Если в первом случае сотрудник отвечает в пределах среднего месячного заработка, то во втором он должен полностью компенсировать ущерб, размер которого устанавливается исходя из средних цен имущества с учетом его износа (примерно равно балансовой стоимости).
Какая ответственность бывает
Если в первом случае сотрудник отвечает в пределах среднего месячного заработка, то во втором он должен полностью компенсировать ущерб, размер которого устанавливается исходя из средних цен имущества с учетом его износа (примерно равно балансовой стоимости).
Однако, законодатель исходит из того, что честный труженик чаще всего наносит вред в результате отсутствия предусмотрительности или небрежности. Случаи, когда работник несет полную материальную ответственность, предполагают некие исключительные обстоятельства, например, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, совершение преступления и т.д. Работник при этом отвечает в полном объеме, даже если договор о полной материальной ответственности не заключен.
1. Общие положения
1.1. Машинист автогрейдера относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. На должность машиниста автогрейдера принимается лицо не моложе 18 лет, имеющее удостоверение на право управления автогрейдером, [указать документ, подтверждающий спец. подготовку] и стаж работы [вписать нужное].
1.3. Машинист автогрейдера принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].
– безопасные методы и приемы выполнения работ;
– правила внутреннего распорядка организации;
– правила пожарной безопасности и производственной санитарии;
– экологические требования и методы безопасного ведения работ;
– требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ.
1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
Если вы в “Перечне…”, значит материально ответственны
Также полная матответственность наступает у представителей тех должностей, которые непосредственно допущены к ценностям и денежным средствам. С ними соответствующее соглашение, образец которого скачаете ниже, заключается в обязательном порядке. Есть даже специальный перечень должностей, с представителями которых работодатель может заключать договор о полной матответственности. Он содержится в «Перечне должностей и работ…», утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.
Эти лица несут индивидуальную ответственность, что вполне логично, ведь им конкретно вверены ценные вещи. Каждый может представить, какие это профессии — кассир, бухгалтер, экспедитор.
2. Должностные обязанности работника
2.1. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, машинисты обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации.
2.2. Применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
2.3. Поддерживать машину в технически исправном состоянии.
2.4. Не допускать работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена, быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
2.5. Машинист обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
2.6. Предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, заполнить вахтенный журнал и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ.
2.7. Надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.
2.8. Осмотреть с руководителем работ место расположения подъемных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками, проверить наличие ограждений и обозначений опасных зон знаками безопасности, а также убедиться в отсутствии помех от других машин и механизмов.
2.9. Уточнить последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности.
2.10. Произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации автогрейдера.
2.11. Осмотреть двигатель и узлы машины, проверить их исправность и состояние смазки трущихся частей.
2.12. Проверить наличие и достаточность горючего в топливном баке, воды – в системе охлаждения, масла – в картере двигателя. Проверить исправность гидросистемы, систем сигнализации и электроосвещения, наличие и исправность инструментов и средств пожаротушения.
2.13. Предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
2.14. Произвести запуск двигателя, проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу – работу тормозов.
– неисправностях или дефектах, указанных в инструкции завода-изготовителя автогрейдера, при которых не допускается его эксплуатация;
– обнаружении подземных коммуникаций, не указанных руководителем работ;
– уклоне местности, превышающем указанный в паспорте завода-изготовителя;
– наличии деревьев, пней или крупных камней.
2.16. Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности это сделать машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автогрейдера.
2.17. Перед началом маневрирования во время работы автогрейдера машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне действия автогрейдера и подать звуковой сигнал. На крутых поворотах скорость перемещения автогрейдера должна быть минимальной.
2.18. Во время подъема плужной балки автогрейдера машинист обязан контролировать процесс подъема и выключить механизм подъема при достижении плужной балкой предельного положения.
2.19. При рыхлении грунта взрывным способом на время выполнения взрывных работ машинист обязан отогнать автогрейдер от места взрывных работ на расстояние, указанное руководителем взрывных работ, но не менее чем на 50 м.
2.20. При выполнении работ автогрейдером с гидравлической системой управления машинист обязан следить за исправностью предохранительного клапана и соединениями гибких шлангов. Шланги, имеющие вздутие или течь масла в соединениях, следует заменить. Ремонт шлангов высокого давления не допускается. При эксплуатации шлангов не допускаются их скручивание, зажатие, перегибы.
2.21. Контроль за исправностью манометров в системе гидропривода. Манометры должны быть исправны и опломбированы.
2.22. Не открывать кран слива воды из радиатора при работающем двигателе, а также сразу после его выключения.
