Камеральная проверка: сроки проведения в 2019 году

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

https://www.youtube.com/watch?v=D-4S8UTxzW4

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки  декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Как проходит проверка

Процесс осуществления камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ. Проверяется отчетность любых налогоплательщиков (юридические, физические лица и ИП). Налоговикам не требуется уведомлять компанию о начале процесса, он следует сразу после подачи сведений. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в отделе камеральных проверок. Изучается информация только за отчетный год.

Специалисты обращают внимание на следующие моменты:

  • Правильность расчета налоговой базы;
  • Точность подсчета показателей;
  • Правильность применения вычетов;
  • Соответствие применяемых ставок и льгот законодательству.

Запрос дополнительной информации

Одно из различий между выездной налоговой проверкой и камеральной состоит в том, что государственный орган не может по своему усмотрению запрашивать дополнительные документы. Однако если в результате проверки декларации обнаружатся искажения сведений, юридическому лицу будет направлено требование о даче пояснений или корректировки показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Ситуации, при которых запрашивается уточняющая информация:

  1. Выявление ошибок. В этом случае налоговики просят подать уточненную декларацию.
  2. Корректировка суммы налога. Если предприятие подало уточненную декларацию, в которой была уменьшена сумма сбора или увеличен убыток, могут быть запрошены первичные документы, подтверждающие правомерность этих действий.
  3. Подтверждение льгот.
  4. Объяснение размера убытка.
  5. Возмещение НДС из бюджета.

Важно! При электронной сдаче отчетности по защищенным каналам связи пояснения должны предоставляются таким же образом. Бумажные пояснения приниматься не будут.

Организации обязаны дать ответ на требование в течение 5 дней, на подготовку документов дается 10 дней.

Справка! В ходе проверки инспектор может прибегнуть к дополнительным мерам для выявления нарушений. Например, допрос свидетелей, запрос документов контрагентов, проведение экспертизы и другие мероприятия (ст. 90, 93, 95 НК РФ).

Камеральная проверка: сроки проведения в 2019 году

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию – уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Конечно же, всех налогоплательщиков волнует вопрос, когда перечисляют деньги после завершения камеральной налоговой проверки{q} Сроки выплаты налогового вычета после подачи документов зависят от длительности проведения камеральной проверки. Государственный орган может закончить ее до истечения установленного периода.

Крайний срок подачи декларации по НДС  — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка может быть завершена досрочно. Подробнее об этом см. в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией{q}».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией{q} Готовьтесь к блокировке счета».

Сколько длится камеральная налоговая проверка

Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца после сдачи отчетности.

Важно! Для всех видов отчетности существуют крайние даты их сдачи. При нарушении сроков более чем на 10 дней, банковские счета налогоплательщика могут быть заблокированы налоговым органом (ст. 76 НК РФ).

Государственный орган может закончить проверку и до истечения установленного срока. Если отчетность вызывает сомнения и требуются дополнительные действия для сбора данных, камеральная налоговая проверка может быть продлена на месяц (п.6 ст. 101 НК РФ).

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

О принятии решения по итогам камеральной проверки читайте в материале «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

Оформление результата

Если никаких недостатков и неточностей в отчетности не выявлено, проверка прекращается. Уведомление о ее завершении налогоплательщику не отправляется (кроме возмещения НДС).

При наличии нарушений действует следующая процедура:

  1. Составление акта (ст. 100 НК РФ) — 10 рабочих дней.
  2. Передача акта предприятию (5 рабочих дней).
  3. Подача пояснений или корректировка отчетности – производится, если компания согласна с найденными нарушениями.
  4. Подача возражения на акт (если организация не согласна с нарушениями). Установленного образца возражения на акт нет, поэтому его можно составить в свободной форме.
  5. Рассмотрение возражений руководителем ИФНС (10 рабочих дней). Руководитель выносит решение о наличие нарушений и необходимости привлечения предприятия к ответственности. Также, если требуется сбор дополнительной информации, он может продлить период аудита.

Это изучение отчетности 3-НДФЛ. Она заполняется гражданами, имеющими право на налоговый вычет. Срок камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ стандартный — 3 месяца.

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

О процедуре проверки уточненной декларации читайте в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция{q}

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом здесь.

Когда налоговики могут истребовать документы

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Об особенностях проведения камеральной проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах».

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.). При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю. Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Спикер — Пиримова Евгения, генеральный директор ООО «ОЛИМП ГРУПП».

В первую очередь, нужно обратиться к налоговому кодексу, в котором прописаны нормы. В статьях 21 и 23 указаны права и обязанности налогоплательщика. В статьях 31 и 32 перечислены права и обязанности налоговых органов. Изучите эти нормы, знание своих прав и обязанностей придадут уверенности при прохождении камеральной проверки.

Затем следует провести полную инвентаризацию документов: учредительные документы, протоколы, решения, разрешительные документы, лицензии и др. Правоустанавливающих документы о назначении генерального директора, главного бухгалтера. Оригиналы документов должны быть в наличии. Важно также проверить наличие учетной политики, потому что если ее нет, вас могут оштрафовать.

Далее проверьте всю первичную документацию, начиная от договоров с контрагентами, заканчивая счетами, счет-фактурами, актами, ТОРГ-12. Все документы должны быть в оригиналах и они должны быть идентичны документам у контрагентов. Часто возникают ситуации, что у контрагента старая версия договора, что вызывает много вопросов.

Кроме того, все документы должны быть подписаны, составлены на бумаге, никаких факсимиле на них не должно быть. Если в оформленных документах есть значительные ошибки, то естественно контрагенту нужно направить просьбу исправить, и у себя это письмо тоже сохранить, подколоть к документу.

Расходные документы, которые отражаются в декларации налогов на прибыль, тоже должны быть в наличии. Это является подтверждением расходов.

Естественно, обязательно нужно проявлять и должную осмотрительность. Желательно иметь на руках досье на контрагента, где тоже запрошены уставные документы, оценены риски, есть предыдущая отчетность, особенно отчетность важна в строительной сфере. Потому что когда компания берет на себя подрядные работы, она должна подтвердить свою работоспособность. То есть ей необходимо показать, что в компании есть штат, а не один директор,техника необходимая для выполнения работ.

Можно воспользоваться сервисом по проверке контрагентов, например “Прозрачный бизнес”, либо в любом другом сервисе. Ряд сведений о контрагенте можно найти в открытом доступе в Интернете, на сайте налог.ру: проверить выписку, узнать есть ли арестованные счета у компании. Все это нужно для того, чтобы можно было проверить достоверность документов контрагента.

Важный пункт: наличие экономической обоснованности сделок. Это когда предоставляется комплект первичных документов по сделке налоговому органу. А вместе с ним и ряд других документов: деловая переписка, свидетельство о личной встрече. Должны быть какие-то явки и пароли: телефоны офиса, сотрудников — все это тоже подтверждает обоснованность сделки. Если этого нет, то у налоговиков возникнут вопросы, что усложнить прохождение камеральной проверки и возможно затянет процесс.

Еще один момент, на который обращают внимание налоговики — это офис. Одного стола и стула недостаточно: нужно чтобы офис был рабочим. В зависимости от оборота компании налоговики могут придраться к этому моменту, и их претензии вряд ли будут в пользу налогоплательщика. Конечно, идеальный вариант — проходить все процедуры у налоговика, но ситуации бывают разные.

Не мало важно провести инструктаж персонала. Во время проверки сотрудники многих фирм почему-то начинают пугаться, наводить порядок и суетиться. Ничего этого делать не нужно. Нужно спокойно сидеть на своем рабочем месте и выполнять свой функционал. Персоналу не следует вести какие-либо диалоги с налоговиками. Сотрудники не обязаны этого делать, если нет соответствующего постановления.

И конечно, все присутствующие в офисе должны быть штатными сотрудниками, по которым у компании есть документы.

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут “мониторить”».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке.

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра{q} Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

https://www.youtube.com/watch?v=Cr0x9djZwAk

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector