прописано еще в предшественнике закона– 94 ФЗ.

Оно предусматривает возможность одностороннего отказа от государственного контракта субъектами.

Важно подчеркнуть, что поскольку закон всегда находится на стороне справедливости, в 44-ФЗ прописан ряд условий, которые защищают каждого субъекта от произвола со стороны другого:

  1. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть указана в проекте договора (в конкурсной документации) и в тексте самого договора;
  2. Такая возможность не может быть доступна для какой-либо одной стороны: если заказчик имеет право отказа от контракта, то и поставщик имеет это право;
  3. Обязательным является уведомление второй стороны о намерении расторгнуть контракт;
  4. Контрактом должен быть предусмотрен срок на устранение поставщиком причин расторжения. Другими словами, после получения уведомления от заказчика, поставщик имеет 10 дней, чтобы провести «работу над ошибками». Если по истечении этого срока причины остались не устраненными, заказчик имеет право расторгнуть контракт.

Разобравшись с условиями расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, необходимо рассмотреть ряд условий, которые могут стать причиной такого решения. Законом 44-ФЗ предусмотрено единственное условие, когда расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке является его обязанностью:

  • после заключения контракта было установлено, что поставщик или поставляемые товары/услуги не соответствуют требованиям, указанным в извещении о закупке, при этом поставщиком была предоставлена недостоверная или неполная информация, которая способствовала его победе в торгах.

В остальных случаях заказчик не обязан, но имеет право принять решение об отказе от исполнения своих обязанностей по договору. Возможные основания для этого регламентированы Гражданским кодексом РФ.

Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего расторжения договора двух видов: не обусловленное поведением поставщика и обусловленное его поведением.

В первом случае Гражданский кодекс предписывает заказчику, расторгнувшему контракт, исполнение следующих условий:

  • в соответствии со ст. 717, заказчик может приостановить выполнение работ по договору до срока их сдачи,  при этом обязан оплатить работу поставщика пропорционально установленной цене;
  • в соответствии со ст. 782, заказчик вправе расторгнуть договор возмездного оказания услуг, при этом он должен оплатить все фактические расходы поставщика.

Вторая разновидность одностороннего расторжения контракта включает в себя случаи, когда причинами становятся действия поставщика:

  • поставка товаров ненадлежащего качества, недостатки которых поставщик не может исправить в приемлемый для заказчика срок;
  • неоднократное несоблюдение прописанных в контракте сроков поставки;
  • в случае договоров подряда – несвоевременное начало или слишком медленное предоставление услуг или выполнение работ, такое, что их завершение в срок невозможно.

прекращение действия сервитута

Спорным моментом может стать оценка качества поставляемых услуг, товаров или работ.

Подтверждением правомерности расторжения контракта на основании несоответствия по качеству могут быть результаты экспертизы.

В соответствии с 44-ФЗ, заказчик вправе привлекать экспертов с целью оценки качества товаров и услуг, и на основании экспертных заключений принимать решения о расторжении контракта.

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию заказчика.
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в единой информационной системе (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации. Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения. Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться. За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) после расторжения контракта. Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в

госзакупках

в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется.
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик отменяет ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ. Причины. Как избежать

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного контракта не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
  • Гражданского кодекса;
  • иных нормативно-правовых актов.

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение договора по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

регистрация документов

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту.
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта, в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора, в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Заказчик не выкупает товары или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты.
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и оплате товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар, хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Стремление поставщиков заключить контракт с государственным заказчиком особенно усилилось на волне проводимой правительством политики импортозамещения.

Именно госконтракт считается наиболее верным, надёжным и безопасным средством заработать, упрочить своё реноме и выйти на ранее не охваченные рынки сбыта.

Желание заключить государственный контракт заставляет забыть о возможных рисках, которые приводят к кардинальному, а зачастую неприятному последствию – преждевременному прекращению сотрудничества.

Рассмотрим один из способов подобного исхода взаимоотношений поставщика (контрагента, исполнителя, подрядчика) и государственного или муниципального заказчика — одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ.

договор предварительной купли продажи земельного участка

Все случаи расторжения контракта в одностороннем порядке регламентируются помимо Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (чч. 8-26 ст. 95) Гражданским кодексом Российской Федерации.

А также иными законами, не несущими противоречий в отношении 44-ФЗ и касающимися закупочной контрактной системы.

Отметим, что право принятия решения об отказе со стороны заказчика обязательно должно быть указано в контракте.

Как расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон 44 фз

При заключении договора не всегда удается предусмотреть все возможные последствия. Изменившаяся экономическая обстановка, недобросовестное поведение второй стороны в договорных отношениях и другие обстоятельства могут привести к тому, что исполнение договора строительного подряда уже становиться невыгодным или даже невозможным.

