Чёткий, юридически выверенный ответ на вопрос, кто именно относится к государственным и муниципальным служащим, каков их правовой статус (права, обязанности, ответственность, ограничения и запреты в их деятельности и требования к их служебному поведению и др.) содержится в ныне действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г., и «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г. [2,3,4].
Ограничения по службе
Чёткий, юридически выверенный ответ на вопрос, кто именно относится к государственным и муниципальным служащим, каков их правовой статус (права, обязанности, ответственность, ограничения и запреты в их деятельности и требования к их служебному поведению и др.) содержится в ныне действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г., и «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г. [2,3,4].
Согласно ст.13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации» [3].
Определение понятия «муниципальный служащий» даётся в ст.10 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» «Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета» [4].
Исходя из анализа законодательства о государственной гражданской службе можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.
1. Государственный гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации.
2. Государственный гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
3. Гражданин приобретает статус государственного гражданского служащего в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.
4. служащий исполняет обязанности профессионально и на основе, за счет с государственного [13, С. 292].
Правовой государственного гражданского в самом общем можно как систему предоставленных служащим прав и на них обязанностей, а также поощрений, , ограничений и мер ответственности за или ненадлежащее исполнение на служащего обязанностей, а соблюдения и ограничений, связанных с службой.
Содержание положения государственных характеризуется их правами и обязанностями, и правами по занимаемой должности.
За годы в Российской была проделана большая работа по и развитию системы государственного и управления и самоуправления, по работы органов и управления уровней. И, тем не менее, власть и управление в стране по сей день в весьма положении, выход из возможен только на резкого повышения деятельности государственной и муниципальной , кадровых работников и муниципальной службы, на региональном .
Первой самой причиной является низкий уровень в российском . Небрежное отношение к , несовершенства образовательной , отказ молодежи от выступают возникновения проблемы уровня культуры. На с этой проблемой нравственная выпускников ВУЗов.
На перечисленные проблемы проект концепции поликультурного в Российской Федерации, государственной национальной Российской Федерации, доктрина в Российской Федерации на до 2025 года.
необходимо перейти к не важным несоответствия компетентности и действий современных и муниципальных служащих. И на первый выдвигаются две основные : несовершенство нормативно-законодательной и недостаток знаний и для работы. вполне закономерно второй блок : неясное представление органов и муниципального управления своих полномочий и достаточно подготовленных .
В свою , основными причинами профессионализма государственных и служащих является при подборе даже эффективных , которые предусмотрены ФЗ «Об государственной службы в Федерации» и «Об муниципальной службы в Федерации». Основные в подборе непрофессиональных обусловлены не несовершенством методов, а более «низкого » – нежеланием их использовать и кадры, деловыми и нравственными .
60% из них имеют инженерно-техническое, или медицинское образование; 6% – или гуманитарное, но не с профилем государственной ; 5% – юридическое; 23,5% – по одной из специальностей группы « и управление» и лишь 1% по «Государственное и муниципальное ». Около 5% и вовсе не вузовской . Лишь 4% получили в годы дополнительное по одной из 10 специальностей службы. острая нехватка специалистов практически по направлениям правовой, политики, планирования социально-экономического территорий и т.д. [22].
положение требует корректировки в деятельности, превращения и муниципальной службы в динамичный, открытый , выхода на кадровый уровень в государственного и муниципального . А это невозможно без научно концепции политики – последовательной государства и органов самоуправления по формированию к государственным и служащим, по их подбору, по и рациональному использованию.
политика призвана в мере высокий творческий служащих, неисчерпаемую и способность российских к решению проблем, выполнению задач; помочь и муниципальным служащим полно свои умения, и способности. Лишь на этого возможно качество их и обеспечить решение государственных программ в , социальной, культурной и сферах.
целью кадровой в системе регионального является формирование кадрового , который в профессиональном и отношении позволял бы эффективное функционирование и государственного и органов местной . Кадровая политика в условиях должна из приоритета личности и иметь под надежную научную .
– социально-политическая в стране, кризисное экономики;
– нечеткость ориентации ;
– нестабильность структуры и управления на федеральном, и местном уровнях;
– законодательная и база деятельности , регионального и муниципального ;
– недостаточная разработанность и методологической кадровой деятельности в государственной и муниципальной в условиях формирования общества и рыночной экономики
В современных условиях кадровой политики в регионального должны быть сориентированы на профессионализм и государственных и муниципальных , а сама политика – включать механизмов мотивации и защиты персонала. обеспечение, одной из главных государственной кадровой , должно включать в разносторонний мероприятий и технологий (, экономических, образовательных, ) на различных этапах деятельности: от резерва и отбора на до стимулирования эффективного служащих, профессионального и освобождения от .
