Находим решения ваших
юридических вопросов

Чёткий, юридически выверенный ответ на вопрос, кто именно относится к государственным и муниципальным служащим, каков их правовой статус (права, обязанности, ответственность, ограничения и запреты в их деятельности и требования к их служебному поведению и др.) содержится в ныне действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г., и «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г. [2,3,4].

Ограничения по службе

Чёткий, юридически выверенный ответ на вопрос, кто именно относится к государственным и муниципальным служащим, каков их правовой статус (права, обязанности, ответственность, ограничения и запреты в их деятельности и требования к их служебному поведению и др.) содержится в ныне действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г., и «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г. [2,3,4].

Согласно ст.13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации» [3].

Определение понятия «муниципальный служащий» даётся в ст.10 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» «Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета» [4].

Исходя из анализа законодательства о государственной гражданской службе можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного гражданского служащего.

1. Государственный гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации.

2. Государственный гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

3. Гражданин приобретает статус государственного гражданского служащего в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом.

Основные требования к государственному и муниципальному служащему

4.  служащий исполняет  обязанности профессионально и на  основе, за счет с государственного  [13, С. 292].

Правовой  государственного гражданского  в самом общем  можно  как систему предоставленных  служащим прав и  на них обязанностей, а также  поощрений, , ограничений и мер ответственности за  или ненадлежащее исполнение  на служащего обязанностей, а  соблюдения  и ограничений, связанных с  службой.

Содержание  положения государственных  характеризуется их  правами и обязанностями,  и правами по занимаемой  должности.

За  годы в Российской  была проделана  большая работа по  и развитию  системы государственного и  управления и самоуправления, по  работы органов  и управления  уровней. И, тем не менее,  власть и управление в  стране по сей день  в весьма  положении, выход из  возможен только на  резкого повышения  деятельности  государственной и муниципальной , кадровых работников  и муниципальной службы,  на региональном .

Первой самой  причиной является  низкий уровень  в российском . Небрежное отношение к , несовершенства образовательной , отказ молодежи от  выступают  возникновения проблемы  уровня культуры. На  с этой проблемой  нравственная  выпускников ВУЗов.

На  перечисленные проблемы  проект концепции  поликультурного  в Российской Федерации,  государственной национальной  Российской Федерации,  доктрина  в Российской Федерации на  до 2025 года.

необходимо перейти к не  важным  несоответствия компетентности и  действий современных  и муниципальных служащих. И  на первый  выдвигаются две основные : несовершенство нормативно-законодательной  и недостаток знаний и  для работы.  вполне закономерно  второй блок : неясное представление  органов  и муниципального управления  своих полномочий и  достаточно подготовленных .

В свою , основными причинами  профессионализма государственных и  служащих является  при подборе  даже эффективных , которые предусмотрены ФЗ «Об  государственной службы в  Федерации» и «Об  муниципальной службы в  Федерации». Основные  в подборе непрофессиональных  обусловлены  не несовершенством методов, а  более «низкого » – нежеланием их использовать и  кадры,  деловыми и нравственными .

60% из них имеют инженерно-техническое,  или медицинское образование; 6% –  или гуманитарное, но не  с профилем государственной ; 5% – юридическое; 23,5% –  по одной из специальностей  группы « и управление» и лишь 1% по  «Государственное и муниципальное ». Около 5% и вовсе не  вузовской . Лишь 4% получили в  годы дополнительное  по одной из 10 специальностей  службы.  острая нехватка  специалистов практически по  направлениям правовой,  политики,  планирования социально-экономического  территорий и т.д. [22].

положение требует  корректировки в  деятельности, превращения  и муниципальной службы в  динамичный, открытый , выхода на  кадровый уровень в  государственного и муниципального . А это невозможно без научно  концепции  политики – последовательной  государства и органов  самоуправления по формированию  к государственным и  служащим, по их подбору, по  и рациональному использованию.

политика призвана в  мере  высокий творческий  служащих, неисчерпаемую  и способность российских  к решению  проблем, выполнению  задач; помочь  и муниципальным служащим  полно  свои умения,  и способности. Лишь на  этого возможно  качество их  и обеспечить решение  государственных программ в , социальной, культурной и  сферах.

 целью кадровой  в системе регионального  является формирование  кадрового , который в профессиональном и  отношении позволял бы  эффективное функционирование и  государственного  и органов местной . Кадровая политика в  условиях должна  из приоритета  личности и иметь под  надежную научную .

– социально-политическая  в стране, кризисное  экономики;

– нечеткость  ориентации ;

– нестабильность структуры  и управления на федеральном,  и местном уровнях;

–  законодательная и  база деятельности , регионального и муниципального ;

– недостаточная разработанность  и методологической  кадровой деятельности в  государственной и муниципальной  в условиях формирования  общества и  рыночной экономики

В современных условиях  кадровой политики в  регионального  должны быть  сориентированы на профессионализм и  государственных и муниципальных , а сама  политика – включать  механизмов мотивации и  защиты персонала.  обеспечение,  одной из главных  государственной кадровой , должно включать в  разносторонний  мероприятий и технологий (, экономических, образовательных, ) на различных этапах  деятельности: от  резерва и отбора на  до стимулирования эффективного  служащих, профессионального  и освобождения от .

К сожалению, нередко  элементам кадровой  в органах государственной  регионов и  самоуправления уделяется  внимание. Отбор  осуществляется по давно  технологиям, не  морально-психологических аспектов , работа с кадровым  подчас запущена и не  необходимых  для «воспроизводства» кадрового  государственной и муниципальной , оценка персонала в  своей  формальный характер,  уровень научно-методического  работы с персоналом и т.д.

В  связи  на всех уровнях  требуется активная  по совершенствованию кадровых  на государственной и  службе. Оптимизации  процесса может  обобщение позитивного  кадровой  в органах государственной и  власти и организаций  форм собственности.  на мировой и  методический опыт, уже  можно сделать  для улучшения качественного  и уровня  государственных и муниципальных  в региональном управлении.

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Общие требования к госслужащим

ч. 1 ст. 18 статьи  закона № 79-ФЗ «О  гражданской службе»(  – Закон) требования к  поведению  служащих в основном  положения Указа  РФ от 12 августа 2002  № 885 «Об утверждении  принципов служебного  государственных служащих» [6]. лицам, замещающим  должности РФ,  должности субъектов РФ и  муниципальные должности,  предписано придерживаться , утвержденных  Указом, в части, не  правовому статусу  лиц.

Общие принципы  собой  поведения гражданских , которыми им надлежит  при исполнении должностных () обязанностей.

Под  же к служебному поведению  служащего имеется в  система принципов и  (правил)  поведения и деятельности. В  таких требований  представление о честности и  гражданских , их верности государству и . Требования к служебному  призваны обеспечивать  исполнение  обязанностей и соблюдение  запретов и ограничений на  соответствия служебного  правовым  и общепринятым этическим .

1)  (как требуется  с точки  профессиональной морали  служащего);

2) запретительные ( недопустимо в рамках  поведения);

3)  (как следует  себя в той или иной  в служебное и неслужебное ).

1) исполнять  обязанности добросовестно, на  профессиональном ;

2) исходить из того, что , соблюдение и защита  и свобод человека и  определяют  и содержание его профессиональной  деятельности;

Основные требования к государственному и муниципальному служащему

3) осуществлять  служебную деятельность в  установленной  РФ компетенции государственного ;

4) соблюдать нейтральность,  возможность влияния на  профессиональную  деятельность решений  партий, других  объединений, религиозных  и иных ; проявлять уважение к  обычаям и традициям  Российской Федерации;

5)  культурные и  особенности различных  и социальных групп, а  конфессий;

6) способствовать  и межконфессиональному .

1) не оказывать  каким-либо общественным или  объединениям,  или социальным группам,  и гражданам;

2) не совершать , связанных с влиянием  личных,  (финансовых) и иных , препятствующих добросовестному  должностных обязанностей;

Основные требования к государственному и муниципальному служащему

3)  ограничения,  настоящим Законом и  федеральными законами для  служащих;

4) не совершать , порочащих его  и достоинство;

5) не допускать  ситуаций, способных  ущерб его репутации или  государственного .

1) проявлять  в обращении с гражданами;

2)  установленные  публичных выступлений и  служебной информации.

1) в статье 18 Закона в  виде и в  форме отражены  и специфика деятельности  служащих как социальной  группы;

2)  направленность кадровой  нашла отражение в , руководствуясь которым,  судить об  моральных принципах и  этой политики;

3)  является инструментом  кадровой  в органах государственной , на его основе происходит  кадрового состава  служащих и  их деятельность.

Отношение к  в нормативные правовые  требований к служебному  гражданских  неоднозначно. Существует , что закрепление законом  норм и требований – это , искусственное .

Другая точка  заключается в том, что систематизация , моральных требований к  служащим  им ориентироваться в поведенческих  и выступает в качестве  оценки сложных  проблем  служащих.

Требования к  поведению должны  систему нравственных , конкретных  поведения гражданских  при реализации полномочий  органов. Требования  в том числе и  нормы служебного . Мораль гражданского  на может основываться  на собственном  о нравственности, она определяется и  потребностями. Законодатель при  требований к служебному  опирался на  нравы и традиции,  требования с системой , существующих в обществе,  сложившимися  о морали.

Необходимо , что, хотя перечень  к служебному поведения  служащего и не  исчерпывающим, смысл  определяет главное –  позволяет не дожидаться  злоупотреблений  служащих, а устранять , предпосылки коррупции и  злоупотреблений на ранних  на уровне  ответственности.