В этой ситуации может понадобиться помощь юриста по 44-ФЗ, который поможет грамотно провести процедуру изменения или расторжения договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ.

Данная процедура осложняется тем, что договорные отношения по государственному контракту заказчика и подрядчика регулируются не только Гражданским кодексом РФ, но более «жестким» законом – О контрактной системе в сфере закупок (44-ФЗ).

Согласно закону о госзакупках изменить контракт можно только по соглашению сторон. Это означает, что для внесения изменений в контракт недостаточно волеизъявления одной стороны, а оба участника правоотношений должны согласиться на изменения.

Не любой повод может стать основанием для изменения существенных условий контракта. Все основания указаны в ст. 95 закона о госзакупках:

  • возможность внесения изменений предусмотрена в документации по закупке и контракте (когда снижается цена, но при этом объем работ не уменьшается и не снижается ее качество; заказчик решил уменьшить или увеличить количество объем работ, но не более чем на 10%);
  • цена контракта изменилась – превысила цену, установленную Правительством РФ, а сам контракт не может быть исполнен с первоначальными условиями по независящим от воли сторон обстоятельствам, то условия такого контракта изменяются – для федеральных контрактов по решению Правительства РФ (только для контрактов заключенных на срок не менее 3 лет), для региональных контрактов – по решению региональных властей (только для контрактов заключенных на срок не менее 3 лет), для муниципальных контрактов – по решению местных властей (только для контрактов заключенных на срок не менее 1 года);
  • изменились цены на работы в соответствии с законодательством РФ;
  • сократилось бюджетное финансирование в соответствие с бюджетным законодательством.

Если вас интересуют вопрос о том, как подрядчику отстоять свои права по договору строительного подряда, прочитайте нашу статью на данную тему.

Закон о госзакупках допускает возможность расторжения контракта в следующих случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • при одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.

Вместе с тем, отказ подрядчика от исполнения договора подряда в рамках 44-ФЗ ставится в зависимость от условий контракта. Чтобы было возможно, например, расторжение муниципального контракта по инициативе подрядчика, необходимо наличие в контракте права заказчика в одностороннем порядке отказаться от контракта.

Итак, односторонний отказ от договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ по инициативе подрядчика возможен только при наличии двух обстоятельств:

  • контракт содержит условие о возможности одностороннего расторжения по инициативе заказчика;
  • присутствуют основания, предусмотренные гражданским законодательством.

Гражданское законодательство содержит следующие основания для одностороннего отказа от исполнения договора подряда со стороны подрядчика:

  • использовать, представленные заказчиком материалы и оборудование, невозможно без ухудшения качества работ, а заказчик не хочет их заменять (ст. 745 ГК РФ);
  • заказчик во время не предоставил все необходимое для выполнения работ – материал или оборудование, техническую документацию и т.п. (ст. 719 ГК РФ);
  • подрядчик предупредил заказчика об обстоятельствах, которые негативно отразятся на результатах работ (например, непригодность представленного материала, неверно выбранный способ исполнения работ и т.п.), а заказчик не предпринял мер, чтобы устранить указанные обстоятельства (ст. 716 ГК РФ).

В указанных случаях ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда заказчиком подрядчик может расторгнуть данный договор без суда.

Для расторжения контракта подрядчиком по 44-ФЗ необходимо соблюсти следующий порядок действий:

  • в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о расторжении контракта – направить данное решение в адрес заказчика. Способ направления решения — заказное письмо с уведомлением о вручении, в письме указывается адрес заказчика, который отражен в контракте. Дополнительно нужно направить телеграмму или сообщение по факсу, или по электронной почте, или с использованием других средств связи или доставки, которые позволят зафиксировать передачу решения и получить подтверждение о вручении решения. Дата надлежащего уведомления – получение подрядчиком подтверждения о вручении указанного уведомления;
  • 10 дней с момента надлежащего уведомления – решение о расторжении контракта по инициативе подрядчика вступает в силу, а контракт считается расторгнутым;
  • если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчик устранил нарушения контракта, то подрядчик обязан отменить не вступившее в силу решение о расторжении контракта.

Законом о госзакупках предусмотрены последствия отказа от исполнения договора подряда – подрядчик вправе потребовать возмещения только фактического ущерба, который непосредственно связан с обстоятельствами, послужившими основанием для расторжения договора.

Если у вас возникла необходимость оформить односторонний отказ от договора строительного подряда с госзаказчиком, наш юрист по 44-ФЗ в СПб поможет в проведении данной процедуры. Позвоните нам 7 (812) 409-49-30.

Расторгнуть контракт можно также и в судебном порядке. Гражданское законодательство выделяет следующие случаи для расторжения договора в судебном порядке — сторона договора существенно нарушила его условия (ст.

450 ГК РФ). Также контракт по строительному подряду можно попытаться расторгнуть через суд, если существенно изменились обстоятельства, которые подрядчик и заказчики учитывали при заключении контракт (ст. 451 ГК РФ).

В данной ситуации подрядчику может понадобиться юридическая помощь по 44-ФЗ для подготовки необходимых документов и обращения в суд.

Так, например, при существенном изменении обстоятельств предстоит доказать следующие моменты:

  • при заключении контракта заказчик и подрядчик рассчитывали на то, что такого изменения обстоятельств не будет;
  • обстоятельства изменились по причинам, на которые подрядчик не мог повлиять при осмотрительном поведении;
  • при исполнении контракта имущественные интересы подрядчика нарушаются и ему будет причинен такой ущерб, что он лишится возможности получить тот доход, на который он рассчитывал при заключении контракта;
  • из обычаев или существа контракта не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет подрядчик.

Кроме того, нужно ориентироваться в том, какие изменения обстоятельств будут существенными, а какие – нет.

Так, например, если цены на материалы и оборудование существенно возросли, а заказчик отказывается увеличить цену по договору, то подрядчик может ссылаться на существенное изменение обстоятельств (ст. 709 ГК РФ).

А изменение курса валюты по отношению к рублю нельзя расценивать как существенное изменение обстоятельств (Обзор судебной практики ВС РФ №1, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

Подрядчик считает, что имеет право на односторонний отказ от контракта, но не всегда с ним соглашается суд.

Пример 1. Подрядчик должен был осуществить строительство школы.

Но после получения от заказчика функциональных требований к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций, разработанных Минобрнаукой совместно с Минстроем, подрядчик направил письмо заказчику.

В нем он указал на необходимость расторжения контракта, так как данные функциональные требования не содержались в условиях торгов. Данные требования увеличивают стоимость работ и сроки ее выполнения.

2 контракта отмечено, что состав и объем работ определяются, в том числе и техническим заданием (Приложение № 1 к контракту). В Приложении 1 указано, что подрядчик при проектировании обязан руководствоваться, в том числе действующим законодательством РФ.

Поэтому ссылка подрядчика на отсутствие в документации функциональных требований несостоятельна (Постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 года №Ф06-13912/2016).

Пример 2. Подрядчик пытался взыскать ущерб, причиненный ему при расторжении контракта – расходы на экспертизу, расходы по выдаче банковской гарантии, расходы по возмещению банку в порядке регресса денежных средств.

Вместе с тем, суд отметил, что истцу была представлена вся необходимая техническая документация, которая получила положительное заключение, она не имела дефектов, которые бы препятствовали выполнению работ.

В связи с этим суд посчитал необоснованным отказ подрядчика от исполнения договора подряда и отказал во взыскании ущерба (Постановление АС Северо-Западного округа от 11 декабря 2015 года по делу №А56-6324/2015).

При определении законности одностороннего отказа от исполнения договора строительного подряда суды нередко обращают внимание на правильность оформления данной процедуры.

Пример 1. Суд признал обоснованным односторонний отказ подрядчика от контракта.

Подрядчик после того, как приступил к работам на объекте совместно с заказчиком и эксплуатирующей организацией обнаружил замечания, которые не позволяют выполнить работы в соответствии с проектной документацией.

В течение нескольких месяцев подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой согласовать изменения проектной документации и оформить порубочный билет. Несмотря на многочисленные обращения подрядчика госзаказчик не представил необходимые документы.

Отказ поставщика от контракта по ФЗ-44

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Если в госконтракте закреплено условие о том, что заказчик правомочен на односторонний отказ от контракта, то автоматически такое право получает и поставщик – при наличии оснований досрочного расторжения, установленных ГК РФ (п. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для подрядчика и поставщика расторжение контракта в одностороннем порядке происходит аналогичным образом, поэтому далее будем говорить только о поставщике. Поставщик должен уведомить в течение 3-х дней с момента принятия решения об отказе госзаказчика сразу двумя способами:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес заказчика, указанный в контракте;
  • с помощью средств оперативного уведомления заказчика: по электронной почте, по факсимильной связи, путем направления телеграммы и т.д.

Контракт считается расторгнутым по истечении 10 дней с момента надлежащего уведомления заказчика.

Обратите внимание! В отличие от заказчика, поставщик не вносит в ЕИС сведения о своем решении отказаться в одностороннем порядке от контракта.

