Находим решения ваших
юридических вопросов

Если документы ЕС основаны на идее постепенного сближения законодательства в соответствующем пространстве, то Североамериканское соглашение является дополнительным по отношению к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA), и является скорее инструментом протекционизма в сфере труда.

Международные договоры трудового права

Если документы ЕС основаны на идее постепенного сближения законодательства в соответствующем пространстве, то Североамериканское соглашение является дополнительным по отношению к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA), и является скорее инструментом протекционизма в сфере труда.

Четыре государства Южной Америки в 1991 г. основали межгосударственное объединение Меркосур(от исп. Mercado Común del Sur, т.е. общий рынок Юга).[326] В 1998 г. была подписана Социально-трудовая декларация Меркосур[327]. Существуют и иные региональные объединения, принимающие международные акты в сфере труда – в рамках государств Карибского бассейна, Африки, арабских государств и др. В) Классификация по форме акта. По форме источники международного трудового права чрезвычайно разнообразны.

РФ, приобретают значение внутреннего российского закона и должны применяться судами и другими российскими органами непосредственно, наравне с внутренним законодательством. Сегодня можно выделить следующие основные направления воздействия международных трудовых стандартов на российское трудовое право:

  1. Прямое применение международных актов в случае их ратификации Российской Федерацией;
  2. Реализация положений ратифицированных и нератифицированных международных актов путём издания соответствующих актов внутреннего законодательства

Источники международно-правового регулирования труда[править | править код] Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда.

Источники международного трудового права можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле под источниками международного трудового права понимаются акты, регулирующие международные отношения по вопросам, входящим в предмет трудового права (т.е. трудовым и иным, непосредственно связанным с ними отношениям).

В широком смысле в число источников международного трудового права включают и некоторые иные правовые акты, которые или не имеют обязательной юридической силы (например, рекомендации МОТ) или не связаны напрямую с государствами и международными (межправительственными) организациями (например, кодексы поведения многонациональных корпораций).

Часть III посвящена социально-трудовым правам. И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами. Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей. Таким образом, указанные в нем основные трудовые права и их гарантии являются одной из приоритетных частей российского трудового права.

Те его положения, которые прямо не включены в текст российских законов о труде, должны находить прямое их применение, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ они приобретают значение российского трудового законодательства.

  • Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и ратифицированный нашей страной в 1976, также содержит некоторые международные трудовые права.

Инфо

Во избежание споров по поводу названия рекомендательных международных актов в сфере труда, в литературе широко используется термин «международные трудовые стандарты» объединяющий как международные договоры, так и рекомендательные акты. В рамках МОТ это – рекомендации и декларации МОТ.[330] Декларации МОТ принимаются по наиболее общим и фундаментальным вопросам и отражают общие направления политики, ставящиеся МОТ в качестве цели перед мировым сообществом. За все время существования МОТ было принято всего четыре декларации.

С 1919 по 2012 гг.

Основной формой источников международного трудового права являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами. Называться они могут самым разным образом: договоры, хартии, конвенции, пакты и т.д. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре.

Среди международных договоров важнейший вид источников международного трудового права — это конвенции и протоколы к конвенциям МОТ. Протоколы принимаются по отдельным вопросам, пересматривающим или дополняющим отдельные положения ранее принятых конвенций и по юридической силе равны конвенциям. Сами акты МОТ могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

См. об этом далее.

Наряду с актами МОТ о равенстве в сфере труда, запрете дискриминации, приняты и принимаются дискриминирующие акты, которые относятся к определенным категориям трудящихся: работникам-мигрантам, лицам с семейными обязанностями, пожилым трудящимся, морякам, сельскохозяйственным рабочим, представителям коренного населения ;

  • Право на Ассоциацию. В этой области действуют две главные конвенции: Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию и Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных договоров.

В Конвенции № 87 свобода ассоциаций понимается как право трудящихся и предпринимателей образовывать организации (союзы, ассоциации) по своему выбору без предварительного разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций.

Важно

Статья 6 данного Пакта предусматривает, что участвующие в нем государства «признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается». В нем предусмотрены и меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами в целях полного осуществления этого права: программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы. Конституция РФ закрепляет не только гарантии на труд, но и четко право на труд.

Статья 7 Пакта ООН 1966 г.

Так, ст. 2 предусматривает равноправие граждан в гражданских (а следовательно, и трудовых) и политических правах без какого бы то ни было различия (по расе, языку, цвету кожи, полу и т.д.), ст. 25 — равное право граждан и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Статья 8 устанавливает, что никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду, при этом оговорено, что этот термин не охватывает труд в местах заключения, какую бы то ни было службу военного характера, службу, обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающих жизни или благополучию населения, работу по обыкновенным гражданским обязанностям.

Пакта; б) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; в) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

о свободе ассоциаций и защите права на организацию принимать законодательство в ущерб гарантиям этой конвенции. Международный пакт о гражданских правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и ратифицированный нашей страной в 1976 г., также содержит некоторые международные трудовые права.

  1. Установление
    законодателем органов по рассмотрению
    индивидуальных трудовых споров
    свидетельствует, что соглашением сторон
    трудового договора или локальным
    нормативным правовым актом организации
    не может решаться вопрос о создании
    иных органов, рассматривающих
    индивидуальные трудовые споры.

    2. Комиссия
    по трудовым спорам

    (КТС) – общественный орган, уполномоченный
    государством на выполнение
    правоохранительной функции.

    Суд (мировой судья, районный суд)

    – это государственный орган, обеспечивающий
    защиту и охрану прав и интересов сторон
    трудового договора.
    В случаях,
    определенных законодателем, в отношении
    некоторых категорий работников
    установлено, что признать действия
    работодателя неправомерными может
    вышестоящий в порядке подчиненности
    орган (вышестоящее должностное лицо),
    что не лишает работника права обратиться
    за разрешением индивидуального трудового
    спора в суд. Таким образом, в качестве
    органа, рассматривающего индивидуальные
    трудовые споры, в некоторых случаях
    может выступать и вышестоящий в порядке
    подчиненности орган.
    На основании
    п. 4 ст. 40 Закона о прокуратуре работники
    вправе обжаловать вышестоящему
    руководителю и (или) в суд решения
    руководителей органов и учреждений
    прокуратуры по вопросам прохождения
    службы.
    Пунктом 27 Положения о
    дисциплине работников железнодорожного
    транспорта Российской Федерации, утв.
    Постановлением Правительства РФ от 25
    августа 1992 г. N 621, установлено, что
    вышестоящий руководитель в пределах
    предоставленных ему полномочий имеет
    право отменить дисциплинарное взыскание,
    наложенное нижестоящим руководителем,
    если найдет достаточные основания для
    такого решения (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608).
    Действие этого Положения распространено
    Постановлением Совета Министров –
    Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N
    1032 на работников метрополитенов (САПП
    РФ. 1993. N 42. Ст. 4008).
    3. Государственный
    инспектор труда наделен функцией по
    оценке правоприменительной деятельности
    работодателя:
    когда трудовой спор
    рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК
    предоставляет право профсоюзному
    органу, работнику, иному лицу обращаться
    в государственную инспекцию труда по
    вопросу, находящемуся на рассмотрении
    соответствующего органа по рассмотрению
    индивидуального трудового спора (за
    исключением исков, принятых к рассмотрению
    судом, или вопросов, по которым имеется
    решение суда);
    когда обжалуется решение
    работодателя об увольнении работника
    (ст. 373 ТК).
    Государственный
    инспектор труда при выявлении нарушения
    трудового законодательства или иного
    нормативного правового акта, содержащего
    нормы трудового права, имеет право
    выдать работодателю предписание,
    подлежащее обязательному исполнению.

    4. Обращение работника в КТС, к
    мировому судье (в районный суд) зависит
    от подведомственности возникшего
    трудового спора.
    Подведомственность
    трудового спора – это определение
    органа, который вправе принять трудовой
    спор к своему рассмотрению. Правильное
    определение подведомственности
    конкретного трудового спора играет
    большую практическую роль, поскольку
    решение спора некомпетентным органом
    не имеет юридической силы и не может
    быть исполнено в принудительном
    порядке.

27. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров о заработной плате

Гарантии
– средства, способы и условия, с помощью
кот. обеспечивается осуществление
предоставленных работникам прав в
области социально-труд. отношений.

Компенсации
– денежные выплаты, установленные в
целях возмещения работникам затрат,
связанных с исполнением ими труд. или
иных обязанностей.

1.
Общие – гарантии при приеме на работу,
переводе на другую работу, по оплате
труда и другие.

2.
Специальные – в следующих случаях: – при
направлении в служебные командировки;
– при переезде на работу в другую
местность; – при исполнении гос. или
общественных обязанностей;

при
совмещении работы с обучением; – при
вынужденном прекращении работы не по
вине работника; – при предоставлении
ежегодного оплачиваемого отпуска; – в
некот. случаях прекращения труд. договора;
– в связи с задержкой по вине работодателя
выдачи труд. книжки при увольнении
работника.

При
предоставлении гарантий и компенсаций
соответствующие выплаты производятся
за счет средств работодателя.

Международные правовые акты как источники трудового права россии

С 1919 по 2012 гг.

См. об этом далее.

Дискриминация
в зависимости от каких-либо обстоятельств,
не связанных с деловыми качествами
работника, запрещена международными
нормами, Конституцией РФ и Трудовым
кодексом (см. ст. 3 и 64). Лицо, которому
отказано в приеме на работу по
дискриминационному мотиву, вправе
обжаловать этот отказ и заявить иск в
суде.

К дискриминационному для отказа
в приеме на работу относится и мотив
наличия у женщины беременности или
детей.
   Споры о дискриминации
законодатель впервые прямо отнес к
трудовым спорам, не указав “в сфере
труда”. Поскольку такие споры возможны
и до того, как лицо стало работником,
причины отказа работодатель по требованию
лица, которому он отказал в приеме на
работу, обязан сообщить в письменном.

В соответствии со ст. 3 ТК лица,
считающие, что ониподверглисьдискриминации
в сфере труда, вправе обратиться в суд
с заявлением о восстановлении нарушенных
прав, возмещении материального ущерба
и компенсации морального вреда.

  Следует иметь в виду, что органы
федеральной инспекции труда законом
не уполномочены рассматривать трудовые
споры.

Не уполномочены эти органы и на
принятие решений о возмещении материального
ущерба (вреда) и о компенсации морального
вреда. Они
осуществляют надзор и контроль за
соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных актов, содержащих
нормы трудового права (см. гл. 57 ТК).
  
У работника есть право обжаловать
решение работодателя, с которым он не
согласен, в эти органы.

Они
проверят соблюдение норм, нарушенных
по мнению заявителя, и при необходимости
примут меры, которые они
вправе принять.
   Следовательно,
при наличии признаков индивидуального
трудового спора (см. ст. 381 ТК), признаков
дискриминации
(с точки зрения работника, гражданина,
желающего поступить на работу или
уволенного с работы), такой спор полномочен
рассмотреть только суд.

Таким
образом, отказ работодателя учесть
мнение профкома является поводом к
коллективному трудовому спору.

Моментом
начала коллективного трудового спора
является день сообщения работодателя
(его представителя) об отклонении всех
или части требований работников (их
представителей) или несообщение им
своего решения в установленный Законом
срок, а также дата составления протокола
разногласий в ходе коллективных
переговоров.

Сами разногласия по
установлению или выполнению коллективных
договоров, соглашений о социально-трудовых
отношениях – еще не трудовой спор,
поскольку эти разногласия могут быть
урегулированы самими спорящими сторонами,
и тогда трудового спора не возникнет.
А вот неурегулированные самими сторонами
разногласия уже представляют коллективный
трудовой спор работников с работодателем,
разрешаемый примирительной процедурой.

Предметом
коллективного трудового спораявляются законные
интересы и права объединенных в трудовые
коллективы работников.

В
коллективном споре выступают представители
спорящих сторон, и Закон их определяет.
Представители работников – это органы
профессиональных союзов и их объединений,
уполномоченные на представительство
в соответствии с их уставами, органы
общественной самодеятельности,
образованные на собрании (конференции)
работников организации, филиала,
представительства и уполномоченные
им.

Представители работодателей –
руководители организаций или другие
уполномоченные в соответствии с уставом
лица, полномочные органы объединений
работодателей, иные уполномоченные
работодателями органы. Само название
“коллективные трудовые споры указывает,
что их спорящим субъектом
является трудовой
коллектив работников или несколько
трудовых коллективов работников.

Представителями
работодателей в таких коллективных
трудовых спорах на уровне выше предприятия,
организации являются полномочные органы
соответствующих объединений работодателей
и иные уполномоченные работодателями
органы (ст. 2).

В
случае возникновения коллективноготрудовогоспора
на локальном уровне социального
партнерства примирительнаякомиссия
создается в срок до двух рабочих дней
со дня начала коллективного
трудового спора,
а в случае возникновения коллективного
трудового спора
на иных уровнях социального партнерства
– в срок до трех рабочих дней со дня
начала коллективного трудового спора.

Решение
о создании примирительной комиссии при
разрешении коллективного трудового
спора на локальном уровне социального
партнерства оформляется соответствующим
приказом (распоряжением) работодателя
и решением представителя работников.
Решения о создании примирительных
комиссий при разрешении коллективных
трудовых споров на иных уровнях
социального партнерства оформляются
соответствующими актами (приказом,
распоряжением, постановлением)
представителей работодателей и
представителей работников.

Примирительнаякомиссия
формируется из представителей сторон
коллективноготрудовогоспора
на равноправной основе.

Стороны
коллективного
трудового спора
не имеют права уклоняться от создания
примирительнойкомиссии
и участия в ее работе.

Работодатель
(представитель работодателей) создает
необходимые условия для работы
примирительнойкомиссии.

Решение
примирительнойкомиссии
принимается по соглашению сторон
коллективного
трудового спора,
оформляется протоколом, имеет для сторон
этого спора
обязательную силу и исполняется в
порядке и сроки, которые установлены
решением примирительнойкомиссии.

При
недостижении согласия в примирительнойкомиссии
стороны коллективноготрудовогоспора
приступают к переговорам о рассмотренииколлективного
трудового спора
с участием посредника и (или) в трудовом
арбитраже.

25. Особенности исполнения решения суда о восстановлении на работе

Трудовые
споры, связанные с переводом работника
на другую работу

Как правило, в суде переводом работника
на другую работу признается изменение
его трудовой функции или существенных
условий трудового договора. В соответствии
с трудовым законодательством такой
перевод, допускается только с письменного
согласия работника.

Работодатель не
имеет права требовать от работника
выполнения работы, не предусмотренной
трудовым договором. Письменная форма
согласия работника с переводом на другую
работу это обязательное условие, которое
подтверждает добровольности волеизъявления
работника. Безусловно, что из общего
правила есть исключения и в самих
правовых нормах, и в применении их на
практике. Некоторые отклонения от
соблюдения установленных правил
переводаявляются основанием для
возникновения споров.


перевод на другую постоянную работу,
произведенный без согласия работника;

перевод на работу, противопоказанную
работнику по состоянию здоровья;

перевод по инициативе работодателя
представителей работников в период
ведения коллективных переговоров без
предварительного согласия органа,
уполномочившего их на представительство;

перевод по инициативе работодателя
представителей работников, их объединений
в период разрешения коллективных
трудовых споров.

Решение
о восстановлении на работе незаконно
уволенного работника, о восстановлении
на прежней работе работника, незаконно
переведенного на другую работу, подлежит
немедленному исполнению. При задержке
работодателем исполнения такого решения
орган, принявший решение, выносит
определение о выплате работнику за все
время задержки исполнения решения
среднего заработка или разницы в
заработке.

Решения
о восстановлении на работе незаконно
уволенного работника, о восстановлении
на прежней работе работника, незаконно
переведенного на другую работу, подлежат
немедленному исполнению. При задержке
работодателем исполнения такого решения
орган, принявший решение, выносит
определение о выплате работнику за все
время задержки исполнения решения
среднего заработка или разницы в
заработке.

Вынужденный
прогул и право на его оплату возникают
также при рассмотрении в судах трудовых
споров об отказе в приеме на работу.

Решение
о восстановлении на работе подлежит
немедленному исполнению, оно не может
быть приостановлено даже в порядке
надзора.

Работодатель
обязан исполнять решение суда о
восстановлении на работе, даже в том
случае если им подана кассационная
жалоба на решение суда или прокурор
принес кассационный протест.