Права и обязанности таможенных органов

Функции и задачи таможенных органов

Таможенное дело непосредственным образом осуществляют таможенные органы, которые составляют единую централизованную государственную систему. В России она составлена:

  • Федеральной таможенной службой;
  • региональным таможенным управлением;
  • таможней;
  • таможенными постами.

Содержание таможенного дела определили его задачи и функции.

Функции – учреждаемые общественно государственной функцией защиты национальных интересов главные цели таможенной системы, а задачами является набор проблем, разрешение которых ведет к реализации функционала.

Таможенные органы исполняют комплекс взаимно связанных функций, таких как, регулятивная, контрольная, экономическая, информационно-аналитическая; они осуществляют оперативную, управленческую, правовую, экономическую, и обеспечительную деятельность; разрешают различные задачи.

Среди функционала таможенных органов главное место в государствах с развивающейся рыночной экономикой занимает экономическая функция. Среди разновидностей деятельности, именно оперативной, управленческой, правовой, экономической, обеспечивающей, одной из главных представляется экономическая деятельность.

С реализацией экономической функции и деятельности экономической специфики связывается и крупная часть задач таможенной службы. Данные задачи необходимо считать экономическими, так как их разрешение приводит к увеличению темпа развития национальной экономики, усовершенствованию ее структуры, установлению цивилизованного рынка, росту бюджета государства, обеспечению экономической безопасности государства.

Таким образом, задачей таможенных органов представляется реализация таможенного оформления и таможенного контроля, формирование условий, которые способствуют увеличению темпа товарооборота посредством таможенной границы.

Таможенные органы собирают таможенные пошлины, сборы, налоги, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, ведут контроль над правильностью исчисления и своевременностью уплаты названных налогов, пошлин и сборов, могут принимать меры по их взысканию в принудительном характере.

В задачи таможенных органов включены обеспечение соблюдения порядка при перемещении транспортных средств и товаров через таможенные границы. Их задачей является обеспечение соблюдения учрежденных согласно законодательству РФ о государственном урегулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ, ограничений и запретов по отношению к товарам, которые перемещаются через таможенную границу.

Права и обязанности таможенных органов

Таможенные органы занимаются обеспечением в границах собственной компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности.

Они производят борьбу с правонарушениями в области таможенного дела, реализуют превентивные меры с незаконным оборотом через таможенную границу оружия, наркотических средств, радиоактивных веществ, культурных ценностей, видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, иных товаров, а также содействуют в борьбе с международным терроризмом и пресечением незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.

Таможенные органы реализуют в границах собственной компетенции валютный контроль операций, которые связаны с перемещением транспортных средств и товаров через таможенную границу, согласно законодательству РФ о валютном урегулировании и валютном контроле.

1. Сущность и содержание процесса управления

Важным компонентом системы
управления является про­цесс управления.
Процесс управления —
это деятельность
объединенных в систему субъектов
управления (линейных и функциональных
руководителей, а также другого
управлен­ческого персонала), направленная
на смену качественных состояний
управляемого объекта, на достижение
целей коллектива путем реализации
определенных функций с ис­пользованием
соответствующих методов и принципов
уп­равления.

Процесс управления отличается
специфическим содержа­нием, в котором
выделяются аспекты: методологический,
функ­циональный, экономический,
организационный, социальный и
информационный.

Методологический аспект состоит в том,
что процесс управления реализуется по
этапам в определенной последова­тельности:
целеполагание, оценка ситуации,
определение про­блемы, выработка
управленческого решения.

Цель — это
представление руководителя
таможенного органа о том, какой должна
быть управляемая система.

Управленческая ситуация —
это совокупность всех условий (внутренних
и внешних, объективных и субъектив­ных)
в конкретной сфере управления, сложившихся
в опре­деленное время и требующих
соответствующих действий Руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми
и сложными; Хорошо просматриваемыми и
с трудом поддающимися анализу; требующими
кратковременных, долгосрочных, глобальных,
час­тичных, комплексных действий или
разовых мер.

Проблема –
это основное противоречие
между ситуацией и целью. Разрешение основного
противоречия автоматически ведет за
собой разрешение всех остальных
противоречий. Фор­мулировка проблемы
определяет выработку решения.

Выработка управленческого
решения — это поиск
путей разрешения проблемы, а также
организационная ра­бота, связанная
с практической реализацией найденного
пути.

Функциональный аспект —
это реализация общих
функций управления в определенной
последовательности.

Экономический аспект определяется
деятельностью управляющей системы,
связанной с установлением потреб­ности
ресурсов управляемой системы и оценкой
их использо­вания.

Организационный аспект заключается в
использова­нии организационно-распорядительных
методов воздействия на управляемую
систему в последовательности:
регламентирова­ние, нормирование,
инструктирование и ответственность.

Социальный аспект процесса управления
определяется участием человека во всех
его этапах, независимо от той или иной
степени автоматизации управления.

Информационный аспект состоит в
определенной пос­ледовательности
операций по преобразованию информации
в процессе управления (поиск, сбор,
сортировка, первичная обра­ботка и
передача информации).

Все множество операций, присущих процессу
управления, можно сгруппировать следующим
образом: операции целеполагания; операции
информационной работы; операции
аналити­ческой работы и проектирования
вариантов решения; операции выбора
варианта действия; операции
организационно-практи­ческой работы.

Обязанности таможенных органов

При исполнении своих должностных обязанностей должностные лица таможенных органов имеют обязательства в:

  • соблюдение прав и законных интересов граждан, участников (ВЭД), которые осуществляют деятельность в области таможенного дела;
  • поддержание уровня квалификации, необходимого для выполнения должностных обязанностей;
  • исполнение иных обязанностей, установленных должностным регламентом с целью выполнения функций, которые возложены на таможенные органы.

2. Целеполагание в таможенных органах

Права и обязанности таможенных органов

Общая и конкретные цели управления
таможенными ор­ганами определяются
Таможенным кодексом Российской Фе­дерации
и другими законодательными и правовыми
норматив­ными документами Президента
РФ, Правительства РФ и ФТС России.

Цель должна быть теоретически обоснованной,
определен­ной, количественно измеримой,
ясной, значимой и достижимой содержательной
основой цели в определенной ситуации
управ­ления должна быть цель более
высокой ступени управления, т. е. цель
более высокого уровня управления.

Таможенная деятельность
находится на стыке внутренней и внешней
политики страны и напрямую связана с
выполнени­ем ее важнейших
социально-экономических и внешнеэкономи­ческих
программ и планов. Главной целью
управления в систе­ме таможенных
органов, т. е. целью стратегического
управле­ния, является обеспечение
реализации экономической полити­ки
РФ. В настоящее время это тот желаемый
результат целесообразной деятельности
таможенной службы, который должен быть
достигнут в переходный период.

Достижение этой цели управления
реализуется решением соответствующих
комплексов задач, связанных с выполнением
заданий таможенному органу как фискальному
органу по форми­рованию доходов
федерального бюджета; с повышением роли
та­моженной службы как правоохранительного
органа; с работой по упрочению интеграции
таможенной службы России с таможенны­ми
службами других государств; дальнейшим
удовлетворением социальных запросов
сотрудников таможенной службы.

В зависимости от той роли, которую играет
цель в процессе управления, выделяют
несколько типов уп­равления. В
таможенных органах наиболее часто
применяется «управление по отклонениям»,
«программное управление» и «целевое
управление».

Права и обязанности таможенных органов

Управление по отклонениям имеет место
на всех уров­нях иерархии управления
таможенными органами, так как стро­ится
главным образом по складывающимся
ситуациям. В этом типе управления цели
не придается большого значения.

Программное управление основано на
тщательной разра­ботке заданной
программы с расчленением ее по уровням
системы управления с указанием
последовательности ее выполнения.

Этот тип управления, наряду с вышеуказанным,
является часто применяемым в управленческой
деятельности таможен­ных органов.

Наиболее рельефно этот тип управления
просматривается в решении
фискально-контрольных задач по
формированию до­ходной части
федерального бюджета, в развитии
региональных таможенных управлений,
создании и оборудовании сети авто­переходов
через таможенную границу и др.

В целевом управлении цель
играет основополагающую роль и определяет
характер и ход управленческой деятельности.Содержанием целевого
управления является его исключи­тельно
высокая аналитичность при определении
проблемы уп­равления, предельно
строгое и четкое формирование цели
уп­равления; структуризация проблемы
управления, построение “дерева целей”;

В целевом управлении большую роль играет
прогнозирова­ние.

В практике управления его типы применяются
нередко в сочетании. Наиболее эффективным
сочетанием является соче­тание
программного и целевого типов управления,
которое по­лучило название
программно-целевого. Этот тип управления
в настоящее время для таможенных органов
имеет исключитель­но важное значение.

Таким образом, из двух рассматриваемых
компонентов сис­темы управления —
структуры и процесса — более динамич­ным
является процесс управления. Поэтому
развитие процесса управления влечет
за собой и развитие структуры управления.
Изменения в структуре должны осуществляться
тогда, когда в существующую структуру
процесс управления уже не уклады­вается,
когда структура создает существенные
помехи, стано­вится тормозом развития
управления, а следовательно, и всей
системы управления в целом.

В настоящее время в таможенной системе
наблюдается со­вершенствование
динамических характеристик управления,
прежде всего — за счет внедрения АСУ и
информационной технологии управления.

Права и обязанности таможенных органов

В заключение необходимо подчеркнуть,
что совершенствуя те или иные характеристики
процесса управления, необходимо постоянно
учитывать взаимосвязи процесса и
структуры систе­мы управления и
находить моменты перестройки структуры.
Поэтому в настоящее время в ходе
модернизации таможенных органов
значительное внимание уделяется
совершенствованию процесса управления.

Права таможенных органов

Таможенные органы для исполнения возложенных на них функций имеют следующие права:

  • требовать сведения, документы, представление которых предусматривается законодательством Таможенного союза, российским законодательством о таможенном деле и другим законодательством РФ, контроль, в соблюдении которого возлагается на таможенные органы;
  • проверять у должностных лиц и граждан, которые принимают участие в таможенных операциях, документы, которые являются удостоверением их личности;
  • требовать от юридических и физических лиц полномочных подтверждений при совершении конкретных действий или осуществление какой-то деятельности в сфере таможенного дела;
  • реализовывать оперативную розыскную деятельность с целью выявления, превенции, пресечения и раскрытия преступных деяний, производство неотлагательных следственных действий, а так же действий по дознанию, по которым относится уголовным процессуальным законодательством РФ в ведение таможенных органов, установления лиц, которые их подготавливают, совершают, а также с целью обеспечения собственной безопасности;
  • привлекать лиц к административной ответственности согласно законодательству РФ об административных правонарушениях;
  • применять в случаях, которые не терпят отлагательства, транспортные средства либо средства связи, которые принадлежат организациям либо общественным объединениям, исключая транспортные средства и средства связи дипломатических представительств, консульских и других учреждений зарубежных государств, а также международных организаций, с целью превенции преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых относится уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, задержания и преследования лиц, которые совершили такие преступления или подозреваемых в их свершении;
  • и иные права.
Права и обязанности таможенных органов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector