Согласно 226ст. налогового кодекса Российской Федерации, агентами признаются:
Кто относится к понятию налогового агента по НДФЛ
Согласно 226ст. налогового кодекса Российской Федерации, агентами признаются:
- Организации, зарегистрированные на территории РФ
- Индивидуальные предприниматели
- Нотариусы и адвокаты так же обязаны перечислять НДФЛ
- Обособленные подразделения иностранных компаний
Под налоговой базой по НДФЛ стоит понимать выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента.
- Даже если компания является посредником и нанимает сотрудников для работы в другой компании, агентов выступает именно она, поскольку непосредственно выплату заработной платы осуществляет компания исполнитель, согласно трудового договора с работниками.
- Если физическое лицо не зарегистрировалось официально, как индивидуальный предприниматель ,но платит денежные средства другим гражданам, то он не признается налоговым агентом . В этом случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ
Предоставление справки 2 НДФЛ- одна из обязанностей налогового агента
Перечень обязательств, который предоставляется для исполнения налоговым агентом не велик, однако его стоит соблюдать.
1.Исчислить НДФЛ с выплат сотрудникам, вовремя и своевременно
2.удержать с них налог, а также письменно уведомить налоговый орган о невозможности исчисления налога, не позднее месяца со дня, когда стало известно о данном факте
3.перечислить 13% в бюджет
4.каждый квартал отчитываться по налогу по форме 6НДФЛ и раз в год по 2НДФЛ
Налоговыми агентами являются организации и индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговом органе на территории России и приобретают товары у иностранцев, которые, в свою очередь, не состоят на учете в налоговых органах на территории России, а также если между ними возникают посреднические отношения.
2) В случае, когда государственные органы арендуют федеральное имущество, они признаются арендаторами и тоже выступают в качестве налогового агента.
3)Когда предприятие реализует конфискованное имущество, например банк, либо имущество без хозяина, то оно так же должно вступить налоговым агентом.
|
В обязанности налогового агента так же входит предоставление справок работникам по форме 2 НДФЛ, а также сдача отчета за год.
Как правило, данную справку работодатель выдает сотруднику при увольнении, для дальнейшей передачи на новое место трудоустройства. Если сотрудника не выдали данный документ, он вправе попросить бухгалтера об этом.
В справки 2НДФЛ полностью отражается весь полученный за год доход физического лица, с удержаниями и разбивкой по кодам, был то отпуск, либо его компенсация, а так же больничный.
Не включаются в справку следующие доходы:
- Выходное пособие при увольнении
- Пособия, положенные по беременности и родам
- Компенсации, в случае причинения вреда
Месяц | Код дохода | Сумма дохода | Код вычета | Сумма вычета | месяц | Код дохода | Сумма дохода | Код вычета | Сумма вычета | |
1 | 2000 | 8100.00 | 6 | 2000 | 8100.00 | |||||
2 | 2000 | 8100.00 | 7 | 2000 | 8100.00 | |||||
3 | 2000 | 8100.00 | 8 | 2000 | 8100.00 | |||||
4 | 2000 | 8100.00 | 9 | 2000 | 8600.00 | |||||
5 | 2000 | 8100.00 | 9 | 4800 | 6847.59 | |||||
Код вычета | Сумма вычета | Код вычета | Сумма вычета | Код вычета | Сумма вычета | Код вычета | Сумма вычета |
126 | 14000.00 |
Общая сумма дохода | 80247,59 | Сумма налога, удержанная 8612 |
Налоговая база | 66247,59 | Сумма налога, удержанная 8612 |
Сумма налога, исчисленная | 8612 | Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом 0 |
Сумма фиксированных авансовых платежей | Сумма налога, не удержанная налоговым агентом 0 |
Из расчета видно, что у сотрудника была компенсация отпуска при увольнении, а также есть ребенок, на которого положен вычет.
Налоговым агентам, как и всем налогоплательщикам, гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (п. 2 ст. 24 НК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В ст.
123 НК РФ предусмотрено наказание за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Федеральная налоговая служба посвятила этому вопросу Письмо от 26.02.2007 N 04-1-02/145@ “Об ответственности налогового агента за неперечисление налога в установленный срок”, в котором сказано: налоговый агент, удержавший у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, но не перечисливший суммы такого налога в установленный НК РФ срок, подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.
Из Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” следует, что за указанное правонарушение налоговый агент может быть привлечен к ответственности только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, с учетом того, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
Если налоговый агент не подаст декларацию или другие сведения в установленные сроки? Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Отметим, что Уголовным кодексом для налоговых агентов предусмотрена ответственность по ст. 199.1 “Неисполнение обязанностей налогового агента”.
По общему правилу на основании п. 1 ст. 226 НК РФ организации обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ в отношении доходов, которые были выплачены данными организациями в качестве налоговых агентов.
Организация является налоговым агентом по НДФЛ в отношении:
- всех видов начислений в пользу работников, предусмотренных трудовыми договорами;
- выплаты дивидендов учредителям – физическим лицам;
- выплаты прочих доходов, кроме заработной платы и других выплат, предусмотренных трудовыми договорами.
Особенности выплаты организациями дивидендов физическим лицам рассмотрим ниже. Подробнее остановимся на прочих доходах, выплачиваемых предприятием своим работникам, кроме предусмотренных трудовыми договорами. По данным выплатам организация является налоговым агентом. Также ответим на вопрос, когда необходимо удерживать налог.
Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., за налоговый период, а именно:
- стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
- возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Важным условием освобождения от налогообложения является представление документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов.
Часто на предприятиях выплачивают доходы налогоплательщикам в натуральной форме, к которым относятся оплата (полностью или частично) за них организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика, оплата труда в натуральной форме.
Данная форма выплаты доходов имеет ряд особенностей. Так, согласно п. 1 ст. 211 НК РФ налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, устанавливаемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ. При выплате заработной платы в неденежной форме надо помнить, что согласно ст.
131 ТК РФ, в соответствии с коллективным договором, или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
надо ли облагать стоимость питания НДФЛ? При получении сотрудниками организации дохода в натуральной форме в виде оплаты питания организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, исходя из количества и стоимости талонов, выданных каждому конкретному сотруднику.
На практике возникают ситуации, когда у налогового агента отсутствует возможность удержать НДФЛ при выплате доходов в натуральной форме. Если налогоплательщик получает доход в натуральной форме, то сумма налога должна быть перечислена в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной в связи с таким доходом суммы НДФЛ (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Судьи ФАС ЦО в Постановлении от 13.10.2006 N А23-4696/05А-14-506 признали недействительными решение и требование налогового органа в части уплаты налоговым агентом в срок, указанный в требовании, не удержанный с доходов физических лиц НДФЛ. Арбитражный суд исходил из того, что у налогового агента отсутствовала возможность удержания налога из-за увольнения некоторых работников.
В связи с этим не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога должны взыскиваться с налогоплательщика налоговыми органами до полного погашения задолженности. Обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога и перечислить ее в бюджет сохраняется за налоговым агентом только в тех случаях, когда он не лишен такой возможности.
Общие правила для налоговых агентов по НДФЛ
В силу ст. 226 НК РФ предприятия, осуществляющие выплаты доходов физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ в соответствии со ст. 224 НК РФ. Исчисление налога производится налоговым агентом нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Если применяются разные налоговые ставки, то сумма НДФЛ исчисляется отдельно по каждому виду дохода, начисленного налогоплательщику. При этом доходы, полученные от других налоговых агентов, не учитываются, так же как и удержания налога. В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, но удерживаемая сумма не может превышать 50% суммы выплаты.
В случае невозможности удержания исчисленной суммы НДФЛ (более 12 месяцев) налоговый агент обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета. Сообщение в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика не освобождает организацию от обязанностей налогового агента.
Исчисленные и удержанные суммы НДФЛ налоговый агент обязан перечислить не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы на пластиковые карты. Если доходы получены в натуральной форме, то налог в бюджет уплачивается не позднее дня, следующего за днем фактического удержания НДФЛ.
Общая сумма налога уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (Письмо Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/1/16).
Пунктом 2 ст. 230 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме N 2-НДФЛ ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые агенты обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (п. 3 ст. 24 НК РФ).
Беспроцентные займы сотрудникам
В НК РФ однозначно сказано, что для получения налоговой льготы, предусмотренной соглашением, нерезидент должен предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие право на эту льготуп. 2 ст. 232 НК РФ. Из этого следует, что налоговый агент в процедуре предоставления гражданам таких льгот не участвует.
Поэтому в принципе вы можете отказать нерезиденту в льготе и отправить его c этим вопросом в ИФНС. Тогда вам не нужно будет самим разбираться в положениях соглашения. И вы не допустите ошибок в его применении, которые могут привести к недоудержанию НДФЛ и, соответственно, к налоговому штрафу и пенистатьи 75, 123 НК РФ.
Контролирующие же органы пытаются возложить работу по предоставлению льгот на налоговых агентов, рассматривая их и в этом случае в качестве посредников между налогоплательщиками и государством. Правда, разъяснения на этот счет неоднозначные.
ПОЗИЦИЯ 1. Минфин и ФНС в своих Письмах указывают, что налоговый агент вправе (но не обязан) применить к доходам нерезидента положения соглашения, если нерезидент представил ему все необходимые документыПисьма Минфина от 29.12.2012 № 03-08-05; ФНС от 09.09.2008 № 3-5-04/497. При этом разрешения налоговиков не требуется.
Поэтому, по мнению специалистов из ФНС, и документы, подтверждающие право нерезидента на налоговую льготу в РФ, в налоговые органы представлять не нужно.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

КОТОВ Кирилл Владимирович
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
“Документы, подтверждающие право нерезидента на полное или частичное освобождение доходов, полученных от российской организации (налогового агента), от НДФЛ на основании международного соглашения РФ об избежании двойного налогообложения, нерезидент должен представить только налоговому агенту. В налоговый орган их подавать не нужно. Но налоговый агент должен будет предъявить эти документы налоговому инспектору в случае налоговой проверки”.
Но сейчас специалисты из Минфина солидарны с коллегами из ФНС.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
“Для освобождения от обложения НДФЛ доходов от источников в РФ налогоплательщика, не являющегося налоговым резидентом РФ, официальное подтверждение, выданное уполномоченным органом иностранного государства, о том, что он является резидентом этого государства, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, должно быть представлено налогоплательщиком налоговому агенту. Для налогового агента это подтверждение служит основанием для неудержания НДФЛ при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным соответствующим соглашением ставкам. В налоговый орган указанное подтверждение налоговый агент представлять не должен”.
Итак, если вы желаете помочь нерезиденту (к примеру, он ваш учредитель), то можете последовать этим разъяснениям.
Помните, что при применении соглашения нужно быть очень внимательными. Во-первых, следует проверить, действует ли оно в периоде получения иностранцем доходап. 2 ст. 232 НК РФ. А во-вторых, нужно правильно истолковать нормы соглашения и определить, точно ли доходы иностранца подпадают под льготное налогообложение.
Поэтому если с этим возникли какие-то трудности, то не спешите применять льготу. Обратитесь за разъяснениями в свою ИФНС или в Минфинподп. 1, 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ. Либо не применяйте спорную льготу и по окончании года на основании заявления нерезидента о возврате ему излишне удержанного налога обратитесь в налоговую инспекцию за таким возвратомп. 1 ст. 231 НК РФ.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
“Никакого подтверждения права нерезидента РФ на налоговую льготу по НДФЛ, предусмотренную международным соглашением РФ об избежании двойного налогообложения, налоговые органы в порядке п. 2 ст. 232 НК РФ не выдают. Но если налоговому агенту не понятны положения международного соглашения, то нерезидент на основании подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ или налоговый агент на основании п. 2 ст. 24 НК РФ имеют право обратиться за разъяснениями в налоговый орган или в Минфин, являющийся компетентным органом по применению таких договоров”.
КОТОВ Кирилл Владимирович
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
ПОЗИЦИЯ 2. Столичные налоговики не разрешают налоговым агентам применять льготы по соглашениям до получения на руки решения налогового органа о предоставлении нерезиденту льготы. Однако позволяют им подавать в налоговые органы документы нерезидента, подтверждающие его право на льготу. Эти документы налоговый агент представляет в налоговую инспекцию по месту своего учетаПисьма УФНС по г. Москве от 04.03.2010 № 20-14/3/022678, от 21.01.2010 № 20-15/3/4613, от 25.08.2008 № 28-11/080471.
До получения решения налогового органа агент должен удерживать НДФЛ с доходов нерезидента по российским ставкам. А потому такой вариант, конечно, оттягивает момент применения льготы, но больше соответствует НК РФп. 2 ст. 232 НК РФ.
По окончании года налоговый агент обязан предоставить в налоговую службу отчет на всех уволенных сотрудников, номер справки должен совпадать с тем же, что выдан сотруднику.
* 01.04 будущего года – по всем доходам сотрудника – статус 1;
* 01.03 будущего года – по доходам, в отношении которых удержание не производилось – статус 2.
Если данный период попадает на нерабочий день, то он сдвигается на идущий следом рабочий день
* со статусом 1 – до 2 апреля 2018 года
* со статусом 2 – до 1 марта 2018 года.
Раздел | Информация |
Заголовок | Ставим признак, один или два, 1.Отчет о доходах и налогах 2.Если налог не взымался |
Верхнее поле | Указывается отчетный период, в нашем случае всегда год и код вашей ИФНС, а также ставится номер корректировки: 00- Если отчет составляется впервые 01- Если вторичный и т.д. |
Раздел 1 | Данные налогового агента, который удерживал НДФЛ, а именно организация, если им было обособленное подразделение, то его КПП и ОКТМО |
Раздел 2 | Данные физического лица, которым получен доход, его инициалы, ИНН, адрес проживания |
Раздел 3 | Данные о доходах, в зависимости от ставки, если на весь доход была ставка 13%, то он заполняется один, если были другие доходы под ставку например 30%, то раздел заполняется еще раз |
Раздел 4 | По каждому коду указываются предоставленные вычеты, например, стандартные на ребенка, имущественные или другие |
Раздел 5 | Указывается общая сумма дохода, налоговая база, исчисленный, удержанный, перечисленный, излишне удержанный и не удержанный налог |
Если же на предприятии, согласно внутреннему распорядку предусмотрено более трех пособий, то необходимо показать их в третьем разделе.
Справку подписывает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Главный бухгалтер может подписать справку, если он имеет доверенность на право подписи, выданную руководителем организации.
Налоговые органы при проверках доначисляют НДФЛ в следующих ситуациях. Когда работник своевременно не представил в бухгалтерию авансовый отчет по расходованию выданных ему денежных средств, а работодатель в свою очередь не предпринял никаких действий по взысканию с работника образовавшегося долга. Следовательно, неизрасходованные денежные суммы оставлены в распоряжении работника, а также в случаях отсутствия или неправильного оформления первичных документов, приложенных к авансовому отчету.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2010 по делу N А17-7346/2008 суд признал позицию налоговой инспекции неправомерной. Налоговый орган квалифицировал денежные средства, полученные работником под отчет, как его доход в связи с нарушениями в оформлении документов, подтверждающих расходование наличных денежных средств на представительские расходы.
Как указал суд, налоговый агент выдавал под отчет работнику денежные средства на приобретение ТМЦ (на представительские расходы), авансовые отчеты, первичные документы, подтверждающие расходование денежных средств, были представлены подотчетным лицом и приняты налоговым агентом. Доказательств того, что приобретенные по подотчетным денежным средствам ТМЦ не приходовались налоговым агентом, инспекция не представила.
Представление первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных средств и содержащих технические ошибки, не свидетельствует о получении дохода (материальной выгоды) физическим лицом и не изменяет основания их выдачи.В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08 указано, что подотчетные денежные средства, частично не возвращенные работником, не являются его доходом, облагаемым НДФЛ.
На практике бухгалтер часто сталкивается с такой операцией, как выдача организацией беспроцентных займов своим работникам. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Договор денежного займа между организацией и работником должен быть составлен в письменной форме независимо от суммы, на которую он заключается (ст. 808 ГК РФ). Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей (ст. 807 ГК РФ). При предоставлении своим сотрудникам беспроцентных займов у заемщиков образуется доход в виде материальной выгоды за счет экономии на процентах за пользование заемными средствами.
В данном случае организация признается на основании ст. 226 НК РФ налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения доходов в такой ситуации определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный ст. 216 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Следовательно, при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, необходимо принимать во внимание две суммы – сумму процентов, исчисленную исходя из 3/4 действующей на дату получения заемных средств ставки рефинансирования Банка России, и сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора.
В рассматриваемом случае имеет место договор беспроцентного займа. Если предусматривается ежемесячное погашение займа равными долями, то налоговая база налогоплательщика определяется ежемесячно как сумма процентов, исчисленная исходя из 3/4 действующей на дату получения заемных средств ставки рефинансирования Банка России и оставшейся части долга по займу. Данное мнение представлено в Письме Минфина России от 18.06.2007 N 03-04-06-01/193.
Порядок удержания НДФЛ при выплате дивидендов физическим лицам
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации – это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Под дивидендами в НК РФ понимается доход от долевого участия в деятельности организаций. Следовательно, участники либо акционеры того предприятия имеют право на получение дивидендов согласно Федеральному закону от 26.12.
В п. 1 ст. 28, пп. 7 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ указано, что распределению между участниками подлежит чистая прибыль. В ПБУ N 4/99 <2>, устанавливающем методические основы формирования бухгалтерской отчетности в РФ, под чистой прибылью принято понимать конечный финансовый результат деятельности организации по состоянию на отчетную дату.
Организации, применяющие общий режим налогообложения или в виде ЕНВД, ведут бухгалтерский учет в полном объеме. Те налогоплательщики, которые используют в своей деятельности УСНО, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов.
Однако организации, принявшие решение о выплате дивидендов, данным освобождением воспользоваться не могут, поскольку источником выплаты дивидендов является чистая прибыль общества, то есть прибыль после налогообложения, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества (п. 2 ст. 42 Закона N 208-ФЗ).
В случае принятия решения общего собрания о выплате дивидендов акционерам (участникам) организация, выплачивающая дивиденды, признается налоговым агентом:
- по НДФЛ – при выплате физическим лицам (п. 2 ст. 214 НК РФ);
- по налогу на прибыль – при выплате юридическим лицам (п. 2 ст. 275 НК РФ).
Далее рассмотрим вопрос выплаты дивидендов учредителям – физическим лицам.
Согласно п. 2 ст. 214 НК РФ при выплате дохода налогоплательщику – физическому лицу в виде дивидендов российская организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной п. 4 ст.
224 НК РФ, в порядке, определенном ст. 275 НК РФ. На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Статьей 224 НК РФ определены налоговые ставки по НДФЛ для физических лиц при получении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности предприятия:
- 30% для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами;
- 9% для физических лиц – резидентов.
Согласно ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (Письмо Минфина России от 08.06.
2007 N 03-04-06-01/179). Особенности определения статуса налогового резидента содержатся в п. 3 ст. 207 НК РФ (для российских военнослужащих и сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ). Статус налогоплательщика определяется на день выплаты указанного дохода (Письмо Минфина России от 28.06.
2007 N 03-04-06-01/203). Налоговый статус физического лица в течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой подлежащей уплате суммы налога. В случае если резидент на конец налогового периода меняет свой статус и становится нерезидентом, НДФЛ необходимо пересчитать по ставке 30% (Письмо Минфина России от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76).
Определив сумму НДФЛ по каждому налогоплательщику – физическому лицу, налоговый агент обязан удержать начисленную сумму налога из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет. Особенности уплаты НДФЛ организацией в качестве налогового агента рассмотрены выше. Согласно требованиям ст.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что выплата дивидендов не является объектом обложения ЕСН, поскольку они не признаются вознаграждениями, начисляемыми обществом в пользу физических лиц – акционеров по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 236 НК РФ).
А.В.Серебрякова
Эксперт журнала
“Аптека: бухгалтерский учет
и налогообложение”
Ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ
Какие ошибки может допустить налоговый агент в оформлении справки 2НДФЛ?
Наиболее распространенными ошибками считаются :
- В данных физического лица либо предприятия, в серии и номере паспорта
- Ошибка в кодировке начислений, не верно указан код
- Не учтены налоговые вычеты
Каким образом налоговая служба может вычислить несоответствие в данных справки?
Налоговая в случае обнаружения ошибок, пришлет требование на пояснение существующих противоречий, бухгалтеру налогового агента нужно будет в течении пяти дней предоставить ответ и внести корректировку, если потребуется. Зафиксировать факт несоответствия возможно лишь при проведении выездной проверки, однако если вовремя ответить на запрос, наказания и проверки не последует.
Какая ответственность предусмотрена для налоговых агентов за недостоверную информацию по 2НДФЛ?
За Непредставление налоговым агентом в установленный законом срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных, влечет за собой штрафа в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета .Другими словами при просрочке на один день штраф составит 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день – 2000рублей и т.д.
Согласно положениям ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суммах исчисленного и удержанного налога не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.За непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных предусмотренных сведений инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 200 руб.
за каждый непредставленный документ.За непредставление по запросу налогового органа сведений о налогоплательщике либо подачу документов с заведомо недостоверными сведениями инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 10 000 руб.Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что ответственность на основании п. 2 ст.
126 НК РФ применяется к организациям, которые отказались по запросу инспекции представить сведения о другом налогоплательщике, в том числе при проведении встречной проверки.Привлечение налогового агента к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц либо подачу недостоверных сведений неправомерно (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.
2010 по делу N А19-8589/09, ФАС Поволжского округа от 26.04.2007 по делу N А72-8739/06-14/319).Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 13.06.2007 N Ф09-4360/07-С2 по делу N А60-2300/07 отметил, что по п. 2 ст. 126 НК РФ к ответственности привлекается не налогоплательщик или налоговый агент, а третье лицо, у которого имеются сведения об интересующем инспекцию налогоплательщике.
Доказательств непредставления по запросу налогового органа сведений (подачи недостоверных сведений) о таком налогоплательщике нет. На основании этого суд пришел к выводу, что ответственность за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ по п. 2 ст. 126 НК РФ не наступает.Кроме того, Налоговый кодекс РФ не разъясняет, может ли ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ быть применена к налоговым агентам, в отличие от п. 1 ст. 126 НК РФ, где на это прямо указано.
При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.
Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:
- если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
- если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.
Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.
Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).
Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств.
И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пени в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал.
Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).
Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).