2.23. Не заливать жидкость в радиатор, если двигатель перегрет.
2.24. Не заправлять автогрейдер горючим при работающем двигателе.
2.25. Не оставлять автогрейдер с работающим двигателем, а также не передавать управление автогрейдером лицу, не имеющему удостоверения на право управления им.
2.26. Не перевозить на площадках или в кабине автогрейдера посторонних лиц, а также легковоспламеняющиеся материалы.
2.27. Устранять неисправности, осматривать отдельные узлы автогрейдера, а также осуществлять их смазку или регулирование следует только при остановленном двигателе, включенном тормозе и установленном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
2.28. При перегреве двигателя машинист обязан с осторожностью открывать крышку заливной горловины радиатора, не наклоняясь над ней, находясь с подветренной стороны и следя за тем, чтобы горячий пар не обжег лицо и руки.
2.29. При перемещении автогрейдера своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан выполнять правила дорожного движения.
2.30. При движении автогрейдера на уклоне во избежание сползания или опрокидывания не следует допускать резких поворотов автогрейдера. При движении автогрейдера под уклон не следует выключать первую передачу, а при движении на подъем – переключать передачи.
2.31. При планировке или отсыпке грунта расстояние от крайнего колеса до бровки насыпи должно быть не менее 1 м.
2.32. Техническое обслуживание автогрейдера следует осуществлять только после остановки двигателя и снятия давления в гидравлической и пневматической системах, кроме тех случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя.
Сборочные единицы автогрейдера, которые могут перемещаться под действием собственной массы, при техническом обслуживании следует заблокировать или опустить на опору в целях исключения произвольного их перемещения.
А) содержать механизмы и оборудование автогрейдера в чистоте и исправном состоянии;
Б) своевременно смазывать трущиеся детали автогрейдера в соответствии с указаниями инструкции завода-изготовителя;
В) хранить смазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре; удалять с автогрейдера использованный обтирочный материал;
Г) следить, чтобы на автогрейдере не было каких-либо незакрепленных предметов;
Д) знать сроки и результаты проведения слесарями и электромонтерами профилактических осмотров автогрейдера и его отдельных механизмов и узлов по записи в журнале периодических осмотров.
2.34. При возникновении неисправностей (поломок) отдельных узлов автогрейдера машинист обязан остановить работу автогрейдера до устранения этих неисправностей. Если устранить неисправности собственными силами не представляется возможным, то машинист обязан поставить об этом в известность руководителя работ и ответственного за техническое состояние автогрейдера.
2.35. При сползании автогрейдера под откос или потере устойчивости вследствие попадания колеса в выемку в грунте машинисту следует опустить нож до упора в грунт, покинуть машину и вытащить ее на ровное место на буксире.
2.36. При возгорании горюче-смазочных или других материалов машинист обязан немедленно затушить очаги пожара огнетушителем или другими подручными средствами: песком, землей или брезентом. Запрещается заливать водой горящее топливо. При невозможности затушить очаги пожара собственными силами машинист обязан вызвать пожарную охрану и поставить в известность руководителя работ.
2.37. Поставить автогрейдер на место, отведенное для его стоянки.
2.38. Выключить двигатель и перекрыть подачу топлива. В зимнее время слить воду из системы охлаждения двигателя.
2.39. Затормозить автогрейдер и поставить рычаги управления в нейтральное положение.
2.40. Снять спецодежду и убрать ее для хранения в отведенное для этого место.
2.41. Сообщить руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за техническим состоянием автогрейдера, о всех неполадках, возникших во время работы, и сделать запись в вахтенном журнале.
3. Права работника
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. На предоставление работодателем бесплатно спецодежды и спецобуви.
3.3. Требовать от руководства организации, предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
Водитель отвечает за груз или за грузовой транспорт
Итак, в каких же случаях может быть заключен договор о полной матответственности с представителями этой профессии тогда, когда совмещаются функции по управлению автомобилем с обязанностями по распоряжению материальными ценностями. Например, лицо также является инкассатором, экспедитором или просто занимается транспортировкой ценностей на грузовом автомобиле, а также их выдачей, хранением, учетом.
Однако, надо учесть, что отвечает сотрудник именно за груз, а не за грузовой транспорт. Грубо говоря, договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль или легковой (это не важно) не будет иметь силы, даже если происходит подобное совмещение.
Почему — обосновано выше: такой профессии в Перечне, утвержденном Правительством, не содержится. Поэтому, при причинении вреда грузовому транспорту, полностью возмещать вред водитель не будет — это риск нанявшей его компании. Исключение: работник создал ДТП намеренно в результате преступления.