1.1 Государственный гражданский служащий – основные понятия

С 1 июля 2016  вступил в  федеральный закон от 30.06.2016. № 224-ФЗ «О внесении  в ФЗ «О государственной гражданской  в Российской » и ФЗ «О муниципальной службе в  Федерации». Законом  требования о представлении  о размещении  в Интернете к гражданам,  на замещение должностей  гражданской службы или  службы, а  к государственным гражд и муниципальным служащим [5].

 лицам необходимо  представителю  сведений об адресах , форумах, чатах в  Интернет, на которых они  общедоступную , а также данные,  их идентифицировать за три календарных , предшествующих году  на государственную  или муниципальную службу .

Государственные гражданские  и муниципальные служащие  указанные  (за исключением случаев  общедоступной информации в  исполнения своих  обязанностей) по , установленной правительством  Федерации ежегодно за  календарный год не позднее 1  года,  за отчетным. При этом  устанавливается, что гражданин не  быть принят на  гражданскую  или муниципальную службу, а  гражданский служащий и  служащий не могут  на такой  в случае непредставления  сведений.

Как отмечают  закона, доступ  к таким  позволит не только  окончательное решение о  граждан на указанные , но и снизит  риски, а также  соблюдение правил  этики.

Кроме , ужесточены  к уровню образования и  государственных и гражданских и  служащих. Теперь для  должностей  службы категорий «», «помощники (советники)», «» высшей и главной  необходимо  наличие высшего  не ниже уровня ста либо магистратуры.  не применяется в  служащих, назначенных на  до дня вступления в силу  закона, в отношении  ими должностей, а  лиц, получивших высшее  образование до 29 августа  года.

Установлено , что для замещения  гражданской службы  соответствие квалификационным  к уровню профессионального , стажу  службы или работы по , направлению подготовки,  и умениям, которые  для исполнения  обязанностей, а также при  соответствующего решения  нанимателя – к специальности,  подготовки.  требования для замещения  гражданской службы  устанавливаются, в том числе, в  с областью и  профессиональной служебной  гражданского служащего.

 данным Росстата по  на 2013 год, в  почти 49 тыс. федеральных  и около 1,5 млн муниципальных  служащих. Из общего  81,7%  в органах исполнительной , 14,9% — в судебной  и прокуратуре, 2,1% — в законодательной  и 1,1% — в других  структурах [11].

, что сейчас рассматривается  для кандидатов на высшие  должности  степень магистра по . 

Для примера, сейчас  члены правительства, не  об их аппаратах,  не по профильному образованию и не  степеней магистра  управления. К примеру,  спорта  Мутко — моторист,  среднее профобразование в  речном училище,  которого  по специальности, но недолго.  правительства Дмитрий  учился на международном  журфака МГУ, а  занимается вопросами  комплекса. Глава  строительства имеет два  — режиссерское,  получил в МГУКИ, и юр, полученное в РАНХиГС

Бывший руководитель  президента  Ельцина и президент  социально-экономических и интеллектуальных  Сергей Филатов , что введение  требований может  чиновничий штат. « механизм нужен,  есть  избыточности аппарата . Раздутие аппарата  не ведет ни к чему  для государства,  что бумаги будут  ходить с одного  на другой.

, квалификационные  к знаниям и умениям,  для исполнения должностных , устанавливаются в зависимости от  и вида  служебной деятельности  служащего его должностным . Должностным регламентом  также  квалификационные требования к , направлению подготовки,  необходимы для замещения  гражданской .

Установлено также, что  право на замещение  гражданской службы  гражданскому  который имеет  подготовки, соответствующее  и виду его професси служебной  [23].

Функциональные  требования предлагается  по направлениям деятельности, а  специализациям в  от того или иного  и его внутреннего устройства.  в этих требованиях и  прописано, что  должность сможет  человек с профильным , а не с высшим профобразованием . 

Введение  критериев для госслужащих  переплетается с их сокращением,  должно пройти до 1  2017  в рамках Федеральной  развития государственной  службы на 2015–2018 .

В течение 3 лет  провести перераспределение  и полномочий ведомств, а  оптимизацию численности  государственных  власти.

Запреты при увольнении

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание. Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост. Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, так что с подарками

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство нужно в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (ред. от 12.10.2015).

Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же оценена дороже 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Отметим, что дорогостоящий подарок можно выкупить. Для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушение

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Так, госслужащего могут наказать следующими видами взысканий:

  • сделать замечание;
  • объявить выговор;
  • оформить предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольнение с гражданской службы.

К тому же в отношении правонарушителей могут быть назначены и финансовые санкции. Например, возмещение причиненного вреда (ст. 1069 ГК РФ) или убытков (ст. 15 ГК РФ), административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей — ст. 2.4 КоАП. И это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.