Как расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон 44 фз

В случае если расторжение произведено заказчиком, для сторон это обернется в т.ч. следующими последствиями:

  1. Соответствующий поставщик будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков (п. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Более подробно об этом своде данных можно прочитать в нашей статье «Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ»;
  2. Заказчик сможет объявить закупку того же товара/услуги и заключить новый контракт. (п. 17-18 ст. 95 упомянутого закона).

Важно! С 01.07.2019 г. после расторжения контракта с победителем торгов, заключить новый можно только с участником торгов, предложению которого был присвоен второй номер (см. п. 17.1 ст. 95, который вводится законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ)

Поставщик или заказчик в случае отказа другой стороны от исполнения контракта имеет права требовать возмещения только фактического ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, выступающими основанием для принятия решения об отказе от контракта (п. 23 ст. 95 того же ФЗ). При этом заказчиком должна быть также оплачена фактически исполненная и принятая часть обязательства.

Обратите внимание! Заказчик или поставщик обязаны отменить свое решение об отказе от контракта, если в течение 10-дневного срока по получении уведомления виновная сторона исправила все нарушения. (п. 14, 22 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Расторжение контракта по соглашению сторон в соответствии с ФЗ-44 является наиболее оптимальным вариантом решения недоговоренностей, если последние не могут быть достигнуты. Статья 94 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что расторжение контракта возможно в трех различных случаях:

  • По соглашению сторон;
  • По решению суда;
  • В случае одностороннего отказа в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.

В статье закона подробно описывается процедура  расторжения контракта в одностороннем порядке, что касается соглашения сторон, то в законе речь идет лишь о такой возможности и не более.

Согласно части 14 стать 34 федерального закона №44 контракт, заключенный между сторонами может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Именно об этом и идется речь в 95 статье, где прописано, что расторжение в одностороннем порядке возможно лишь в том случае, если контракт содержит данное положение.

Что касается возможности расторжения по соглашению сторон, то здесь закон не требует упоминания данного пункта в тексте контракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже если контрактом не предусмотрена такая возможность, то стороны все равно могут расторгнуть контакт и это будет вполне законно с их сторон. Потому что такое правило действует по умолчанию, в силу закона.

В практической сфере существует несколько различных ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть действующий контракт.

Итак, первым случаем следует упомянуть, – обоюдное расторжение контракта возможно при невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контакту по независящим от него причинам (другими словами в случаях форс-мажорных обстоятельств).

Вторая ситуация имеет место быть, когда у заказчика отпала необходимость в поставке товара. В третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.

Что касается банковских гарантий и других видов обеспечения, то здесь стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или по обоюдному соглашению сторон.

Форма соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________                                                                                                                                «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) и ч. 1 ст.

450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г.

на (предмет контракта), заключенного по результатам (вписать нужное) (Протокол (вписать нужное) № (значение) от (число, месяц, год)).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме.

На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек.

За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатитьфактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

3. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

ЗАКАЗЧИК ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)
            __________________ Ф. И. О.                      М. П.          __________________ Ф. И. О.                    М. П.

Представленный пример соглашения, может быть переработан в соответствии с пожеланиями сторон.

На практике расторжение контракта по соглашению сторон чаще всего говорит о том, что торги выиграл участник, который был нежелателен для заказчика. Поэтому на него оказывается давление с целью добровольно отказаться от исполнения госконтракта, заключив соглашение о расторжении контракта. Заказчик оказывает давление на победителя торгов, угрожая включить сведения о нем в Реестр недобросовестных поставщиков.

  • Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз и гк рф
  • Расторжение государственного контракта по 44-фз
  • Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 фз № 44)
  • Расторжение договора по соглашению сторон
  • Расторжение государственного контракта по соглашению сторон
  • Расторгают контракт по соглашению сторон
  • Расторжение контракта и его последствия
  • Расторжение государственного контракта по соглашению сторон 44-фз
  • Расторжение государственного контракта по соглашению сторон 44-фз образец

Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч.3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Есть и другая причина для расторжения по соглашению сторон. Например, желание заказчика перезаключить госконтракт с другим участником торгов, который предложил более высокую цену за исполнение госконтракта.

Пример Министерство торговли одного из субъектов РФ разместило госзаказ на мебелирование помещений заказчика в количестве 500 наборов мебели. Техническое задание содержало такие требования, которые мог исполнить победитель аукциона, предложивший самую низкую цену.

Внимание

Однако через некоторое время после победы в аукционе было подписано соглашение о расторжении контракта. Позднее контракт был заключен с другим участником размещения заказа, который был вторым, предложившим самую низкую цену.

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуще­ствить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений (п. 6 ч. 2 ст. 83, ч. 9, 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).