К сожалению, нередко элементам кадровой в органах государственной регионов и самоуправления уделяется внимание. Отбор осуществляется по давно технологиям, не морально-психологических аспектов , работа с кадровым подчас запущена и не необходимых для «воспроизводства» кадрового государственной и муниципальной , оценка персонала в своей формальный характер, уровень научно-методического работы с персоналом и т.д.
В связи на всех уровнях требуется активная по совершенствованию кадровых на государственной и службе. Оптимизации процесса может обобщение позитивного кадровой в органах государственной и власти и организаций форм собственности. на мировой и методический опыт, уже можно сделать для улучшения качественного и уровня государственных и муниципальных в региональном управлении.
Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.
Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.
Требования к работникам государственных ведомств и служб:
- совершеннолетие;
- российское гражданство;
- знание русского языка;
- квалификация, соответствующая занимаемой должности.
Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.
Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.
На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:
- Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
- Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
- Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
- Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
- Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
- Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
- Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
- Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
- Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
- Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
- При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.
Общие требования к госслужащим
ч. 1 ст. 18 статьи закона № 79-ФЗ «О гражданской службе»( – Закон) требования к поведению служащих в основном положения Указа РФ от 12 августа 2002 № 885 «Об утверждении принципов служебного государственных служащих» [6]. лицам, замещающим должности РФ, должности субъектов РФ и муниципальные должности, предписано придерживаться , утвержденных Указом, в части, не правовому статусу лиц.
Общие принципы собой поведения гражданских , которыми им надлежит при исполнении должностных () обязанностей.
Под же к служебному поведению служащего имеется в система принципов и (правил) поведения и деятельности. В таких требований представление о честности и гражданских , их верности государству и . Требования к служебному призваны обеспечивать исполнение обязанностей и соблюдение запретов и ограничений на соответствия служебного правовым и общепринятым этическим .
1) (как требуется с точки профессиональной морали служащего);
2) запретительные ( недопустимо в рамках поведения);
3) (как следует себя в той или иной в служебное и неслужебное ).
1) исполнять обязанности добросовестно, на профессиональном ;
2) исходить из того, что , соблюдение и защита и свобод человека и определяют и содержание его профессиональной деятельности;
3) осуществлять служебную деятельность в установленной РФ компетенции государственного ;
4) соблюдать нейтральность, возможность влияния на профессиональную деятельность решений партий, других объединений, религиозных и иных ; проявлять уважение к обычаям и традициям Российской Федерации;
5) культурные и особенности различных и социальных групп, а конфессий;
6) способствовать и межконфессиональному .
1) не оказывать каким-либо общественным или объединениям, или социальным группам, и гражданам;
2) не совершать , связанных с влиянием личных, (финансовых) и иных , препятствующих добросовестному должностных обязанностей;
3) ограничения, настоящим Законом и федеральными законами для служащих;
4) не совершать , порочащих его и достоинство;
5) не допускать ситуаций, способных ущерб его репутации или государственного .
1) проявлять в обращении с гражданами;
2) установленные публичных выступлений и служебной информации.
1) в статье 18 Закона в виде и в форме отражены и специфика деятельности служащих как социальной группы;
2) направленность кадровой нашла отражение в , руководствуясь которым, судить об моральных принципах и этой политики;
3) является инструментом кадровой в органах государственной , на его основе происходит кадрового состава служащих и их деятельность.
Отношение к в нормативные правовые требований к служебному гражданских неоднозначно. Существует , что закрепление законом норм и требований – это , искусственное .
Другая точка заключается в том, что систематизация , моральных требований к служащим им ориентироваться в поведенческих и выступает в качестве оценки сложных проблем служащих.
Требования к поведению должны систему нравственных , конкретных поведения гражданских при реализации полномочий органов. Требования в том числе и нормы служебного . Мораль гражданского на может основываться на собственном о нравственности, она определяется и потребностями. Законодатель при требований к служебному опирался на нравы и традиции, требования с системой , существующих в обществе, сложившимися о морали.
Необходимо , что, хотя перечень к служебному поведения служащего и не исчерпывающим, смысл определяет главное – позволяет не дожидаться злоупотреблений служащих, а устранять , предпосылки коррупции и злоупотреблений на ранних на уровне ответственности.
1.1 Государственный гражданский служащий – основные понятия
С 1 июля 2016 вступил в федеральный закон от 30.06.2016. № 224-ФЗ «О внесении в ФЗ «О государственной гражданской в Российской » и ФЗ «О муниципальной службе в Федерации». Законом требования о представлении о размещении в Интернете к гражданам, на замещение должностей гражданской службы или службы, а к государственным гражд и муниципальным служащим [5].
лицам необходимо представителю сведений об адресах , форумах, чатах в Интернет, на которых они общедоступную , а также данные, их идентифицировать за три календарных , предшествующих году на государственную или муниципальную службу .
Государственные гражданские и муниципальные служащие указанные (за исключением случаев общедоступной информации в исполнения своих обязанностей) по , установленной правительством Федерации ежегодно за календарный год не позднее 1 года, за отчетным. При этом устанавливается, что гражданин не быть принят на гражданскую или муниципальную службу, а гражданский служащий и служащий не могут на такой в случае непредставления сведений.
Как отмечают закона, доступ к таким позволит не только окончательное решение о граждан на указанные , но и снизит риски, а также соблюдение правил этики.
Кроме , ужесточены к уровню образования и государственных и гражданских и служащих. Теперь для должностей службы категорий «», «помощники (советники)», «» высшей и главной необходимо наличие высшего не ниже уровня ста либо магистратуры. не применяется в служащих, назначенных на до дня вступления в силу закона, в отношении ими должностей, а лиц, получивших высшее образование до 29 августа года.
Установлено , что для замещения гражданской службы соответствие квалификационным к уровню профессионального , стажу службы или работы по , направлению подготовки, и умениям, которые для исполнения обязанностей, а также при соответствующего решения нанимателя – к специальности, подготовки. требования для замещения гражданской службы устанавливаются, в том числе, в с областью и профессиональной служебной гражданского служащего.
данным Росстата по на 2013 год, в почти 49 тыс. федеральных и около 1,5 млн муниципальных служащих. Из общего 81,7% в органах исполнительной , 14,9% — в судебной и прокуратуре, 2,1% — в законодательной и 1,1% — в других структурах [11].
, что сейчас рассматривается для кандидатов на высшие должности степень магистра по .
Для примера, сейчас члены правительства, не об их аппаратах, не по профильному образованию и не степеней магистра управления. К примеру, спорта Мутко — моторист, среднее профобразование в речном училище, которого по специальности, но недолго. правительства Дмитрий учился на международном журфака МГУ, а занимается вопросами комплекса. Глава строительства имеет два — режиссерское, получил в МГУКИ, и юр, полученное в РАНХиГС
Бывший руководитель президента Ельцина и президент социально-экономических и интеллектуальных Сергей Филатов , что введение требований может чиновничий штат. « механизм нужен, есть избыточности аппарата . Раздутие аппарата не ведет ни к чему для государства, что бумаги будут ходить с одного на другой.
, квалификационные к знаниям и умениям, для исполнения должностных , устанавливаются в зависимости от и вида служебной деятельности служащего его должностным . Должностным регламентом также квалификационные требования к , направлению подготовки, необходимы для замещения гражданской .
Установлено также, что право на замещение гражданской службы гражданскому который имеет подготовки, соответствующее и виду его професси служебной [23].
Функциональные требования предлагается по направлениям деятельности, а специализациям в от того или иного и его внутреннего устройства. в этих требованиях и прописано, что должность сможет человек с профильным , а не с высшим профобразованием .
Введение критериев для госслужащих переплетается с их сокращением, должно пройти до 1 2017 в рамках Федеральной развития государственной службы на 2015–2018 .
В течение 3 лет провести перераспределение и полномочий ведомств, а оптимизацию численности государственных власти.
Запреты при увольнении
Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание. Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.
Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц.
Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).
Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост. Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.
Скоро праздники, так что с подарками
Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.
Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:
- Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
- Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.
В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство нужно в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (ред. от 12.10.2015).
Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.
Если стоимость подарка неизвестна или же оценена дороже 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Отметим, что дорогостоящий подарок можно выкупить. Для этого придется подать соответствующее заявление.
Ответственность за нарушение
За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Так, госслужащего могут наказать следующими видами взысканий:
- сделать замечание;
- объявить выговор;
- оформить предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
- увольнение с гражданской службы.
К тому же в отношении правонарушителей могут быть назначены и финансовые санкции. Например, возмещение причиненного вреда (ст. 1069 ГК РФ) или убытков (ст. 15 ГК РФ), административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей — ст. 2.4 КоАП. И это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.